Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ренессанса
(продолжительность – 15 минут)
Представители социально-политического направления – Н. Макиавелли, Т. Кампанелла, Т. Мор – ориентировались на исследование проблем общественного устройства, постижение механизмов социального развития. Николо Макиавелли (1469-1527) -- итальянский политический мыслитель, историк и писатель, считающийся одним из отцов политологии. В своем главном произведении «Государь» разработал учение о власти, методах её достижения и удержания. В эпоху политической раздробленности Италии предлагал для её преодоления установление сильной государственной власти. Ради упрочения государства, достижения и удержания власти считал допустимыми любые средства («цель оправдывает средства»), поэтому в современной политической науке термин «макиавеллизм» употребляется для определения политики, пренебрегающей нормами морали. Однако было бы неправильно считать Макиавелли человеком безнравственным. В его учении содержится немало ценных идей. В частности, он полагал, что подлинной целью правителя должен быть не частный, сугубо личный интерес, но «общее благо», подразумевавшее в то время объединение Италии в сильное национальное государство. Новизна Макиавелли состояла в том, что за хаосом социальных событий он предложил искать не волю Бога, а естественные законы общества, познавать которые и на этой основе предвидеть будущее должен уметь политик. Мыслитель также выступил против стоически-христианского провиденциализма и фатализма, утверждая идею свободы человека, его способность противостоять судьбе. Политик поэтому должен обладать не только осторожностью и благоразумием, но также иметь волю и страсть борца, чтобы заставить обстоятельства служить себе. «Лучше быть смелым, чем осторожным – пишет он, -- потому что судьба – женщина, и если хочешь владеть ею, надо её бить и толкать… судьба всегда благоволит к молодым, потому что они не так осмотрительны, более отважны и смелее ею повелевают». Одним словом, главная идея Макиавелли – проповедь социального активизма – представляется очень актуальной для современного российского общества, подавляющая масса граждан которого, увы, отличается пассивностью, безразличием к судьбе Родины, живет по принципу «не высовывайся». Тогда как следовало бы прислушаться к словам итальянского мыслителя, например, к таким: «Когда люди, чтобы попасть в рай, предпочитают скорее переносить побои, чем мстить, мерзавцам открывается обширное и безопасное поприще». Как видно из приведенного отрывка, Макиавелли критически относится к христианству. Предваряя ницшеанскую критику религии, он отмечает, что религия должна воспитывать не терпимость и пассивность, а мужество, гражданские добродетели, любовь к земной славе. Эти цели некогда реализовывала религия древних, которая воспитывала активность, видела высшее благо «в величии души, в силе тела и во всем, что делает человека могущественным». Как ни странно, но идеи Макиавелли частично принимаются даже современным православием. Вот что пишет наш современник, православный священник отец А. Ильяшенко: «Сейчас в мире и в стране идет полное разложение нравов. Людей, которые могут принимать ответственные, рискованные решения, практически нет. Зато господствует малодушие. И вот этому пример. Некоторое время назад был дан приказ отключить электроснабжение на Дальнем Востоке. Многие сначала ругали руководство. Но ведь отключало не руководство, не Чубайс... Они только приказ отдавали. Ведь повернул рубильник какой-то «дядя Петя», исполнитель, сам живущий на Дальнем Востоке. А если бы он отказался? Если бы, не дожидаясь увольнения, сам положил заявление об уходе на стол: «не буду выполнять такой приказ и все!»? Тогда кому-нибудь другому приказали? А если бы и другой и третий отказался? Разве это боевой приказ? Когда в атаку поднимают, тогда действительно солдаты рискуют жизнью, но приказ выполнить должны даже ценой жизни. Тут уволят или нет, а на войне убьют или нет, но и в том и другом случае необходимо проявить мужество: и там и тут ты Родину защищаешь, тех, кто нуждается в защите. Ведь были оставлены без электроэнергии, то есть без света и тепла, родильные дома, больницы, старики, дети... Разве неясно, как надо поступать, если от твоих действий зависит жизнь и судьба людей? Вот потому и правители у нас такие, и бедствует наша страна, потому что у нас такие мужики, как «дядя Петя»… у нас сейчас, если человек проявляет инициативу, говорят: не высовывайся. Тебе больше всех нужно? Что ты лезешь не в свое дело? Вот какая у нас психология. И самое страшное, что сама среда начнет такого человека душить, и не только начальство, но и окружающие: получил – и правильно, не высовывайся!». Ну, как тут не вспомнить Макиавелли с его идеей социального активизма! Что же касается лозунга «цель оправдывает средства», то он действительно был выдвинут Макиавелли, однако мыслитель считал применение аморальных средств допустимым лишь тогда, когда все остальные уже испробованы. Он советовал политику «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо». В сущности, Макиавелли предлагал прибегать к безнравственным средствам для того, чтобы предотвратить последующие бедствия, которые могут обрушиться на отечества из-за слабости, малодушия властителей. «Пусть обвиняют его поступки, -- говорит он о политическом деятеле, -- лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты хороши…» Тут нельзя не напомнить, что Макиавелли считал, что политик должен заботиться не о собственном, а об общем благе, о долгосрочных интересах всего народа. Помнят ли об этом современные правители России, высшие чиновники, живущие в огромных особняках и квартирах, утопающих в роскоши в то время, когда миллионы россиян влачат нищенское, бездомное и полуголодное существование? Два других видных представителя социально-политического направления как раз и мечтали осчастливить угнетенных и обездоленных, сделать наш мир хотя бы немного более справедливым и гуманным. Речь идет об итальянском мыслителе Томаззо Кампанелле и английском политическом деятеле Томасе Море, ставших зачинателями утопического социализма. Кампанелла (1568 — 1639) родился в семье сапожника, в 1582 вступил в доминиканский орден. Не удовлетворенный схоластической ученостью, культивируемой орденом, молодой монах познакомился с натурфилософией Б. Телезио, учение которого защищал в первом своем трактате «Философия, доказанная ощущениями» (1591). Кампанелла подвергался преследованиям за свои убеждения. Спасаясь от гонений, он бежал из Неаполя на север Италии, где его арестовали по обвинению в ереси. После суда и тюремного заключения в Риме Кампанелла вернулся в Неаполь и обосновался в Калабрии. Здесь в 1598 году возглавил заговор против испанского владычества, который в результате доноса был раскрыт в августе 1599. Кампанелла был схвачен как политический преступник и еретик, подвергнут пыткам и осужден на пожизненное заключение. В неаполитанских тюрьмах он провел 27 лет, в течение которых написал десятки сочинений по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике, в числе которых утопия «Город Солнца» (1602), «Монархия Мессии» (1633), «Метафизика» 1638), «Побежденный атеизм» (1631), «Апология Галилея» (1622). Его произведения распространялись в списках и даже были частично опубликованы в Германии. Главный труд Кампанеллы — утопия «Город солнца» — произведение в форме рассказа мореплавателя об идеальной общине, руководимой учено-жреческой кастой и характеризующейся отсутствием частной собственности, семьи, государственным воспитанием детей, общеобязательным трудом при 4-часовом рабочем дне, развитием науки и просвещения. В 1626 благодаря покровительству папы Урбана VIII, заинтересовавшегося сочинениями Кампанеллы, в особенности его астрологическими предсказаниями, узник был передан в распоряжение римской инквизиции, а в мае 1629 года освобожден и оправдан. Однако в 1635, в связи с требованиями испанских властей о его выдаче, Кампанелла бежал во Францию, где, пользуясь покровительством кардинала Ришелье, издал многие из своих сочинений и написал новые политические трактаты с целью подвигнуть правительство Франции к борьбе за освобождение Италии от испанского гнета. Современник основателей философии и науки нового времени — Кеплера и Галилея, Бэкона и Декарта — сам Кампанелла в большей мере принадлежал культуре уходящего Возрождения. Человек необычайной одаренности и разносторонних интересов, Кампанелла в своих сочинениях стремился к универсальному философско-научному синтезу, включающему идеи всех частных естественных и гуманитарных дисциплин, а также программу вселенского общественного и политического переустройства. В философии Кампанелла отстаивал необходимость познания опытом и развивал учение о двойном откровении (Природы и Писания). Способность не только созерцать, но и изменять мир является, в глазах Кампанеллы, наиболее убедительным доказательством свободы и могущества человека, божественности его души, владычествующей над всей сотворенной природой. Выступив в защиту Галилео Галилея, он не принял учения о бесконечности Вселенной, но допускал существования множества миров. В своей философской антропологии Кампанелла подхватывает темы и мотивы, свойственные ранним гуманистам, прежде всего Петрарке и Манетти. Коммунистическая утопия Кампанеллы представялет собой программу всеобщего социального преобразования на основе общности имущества в рамках всемирной теократической монархии («Монархия Мессии»). В идеальной общине упразднены семья и собственность, дети воспитываются государством; труд обязателен для всех и почетен. Благодаря использованию машин и высокой производительности труда рабочий день в Городе Солнца сокращен до 4 часов в день. Огромное значение Кампанелла уделял развитию науки, просвещению и трудовому воспитанию граждан. Руководство коммунистической общиной он возлагал на учено-жреческую касту. Кампанелла мечтал воплотить свои грезы в реальность после освобождения Калабрии от власти испанцев, но после провала заговора стал возлагать надежды на европейских монархов, сначала испанского, затем французского королей и римского папу. Утопист стремился достичь духовного единства человечества в рамках реформированного в соответствии с его идеалами католицизма. Томас Мор (1478 — 1535) занимал в конце жизни пост канцлера Англии, однако был обвинен в государственной измене и казнен. В сочинении «Утопия» (1516, в переводе с греческого буквально «Нигдения», место, которого нет; это придуманное Мором слово стало нарицательным ), содержащем описание идеального строя фантастического острова Утопия. Впервые в истории человечества Томас Мор изобразил общество, где ликвидирована частная и личная собственность, обобществлены производство и быт, введено равенство потребления, а привилегированное положение занимают люди образованные и добродетельные. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, рабочий день сокращен до шести часов, а наиболее тяжелые работы возложены на плечи преступников. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья организована не столько на родственных, сколько на производственных началах. Какой-либо революционный путь достижения своего идеала Томас Мор отрицал — он был противником народных движений, видя в них разрушительное начало и анархию. Гуманистические взгляды сочетались у Томаса Мора с искренней преданностью католицизму. Это его и погубило. Преданный католик и убежденный сторонник верховной власти папы, Мор отказался признать «Акт о верховенстве», провозглашавший короля главой английской церкви, в результате чего Мор в апреле 1534 года был заключен в Тауэр, а в следующем году обвинен в государственной измене и казнен. В 1886 году он был причислен католической церковью к лику блаженных, в 1935 году — к лику святых.
В заключении лекции нельзя не сказать несколько слов о таком всеевропейском движении, как Реформация. Если на итальянском юге развивалась жизнерадостная философия гуманизма, то на аскетическом Севере Европы важнейшим духовным явлением стала Реформация -- общеевропейской религиозной революция, приведшая к появлению и распространению протестантизма. У истоков движения стояли воинственные реформаторы – немец Мартин Лютер (1483 – 1546) и француз Жан Кальвин (1509 – 1564). Первый известен своим резко негативным отношением к католицизму и папе римскому, переводом Библии на немецкий язык. Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и богом, Лютер объявил веру христианина единственным путем спасения души, которое даруется ему непосредственно богом (тезис об оправдании одной верой). Кальвин, как и Лютер, отрицал иерархическое построение церкви, подчинение ее римскому папе, но при этом отличался крайней религиозной нетерпимостью. Его кипучая деятельность протекала в Женеве, которую он сделал собственной резиденцией и центром европейского кальвинизма. Его даже называли «женевским папой». Кальвинизм отличался суровым аскетизмом -- был не только упразднен пышный католический культ, но также приняты жесткие административые меры, направленные на укрепление морали, в частности, обязательное посещение церковной службы, запрет на развлечения, танцы, яркие одежды, громкий смех. В теологии Кальвин развил учение о безусловном предопределении. По его убеждению Бог обладает абсолютной свободой, которая выше человеческой справедливости, и поэтому никто не может судить о решениях Всевышнего. Безграничная воля Бога предопределяет верующих ко спасению, а неверующих к погибели. Дар веры дается Богом по его воле. Человек не может знать, избран он или нет, но обязан неустанно искать Бога, строить свою жизнь строго на основе священного писания и стараться реализовать свое призвание. Повседневный труд, согласно Кальвину, является формой служения Богу. В области философии Реформация стимулировала ряд дискуссий с далеко идущими для европейской мысли последствиями. Прежде всего, это спор о свободе воли между Лютером и Эразмом Роттердамским (1467 – 1536) – голландским мыслителем, главой «северных гуманистов». Лютер в трактате «О рабстве воли» доказывал, что человек – существо несвободное, полностью зависящее от божественного произвола. Человек не может достичь спасения собственными силами -- спасение достигается только по божественной благодати, знаком присутствия которой выступает наличие у избранных глубокой веры, и только веры. В силу этого знания, вся традиционная философия оказываются излишними, если не вредными. Тогда как Эразм в трактате «О свободе воли» доказывал, что если лишить человека свободы, то тогда вся ответственность за его греховные поступки ляжет на Бога. Иными словами, свобода человека есть важнейшее условие его моральной ответственности. При этом роль философии, разоблачающей претензии любого мнимого знания, оказывалась весьма значительной. Нельзя не отметить, что Реформация имела огромное значение для развития так называемой «протестантской этики», ставшей основой мировоззрения нарождающейся эпохи капитализма. Пропаганда индивидуализма и высокой ценности добросовестного труда способствовали формированию морального облика нового человека – предпринимателя, -- который, чтобы удостовериться в собственном спасении, должен быть примерным семьянином, неутомимым и честным тружеником, поскольку именно успех и выступает знаком богоизбранности.
ВЫВОДЫ по 4 вопросу:
1. Социально-политическая мысль Ренессанса представлена, с одной стороны, творчеством Макиавелли, и, с другой стороны, первыми творцами социалистических утопий – Мором и Кампанеллой. 2. Хотя Николо Макиавелли известен более всего, как один из отцов политологии как науки и проповедник принципа «цель оправдывает средства», тем не менее, ряд его идей сохранили актуальность до сего дня, прежде всего, это идея социального активизма, требование, адресованное всем людям, не быть пассивными наблюдателями собственной гибели, а активными участниками социальной жизни, борцами за свободу и справедливость, против социальных язв и произвола властьимущих. 3. Важнейшим социально-политическим событием эпохи Возрождения стала Реформация, проповедовавшая право человека на прямое общение с Богом, идею спасения через добросовестный труд. Реформация и утвердившийся благодаря ей на севере Европы протестантизм способствовали развитию капиталистических отношений и так называемой «протестантской этики», возвысившей личный успех как признак богоизбранности. Date: 2015-10-19; view: 308; Нарушение авторских прав |