Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модуль 4. Отдельные виды групповой психологической работы





Глава 4.1. Психодрама как разновидность групповой психологической работы

4.1.1. История и развитие психодрамы

Основателем психодрамы является Якоб Леви Морено (1889-1974). Он родился в

Румынии в Бухаресте. Позже его семья переехала в Вену, где Морено спустя некоторое

время изучал философию и медицину в Венском университете.

Ещё, будучи студентом, он выдвинул идею, что отдельный человек в современном

мире не имеет авторитета и должен говорить от лица группы. Он организует группу

единомышленников, которые помогают нуждающимся людям разрешить их проблемы.

Вначале это были в основном эмигранты. В центре Вены приобретается дом — Дом

встреч — куда мог прийти каждый и поделиться своими проблемами с другими людьми.

Проводились разговорные сессии, на которых обсуждались проблемы обитателей дома.

Это был своего рода прообраз групп-встреч, период 1908-1913 гг.

Учась в университете, Морено также задумался о терапевтическом потенциале

игровых методик. Толчком к этому послужили его наблюдения за детской игрой, в

процессе которого он обратил внимание на то, как гуляющие дети разыгрывают свои

фантазии. Морено стал устраивать с детьми в парке Вены около сказочного дуба

импровизированные игры, стараясь развить их спонтанность и творчество. Он

рассказывал им сказки, которые дети заворожено слушали, а потом побуждаемые им

изображали в игре рассказанные истории, дополняя и изменяя их. Это было некое

действо, создающее атмосферу тайного чуда, превращения нереального в реальное. Дети с

удовольствием вживались в свои роли и, таким образом, обучались новым способам

поведения.

Морено задумался над тем, как сделать доступным «царство детей» для взрослых.

Он снял квартиру на последнем этаже в одном из домов Вены и организовал там Театр

спонтанности (импровизации), где он стал организовывать со своими друзьями-актерами

всякого рода ролевые и импровизированные игры, каждый мог по своему желанию

исполнять самые разнообразные роли. Театр спонтанности не был ориентирован на

практику личностных изменений и гармонизацию психического развития. Подобные

позитивные последствия отмечались лишь как побочные эффекты театральных

представлений. Главная идея Морено и его основная мотивировка носили духовный

характер: надо реализовать творческое Я на подмостках театра жизни, который

представляет неограниченные возможности для свободного самовыражения.

В 1925 году Морено эмигрировал в США., где в г. Бэкон (штат Нью-Йорк) он

открывает частный психиатрический санаторий. На его базе создается терапевтический

театр, где он продолжает развивать театр спонтанности. Театр состоит из трехъярусной

сцены, балкона, выступающего над нею и зрительного зала. На этой сцене за долгие годы

Морено создал из венских предшественников психодраму и превратил её в

дифференцированный психотерапевтический метод, состоящий из множества частных

техник.

В 1931-1932 гг. Морено ввел в обиход термин «групповая психотерапии», которые

он применял для обозначения специфических наборов операций в ходе групповой работы.

В 1942 году в г. Бекон открывается Клиника психодраматической терапии, где

исследуются методы и разрабатываются технические приемы, которые становятся

впоследствии неотъемлемой частью психодрамы.

4.1.2.Основные понятия психодрамы

Психодрама — метод терапии, в которой участник группы с помощью ведущего и

группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни,

разыгрывая сцены, имеющие отношение к этой проблеме. В своем классическом варианте

психодрама — это групповой терапевтический процесс, где драматическая импровизация

служит для исследования внутреннего мира клиента. Это действительно своего рода

постановка, которая отражает реальные проблемы участников, а не разыгрывается по

заранее придуманному сценарию. В психодраме действия вымышленных персонажей

заменяются спонтанным поведением членов психокоррекционной группы.

Следует отметить, что, прежде всего, психодрама является способом вскрытия

личностных проблем, страхов и фантазий участников и их последующего изучения.

Психодрама основана на посылке, согласно которой действия, воспроизводящие

жизненную ситуацию, более эффективны при исследовании чувств и формировании

новых установок и моделей поведения, чем вербализация.

Психодрама это метод, который использует инсценирование личного опыта

через проигрывание ролей на сцене в специально созданных условиях, направленных на

активизацию психических процессов участников. Действие структурируется таким

образом, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы, достижения в

ходе действия катарсиса, инсайта, реорганизации старых установок и когнитивных

паттернов и реализации соответствующих изменений поведения.

В психодраме:

• исследуются новые роли;

• исследуются альтернативные аффективные и поведенческие стили;

• осуществляется поиск и апробация более конструктивных моделей решения

проблем.







Date: 2015-10-19; view: 411; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию