Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность процесса познания. Знание и познаниеСтр 1 из 4Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ (продолжительность – 5 минут)
На предыдущей лекции мы рассмотрели диалектику как учение о развитии, отметили законы диалектики, ее основные принципы и категории, получили общее представление об альтернативах диалектика, таких как метафизика и эмерджентизм. Темой «Диалектика» мы закончили изучение онтологии как учения о бытии и его фундаментальных принципах. Сегодня мы переходим к следующему разделу теоретической философии, который называется «гносеология» и понимается как учение о познании, его фундаментальных особенностях, принципах, структуре, видах. Однако главный вопрос гносеологии – это сакраментальный вопрос «Что есть истина?» На сегодняшнем занятии мы с вами рассмотрим и этот вопрос – вопрос об истине, а также познакомимся с такими темами теории познания, как сущность познания и природа знания, познавательное отношение и его структура, специфика научного познания. Исходя из сказанного, цель сегодняшней лекции будет состоять в том, чтобы изучить основы гносеологии, осветить наиболее важные темы и проблемы теории познания. Конкретизацией названной цели выступают следующие задачи: · получить представление о сущности, структуре и задачах гносеологии; · рассмотреть содержание процесса познания; · эксплицировать структуру познавательного отношения, в частности, дать определения и отметить основные особенности субъекта и объекта познания, средств познания и их видов, роль средств познания в познавательной деятельности; · исследовать вопрос об истине, уяснить ее различные трактовки (концепции), а также рассмотреть свойства и критерии истины. Учебный вопрос № 1 Сущность процесса познания. Знание и познание (продолжительность – 35 минут)
Проблемы познания традиционно привлекали внимание философов, начиная с древности. В древнегреческой философии мы встречаем гносеологическую проблематику в развитом виде сначала у Парменида, затем у Платона и Аристотеля. Древним грекам, как и индийцам, также свойственно противопоставление двух видов знания – высшего и низшего. У Парменида это противопоставление двух миров, по сути – двух способов познания – умопостигаемого, разумного, с одной стороны, и чувственного – с другой. Мир мысли – это и есть подлинное бытие, мир ощущений – бытие иллюзорное. В философии Платона встречаем противопоставление «эпистемы» и «доксы». Первая – это знание, основанное на разуме, на логике, на доказательствах. Сегодня мы называем его дискурсивным знанием (от. discourse – речь). Вторая, «докса» -- это знание-мнение, основанное на чувствах, нередко обманчивое, способное вводить в заблуждение. В ходе последующего развития философии гносеологическая проблематика оставалась в центре внимания значительного числа мыслителей. Особенную актуальность она приобрела в 17 веке – в эпоху борьбы рационализма и эмпиризма. В это время проблема познания становится центральной в философии, а главный вопрос новоевропейской теории познания можно сформулировать так: какое знание более достоверно – то, которое основано на опыте или то, которое опирается на разум. Крупный вклад в гносеологию внес Иммануил Кант (1724 – 1804), разработавший в «Критике чистого разума» (1781) оригинальную теорию познания, во многом опередившую свое время и предвосхитившую современную постнеклассическую науку. Кант выступил с критикой идеи о том, что наши знания есть отражение мира, его уменьшенная копия. По Канту, познание носит не отражательный, а конструктивно-проективный характер: «рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей». В 19-20 веках фундаментальный вклад в гносеологию внесли, прежде всего, позитивисты (О.Конт, Г.Спенсер), неокантианцы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, П. Наторп), феноменологи (Э. Гуссерль), неопозитивисты (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап и др.), постпозитивисты (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, Д. Тулмин, Р. Полани, П. Фейерабенд и др.). Однако рассмотреть вклад перечисленных мыслителей не представляется здесь возможным. Обратимся теперь к основным понятиям и идеям современной гносеологии. В первом приближении, можно сказать, что гносеология – это раздел философии, изучающий познание и знание. Действительно, греческое слово «гнозис» означает и познание, и знание. Нередко также говорят, что гносеология – это теория познания. А сами термины «гносеология» и «теория познания» используют обычно как синонимы. Но можно дать и более полное, более подробное определение гносеологии. Гносеология (теория познания) – учение о сущности познавательной деятельности, её структуре, уровнях и формах, предпосылках и условиях адекватности, особенностях результатов [1]. Разумеется, гносеология – не единственная наука, изучающая познание. Проблемы познания исследуются и в рамках других дисциплин. Прежде всего, это психология в лице таких её разделов, как психология внимания, мышления, памяти, творчества. В рамках патопсихологии изучаются специфические особенности познавательной деятельности умственно отсталых, психически больных (например, шизофреников) людей. В возрастной и педагогической психологии изучаются особенности познавательной деятельности детей. В рамках этнологии и этнографии изучается познавательная деятельность представителей так называемых отсталых, примитивных народов (эскимосов, пигмеев, аборигенов Австралии, американских индейцев и др.), иными словами, изучается специфика первобытного мышления[2]. К наукам, связанным с изучением познания и знания, также можно отнести логику, кибернетику, социологию знания, антропологию, зоопсихологию, историю, культурологию. Все эти науки вместе с гносеологией составляют обширную систему знаний о мыследеятельности человека, получившую название когнитивистики. Гносеология выступает ядром, фундаментом когнитивистики. Специфика гносеологии состоит в том, что она исследует как познание (процесс), так и знание (результат) в предельно абстрактном, чистом виде, стремясь вынести за скобки зависимость познания от исторических, культурных, возрастных, физиологических условий его осуществления. Иными словами, гносеолога не интересует специфика познания ребенка, дикаря или шизофреника, его интересуют более общие вопросы: что такое познание, что есть знание, какова структура процесса познания, каковы критерии истинности знания и др. Исходя из вышесказанного, попробуем определить объект и предмет гносеологии. Очевидно, что объектом теории познания являются два основных феномена – познание (познавательная деятельность) и знание (результат этой деятельности). А предметом – наиболее общие закономерности познавательной деятельности, её сущность, предпосылки, структура, средства, особенности результатов, условия адекватности. Но об этом мы уже говорили… К основным задачам гносеологии можно отнести следующие: 1) Обоснование возможности достоверного познания явлений и сущности действительности. 2) Раскрытие многообразия средств познания действительности и выявление их познавательных возможностей. 3) Критика агностицизма как учения, отрицающего возможность достоверного познания сущности явлений и процессов действительности. Гносеология как и любая отрасль знаний обладает своей структурой. На наш взгляд, в структуре гносеологии можно выделить три основных дисциплины: общую теорию познания, изучающую наиболее общие вопросы гносеологии – сущность и структура познания, уровни и виды знания, типология средств познания, истина и её критерии; эпистемологию (от греч. episteme – точное, строгое знание), исследующую специфику научного познания [3]; методологию, нацеленную на изучение когнитивной подсистемы науки, или, иными словами, изучающую структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания. Следует отметить, что сегодня просматривается явная тенденция по превращению методологии в самостоятельную научную дисциплину – методологию науки – что связано с необычайно быстрым ростом научного знания, его усложнением, увеличением количества научных дисциплин и необходимостью отмежевания (демаркации) науки от псевдо-науки (лже-науки), которая также сегодня расцветает пышным цветом во всех странах мира. В настоящей лекции мы рассмотрим только основные проблемы общей теории познания, а проблематику эпистемологии и методологии науки будем изучать на последующих лекциях. Первый вопрос, на котором мы вкратце остановимся, это вопрос о том, познаваем ли мир в своей сущности? По этому вопросу можно выделить три основные позиции: гностицизм (гносеологический оптимизм), агностицизм и скептицизм. Гносеологического оптимизма придерживалось подавляющее большинство мыслителей. Его суть можно сформулировать так: сущность мира познаваема. Гносеологические оптимисты считают, что мы можем проникать за поверхность явлений, что наше знание год от года углубляется, уточняется и всё более точно, более адекватно и полно отражает реальность. Конечно, гносеологические оптимисты осознают, что с ростом знания растет и незнание, что мы никогда не достигнем исчерпывающего знания о мире, т.е. нет предела, границы, за которой приращение знания станет невозможным. И, тем не менее, они уверены, что наше знание дает нам адекватный (т.е. соответствующий), постоянно углубляющийся «портрет» действительности, точнее, множество «портретов» различных фрагментов, уровней, аспектов бытия. Уверенность в возможности достоверного познания мира разделяли Платон, Аристотель, Декарт, Бэкон, Лейбниц, Гегель, Маркс, Конт, Ясперс и многие-многие другие… Агностицизм – учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности явлений и процессов действительности. Агностики отрицают не сам факт познания – очевидное отрицать глупо. Они не согласны с идеей о том, что наши знания адекватно, правильно отражают сущность действительности. По их мнению, познание – это способ упорядочения наших ощущений, а знать о том, что же за ощущениями скрывается – мы не можем. Наиболее известные представители агностицизма – Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант. Беркли как сторонник субъективного идеализма полагал, что за нашими ощущениями нет никакой реальности, что всё, что существует, существует лишь в нашем сознании. А раз за ощущениями нет никакой реальности, то нет за ними и никакой сущности. Кант, в отличие от Беркли, считал, что за ощущениями все-таки есть некая реальность, аналог материального мира, но об этой реальности, названной им миром «вещей в себе», мы не можем ничего знать. Как бы мы ни познавали явления, по мнению Канта, знание явлений ничуть не приближает нас к познанию «вещей в себе». Скептицизм занимает срединную, промежуточную позицию между агностицизмом и гносеологическим оптимизмом. Основной тезис скептицизма гласит: всякое знание сомнительно, всякое знание может быть недостоверным. Скептик отличается неуверенностью, вечными сомнениями даже во вроде бы очевидных истинах. Скептицизм появился в античности, его основателем считают Пиррона, продолжателями дела которого стали впоследствии Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик, разработавшие множество доказательств («тропов»), подтверждающих свой познавательный пессимизм. Например, скептики верно подметили, что раз все философы друг другу противоречат, то никто не имеет права считать себя правым, следовательно, никто не может считаться выразителем истины. И хотя скептицизм как самостоятельное философское направление давно уже умер, тем не менее, считается, что скептическое отношение, т.е. отношение критическое, к происходящему необходимо воспитывать у каждого. Только такой скептицизм должен быть здоровым, т.е. не огульным, не отрицающим истинность и правильность всего и вся, а способным видеть и хорошее, и плохое, отделять достоверное от неверного. Для нас скептицизм ценен прежде всего тем, что учит сомневаться в том, что нам сообщают из газет и по телевидению, учит самостоятельно мыслить и анализировать происходящее, учит не доверять слепо никаким авторитетам, не принимать всего, что впихивают в наше сознание, за чистую монету, а учит больше полагаться на собственный разум и интуицию. Так что лозунг здорового скептика будет звучать так: доверяй, но проверяй. Второй вопрос, на котором надлежит остановиться, -- это вопрос о том, что есть познание? Попробуем выявить основные признаки познания, а затем сформулировать его определение. Прежде всего, познание – это особый род деятельности, развертывающийся в идеальной сфере, т.е. один из видов духовной деятельности человека. Кроме познавательной, существуют и другие виды духовной деятельности: художественная (эстетическая), связанная с созданием и «потреблением» произведений искусства, эстетических ценностей; религиозная, связанная с богообщением, отправлением культовых действий; морально-этическая, включающая оценку поступков на основе критериев добра и зла; коммуникативная – общение людей. Следует отметить, что строгое различение этих видов деятельности осуществимо лишь в теории, тогда как на практике они нередко пересекаются, сливаются друг с другом. Познавательная деятельность входит, сопровождает, соучаствует во всех других видах деятельности: ведь наслаждаясь стихами или музыкой, мы также получаем какие-то знания об авторах произведений, об их структуре, продолжительности, эстетических достоинствах, равно как и участвуя в религиозных ритуалах мы получаем некоторые сведения о последовательности богослужения, его целях, строении, продолжительности и т.п. Будучи духовной деятельностью, познание в определенном отношении противоположно практике как деятельности материально-преобразовательной. Однако ясно, что разделить познание и практику также можно лишь в абстракции, тогда как на деле познание сопровождает практику на всех её этапах. Например, копая землю лопатой (а это всецело практическая деятельность), мы попутно познаем структуру и свойства грунта, постигаем потребительские свойства лопаты, а также приобретаем и развиваем навык копания земли. Таким образом, познание – это, во-первых, деятельность духовная, имеющая дело с идеальными объектами (информацией, образами, понятиями, теориями и пр.) и, во-вторых, деятельность, вплетенная в ткань других видов деятельности, сопровождающая их, обеспечивающая их информацией. Информация, определение которой мы попробуем дать ниже, может быть рассмотрена как материал, своего рода ткань познания – познание оперирует информацией. Таким образом, познание можно определить как деятельность по получению, хранению, переработке, систематизации информации или знания. Такое определение познания можно назвать кибернетическим. Если мы его примем за адекватное, правильное, то окажется, что познавать может не только человек и животные, но и компьютеры, которые способны информацию и хранить, и перерабатывать, и систематизировать. Можно, однако, пойти и другим путем и попробовать определить познание не с точки зрения его субстрата, материала, которым выступает информация, а с точки зрения его целей, результата. Тогда мы получим иное определение познания, а именно: познание – это деятельность, нацеленная на воспроизведение в идеальном плане свойств, качеств, отношений, сущности явлений и процессов действительности, а также на поиск причин явлений и прогнозирование их будущего. Иными словами, познание – это деятельность, нацеленная на описание, объяснение и предсказание явлений и процессов действительности. Таким образом, познавая нечто, мы не только стремимся ответить на вопрос о том, что есть данная вещь, явление или процесс, как она, вещь, устроена и функционирует, но также хотим понять, почему оно, явление, возникло, почему оно такое, а не иное, и что будет с ним в будущем. Поэтому можно также сказать, что целью познания является открытие законов строения, функционирования и развития объектов. Именно по целям радикально отличаются познание и практика. Цель познания – мысленное, идеальное освоение мира, не связанное с его реальным изменением, цель практики – преобразование материального мира. Обобщая все вышеизложенное, мы можем сформулировать интегральное определение познания: познание – это особый вид духовной деятельности, связанный с получением, обработкой, систематизацией информации и нацеленный на идеальное воспроизведение явлений и процессов действительности, их описание, объяснение, предсказание. Результатомпознавательной деятельности является знание, которое и выступает в качестве отражения, идеального воспроизведения (как правило, в знаково-символической, реже – в образной форме) свойств и качеств, связей и отношений явлений и процессов действительности. Знание кристаллизуется в особых формах познания, важнейшими из которых выступают представления (образы), факты, эмпирические обобщения, проблемы, понятия, гипотезы, теории. Поэтому знание можно определить и как совокупность представлений, понятий, законов, гипотез, теорий. Таким образом, в процессе познания происходит удвоение мира: реальному миру ставится в соответствие его идеальная копия – мир идеальных сущностей. Причем такое удвоение неизбежно связано с упрощением, схематизацией, огрублением живой действительности, поскольку любое познание отражает мир далеко не во всёх подробностях и нюансах, а обычно лишь в его наиболее важных, существенных аспектах. Важнейшим источником наших знаний выступают ощущения – основной канал, по которому к нам поступает информация о мире. Философы-сенсуалисты считали, что ощущения не только основной, но и единственный источник наших знаний о мире, что в сознании нет ничего, чего раньше не было бы в ощущениях. Однако далеко не все соглашались с сенсуалистами. Многие философы-рационалисты (в частности, Р.Декарт, Г.Лейбниц, И.Кант) полагали, что есть и иной источник знания, причем источник более достоверный. Таковым они считали так называемые «врожденные идеи», которые присутствуют в нашем сознании изначально, но не актуально, а виде потенций, раскрывающихся в процессе взросления ребенка. По Канту, к таким врожденным, доопытным, априорным ментальным образованиям нашей души следует отнести, прежде всего, формы чувственности – пространство и время, а также 12 категорий рассудка, например, такие категории, как субстанция, причина, общение (взаимодействие), необходимость и случайность и др. Сегодня большинство философов отрицают учение о врожденных идеях, однако некоторые исследователи предлагают признать такие вне-чувственные источники наших знаний, как мистический опыт, ясновидение, телепатию. Все они получили название экстрасенсорных (букв. вне-чувственных) каналов информации, а люди, способные этими источниками пользоваться, умеющие к ним произвольно подключаться, получили имя экстрасенсов. С онтологической точки зрения, экстрасенс – это человек, способный подключиться к информационному полю Вселенной и черпать из него разнообразную информацию. Известная ясновидящая Ванга приобрела свои способности в 12-летнем возрасте, когда попала в эпицентр урагана, который унес её далеко от дома и лишил зрения. Она также обладала не одним даром – кроме ясновидения, также могла диагностировать болезни, исцелять некоторые из них, могла назвать по имени любого человека, к который обращался к ней за помощью. Кроме экстрасенсорных источников знаний, некоторые исследователи признают также генетическую память, через которую мы получаем сведения о жизни наших далеких предков. Такую память также называют ещё расовой коллективной памятью. Наиболее горячо отстаивали её наличие такие известные психологи, как Карл Густав Юнг, разработавший учение об архетипах коллективного бессознательного и Станислав Гроф – одни из основоположников трансперсональной психологии. По Юнгу, в нашем опыте, прежде всего, в сновидениях, могут появляться непонятные образы, символы, сюжеты или персонажи, с которыми мы в реальности никогда не сталкивались, о которых никогда не читали и не слышали, но которые имеют значимый смысл. В ходе аналитической работы может открыться, что эти образы и символы связаны с каким-нибудь тайным, эзотерическим учением далеко прошлого (например, с Каббалой) или с мифологическими представлениями какого-нибудь малочисленного первобытного племени (например, одного из племен американских индейцев). Предположение о генетической памяти совсем не выглядит фантастическим, поскольку даже животным от предков передается не только внешний облик, но и повадки, особенности поведения. Логично предположить, что и мы, люди, наследуем через гены не только внешность и черты характера, особенности темперамента, задатки и способности, но также получаем некоторый объем информации, остающийся, однако, в основном сокрытым в глубинах нашего бессознательного и только изредка, в сновидениях или экстремальных условиях, оказывающийся доступным осознанию. Завершая разговор о природе знания, отметим его важнейшие свойства: · способность адекватно отражать окружающий мир; · способность опредмечиваться, т.е. запечатлеваться в материальных носителях (прежде всего, в языке, текстах, вещах), кумулироваться (накапливаться) в текстах и других носителях; · способность распредмечиваться, т.е. извлекаться из материальных носителей; · способность транслироваться от человека к человеку, от поколения к поколению; · способность трансформироваться в действия людей, служить руководством к практике; · способность упорядочиваться и систематизироваться. К числу уникальных свойств знания, радикально отличающих его от материальных вещей, также следует отнести: · способность храниться вечно; · способность использоваться бесконечное число раз; · передаваться от человека к человеку без утраты передающим.
ВЫВОДЫ по 1 вопросу:
1. Гносеология – это философское учение о познании, его объектом являются как знание, так и познание, а предметом – наиболее важные закономерности познавательной деятельности человека. 2. Познание – это вид духовной деятельности человека, нацеленный на адекватное воспроизведение действительности в идеальном плане, проникновение в сущность процессов и явлений, их описание, объяснение и предсказание. Результатом познания является знание как совокупность представлений, понятий, гипотез, теорий, отражающих действительность. 3. По вопросу о познаваемости мира существуют три основные позиции. Гносеологические оптимисты, а это большинство философов, считают, что мир в своей сущности познаваем. Агностики, напротив, отрицают возможность познания сущности действительности, по их мнению, мы в лучшем случае познаем только наши ощущения. Наконец, скептики полагают, что всякое знание недостоверно, сомнительно, что нет никаких абсолютных истин. 4. Важнейшим источником наших знаний являются ощущения, однако кроме них есть и другие, в частности, генетическая память, отвечающая, по меньшей мере, за инстинктивное поведение и экстрасенсорные источники, связанные с возможностью подключения человека к Информационному полю Вселенной и получения информации из него. Учебный вопрос № 2 Date: 2015-10-19; view: 1998; Нарушение авторских прав |