Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности средневековой философии и этапы ее развитияСтр 1 из 4Следующая ⇒ ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Особенности средневековой философии и этапы ее развития. 2.Основные проблемы средневековой философии. ____________________________________________________________________3. 3.Особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения. 4. Формирование новой картины мира: натурфилософия и социальная философия эпохи Возрождения. ********************************************************************* ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 1. Особенности средневековой философии и этапы ее развития. Под средневековой философией будем понимать европейскую философию 2-14 вв. н.э.(иногда ее датируют также 5- 15 вв.). Ее становление и развитие связано с христианством, которое, распространившись в Римской империи в первые века новой эры, несло с собой новую систему ценностей. Установление христианства связано с отрицанием античной культуры, которую оно называет "языческой. Статичный "совершенный космос" античности теперь сменяется напряженной динамикой движения к совершенству, к Богу. Отныне не познание и созерцание составляют смысл человеческого существования, а приближение человека к Богу, преодоление греховности, очищение, через изменение мотивов и целей жизни.
Основными принципами средневекового мышления являются: 1). Ревеляционизм - представление о богооткровенности знания. Знание приходит не из человеческого размышления, а дано Богом и впоследствии выступает как рефлексия по поводу откровения. Библия выступает как абсолютная истина. 2) Теоцентризм – теологическая концепция, полагающая Бога источником, центром и целью всего существующего. 3) Креационизм – идея о том, что Бог сотворил мир из ничего, и его всемогущество сохраняет, поддерживает бытие каждый миг. 4) Эсхатологичность (от греч. — последний, конечный, учение) - система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние. 5) Провиденциализм -вера в божественную предопределенность всего существующего. 6) Историчность – представление об истории как линейном и прогрессивном движении. Например, как в учении Августина Блаженного о человеческой истории, как восхождении от несовершенного «града земного» (государства, державы дьявола) к совершенному «граду Божьему» (царствию небесному, сообществу праведников). Оба «града» существуют одновременно, но принадлежность к одному из них зависит от внутреннего выбора каждого. 7) Авторитарность: последним аргументом всегда остается отсылка к авторитету Священного Писания или к трудам Отцов Церкви. Этапы развития европейской средневековой философии: 1) Патристика (от греч. πατηρ, лат. pater —"отец") (2-8 вв.) – совокупность богословских, философских, социально-политических доктрин, представленных Отцами Церкви (духовными основателями христианской Церкви, ортодоксальными учителями христианской веры). Представители: Августин Аврелий (Блаженный), Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Тертуллиан, Ориген).
Особенности патристики:
-- В период патристики шло оформление христианского вероучения, происходила канонизация (от греч. κανονίζω — регулировать, определять, узаконивать) текстов Библии: в Новый Завет вошло только 4 текста Евангелия, послания апостолов, откровение Иоанна Богослова и др. тексты. Большое количество произведений первоначальной христианской литературы были признаны апокрифическими (не вошедшими в библейский канон).
-- Шла разработка христианской догматики (от др.-греч. δόγμα, δόγματος -мнение, решение, постановление), т.е. утверждённое высшими религиозными инстанциями положение вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критике (сомнению): был принят Символ веры (система основополагающих догматов вероучения), на Никейском Вселенском Церковном Соборе в 325 г. и дополнен в 381 г. на Никео-Константинопольском Вселенском Соборе).
-- Апологетика и борьба с христологическими ересями (от др.-греч. αἵρεσις -«выбор, направление, школа, учение, секта») - сознательными отклонениями от общепринятого религиозного учения, предлагающими иной подход к религиозному учению: арианством, не признающим божественную природу Христа, монофизитством, признающим только божественную природу Христа, несторианством, признающим божественную природу Христа лишь как результат духовного приобщения к Богу.
-- Создание комментариев к Библии, необходимых для правильного понимания Священного Писания (Ветхого и Нового Заветов, других христианских текстов).
2) Схоластика (9-15 вв.) (от латинского слова schole)– средневековая «школьная философия», представители которой – схоласты– стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. В схоластике философию понимают не как свободное исследование, научный поиск, а как обучение и преподавание (как культура школы). Развитие схоластической философии можно разделить на следующие периоды: 1.Ранняя с. (9-11 вв.). Представители: Эриугена, Ансельм Кентерберийский. 2.Зрелая (классическая) (12-13 вв.).Представители: Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Иоанн Росцеллин. 3.Поздняя (13-15 вв.).Представители: Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, Мейстер Экхарт.
Схоластика как разновидность философии Средневековья выступала одновременно и как религия, и как форма любого иного типа мировоззрения. Философия в этот период представала в качестве «служанки богословия».
Особенности схоластики:
-- Систематизация христианского учения и вообще всего знания: составление «Сумм» (от лат. summa — литературная форма, или литературный жанр, соединяющий в себе признаки научного трактата и энциклопедического справочника) — всеобъемлющих компендиумов по тому или иному вопросу. Например, «Сумма философии», «Сумма теологий» «Сумма против язычников» (Фома Аквинский), «Сумма логики» (Уильям Оккам). -- Доскональное изучение поставленного вопроса со скрупулёзным рассмотрением всех возможных случаев и опровержением неортодоксальных воззрений. -- Высокая культура цитирования. -- Разделение философии и теологии. В период патристики мыслители опирались на труды Платона, тогда как в период схоластики – на труды Аристотеля. 2.
|