Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технические средства– это разнообразные приборы и установки, являющиеся результатом технического творчества человека и используемые в познавательной деятельности
Это очень обширный класс средств, который постоянно совершенствуется, развивается в направлении увеличения сложности, что приводит к повышению эффективности и точности познания. Как правило, эти средства обслуживают эмпирический уровень науки, именно они ответственны за приращение новых фактов. На наш взгляд, именно прогресс в технических средствах в первую очередь ведёт к росту научного знания, к умножению мощи науки, Иными словами, именно совершенствование этих средств и есть основной источник, первопричина научного прогресса. Например, появление в последние десятилетия новых сверхмощных телескопов (типа хаббловского) позволило открыть с 1995 по 2005 годы более двухсот внесолнечных планет, о чём лет 50 назад и мечтать не могли. Другой пример – открытие в 30-х годах внеземных источников радиоизлучения и создание в 40-х годах первых радиотелескопов, которые позволили наблюдать многие ранее недоступные восприятию объекты, например, ядро нашей Галактики. А можно ли представить современную науку без сверхмощных ЭВМ? Если бы Иоаганн Кеплер имел хотя бы средненький современный компьютер, то на свои сложные вычисления, которых он провел более 100 тысяч, он потратил бы не 20 лет, а всего лишь несколько недель! Технические средства познания можно разделить на следующие группы: 1. Измерительные приборы и инструменты предназначены, соответственно, для измерения разнообразных параметров, присущих объектам и процессам действительности. Измерить – значит, выразить нечто (какое-либо свойство, качество) с помощью числовых показателей. К измерительным приборам можно отнести, в частности, разнообразные термометры, амперметры, микрометры, весы, секстанты и пр. 2. Экспериментальные установки предназначены для проведения экспериментов и не преследуют целей измерения. У них иная цель – создать некоторые искусственные и (или) контролируемые условия для получения нужных исследователю эффектов. Например, синхрофазотрон – ускоритель элементарных частиц – позволяет разгонять частицы до огромных скоростей, сталкивать их друг с другом и на основе этого изучать процессы распада и взаимопревращения частиц. В психологии используется сложная аппаратура для создания разнообразных эффектов. Например, Стэнли Милграм – американский социальный психолог – создал довольно сложную установку для изучения влияния давления авторитета на агрессивное поведение людей. В эту систему установок вошли специальный пульт, позволяющий задавать напряжение от 15 до 450 вольт (точнее, имитирующий задание электрического напряжения), кресло для «ученика», к которому были подключены электрические провода, а также магнитофон, ширма, стулья и пр. Всё вместе составило экспериментальный комплекс, позволяющий вызывать нужное поведение у испытуемых[4]. 3. Наблюдательные приборы предназначены для увеличения точности, мощи наших органов чувств. Сюда можно отнести телескоп, радиотелескоп, микроскоп и др., которые выступают продолжением нашего зрения, расширяют его возможности. Различные эхолокаторы, измерители шумов многократно увеличивают наши способности слышать и распознавать звуки. Нередко такие приборы снабжаются дополнительными измерительными приспособлениями, например, на объективе телескопа может быть нанесена шкала, позволяющая измерять расстояние между звёздами. 4. Аппаратура для обработки и хранения информации служит именно этим целям – обработке (количественно-статистической) и хранению (как правило, в электронном виде). К этой группе приборов относятся ЭВМ, персональные и иные компьютеры. Концептуальные (от лат. concept – понятие) средства познания являются плодом совокупной интеллектуальной деятельности человечества. В отличие от технических средств, они не имеют материально-вещественной формы существования. Они существуют в идеальном мире – мире понятий, законов, принципов, правил. К этим средствам относятся: · категории, понятия, т.е. язык науки – чем богаче, совершеннее язык, тем точнее, глубже, шире и научное познание; · методы научного познания – анализ, синтез, дедукция, индукция, математизация, формализация, интерпретация, объяснение, эксперимент, наблюдение, моделирование и др.; · формы научного познания, выступающие особыми способами фиксации знаний, способами отражения субъектом объекта – факт, эмпирическое обобщение (эмпирический закон), проблема, гипотеза, научный закон, теория, понятие, суждение, умозаключение. · принципы научного познания, выполняющие целенаправляющую, регулятивную роль в познании – принцип развития, детерминизма, объективности, системности и др., которые мы рассматривали на предыдущей лекции. Среди всех концептуальных средств наиболее важным является язык, как обыденный, так и научный. Очевидно, что чем сложнее и богаче язык, тем больший класс явлений, процессов способен он охватить, описать и объяснить. Например, если в русском языке для обозначения снега используются по сути только два слова: «снег» и «наст», то в языке эскимосов таких слов, обозначающих различные виды снега, более 50-ти. В художественном фильме «Снежное чувство Смиллы» (1995) героиня Джулии Ормунд, попав в ледяную воду, а потом оказавшись в автомобиле ее друга, который ее и спас, по его просьбе, чтобы не заснуть, пока он везет ее в больницу, называет одно за другим несколько десятков таких слов (героиня Джулии занималась изучением языка и культуры эскимосов). Ясно, что у эскимосов, в отличие от нас, более богатое и глубокое представление (знание) о снеге и его разновидностях, и это неудивительно, ведь жилище можно строить только из одного вида снега. Также и в науке мы видим постоянное, неуклонное обогащение и усложнение языка – появление новых терминов, символов и т.п. Изобретение новых слов – не прихоть ученых, а необходимое явление, без которого невозможен научных прогресс. Ведь каждому новому явлению, будь то кварки, гравитоны или нейтрино, необходимо дать новое имя, иначе о нем вообще нельзя говорить, описывать или объяснять. Также надо отметить, что появление новых слов в науке часто вызвано стремление очистить науку от ценностно-нагруженных понятий, сделать язык науки нейтральным, отсюда появление дублеров известных слов, например, наряду со словом «пол» часто используется слово «гендер» («гендерные исследования»), вместо слова «нехватка» в психологии теперь чаще используют термин «фрустрация», вместо «слабоумие» -- «олигофрения» и т.п. Средства познания оказывают двоякое, амбивалентное влияние на деятельность как любого ученого, так и на исследовательскую работу психолога. Позитивное влияние средств познания связано с тем, что они повышают эффективность познания, делают его более строгим, точным, ясным, экономят силы, средства, снижают затраты времени (например, сегодня многие рутинные вычислительные операции можно поручить ЭВМ), дисциплинируют мышление, увеличивают силу и мощь наших органов чувств и т.п., и, в конце концов, способствуют углублению наших знаний, росту науки. Но средства познания имеют и негативную сторону, которая стала ясной в начале 20-го столетия. Дело в том, что любые средства познания искажают восприятие реальности самой по себе. Это положение возникло в лоне квантовой механики, где выяснилось, что «квантовые явления не существуют сами по себе, а зависят от условий наблюдения, в частности, от экспериментальной установки»[5].
ВЫВОДЫ по 2 вопросу:
1. Для обозначения структуры процесса познания в гносеологии используется термин «познавательное отношение». Познавательное отношение – это активно-деятельностная взаимосвязь между элементами, сторонами процесса познания. 2. Структура познавательного отношения включает субъект, объект и средства познания. Субъект – это носительно познавательной активности, организующая и целенаправляющая сторона процесса познания. Объект – это фрагмент реальности, на который направлена активность субъекта познания. 3. Средства познания – это инструменты, используемые субъектом для повышения точности, эффективности познавательной деятельности. Однако средства познания также вносят искажения в процесс познания. Средства познания бывают трех видов: физиологические, технические и концептуальные. Учебный вопрос № 3 Date: 2015-10-19; view: 1680; Нарушение авторских прав |