Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Теории Джорджа Келли и Карла Роджерса рассматриваются совместно, потому что обе они по своей сути являются феномено­логическими





Теории Джорджа Келли и Карла Роджерса рассматриваются совместно, потому что обе они по своей сути являются феномено­логическими. Они признают, что осознаваемый опыт людей может выявить основы их личностей. Говоря более конкретно, они пред­полагают, что индивидуальные особенности личности можно по­нять, узнавая, как люди воспринимают и переживают — и эмоци­онально, и когнитивно — происходящее в мире. Таким образом, и Келли, и Роджерс фокусируют внимание на том, как индивидуум воспринимает себя и других людей. Задача состоит в том, чтобы понять уникальность взгляда каждого человека на мир, исследуя его мысли, чувства и верования. Этот метод (известный как инт­роспекция), возможно, является наиболее очевидным и простым путем изучения личности. Именно поэтому мы в первую очередь рассматриваем эти теории.

Как будет показано позднее, другие теоретики не склонны со­глашаться с тем, что, обращаясь к людям с просьбой «заглянуть внутрь себя» и описать свои мысли и чувства, можно выявить ос­новы их личностей. Фрейд и его последователи исходят из того, что главные детерминанты личности не представлены в сфере со­знания, обычно совершенно не осознаны и, следовательно, не доступны интроспекции. Более того, поскольку эти исследователи считают, что люди имеют почти безграничную способность к самообману, «вспоминая» те события, которых не было, и забывая те, которые имели место, подход, предполагающий простое пред­ложение людям подумать о том, что они чувствуют по отношению к самим себе или к другим людям, может быть обречен на пораже­ние. Согласно Фрейду, только ясно мыслящий и бесстрастный аналитик может понять подлинную природу и происхождение по­ведения и отдельных симптомов, а клиент должен верить в досто­верность интерпретации, даваемой аналитиком. Поэтому последо­ватели Фрейда считают, что теории подобного типа, обсуждаемые в этой главе, вряд ли окажутся полезными для понимания личности.

Другая влиятельная группа теоретиков также имеет расхожде­ние с феноменологическим подходом. Создатели теории черт по­лагают, что вместо изучения того, как отдельный индивидуум вос­принимает мир, усилия следует направить на исследование боль­ших выборок людей с целью понять, чем они отличаются друг от друга. Они рассматривают личность как нечто, находящееся «внут­ри» индивидуума, определяющее поведение, возможно, под кон­тролем биологических и генетических факторов. Эти исследовате­ли скептически относятся к значению, придаваемому ответам лю­дей на личностные опросники, и поэтому проводят тщательно разработанный статистический анализ паттернов этих ответов.

Например, предположим, что личностный опросник предла­гает испытуемым оценить по пятибалльной шкале степень своего согласия с утверждениями типа: «Я легко раздражаюсь», «Чест­ность очень важна для меня» и т.д. Подобные самоотчеты могут быть обработаны двумя способами. Они могут быть приняты, что называется, по своей номинальной стоимости. Можно допустить, что кто-либо, абсолютно согласный с вышеупомянутым утверж­дением, и в самом деле чувствует себя раздражительным. И Род­жерс, и Келли стали бы придерживаться именно такой точки зре­ния. С другой стороны, эти ответы можно рассматривать как простое «поведение, направленное на выставление галочек в графах», которое совсем не обязательно обнаруживает нечто, характеризу­ющее личность «на самом деле». Главное, что имеет значение, зак­лючается в следующем: будут ли люди, отвечающие на некоторые вопросы определенным образом, склонны отвечать аналогичным образом и на другие вопросы. Ответы на задания опросника рас­сматриваются не как подлинный способ проникновения во внут­ренний мир человека, а скорее как варианты поведения, которые надо анализировать.

Теории, описанные в этой главе, отражают первую из указан­ных позиций. В самом деле, согласно этим теориям, наше субъек­тивное восприятие себя, других людей и событий имеет огромное значение, поскольку все мы можем выбирать, под каким углом зрения рассматривать случившееся (например, увольнение можно воспринимать как личностное отвержение, как небольшое неудоб­ство или как хорошую возможность изменить свой образ жизни). Любая такого типа теория личности должна фокусироваться на том, как мы воспринимаем и интерпретируем происходящее. Келли однажды сказал, что «взгляды индивидуумов на себя и других людей обеспечивают единственную разумную основу для понима­ния того, как действует личностная система конкретного человека».

Благодаря этой убежденности в способности индивидуума со­общать о своих мыслях, чувствах и переживаниях и потенциально изменять «бесполезные» взгляды на мир описанные в этой главе теории оказывают существенное влияние на консультирование и клиническую психологию. В большей степени это касается теории Роджерса, которая на практике почти не отличима от «клиенто-центрированной терапии». Последняя является краеугольным кам­нем большинства современных способов консультирования.

Date: 2015-10-19; view: 325; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию