Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модуль 4. Отдельные виды групповой психологической работы
Глава 4.1. Психодрама как разновидность групповой психологической работы 4.1.1. История и развитие психодрамы Основателем психодрамы является Якоб Леви Морено (1889-1974). Он родился в Румынии в Бухаресте. Позже его семья переехала в Вену, где Морено спустя некоторое время изучал философию и медицину в Венском университете. Ещё, будучи студентом, он выдвинул идею, что отдельный человек в современном мире не имеет авторитета и должен говорить от лица группы. Он организует группу единомышленников, которые помогают нуждающимся людям разрешить их проблемы. Вначале это были в основном эмигранты. В центре Вены приобретается дом — Дом встреч — куда мог прийти каждый и поделиться своими проблемами с другими людьми. Проводились разговорные сессии, на которых обсуждались проблемы обитателей дома. Это был своего рода прообраз групп-встреч, период 1908-1913 гг. Учась в университете, Морено также задумался о терапевтическом потенциале игровых методик. Толчком к этому послужили его наблюдения за детской игрой, в процессе которого он обратил внимание на то, как гуляющие дети разыгрывают свои фантазии. Морено стал устраивать с детьми в парке Вены около сказочного дуба импровизированные игры, стараясь развить их спонтанность и творчество. Он рассказывал им сказки, которые дети заворожено слушали, а потом побуждаемые им изображали в игре рассказанные истории, дополняя и изменяя их. Это было некое действо, создающее атмосферу тайного чуда, превращения нереального в реальное. Дети с удовольствием вживались в свои роли и, таким образом, обучались новым способам поведения. Морено задумался над тем, как сделать доступным «царство детей» для взрослых. Он снял квартиру на последнем этаже в одном из домов Вены и организовал там Театр спонтанности (импровизации), где он стал организовывать со своими друзьями-актерами всякого рода ролевые и импровизированные игры, каждый мог по своему желанию исполнять самые разнообразные роли. Театр спонтанности не был ориентирован на практику личностных изменений и гармонизацию психического развития. Подобные позитивные последствия отмечались лишь как побочные эффекты театральных представлений. Главная идея Морено и его основная мотивировка носили духовный характер: надо реализовать творческое Я на подмостках театра жизни, который представляет неограниченные возможности для свободного самовыражения. В 1925 году Морено эмигрировал в США., где в г. Бэкон (штат Нью-Йорк) он открывает частный психиатрический санаторий. На его базе создается терапевтический театр, где он продолжает развивать театр спонтанности. Театр состоит из трехъярусной сцены, балкона, выступающего над нею и зрительного зала. На этой сцене за долгие годы Морено создал из венских предшественников психодраму и превратил её в дифференцированный психотерапевтический метод, состоящий из множества частных техник. В 1931-1932 гг. Морено ввел в обиход термин «групповая психотерапии», которые он применял для обозначения специфических наборов операций в ходе групповой работы. В 1942 году в г. Бекон открывается Клиника психодраматической терапии, где исследуются методы и разрабатываются технические приемы, которые становятся впоследствии неотъемлемой частью психодрамы. 4.1.2.Основные понятия психодрамы Психодрама — метод терапии, в которой участник группы с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к этой проблеме. В своем классическом варианте психодрама — это групповой терапевтический процесс, где драматическая импровизация служит для исследования внутреннего мира клиента. Это действительно своего рода постановка, которая отражает реальные проблемы участников, а не разыгрывается по заранее придуманному сценарию. В психодраме действия вымышленных персонажей заменяются спонтанным поведением членов психокоррекционной группы. Следует отметить, что, прежде всего, психодрама является способом вскрытия личностных проблем, страхов и фантазий участников и их последующего изучения. Психодрама основана на посылке, согласно которой действия, воспроизводящие жизненную ситуацию, более эффективны при исследовании чувств и формировании новых установок и моделей поведения, чем вербализация. Психодрама — это метод, который использует инсценирование личного опыта через проигрывание ролей на сцене в специально созданных условиях, направленных на активизацию психических процессов участников. Действие структурируется таким образом, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы, достижения в ходе действия катарсиса, инсайта, реорганизации старых установок и когнитивных паттернов и реализации соответствующих изменений поведения. В психодраме: • исследуются новые роли; • исследуются альтернативные аффективные и поведенческие стили; • осуществляется поиск и апробация более конструктивных моделей решения проблем. Date: 2015-10-19; view: 411; Нарушение авторских прав |