Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные проблемы средневековой философии1. Проблема человека: -- Представление о человеке как созданном по образу и подобию Божьему, обладающим духом, совестью, свободой воли. Человек – это не часть Космоса, полиса, как в античности, это личность, обладающая внутренним миром. Именно внутренний мир стал предметом исследования родившегося в средние века исповедального жанра литературы («Исповедь» Августина Блаженного). --Проблема соотношения свободы воли человека и божественного предопределения. Перед новым средневековым человеком встала проблема: ведь если Бог абсолютен и всемогущ, все видит, всем управляет, то откуда в мире зло? Бог же не может сотворить зло? Так появляется теодиция -попытка оправдания Божьего авторитета в виду наличия зла в мире. По мнению Августина Блаженного, зла нет как сущности, оно появляется лишь как отдаление человека от Бога в акте свободы (так, например, появился Дьявол – падший ангел Люцифер, который в своей гордыне возомнил себя выше Бога и был низвергнут из Божественного мира).
2. Проблема соотношения веры и знания. Эта проблема стала актуальна с возникновением христианства и с последующим развитием христианской культуры и общества. На протяжении всего средневековья выделилось три позиции А) На этапе патристики существовал абсолютный приоритет веры над разумом, что выразилось в словах Тертуллиана: «Верую, ибо это абсурдно». Вера не нуждалась в знании, главное было верить в Бога. Б) В дальнейшем стало признаваться, что знание дополняет, укрепляет веру: «Знаю, чтобы верить» (Пьер Абеляр). Философы стали заниматься доказательствами существования Бога, так как одной веры стало мало. Ансельм Кентерберийский дал свое онтологической доказательство бытия Бога: Бог абсолютен, поэтому он вбирает в себя все возможные положительные атрибуты. В том числе и свое существование. Иначе можно придумать какие-то другие абсолюты, которые не обладают бытием, и тогда Бог будет не абсолютен.
В) На этапе схоластики произошло разделение знания и веры: возникла теория гармонии знания и веры Фомы Аквинского. Этот философ и богослов полагал, что знание, философия подчиняются разуму, вера, теология – Откровению, сверхъестественному. Оба метода познания (религиозное откровение и рациональное обоснование) не исключают, а дополняют друг друга, так как познают один и тот же предмет – Бога и созданный им мир, но с разных углов зрения. Подобный взгляд называется «концепция двух истин».
3.Спор между реалистами и номиналистами по поводу природы универсалий (общих понятий): что первично в акте сотворения мира Богом – общие понятия или единичные вещи. В данном споре выделились три мировоззренческие позиции:
1. Реализм (Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский) – учение, согласно которому подлинной и первичной реальностью обладают только общие понятия – идеи в божественном разуме как прообразы всей индивидуальной множественности (всех вещей). Они существуют реально, фактически, в качестве реальной «вещи», и не являются простым конструктом человеческого разума. Реализм поддерживался церковью. 2. Номинализм (Росцелин, Уильям Оккам) – учение, согласно которому общие понятия – лишь имена, название вещей (всего лишь колебание голоса). Признавалось, что Бог творил сперва не идеи, но индивидуальные,единичные вещи, которые в процессе своего существования размножились, и потом уже человек их назвал и классифицировал (дал им имена). У номиналистов была ориентация на эмпирический мир, интерес к познанию природы, за что их порицала Римская католическая церковь.
3. Концептуализм (Пьер Абеляр) - (от лат. conceptus - понятие) - филос. учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей. Отвергая схоластический реализм, концептуализм, в отличие от номинализма, утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт, выраженный словом. То есть, универсалии существуют реально, но не в качестве самостоятельной вещи, а в виде законов и тенденций. Римская Церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм был осужден. Итак, с одной стороны, период средневековья можно считать временем застоя и упадка философской мысли (философия всего лишь «служанка богословия»), но, с другой стороны, Западноевропейское средневековье утвердило новое представление о человеке как личности, обладающей свободой внутреннего выбора (в «град Божий» или «град земной» ведут пути глубин человеческого сердца, а не внешние обстоятельства, довлеющие над человеком). Средневековая философия также внесла позитивный вклад в развитие гносеологии, формальной логики. В этот период накапливались творческие силы человека, в полной мере проявившиеся в эпоху Возрождения. ________________________________________________________________________
|