Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 3. Натурфилософия эпохи Возрождения





(продолжительность – 20 минут)

 

Натурфилософское направление ориентировалось на изучение природы, раскрытие её тайн. При этом мыслители судили о природе не столько исходя из опыта, сколько на основе размышления. С другой стороны, в ренессансной натурфилософии эклектически соединяется рациональное и мистическое: устремление к открытию природных законов сочетается с мистически-религиозным отношением к ней. Видные представители этого течения: Бернардино Телезио (1509-88), основавший в Неаполе академию для опытного изучения природы – одно из первых в Европе естественнонаучных обществ; Франческо Патрици (1529-97), неоплатоник, автор «Новой философии универсума», в которой развивал учение о мире как становящейся бесконечности, одушевленной и упорядоченной; Якоб Бёме (1575 – 1624), немецкий философ-мистик, разработавший сложнейшую космогоническую систему, в которой природа рассматривалась как истинная наставница человека.

К этому же течению мысли принадлежал известный немецкий естествоиспытатель и врач Парацельс (1493-1541). В отличие от вышеназванных мыслителей, он не только размышлял о природе, но и огромное внимание уделял её опытному исследованию, в частности, способствовал внедрению химических препаратов в медицину, считается основателем ятрохимии[4]. Получив классическое медицинское образование в Италии, начиная с 1517 г. Парацельс предпринимал многочисленные путешествия, посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, скандинавские страны, Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, Московии и в татарском плену). В 1526 приобрел право бюргера в Страсбурге, а в 1527 по протекции прославленного книгоиздателя Иоганна Фробена стал городским врачом Базеля. В Базельском университете он читал курс медицины на немецком языке, что было вызовом всей университетской традиции, обязывавшей преподавать только на латыни. В 1528 в результате конфликта с городскими властями Парацельс переехал в Кольмар.

В последующие годы Парацельс много странствовал по городам и землям Священной Римской империи и Швейцарии, писал, проповедовал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1541 Парацельс поселился в Зальцбурге, найдя покровителя в лице архиепископа; здесь он вскоре и умер.

Кроме множества медицинских трудов, Парацельс написал трактаты «Философия», «Потаенная философия», «Великая астрономия», ряд небольших натурфилософских работ, в их числе — «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах».

Сближая химию и медицину, Парацельс рассматривал функционирование живого организма как химический процесс, а призвание алхимика находил не в добывании золота и серебра, но в изготовлении лекарств, дающих людям исцеление. Он учил, что живые организмы состоят из тех же веществ — ртути, серы, соли — которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них.

Парацельс исходил из идеи единства мироздания, тесной связи и родства человека и мира, человека и Бога. Он именовал человека не только «микрокосмом», малым миром, который заключает в себе свойства и природу всех вещей, но и «квинтэссенцией», или пятой, истинной сущностью мира. По Парацельсу, человек производится Богом из «вытяжки» целого мира словно в грандиозной алхимической лаборатории и несет в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за ее пределами. Его не должна останавливать или смущать их необычность, ибо нет ничего невозможного для Бога, а эти сущности — свидетельства его всемогущества, подобно нимфам, сильфам, гномам, саламандрам, сиренам, гигантам, карликам и иным существам, населяющим четыре стихии.

Расцвета и наиболее полного воплощения ренессансная натурфилософия достигает в творчестве Джордано Бруно (1548 – 1600). Основная заслуга Бруно – раскрытие философского значения коперниканства. Будущий философ родился в г. Нола (поэтому Бруно нередко именуют Ноланцем), недалеко от Неаполя, в 17 лет вступил в орден доминиканцев из-за отсутствия денег на учебу. В 1576 году сбросил монашеское облачение, после чего начал активную преподавательскую деятельность по всей Европе: он читал лекции в Женеве, Париже, Лондоне, Оксфорде, Виттенберге, Праге. В 1592 году вернулся на родину, в Венецию, где был арестован инквизицией. В ходе многолетнего тюремного заключения, несмотря на уговоры, Бруно так и не отрекся от своих еретических идей, а потому 17 февраля 1600 года был сожжен на костре на Поле цветов в Риме. Основные сочинения Бруно: «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме».

Целью философии Бруно считал исследование тайн природы и установление природных законов. Он полагал, что познание движется от ощущений к воображению, затем переходит к рассудку, от него к интеллекту и завершается умом: sensus → imagination → ratio → intellectus → mens. Реализуя этот ход мысли, Бруно пришел к интересным результатам, многие из которых на столетия опередили свое время.

Основная идея Бруно – пантеизм – учение о тождестве Бога и природы, Бога и Вселенной. По мысли философа, Бог не есть некая трансцендентная сущность, находящаяся над миром, нет, Бог растворен в самой природе, сама «природа есть Бог в вещах». Бог – это также присущий миру внутренний закон движения и развития вещей, аналогичный Логосу Гераклита. Из пантеизма Бруно логично вытекали его панпсихизм (или гилозоизм)[5]– учение о всеобщей одушевленности материи.

В философии Бруно, во многом опиравшейся на идеи Кузанца, явственно видно влияние неоплатонизма. Центральными понятиями его системы выступают Единое, совпадающее со всей материальной Вселенной и тождественное Богу, и Мировая Душа, трактуемая как способность материи к образованию форм. О Едином он пишет так: «Она не рождается, не уничтожается, ибо нет другой вещи, в которую бы она могла превратиться, так как она является всякой вещью. Она не может уменьшиться или увеличиться, так как она бесконечна… Она не материя, ибо она не имеет фигуры и не может её иметь, она бесконечна и беспредельна… Она есть всё, есть величайшее, есть единое, есть Вселенная».

В отличие от неоплатоников, которые считали материю всего лишь пассивным и тварным субстратом вещей, Бруно реабилитирует материю, наделяя её не только вечной Мировой Душой, но и даруя ей вечное бытие. Материя у Бруно выступает активным, творческим началом, преисполненным жизненных сил. Она беспричинна, ей имманентно присуще свойство движения, она есть и возможность, и действительность всех вещей, она есть субстанция, совечная Богу. В вопросе о структуре материи Бруно примыкал к атомизму.

Новаторство Бруно проявилось, прежде всего, в понимании Вселенной. Опираясь на открытие Коперника, Бруно сделал далеко идущие выводы и тем самым заложил основу классической научной картины мира. Согласно Бруно, во Вселенной нет выделенных мест, нет деления на небесный и подлунный миры, нет никакого и трансцендентного мира с ангелами или демонами. Бруно впервые выдвинул идею о вечности и бесконечности Вселенной, о её однородности и изотропности[6], о бесчисленном множестве иных миров. Также впервые Бруно предположил, что звезды не есть особые тела, прикрепленные к небесной сфере, а такие же солнца, как и наше, и вокруг них есть планеты, некоторые из которых обитаемы: «…Мы полагаем, что для живых существ нашего рода обитаемы места редки… Глупо и нелепо считать, будто не могут существовать иные существа, иные виды разума, нежели те, что доступны нашим чувствам».

Только в начале XX века, когда было открыто расширение Вселенной, взгляды Бруно о вечности и бесконечности Вселенной были поставлены наукой под сомнение, однако и сегодня есть немало ученых, которые продолжают верить в то, что наша Вселенная не единственная, и что нас самом деле Мегамир бесконечен. Что же касается гипотезы о наличии у других солнц планет, то она блестяще подтвердилась лишь в 1995 году, когда была открыта первая внесолнечная планета, а на сегодня уже открыто более 200 планет, находящихся за пределами Солнечной системы.

Естественнонаучное направление, в отличие от натурфилософии, обожествлявшей и поэтизировавшей природу, подходило к последней более прагматично, стараясь найти в ней строгие законы на основе приложения математических и экспериментальных методов. Именно в русле этого направления и зародилось новоевропейское естествознание. Наиболее видные представителями, прославившимися своими фундаментальными научными открытиями, следует признать Николая Коперника, Иоганна Кеплера и Галилео Галилея.

Николай Коперник (1473-1543) -- польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. В своем главном сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543) совершил революционный переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Философское значение открытия гелиоцентризма состояло в десакрализации космоса и разрушении традиционной иерархической структуры мироздания, в частности, упразднялось противопоставление «земли» и «неба». а также в лишении человека центрального положения в космосе. Последовательные философские выводы из коперниканства, как уже отмечалось выше, были сделаны Джордано Бруно.

Иоганн Кеплер (1571-1630) -- немецкий астроном, открывший законы движения планет (законы Кеплера), в результате чего из астрономии были изгнаны представления об эпициклах и картина мироздания стала намного проще. Следует отметить, что Кеплер был весьма религиозным человеком, и полагал, что Солнце, а не Земля, должно находиться в центре мира потому, что «Разумный Творец не мог поступить иначе, как поместить в центр всего источник света».

Однако подлинным творцом нового экспериментального естествознания следует признать итальянского ученого Галилео Галилея (1564-1642). Он заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений и пр. Построил первый телескоп с 32-кратным увеличением,с помощью которого открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции (1633), вынудившей его отречься от учения Коперника. До конца жизни Галилей считался «узником инквизиции» и принужден был жить на своей вилле Арчетри близ Флоренции. В 1992 папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Галилея.

Галилея всегда отличало умение наблюдать и делать выводы из увиденного. Еще в молодости он понял, что «... явления природы, как бы незначительны, как бы во всех отношениях маловажны ни казались, не должны быть презираемы философом, но все должны быть в одинаковой мере почитаемы. Природа достигает большого малыми средствами, и все ее проявления одинаково удивительны». По существу, это высказывание можно считать декларацией экспериментального подхода Галилея к изучению явлений природы.

 

ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

 

1. Познание природы в эпоху Возрождения осуществлялось параллельно в рамках двух направлений – натурфилософского и естественнонаучного.

2. Натурфилософское направление ориентировалось на раскрытие тайн природы, сочетало в себе рациональное и мистическое, в ней устремление к открытию природных законов сочетается с мистически-религиозным отношением к ней, тогда как естественнонаучное направление стремилось ко всецело рационально-опытному познанию мира, используя строгие методы и аппарат математики.

3. Важнейшим представителем натурфилософского направления был Джордано Бруно, обосновавший на основе коперниканства ряд революционных идей – о вечности и бесконечности Вселенной, об активности и всеобщей одушевленности материи (панпсихизм), единстве природы и Бога (пантеизм), многие из которых актуальны и сегодня.

4. Естественнонаучное направление представлено Коперником, Кеплером, Галилеем, именно в рамках этого направления формировалась современная научная картина мира, закладывались основы экспериментального естествознания.


Date: 2015-10-19; view: 737; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию