Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности средневековой философии и этапы ее развития





ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

1. Особенности средневековой философии и этапы ее развития.

2.Основные проблемы средневековой философии.

____________________________________________________________________3. 3.Особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения.

4. Формирование новой картины мира: натурфилософия и социальная философия эпохи Возрождения.

*********************************************************************

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1.

Особенности средневековой философии и этапы ее развития.

Под средневековой философией будем понимать европейскую философию 2-14 вв. н.э.(иногда ее датируют также 5- 15 вв.). Ее становление и развитие связано с христианством, которое, распространившись в Римской империи в первые века новой эры, несло с собой новую систему ценностей. Установление христианства связано с отрицанием античной культуры, которую оно называет "языческой.

Статичный "совершенный космос" античности теперь сменяется напряженной динамикой движения к совершенству, к Богу. Отныне не познание и созерцание составляют смысл человеческого существования, а приближение человека к Богу, преодоление греховности, очищение, через изменение мотивов и целей жизни.

 

Основными принципами средневекового мышления являются:

1). Ревеляционизм - представление о богооткровенности знания. Знание приходит не из человеческого размышления, а дано Богом и впоследствии выступает как рефлексия по поводу откровения. Библия выступает как абсолютная истина.

2) Теоцентризм – теологическая концепция, полагающая Бога источником, центром и целью всего существующего.

3) Креационизм – идея о том, что Бог сотворил мир из ничего, и его всемогущество сохраняет, поддерживает бытие каждый миг.

4) Эсхатологичность (от греч. —

последний, конечный, учение) - система религиозных взглядов и представлений о конце

света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние.

5) Провиденциализм -вера в божественную предопределенность всего существующего.

6) Историчность – представление об истории как линейном и прогрессивном движении. Например, как в учении Августина Блаженного о человеческой истории, как восхождении от несовершенного «града земного» (государства, державы дьявола) к совершенному «граду Божьему» (царствию небесному, сообществу праведников). Оба «града» существуют одновременно, но принадлежность к одному из них зависит от внутреннего выбора каждого.

7) Авторитарность: последним аргументом всегда остается отсылка к авторитету Священного Писания или к трудам Отцов Церкви.

Этапы развития европейской средневековой философии:

1) Патристика (от греч. πατηρ, лат. pater —"отец") (2-8 вв.) – совокупность богословских, философских, социально-политических доктрин, представленных Отцами Церкви (духовными основателями христианской Церкви, ортодоксальными учителями

христианской веры).

Представители: Августин Аврелий (Блаженный), Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Тертуллиан, Ориген).

 

Особенности патристики:

 

-- В период патристики шло оформление христианского вероучения, происходила канонизация (от греч. κανονίζω — регулировать, определять, узаконивать) текстов Библии: в Новый Завет вошло только 4 текста Евангелия, послания апостолов, откровение Иоанна Богослова и др. тексты. Большое количество произведений первоначальной христианской литературы были признаны апокрифическими (не вошедшими в библейский

канон).

 

-- Шла разработка христианской догматики (от др.-греч. δόγμα, δόγματος -мнение, решение, постановление), т.е. утверждённое высшими религиозными инстанциями положение вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критике (сомнению): был принят Символ веры (система основополагающих догматов вероучения), на Никейском Вселенском Церковном Соборе в 325 г. и дополнен в 381 г. на

Никео-Константинопольском Вселенском Соборе).

 

-- Апологетика и борьба с христологическими ересями (от др.-греч. αἵρεσις -«выбор, направление, школа, учение, секта») - сознательными отклонениями от общепринятого религиозного учения, предлагающими иной подход к религиозному учению: арианством, не признающим божественную природу Христа, монофизитством, признающим только

божественную природу Христа, несторианством, признающим божественную природу Христа лишь как результат духовного приобщения к Богу.

 

-- Создание комментариев к Библии, необходимых для правильного понимания Священного Писания (Ветхого и Нового Заветов, других христианских текстов).

 

2) Схоластика (9-15 вв.) (от латинского слова schole)– средневековая «школьная философия», представители которой – схоласты– стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. В схоластике философию понимают не

как свободное исследование, научный поиск, а как обучение и преподавание (как культура школы).

Развитие схоластической философии можно разделить на следующие периоды:

1.Ранняя с. (9-11 вв.). Представители: Эриугена, Ансельм Кентерберийский.

2.Зрелая (классическая) (12-13 вв.).Представители: Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Иоанн Росцеллин.

3.Поздняя (13-15 вв.).Представители: Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, Мейстер Экхарт.

 

Схоластика как разновидность философии Средневековья выступала одновременно и как религия, и как форма любого иного типа мировоззрения. Философия в этот период представала в качестве «служанки богословия».

 

Особенности схоластики:

 

-- Систематизация христианского учения и вообще всего знания:

составление «Сумм» (от лат. summa — литературная форма, или литературный жанр, соединяющий в себе признаки научного трактата и энциклопедического справочника) — всеобъемлющих компендиумов по тому или иному вопросу. Например, «Сумма философии», «Сумма теологий» «Сумма против язычников» (Фома Аквинский), «Сумма

логики» (Уильям Оккам).

-- Доскональное изучение поставленного вопроса со скрупулёзным рассмотрением всех возможных случаев и опровержением неортодоксальных воззрений.

-- Высокая культура цитирования.

-- Разделение философии и теологии.

В период патристики мыслители опирались на труды Платона, тогда как в период схоластики – на труды Аристотеля.

2.

Date: 2015-10-19; view: 2720; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию