Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






С. Кратохвил выделяет три фазы развития группы





1 фаза — фаза ориентации и зависимости

Участники ориентируются в ситуации, сильная зависимость от ведущего группы.

2 фаза — фаза конфликтов и протеста.

Появляется тенденция к соперничеству, идет кристаллизация ролей.

Преобладающие эмоции — тревога, напряженность, враждебность. Встречается открытая

конфронтация с ведущим группы, иногда объект агрессии один из участников группы.

3 фаза — фаза сотрудничества и целенаправленной деятельности.

Формируется чувство принадлежности к группе, осознание всеобщего «мы».

Появляется искренность в выражении чувств, группа способна обеспечить развитие

личности.

1.2.3. Структура группы как один из важнейших элементов групповой динамики

Структура группы является одним из наиболее важных элементов групповой

динамике. Остановимся на анализе этого элемента более подробно. Формирование

групповой структуры связано с возникновением различных групповых ролей участников

группы. Роли возникают, как правило, на ранних стадиях развития группы.

Роль — это совокупность функций и видов поведения, которые участник считает

подходящим для себя в определенном социальном контексте, и принимает за основную

модель поведения в данной определенной группе. Набор ролей в целом всегда один и тот

же, формируется на ранних этапах развития группы.

Существуют различные классификации групповых ролей.

Р. Шиндлер в 1957 году описал 5 групповых ролей:

• Альфа — лидер, которому группа доверяет. Он принимает решения и

побуждает группу к их исполнению. Он влияет на группу, но не всегда, говорит

больше и чаще других. Лидер в реальной тренинговой группе может молчаливо

и незаметно управлять реакциями группы.

• В процессе развития группы появляется один или несколько лидеров. Кто

именно возьмет на себя эту роль. Зависит от имеющейся в группе потребности в

ней, индивидуальных качеств потенциального лидера и восприятие группой

степени его соответствия этой роли. Лидерами обычно становятся наиболее

активные участники занятий группы. Важными детерменантами способности

члена группы оказаться у власти являются производимое им первое

впечатление и его умение и готовность вносить в развитие группы свой вклад.

• Бета — эксперт, который обладает знаниями и опытом, важными для группы.

Он предоставляет информацию, анализирует, рассматривает ситуацию с

нескольких сторон. Его поведение самокритично и рационально. Он не

пытается прямо влиять на группу — только через информацию.

• Гамма — участник, поддерживающий лидера. Это рядовые члены группы,

основная часть её, так называемые «массы». Большинство таких членов

отождествляет себя с лидером. Исполняя решения лидера, рядовые члены могут

проявлять такую активность, что неопытному ведущему может показаться, что

именно они и есть лидеры.

• Омега — выпадающий член группы, которого могут не принимать во внимание

другие члены группы. Крайний вариант пренебрегаемый или отвергаемый член

группы. Причиной его выпадения может быть какое-то отличие от других

членов группы: застенчивость, погруженность в себя, отсутствие инициативы.

• Р — Противник, оппозиционер, открыто выступающий против лидера. Он

может бороться против лидера потому, что считает его несправедливым, не

согласен с ним. С другой стороны, причиной его борьбы может быть дух

противоречия, переполняющий его, недоверие к любым авторитарным фигурам.

Он может также претендентом на лидерство, не принятым группой на эту роль.

В чистом виде, как и всё в психологии, эти роли встречаются довольно редко.

Почти всегда картина намного сложнее.

Следующая классификация групповых ролей, связана с анализом процесса

взаимодействия в тренинговых группах и предложена Р. Бэйлзом. На основе данного

анализа были выявлены два типа функций поведения, необходимых для успешного

существования группы:

• функции решения задач;

• функции оказания поддержки.

В ходе групповой работы эти функции постоянно взаимодействуют. Для

эффективной работы группе требуется определенный баланс позитивных способов

поведения, связанных как с оказанием поддержки, так и с решением стоящих перед

группой задач. Для выполнения той или иной функции поведения в тренинговой группе,

участники принимают на себя определенные роли. Одни участники берут на себя

выполнение одной из ролей, важных для решения задач, а другие берут на себя роли,

направленные на поддержание гармоничных отношений.

Роли, связанные с решением задач.


1. Инициатор. Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы.

2. Разработчик. Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые членами

группы.

3. Координатор — объединяет идеи, пытается координировать действия.

4. Контролер — направляет группу к целям, выявляет отклонения.

5. Оценщик — критически оценивает идеи.

6. Погонщик — подталкивает к принятию решений.

Роли, связанные с оказанием поддержки.

1. Вдохновитель. Поддерживает начинания других, высказывает понимание чужих идей

и мнений.

2. Гармонизатор. Служит посредников в ситуациях, когда между членами группы

возникают разногласия.

3. Примиритель. Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие

мнения других.

4. Диспетчер. Побуждает к общению членов группы, помогает им, и регулирует

процессы общения.

5. Нормировщик. Формулирует или примеряет стандарты для оценки происходящих в

группе событий.

6. Ведомый. Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя или при принятии

решений.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что понятие групповой структуры

неразрывно связано с распределением групповых ролей среди участников группы.

Формирование структуры группы ведет к образованию её различных типов. Так, В.

Большаков выделяет следующие типы групповой структуры:

1. Иерархический — подразумевает наличие социального рейтинга у каждого члена

группы (возникшего в данной группе), который определяет его значимость и

авторитетность в группе.

2. Демократический — подразумевает равенство рейтингов всех членов группы.

Проявляется:

• большая гибкость в поведении лидеров,

• меньшая жесткость и непроходимость ранговых перегородок,

• меньшая социальная дистанция между лидером и отверженным,

• особые правила отношений между лидером и оппозицией.

В тренинговой группе оба типа структуры могут существовать во

взаимопроникающей форме. Может быть, выделение подгрупп со своими правилами

игры, роли могут меняться в течение тренинга.

Формирование групповой структуры — это динамический процесс, он проходит

определенные этапы развития.

Основные этапы развития групповой структуры.

I этап — эмоциональный или социометрический. 1-й день тренинга.

На данном этапе отношения регулируются сугубо эмоциональными и

субъективными впечатлениями друг о друге. Каждый на первый момент видит в другом

более успешного партнера, чем он сам. Складывается первое эмоциональное впечатление

друг о друге. Группа поляризуется на социометрических богатых и социометрических

бедных. Социометрически богатые — те участнике, которые при проведении социометрии

получают больше голосов (+) при ответе на вопросы: «Кто способствовал работе

группы?», «Кто способствовал созданию позитивной атмосферы в группе?».

Социометрические бедные — те участники, которые получают меньшее количество

голосов при ответе на подобные вопросы. Характерно, что на данном этапе развития

групповой структуры звездами могут стать случайные люди.

II этап — осознание своего положения в группе. 1-й, 2-й день тренинга.

На этом этапе происходит дифференциация групповой структуры, каждый член

группы начинает уточнять своё первое впечатление о других, начинает видеть в себе


определенные черты поведения.

В группе происходят следующие процессы:

1. идет процесс разделения позиций под влиянием групповых норм;

2. намечается тенденция уравнивания отношений;

3. группа начинает жить как целостная микросистема, каждый участник вносит вклад в

решение общих задач;

4. происходит настройка кооперативных связей в зависимости от величины

индивидуального вклада;

5. нет резкой поляризации, исчезают звезды и аутсайдеры. Если остаются

изолированные, то это говорит об индивидуальных особенностях данных участников,

а не об отсутствии развития группы. Тренеру нужно повышать их престиж (в СПТ

поведения) подбором упражнений, разговором в перерыве. Важно, чтобы к концу

второго дня изолированных не было.

III этап — этап дифференциации и возникновения новой иерархии. 2-3-ий день

тренинга.

В группе появляются другие социометрические звезды (лидеры). Здесь новая

поляризация строиться на основе успешности в решении задач. Преобладает деловой

подход, количество предпочтений определяется величиной индивидуального вклада

участника в ходе тренинга. На данном этапе более успешных участников больше, чем

менее успешных.

Групповая структура приобретает характер деловой иерархии, эмоциональные отношения

уже опосредованные деловыми отношениями.

IV этап — этап равномерного распределения социометрических выборок.

Формирование групповой структуры закончено. Группа функционирует с учетом,

определившихся ролей участников. Наибольшее предпочтение получают те участники,

которых планирует ведущий. Группа максимально работает на выполнение, поставленных

целей и задач.

Выделяют следующие признаки развития групповой структуры:

1. сложилась устойчивая групповая атмосфера поведения;

2. появились определенные стандарты поведения участников группы.

1.2.4. Социометрия как метод исследования групповой динамики

Социометрия является основным приемом для отслеживания групповой динамики

в ходе группы. Socius — товарищ, соучастник, компаньон, metrum — измерение. Она

позволяет отследить состав группы, структуру и процессы, происходящие в ней.

Проведение социометрического теста — это финальное упражнение на каждом занятии

СПТ. Социометрия может быть проведена как с посредством опроса или анкетирования,

так и с помощью социометрических упражнений: «солнце», «матрица», выбор в действии

и другие.

Упражнения, относящиеся к социометрическим, позволяют ведущему проверить

свои предположения о стадии развития группы, выявить структуру группы, а если есть

агрессия определить на кого она направлена.

Взаимоотношения становятся явными и для участников группы. Упражнения

позволяют проявить их и обсудить.

Варианты невербальной социометрии:

1. По очереди каждый участник группы расставляет других членов группы на разную


дистанцию от себя в зависимости от того, насколько они ему близки, дороги,

симпатичны или далеки, неприятны.

2. Один участник (доброволец) становиться лицом к стене, спиной к группе. Все

остальные становятся за ним на такое расстояние, которое им кажется комфортным

при общении с этим человеком. Когда все выстраиваются. Участник поворачивается и

может передвинуть или переставить дальше-ближе участников.

3. Рисуночная социометрия. Рисование на большом листе бумаги, каждый участник

изображает себя кругом, треугольником или квадратом, можно его подписать. После

того как все участники нарисовали себя, каждый проводит линию от своего знака к

другим, при этом линия проводится красным цветом, если этот человек симпатичен, и

синим цветом, если несимпатичен. Каждый может провести любое количество линий.

4. Участникам предлагается встать в круг лицом друг к другу. Правая рука поднимается

вверх, за неё могут взяться другие участники, которые хотели бы близко общаться с

этим человеком, к которому они испытывают эмоционально- личностную симпатию.

Левой рукой участники сами берутся за того, кто им близок в эмоционально-

личностном плане. После того, как участники взялись за руки, ведущий определяет

группировки, изолированных, лидеров.

Данные социометрии дают возможность отследить групповую структуру, этапы

развития группы, направлять процессы групповой динамики, корректировать работу

группы.

Анкетирование — как вид социометрии.

Размножить и раздать участникам группы анкету. Напиши фамилии, имена двух-

трех членов группы (в порядке значимости), к которым бы ты обратился:

• в трудную минуту;

• в решении поставленной задачи.

Укажи напротив каждой фамилии, почему выбрал именно этого человека.

Собрав заполненные анкеты, ведущий составляет схему взаимоотношений в

группе, где указывает номера участников, (а не их имена), их пол, направление выборов

(можно разными цветами) эмоциональные и деловые выборы. Затем ведущий

перечерчивает схему на доску или лист ватмана и предлагает участникам

проанализировать картину структуры группы.

Ведущий может стимулировать обсуждение следующими вопросами:

• Кто является лидером группы?

• Какие качества его личности способствуют этому?

• Кто является душой группы? Как вы думаете, почему?

• Есть ли в группе «изолированные»? Какие качества мешают этому участнику

быть принятым группой?

Глава 1.3. Основные фазы социально-психологического тренинга

М. Форверг и Т. Альберг разработали теорию социально-психологического

тренинга поведения. Они работали в направлении обучения участников группы

различным социально-положительным формам поведения. В ходе данной работы стало

очевидно, что тренинговая группа в процессе работы проходит определенные фазы

развития. На основе анализа материала, полученного в ходе проведения различных СПТ

поведения М. Форверг предложил структурную схему организации СПТ.

Он выделил такие фазы процесса СПТ:

1. Фаза разминки.

2. Фаза активизации группы.

3. Фаза лабилизации.

4. Фаза введения ориентировочных основ, или когнитивных схем.

5. Фаза овладения новыми приемами поведения.

6. Фаза окончания.

Необходимо отметить, что предложенная структура тренингового процесса

разрабатывалась в рамках теории СПТ поведения. Особенно специфичными в этом плане

являются фаза введения ориентировочных основ и фаза овладения новыми приемами

поведения. Но в то же время данная структура тренинговой группы несет в себе

характеристики, черты и проявления, присущие различным видам групп.

При этом нужно учитывать, что фазы тренинговой группы условны и не всегда

следуют в таком порядке. В то же время ведущему легче работать, ориентируясь на эти

фазы.

Остановимся на характеристике каждой фазы.

1.3.1. Фаза разминки социально-психологическго тренинга поведения

Первая фаза — фаза разминки.

Цель данной фазы: запустить групповые процессы, наладить процесс

межличностных отношений в группе.

Задачи данной фазы:

1. снять тревогу, побудить участников к действию;

2. размять группу, чтобы она начала действовать как единый организм;

3. создать благоприятный психологический климат, настроить на совместную работу.

На данной фазе для ведущего группы важны следующие моменты:

• нужно помнить, что каждый участник группы пришел с определенными

ожиданиями, чтобы они стали очевидными фазу разминки надо начать с

обсуждения ожиданий каждого участника;

• при работе нужно ориентироваться на личностные качества участников группы;

• делать акцент на наблюдении за невербальным поведением;

• обязательно проводить обсуждение источника напряжения в группе, если

таковой имеется;

• напряжение участников очень хорошо проявляется в фазе молчания, тренеру

нужно уметь дифференцировать конструктивное и неконструктивное молчание,

лучше выждать, чтобы группа сама начала действовать.

В фазе разминки используют разогревающие упражнение, направленные на снятие

тревожности и установление положительной эмоциональной атмосферы в группе.

Окончанием фазы разминки является:

• отступление тревоги участников;

• появление интереса участников к высказываниям друг друга.

1.3.2. Фаза активизации социально-психологического тренинга поведения

Цель фазы: создать атмосферу доверия в группе, чтобы каждый участник

чувствовал свою необходимость в группе.

Задачи фазы:

1. привести группу в оптимальное состояние для тренинга;

2. еще больше уменьшить напряжение участников группы;

3. создать атмосферу доверия и контакта.

Начало фазы активизации — это становление взаимоотношений.

Формальный признак начала активизации — это введение групповых норм.

Основные характеристики фазы активизации.

1. Хорошо проявляются процессы резонирования: тревога тренера — тревога

участников, шутки тренера — шутки участников. Важно сохранять умеренность.

Тренеру не стоить увлекаться чем-либо, активность должна заражать, но тренер не

должен быть подавляющим. Его активность должна сопровождаться откликом группы.

2. В группе могут развиваться процессы, включающие глубинные пласты личности. Так

же появляется желание быть откровенным и в тоже время оно сопровождается страхом

быть непонятым, отвергнутым. Тренер должен быть эмпатичным. Характерны

следующие типы поведения участников в фазе активизации:

• шутник;

• молчун — можно разговорить их приемом рассказа по кругу;

• экспансивный;

• сопротивляющийся — а зачем это надо, какая польза от этих игр. Часто

встречается у участников уже имеющих представление об СПТ, важно их

выявить, но не пытаться доказать им необходимость упражнений, это

происходит в процессе групповой динамики. Сопротивляющиеся, как правило,

люди, имеющие страх перед раскрытием. Как правило, чуткие, с глубокими

внутренними проблемами, имеющие отрицательный опыт раскрытия.

Тренеру важно дать понять каждому участнику его важность присутствия в группе,

каждый должен чувствовать свою индивидуальность, очень опасна обезличинность.

Признаки неготовности участников группы к дальнейшей работе:

• появление молчунов;

• появление экспансивных, говорливых.

На данной фазе существуют приемы активизации участников группы с помощью,

которых можно достигнуть задач стоящих перед группой на данной фазе.

Основные приемы активизации:

1. стимулирование высказывания участниками группы своих страхов и тревог. Тренер

должен помогать этому, важно. Чтобы ни один участник не остался с тревогой.

2. Тренер должен объяснять участникам важность взаимных отношений, обращений друг

с другом. Все опосредованные коммуникации сделать прямыми. Важно дать понять,

что все члены группы тревожатся, переживают, хотят что-то получить. Если ведущему

удастся подвести общий знаменатель под психические состояния участников группы,

он объединит группу.

3. Мотивирование участников группы к отражению своих чувств. Обращение к группе с

вопросами: «Кто из членов группы готов высказаться?», «Что он переживает в данный

момент?», «Что вы думаете и чувствуете?», «Поделитесь своими мыслями?».

4. Нужно отслеживать групповую динамику и выявлять моменты, когда нужно сбить

ненужный темп расслабить группу.

Поскольку фаза разминки небольшая по объему и содержанию, и также она плавно

перетекает в фазу активизации, то зачастую для характеристики СПТ в целом, фазы

разминки и активизации рассматриваются как первый этап процесса СПТ.

Выделяют следующие критерии успешной активизации:

1. в группе появляется взаимное доверие;

2. появляется раскованность у участников группы;

3. становится очевидным процесс смещения акцента с собственного говорения

участников группы на слушание другого;

4. участники хотят активно работать, появляется интерес, что будет дальше.

Задачи фазы активизации считаются выполненными, если:

1. сложилась групповая иерархия;

2. определись лидеры, активизировался процесс лидерства;

3. сложилась атмосфера активного обмена мнениями и чувствами;

4. каждый участник обрел свою позицию и чувствует, что он у дел;

5. преобладает позитивное настроение;

6. сложилась коммуникативная система.

1.3.3. Фаза лабилизации социально-психологического тренинга

Цель фазы: коррекция самооценки личности.

Задачи фазы: эмоциональная встряска личности.

С точки зрения СПТ поведения Форверга, суть метода лабилизации состоит в

следующем.

Сначала участникам тренинга необходимо показать, что их знания и навыки не

способствуют решению актуальных задач, поставленных в ходе тренинга. Осознание

участниками неадекватности привычных форм и моделей поведения вызывает

переживание гаммы чувств: тревога, уныние, неверие в свои способности. Далее тренер

предлагает участникам новые приемы поведения, которые позволяют эффективно решать

поставленные задачи и достигнуть цели тренинга.

Но лабилизация — это процесс куда более многогранный и сложный. И в его

основе лежат не только осознание неадекватности привычных форм поведения, но и

осознание участниками группы неадекватности представлений о самих себе.

Лабилизация — это эмоциональная встряска личности, переживание многообразия

чувств, которое возникает вследствие осознания личностью неадекватности привычных

форм поведения и неадекватности представлений о самом себе.

Лабилизация означает конфликт личности с собой в силу самонеадекватности.

Конфликт между возникшим новым пониманием себя и сложившимися представлениями

о себе. Это вызывает переживания, которые могут иметь диапазон от легкой тревоги до

панического страха, кроме того она может порождать чувство стыда, вины,

разочарования, раздражения, агрессии, неуверенности, беспомощности.

С точки зрения личностно-оринтированных тренингов лабилизация является

основой или запускающим механизмом, способствующим развитию и изменению

личности.

Психологический механизм лабилизации.

Состояния, сопровождающие процесс лабилизации, обусловлены страхом изменить

свой образ «Я», свою «Я» концепцию.

Личность в ходе процесса самопознания самоидентифицируется с теми или иными

социальными ролями, формами поведения, набором качественных характеристик

(добрый, отзывчивый, ироничный) с внешними критериями (большой, толстый,

красивый). Таким образом, личность выстраивает определенную «Я» концепцию.

Для нас важна статичность, неизменность «Я» образа, мы стремимся его не

расшатывать. Способы, которые мы используем для этого следующие:

а) механизмы психологической защиты по З. Фрейду;

б) подбираем для общения людей, чьё представление о нас совпадает с нашими

представлениями;

в) мы презентируем себя так, как нас воспринимают другие.

От самоидентификации зависит самооценка. Самооценка — эмоциональное

оценочное отношение к себе, которое формируется на основе самопознания и на основе

сравнения с другими людьми. Следствием самооценки является самоуважение. Личность

имеет глубинные бессознательные установки на восприятие себя всамоутверждающих

ролях и позициях. Это в целом позитивное восприятие себя выражается в формировании

неадекватных и стереотипных самооценок.

В ходе лабилизации идет процесс осознания неадекватности представлений о себе,

своей самооценки. Например, я воспринимаю себя как приветливого, общительного

человека, а в ходе обратной связи большинство участников говорит обо мне как о хмуром,

озабоченном человеке. Таким образом, идет расшатывание самооценки, под угрозой

оказывается неизменность «Я» образа, самоидентификация. Отсюда тревога, страх,

переживание многообразия чувств. Чем больше неадекватность самооценки, чем больше

она занижена или завышена, тем быстрее начинается и более выражена лабилизация.

Обычно личность не хочет лабилизации, защищается от нее. Первые действия индивида

будут импульсивными (часто аффективно-агрессивными), за ними стоит неуверенность в

себе.

Содержанием лабилизации чаще является страх за свою репутацию в глазах других

участников группы. Эффект лабилизации тем больше, чем он неожиданней, чем более

остро обозначены грани внутриличностного конфликта, а также чем больше

существующий страх перед изменением своего «Я» образа.

Лабилизация вызывает скрытый конфликт между желанием быть активным и в то

же время не показать своих слабостей. В ходе тренинга эффект лабилизации зависит от

степени активности участников группы, от атмосферы доверия в группе от незаметности

подготовки лабилизирующего упражнения. О самом процессе лабилизации тренер не

говорит, он просто указывает, может пережить в ходе работы в группе неприятные

моменты, увидеть себя с неизвестной, негативной стороны. Ведущий проговаривает, что

изменение поведения всегда болезненно. О самом процессе лабилизации никогда не

рассказывается, это профессиональное знание тренера. Если у участника группы

возникает потребность индивидуально поговорить с ведущим надо дать ему эту

возможность. Сама группа — лучший психотерапевт. Любая группа психотерапевтичней

любого ведущего.

Каждый отдельный член группы переживает лабилизацию гетерохронно, т.е.

индивидуально в свой момент. Можно назвать эту фазу фазой агрессии, конфликта. Для

некоторых участников лабилизация отсутствует. Есть программы, которые не включают

её, но часто само воздействие группы является лабилизирующим.

Важным механизмом лабилизации является механизм подражания или заражения.

Группа лабилизируется, если лабилизация охватывает сначала наиболее влиятельных

членов группы. Но если он легко справился с этим, это может вызвать эффект подражания

и снизить интенсивность процесса у других. Нужно помнить, что без лабилизации

снижается эффект тренинга. Интенсивная, короткая лабилизация дает максимальный

эффект. После лабилизации возникает чувство облегчения, в последующем к ней

относятся спокойней.

Эмоциональный итог тренинга — это достижение лабилизации.

Происходит на 2-3ий день тренинга.

Признаки прохождения фазы лабилизации.

1. участники группы перенесли состояние тревоги или страха относительно собственной

неадекватности в группе при выполнении упражнений, требующих самораскрытия;

2. участники ощутили определенные переживания неуверенности, беспомощности при

выполнении упражнений;

3. когда у участников возникает потребность овладеть правильными формами поведения

в пережитых ситуациях;

4. возникают вопросы у участников типа «Что следует дальше?».

1.3.4. Фаза введения ориентировочных основ (ФВОО)

Цель: — подготовить участников группы к переобучению новым правилам

поведения;— запрограммировать сознание участников группы на правила оптимального

поведения.

Задачи:

1. вернуть всем участникам группы уверенность в себе,

2. собрать все установки членов группы воедино,

3. ввести в сознание участников группы новые правила поведения,

4. поднять уровень саморегуляции поведения с импульсивного до сознательно

контролируемого проявления нового поведения.

Характеристики ФВОО:

1. появляется желание научиться вести себя по-другому;

2. преобладает желание продолжить тренинг с учетом ошибок и разочарований;

3. группа вновь обретает своё лицо и переходит на 3 этап развития — дифференциации

групповой структуры и возникновения новой иерархии.

ФВОО — кульминационный момент СПТ поведения, так как происходит переход с

импульсивного поведения на рациональное, которое задается предлагаемыми тренером

правилами.

При этом чем лучше удалась лабилизация, тем выше позитивный эффект тренинга.

Начало ФВОО — это сообщение группе моделей и правил поведения, которыми

она должна овладеть и по которым она будет работать. Можно в устной форме, можно в

письменной форме.

Ориентировочные основы — это правила поведения, модели поведения, которые

необходимо усвоить и которыми нужно овладеть в тренинге. В каждом упражнении есть

психологическая основа, которая раскрывается тренером в начале упражнения в виде

информирования или в конце упражнения в ходе обсуждения (рефлексии).

Введение новых правил поведения происходит после фазы лабилизации, когда

участники группы осознали неадекватность привычных приемов поведения, и вследствие

этого личность «размята» и психологически готова к восприятию новых моделей

поведения.

Типы ориентировочных основ (упражнений в тренинге):

1. Демонстрируется образец поведения, которое считается правильным или

целесообразным, но не указываются условия и границы правильного поведения.

2. Демонстрируется образец правильного поведения и одновременно оговариваются

границы правильного поведения. Упражнение повторяется с последующей

критической оценкой.

Фаза введения ориентировочных основ должна протекать на 2-3ий день тренинга,

так как нужно достаточное количество времени для последующей работы. Лучше начать

ФВОО с игры. Далее наступает фаза овладения приемами поведения.

Фазы ФВОО и ФОПП постоянно чередуются, дополняются, слиты.

1.3.5. Фаза овладения приемами поведения (ФОПП) и фаза окончания

Цель фазы: тренировка новых навыков поведения.

Задача фазы: выполнение определенных упражнений на тренировку и закрепление

новых коммуникативных навыков и приемов поведения.

Типы упражнений, используемых на данной фазе:

1. Сухие упражнения — разучивание приема под контролем тренера и всей группы, «вот

так надо делать». (Пример: перефразирование, зигзаг).

2. Полусухие упражнения — предложенное упражнение сначала выполняется под

контролем ведущего, а затем закрепляются в двойках, тройках, но без видеофиксации.

3. Мокрые упражнения — упражнения, которые проводятся с отдельными участниками

или со всей группой с видеофиксацией, и последующим групповым анализом и

обсуждением его успешности.

При подборе и проведении упражнений надо идти от простого к сложному, от

сухих к мокрым упражнениям. Нецелесообразно предлагать групповое

видеофиксированное упражнение, не освоив сухих и полусухих упражнений.

Тренер предлагает выполнение упражнений по определенным правилам, повторяя

их до формирования устойчивого навыка, нужно добиться того, чтобы каждый участник

мог выполнить прием или правило по заказу.

Образно говоря, ФВОО — это период обучения в спортивной тренировке. ФОПП

— это спортивная тренировка.

На ФОПП нужно фиксировать самочувствие участников группы: «Как вы себя

чувствуете?», и включать психогимнастические упражнения на эмоциональную разгрузку.

На этой фазе часто жалуются на усталость, можно использовать физкультпаузы, но надо

держать темп, т.е. один навык проигрывать в разных упражнениях. Эффекта от

обучающего упражнения может не быть, если оно дается рано. Если много смеха — это

признак, что упражнение не идет.

Каждое занятие заканчивается анализом и обсуждением.

Схема обсуждения:

1. дать высказать каждому;

2. отметить общие положительные достижения;

3. указать на общие недостатки и ошибки, но без персоналей;

4. дать оценку чувств и эмоциональному состоянию группы;

5. остановиться на индивидуальных особенностях выполнения упражнений, отмечая

положительные моменты и поощряя участников;

6. подчеркнуть, что упражнения завтра надо выполнять еще лучше.

Итак, в тренинге поведения приобретается более компетентное поведение и

происходит освоение важных социальных ролей.

Цель тренинга поведения:

1. развенчание старых, привычных образцов поведения, показ их неэффективности,

неадекватности в тех или иных ситуациях. При этом участники группы сами должны

обнаружить и оценить неадекватность своего типа поведения. Задача тренера

сориентировать группу на подачу обратной связи;

2. овладеть более эффективным поведением, чтобы более грамотно психологически

строить свои взаимоотношения с людьми.

Итог тренинга поведения должен заключаться:

• в активизации личности;

• вывод личности на более высокий уровень социального развития;

• рост коммуникативного потенциала личности.

Фаза окончания.

Это содержательный и эмоциональный итог тренинга. Данная фаза наступает,

когда выполнены цели и задачи, поставленные в группе.

Как правило, предлагаются упражнения, направленные на укрепление

сплоченности группы, на закрепление положительного эмоционального статуса группы,

на возможность эмоционально отреагировать по поводу групповой работы.

Заканчивается тренинг рефлексией всего произошедшего в группе.

Стимулируется обсуждение следующих вопросов:

• Что дала тебе тренинговая работа?

• Произошли ли в тебе какие-то изменения?

• Что считаешь наиболее удачным в ходе тренинга?

• Что ты можешь сказать о роли консультанта в тренинге?

В конце каждого тренингового дня участникам группы предлагается заполнить

анкету обратной связи.

1. Тренинговое имя участника. Дата занятия.

2. Степень включенности: от 0 — 10.

3. Самые значимые для тебя эпизоды и упражнения.

4. Твои основные ошибки в ходе занятий:

а) по отношению к себе,

б) по отношению к группе.

в) по отношению к ведущему.

5. Что тебе особенно понравилось на прошедшем занятии?

6. Твои замечания и пожелания ведущему.







Date: 2015-10-19; view: 1196; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.162 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию