Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Декрет ВЦИК рсфср от 22 мая 1922 Г. Об основных частных имущественных правах, признаваемых рсфср, охраняемых ее законами и защищаемых судами рсфср <1>





--------------------------------

<1> Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства, издаваемое Народным комиссариатом Юстиции. 1922. N 36. Ст. 423. Отдел второй.

 

Несмотря на то что в законодательстве вновь появился термин "акционерное общество", тем не менее произошло значительное изменение правового регулирования этой организационно-правовой формы юридических лиц. Прежде всего это было связано с усилением роли государства и выражалось не только в усиленном контроле над деятельностью акционерных компаний, но и в появлении так называемых смешанных обществ.

По своей сути смешанные общества представляли собой акционерные общества и товарищества, участниками которых являлись как государственные (центральные или местные) учреждения и предприятия, так и частные предприниматели (отечественные или иностранные). Впервые в Советской России смешанные общества были введены резолюцией IX Съезда Советов, а затем правовое регулирование их статуса получило дальнейшее развитие в Постановлении ВЦИК о внешней торговле от 13 марта 1922 г., в уже упоминавшихся временных правилах, практике ВСНХ (акционерное общество "Мельстрой") <1>. Однако было бы ошибкой полагать, что идея появления особых акционерных компаний с участием государства появилась лишь после Октябрьской революции 1917 г. Как уже отмечалось выше, первые системные попытки усиления государства в управлении акционерными обществами были предприняты в 1916 - 1917 гг.

--------------------------------

<1> См.: Брауде И. Указ. соч. С. 9.

 

Как верно отмечал в 1922 г. А. Вормс, в выделении обществ с участием публичных образований нет смысла, если публично-правовые образования не получают особых публично-правовых полномочий <1>. Именно это и произошло применительно к смешанным обществам.

--------------------------------

<1> См.: Вормс А. Смешанные акционерные общества // Советское право. 1922. N 1. С. 89.

 

Следует отметить, что в рассматриваемый период отсутствовало нормативное закрепление определенного соотношения между государственным и частным капиталом в смешанном обществе, в связи с чем на практике встречались не только общества с преобладающим участием государства в уставном капитале, но и общества с равными долями государства и иных участников, а также с меньшинством доли государства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Там же. С. 9; Вормс А. Указ. соч. С. 95.

 

При этом для эффективного управления смешанными компаниями публично-правовые образования практиковали заключение с частными акционерами специального договора об особенностях управления <1>. Как отмечал А. Вормс, содержание такого договора могло быть посвящено согласованному голосованию за определенного кандидата (например, в правление). При этом указанный исследователь не соглашался с незаконностью подобных положений договора, отмечая, что здесь идет речь лишь о способе осуществления права <2>.

--------------------------------

<1> См.: Брауде И. Указ. соч. С. 10.

<2> См.: Вормс А. Указ. соч. С. 96.

 

Заметим, что современные специалисты могут с удивлением обнаружить в подобных договорах, а также спорах вокруг них общие черты с широко обсуждаемыми ныне акционерными соглашениями.

Как отмечали исследователи акционерной формы предпринимательской деятельности, работавшие над своими трудами в рассматриваемый период, "государство принимает участие в смешанных предприятиях потому, что они представляют собой переходный этап от индивидуалистического хозяйства к социалистическому" <1>. Из этого следует, что акционерные общества рассматривались властями всего лишь как временная конструкция, призванная обеспечить безболезненный переход от одного типа хозяйствования к другому.

--------------------------------

<1> Ландкоф С.Н. Товарищества и акционерные общества. Теория и практика. Юридическое издательство НКЮ УССР. 1926. С. 20.

 

В связи с тем, что государство стало активным участником акционерного движения, возникла необходимость осуществлять контроль над деятельностью подобных компаний, что привело к возникновению института представителей государства в советах, правлениях и ревизионных органах акционерных обществ, созданных с участием государственного капитала (несложно заметить, что и этот институт не был изобретением новой власти: вспомним об особенностях управления компаниями с преобладающим немецким капиталом). Указанные функции осуществляли государственные служащие, право которых на участие в уставном капитале акционерных обществ было ограничено <1>.

--------------------------------

<1> Приводится по: Акционерные общества / Сост. Е.Н. Данилова. С. 7.

 

В рассматриваемый период в специальной литературе поднимался вопрос о персональном составе участников акционерных обществ. В частности, Е.Н. Данилова отмечала, что исходя из отсутствия в Гражданском кодексе РФ специальных указаний учредителями акционерных обществ могут быть и юридические лица, и государственные учреждения <1>. На практике отсутствие четкого нормативного закрепления состава участников приводило к парадоксальным ситуациям. Например, по словам П.А. Руднева, нередко в качестве учредителей выступали не только народные комиссариаты, но и управления и даже их отделы, а также местные советы и профсоюзы <2>.

--------------------------------

<1> См.: Там же.

<2> См.: Руднев П.А. О праве госорганов, состоящих на госбюджете, образовывать акционерные общества (государственные паевые товарищества). М., 1927. С. 3.

 

В связи с особым статусом республик, входивших в состав СССР, позволявшим принимать собственные нормативные акты, в некоторых из них устанавливался особый порядок управления акционерными обществами с участием государства. Например, в Украинской ССР в уставах компаний с государственным участием могло быть предусмотрено, что избрание органов управления осуществляется отдельно на общих собраниях государственных акционеров (государственных предприятий и учреждений) и частных акционеров (ст. 348 ГК УССР) <1>.

--------------------------------

<1> Приводится по: Ландкоф С.Н. Товарищества и акционерные общества. С. 181.

 

Если обратиться к первой попытке регулирования советским законодателем акционерной формы ведения бизнеса, можно обнаружить, что ей был посвящен разд. X "Товарищества" ГК РСФСР 1922 г. Указанная форма получила название "акционерное общество" ("паевое товарищество"). В ГК РСФСР законодатель сохранил разрешительную систему создания акционерных обществ, действовавшую в Российской империи. В частности, ст. 323 ГК РСФСР предусматривала, что в целях создания организации ее учредители представляли устав в Главный комитет по делам о концессиях и акционерных обществах. Затем устав утверждался Советом труда и обороны, а в случае предоставления концессии - Советом Народных Комиссаров.

Новое законодательство также устанавливало минимальный размер основного капитала: 100 тыс. золотых рублей и минимальное число учредителей общества - пять (ст. 324 ГК РСФСР).

Новеллой законодательства стала обязательная государственная регистрация акционерного общества, являвшаяся основанием для возникновения у него правоспособности (ст. ст. 14 и 338 ГК РСФСР). При этом регистрация общества осуществлялась уже после распределения его акций среди акционеров на основании решения учредительного собрания акционеров. После проведения этого собрания правление юридического лица было обязано незамедлительно подать заявление о регистрации в Главный комитет по делам о концессиях и акционерных обществах. Информация о регистрации размещалась в печати (ст. 335 ГК РСФСР).

Подобный временной разрыв между утверждением устава и регистрацией общества не мог не вызвать теоретических и практических проблем. Например, большую полемику вызвал вопрос о периоде функционирования акционерного общества с момента проведения учредительного собрания до государственной регистрации юридического лица. Как известно, ст. 339 ГК РСФСР предусматривала, что до публикации о регистрации общества учредители общества вправе совершать все необходимые сделки и договоры от имени акционерного общества. Однако с этим положением были категорически не согласны некоторые авторы, отмечавшие, что до момента внесения в реестр акционерного общества его не существует, из чего следует, что законом не может быть предоставлено право совершения сделок от имени лица, которого еще не существует <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Ландкоф С.Н. Товарищества и акционерные общества. С. 164; Акционерные общества / Сост. Е.Н. Данилова. С. 8.

 

Как и до революции, владельцы акций общества имели право присутствовать на общем собрании акционеров. При этом законодатель закрепил правило, согласно которому право голоса предоставляла каждая акция. Правда, устав общества мог предусмотреть определенный количественный порог для предоставления права голоса (ст. 347 ГК РСФСР). Кстати, кворум общего собрания акционеров устанавливался в размере 1/3 части основного капитала (ст. 352 ГК РСФСР). Видимо, это было обусловлено низкой явкой акционеров на общие собрания.

Помимо общего собрания акционеров, управление в обществе осуществлялось также правлением, занимавшимся текущими делами (ст. ст. 354, 357 ГК РСФСР). Что характерно, законодатель предусмотрел лишь коллегиальный орган, осуществляющий текущее руководство обществом. Единоличного исполнительного органа предусмотрено не было. Как отмечалось в ст. 357 ГК РСФСР, "правление заведывает делами общества и является его представителем как на суде, так и в сношениях с органами правительства и со всеми другими лицами во всех делах его".

Кроме того, для общего руководства делами общества устав общества мог предусмотреть образование такого органа, как совет (ст. 361 ГК РСФСР). В связи с тем, что создание совета не являлось обязательным, законодатель не стал детально регламентировать данный орган управления, указав лишь, что число членов, порядок их избрания, обязанности, возлагаемые на совет, и порядок его деятельности предусматриваются уставом общества.

В Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. появилась и такая организационно-правовая форма, как товарищество с ограниченной ответственностью. Казалось бы, она является аналогом немецкого GmbH. Однако это было не так. Как отмечали в 20-е гг. XX в. многие исследователи, российские товарищества с ограниченной ответственностью из общих черт с подобными лицами в Западной Европе имеют лишь название <1>. По своей сути эти товарищества были ближе к объединению лиц, чем капитала <2>. В ст. 318 ГК РСФСР отмечалось, что участники ТОО занимаются предпринимательской деятельностью (торговлей или промыслом) под общим фирменным наименованием (фирмой). В этой же статье указывалось, что по обязательствам товарищества его участники отвечают не только внесенными вкладами, но и личным имуществом в одинаковом для всех товарищей кратном отношении к сумме вклада каждого товарища. Следует подчеркнуть, что создание товариществ также было ограничено определенными отраслями народного хозяйства, в которых их собрание было прямо разрешено законом (например, электрификационные товарищества) или только по специальным разрешениям в каждом отдельном случае (ст. 320 ГК РСФСР).

--------------------------------

<1> Например, профессор В.М. Гордон в своем предисловии к книге: Ландкоф С.Н. Товарищество с ограниченной ответственностью на западе и в СССР. С. I - II; Шретер В. Советское хозяйственное право. М.-Л., 1928. С. 184; Гойхбарг А.Г. Очерки хозяйственного права. М., 1927. С. 50.

<2> Некоторые исследователи даже относили к товариществам с ограниченной ответственностью все виды кооперативов и артели ответственного труда (см.: Шретер В. Указ. соч. С. 185).

 

На завершающем этапе функционирования акционерных компаний в России в первой трети XX столетия было принято специальное Положение об акционерных обществах, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 августа 1927 г. <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР. 1927. N 49. Ст. 5000. Отдел первый.

 

На первый взгляд принятие нормативного акта, регулирующего положение акционерных обществ на излете их существования, кажется по меньшей мере странным. Однако, ознакомившись с содержанием Положения, можно предположить, что основной целью его принятия была регламентация деятельности акционерных обществ с государственным участием.

Учитывая продолжающийся процесс усиления государства в экономической сфере, Положение уделило серьезное внимание регулированию акционерных обществ с участием государственного капитала. При этом происходит разграничение акционерных обществ по степени участия государства на государственное <1> и смешанное акционерное общество.

--------------------------------

<1> Государственным акционерным обществам был посвящен отдельный разд. VII (ст. ст. 126 - 141).

 

В частности, государственное акционерное общество могло считаться таковым, когда в его уставе было прямо указано, что все акции должны находиться в руках государственных учреждений или государственных предприятий (ст. 3 Положения). Таким образом, одного факта принадлежности акций государственным структурам было недостаточно, требовалось еще и соответствующее указание в уставе. То же можно сказать и о смешанном обществе. В частности, В. Шретер отмечал, что "не самый факт участия госорганов в 50% в акционерном обществе превращает его в "смешанное", а таким оно становится лишь тогда, когда такое участие госорганов прямо предусмотрено уставом" <1>.

--------------------------------

<1> Шретер В. Советское хозяйственное право. Право торгово-промышленное. С. 183.

 

В Положении были учтены недоработки предыдущих нормативных актов, касающиеся учреждения государственных и смешанных обществ. Так, в ст. 7 Положения был включен перечень государственных предприятий и учреждений, которые имели право учреждать общества. В ст. ст. 8 и 9 устанавливались условия, при которых указанные лица могли выступить в качестве учредителей акционерных обществ (например, если цель общества соответствует задачам предприятия/учреждения).

Помимо многочисленных норм, регулировавших участие государства в акционерных обществах, Положение содержало и иные нововведения. В частности, были отменены акции на предъявителя (ст. 47), вводилось понятие "уставный капитал", которое использовалось наравне с термином "основной капитал" (ст. 1), претерпел изменение порядок управления в акционерном обществе. Все чаще на первый план стал выходить принцип единоличного управления. Например, руководство текущей деятельностью общества теперь осуществлялось либо правлением, либо единоличным директором (п. "б" ст. 72 Положения). При этом даже при наличии правления для непосредственного управления делами обществом мог быть назначен директор-распорядитель, который действовал на основании доверенности, выданной правлением.

Однако положениям рассматриваемого нормативного акта не суждено было оказать серьезного влияния на процесс регулирования правового статуса акционерных обществ: сами акционерные общества постепенно стали исчезать под воздействием государственной политики <1>, хотя само Положение продолжало действовать достаточно долгое время - вплоть до 1962 г.

--------------------------------

<1> Подробнее об этом см.: Касьяненко В.И. НЭП и акционерное предпринимательство в СССР. Подписная научно-популярная серия "Политическая история XX века".

 

За период с 1923 по 1928 г. было зарегистрировано и функционировало 185 частных акционерных обществ, из них в РСФСР - 105, в Украинской ССР - 50, в Белорусской ССР - 20, в Узбекской ССР - 10 <1>.

--------------------------------

<1> См.: Касьяненко В.И. Указ. соч. С. 33.

 

В период плановой социалистической экономики "акционерная форма стала неприемлемой формой для государственных предприятий и постепенно была вытеснена из обобществленного сектора, а затем и из народного хозяйства в целом" <1>.

--------------------------------

<1> Исаев И.А. Становление хозяйственно-правовой мысли в СССР (20-е годы). М., 1986. С. 157.

 

В силу ряда причин, как правило, обусловленных партнерскими отношениями с зарубежными компаниями, в СССР действовало лишь несколько акционерных обществ, созданных еще в 20-х гг. XX в. В частности, Банк для внешней торговли СССР (Внешторгбанк СССР) <1>, ныне - Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" <2>. А также Всесоюзное акционерное общество "Интурист", основанное 12 апреля 1929 г. <3>. Кроме того, в начале 70-х гг. было создано, точнее - был изменен правовой статус образованного 16 ноября 1947 г. Главного управления иностранного страхования СССР (Ингосстрах). Оно было преобразовано в страховое акционерное общество "Ингосстрах", существующее и поныне. На этот шаг, однако, советское правительство пошло по причине нежелания западных партнеров иметь дело со страховой организацией, не имеющей привычного для них организационно-правового статуса открытого акционерного общества <4>.

--------------------------------

<1> Первоначально созданный 18 августа 1922 г. как "Российский коммерческий банк".

<2> По данным сайта госкорпорации "Внешэкономбанк": www.veb.ru.

<3> По данным сайта ВАО "Интурист": www.intourist.ru.

<4> См.: Лукин С.В. Акционерное предпринимательство в России: история и современность. М., 2001. С. 88 - 89.

 

Возрождение корпоративного законодательства

в СССР и новой России

 

Постепенный переход Советского государства к рыночным отношениям, начавшийся во второй половине 80-х гг. XX в., привел к необходимости правового регулирования различных негосударственных форм коллективного предпринимательства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М., 2003. С. 189.

 

Нельзя не упомянуть о первых попытках государственных предприятий в СССР выпустить акции, несмотря на отсутствие соответствующей нормативной базы. По своей сути выпускаемые "акции" представляли собой некие финансовые инструменты, размещаемые преимущественно среди сотрудников и призванные привлечь дополнительные средства для развития предприятия. Одним из первых такие акции выпустило Львовское производственное объединение "Конвейер" в 1987 г. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Зенкин С. Акционерные общества - хорошо забытое старое // Социалистический труд. 1990. N 6.

 

Впоследствии указанная инициатива нашла закрепление в законодательстве: появилось Постановление Совета Министров СССР от 15 октября 1988 г. N 1195 "О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг" <1>.

--------------------------------

<1> Свод законов СССР. Т. 5. С. 2, 5, 6.

 

Основной целью данного Постановления было повышение заинтересованности трудящихся в результатах производства, а также привлечение дополнительного финансирования в государственный сектор экономики. При этом все выпускаемые акции делились на акции трудового коллектива и акции предприятий (организаций).

Правом выпуска акций обладали государственные предприятия, переведенные на полный хозяйственный расчет, и кооперативы, получившие разрешение на выпуск акций предприятий в Госбанке СССР.

В дальнейшем органы государственной власти приняли целый ряд нормативных правовых актов, ознаменовавших возрождение в нашей стране корпоративных форм осуществления предпринимательской деятельности. Основными из них стали следующие:

- Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. N 590 <1>;

--------------------------------

<1> СП СССР. 1990. N 15. Ст. 82.

 

- Положение об акционерных обществах, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601 <1>;

--------------------------------

<1> СП СССР. 1991. N 6. Ст. 92.

 

- Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. N 2211-1 <1>;

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 26. Ст. 733.

 

- Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" <1>;

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418.

 

- Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" <1>;

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 27. Ст. 927.

 

- Типовой устав акционерного общества открытого типа, утвержденный Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" <1>.

--------------------------------

<1> САПП РФ. 1992. N 1. Ст. 3.

 

В первом из приведенных нормативных актов не только вводится такой вид юридического лица, как акционерное общество, но и появляется такое понятие, как общество с ограниченной ответственностью. При этом обе формы юридического лица были определены как объединения капиталов (п. 1 Положения).

Рассматриваемый период отличается наличием большого числа нормативных актов, изданных с целью правового регулирования корпоративных отношений. Зачастую эти нормативные акты противоречили друг другу, создавая сложности в практическом применении положений нового законодательства. В качестве примера можно привести сложную ситуацию, вызванную одновременным существованием закрытого акционерного общества (п. 7 Положения об акционерных обществах РСФСР 1990 г.), товарищества с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа) (ст. 11 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности") и общества с ограниченной ответственностью (п. 1 Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью СССР).

Систематизация правового регулирования корпоративных форм предпринимательства произошла только в середине 90-х гг. прошлого столетия с принятием в 1994 г. части первой Гражданского кодекса РФ и Закона об акционерных обществах в 1995 г.

 

Нормативные правовые акты

 

1. Постановление Временного правительства от 10 марта 1917 г. N 388 "О немедленном облегчении образования акционерных обществ и устранении из их уставов национальных и вероисповедных ограничений" // Собрание узаконений и распоряжений Правительства, издаваемое при правительствующем Сенате. 1917. N 69. Отд. 1.

2. Постановление Временного правительства от 20 марта 1917 г. N 400 "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений".

3. Временные правила о порядке утверждения и открытия действий акционерного общества и об ответственности учредителей и членов правления. Утверждены Постановлением Совета труда и обороны РСФСР от 1 августа 1922 г. // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства, издаваемое Народным комиссариатом юстиции. 1922. N 55. Ст. 698. Отдел первый.

4. Положение об акционерных обществах. Утверждено Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 августа 1927 г. // Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР. 1927. N 49. Ст. 5000. Отдел первый.

5. Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. Утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. N 590 // СП СССР. 1990. N 15. Ст. 82.

6. Положение об акционерных обществах. Утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601 // СП СССР. 1991. N 6. Ст. 92.

7. Декрет о регистрации акций, облигаций и прочих процентных бумаг. Принят СНК 18 апреля 1918 г. // Декреты Советской власти. 1959. Т. 2.

8. Декрет о национализации промышленности. Принят СНК 28 июня 1918 г. // Декреты советской власти. 1959. Т. 2.

9. Декрет ВЦИК РСФСР от 22 мая 1922 г. "Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР" // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства, издаваемое Народным комиссариатом юстиции. 1922. N 36. Ст. 423. Отдел второй.

10. Гражданский кодекс РСФСР. Введен в действие Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 г. // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства, издаваемое Народным комиссариатом юстиции. 1923. N 71. Ст. 904.

11. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года N 2211-1 //Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 26. Ст. 733.

12. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418.

13. Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 27. Ст. 927.

14. Типовой устав акционерного общества открытого типа. Утвержден Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" // САПП РФ. 1992. N 1. Ст. 3.

 

Рекомендуемая литература

 

Основная литература

 

1. Акционерные общества / Сост. Е.Н. Данилова. М., 1923.

2. Белинский В.Е. Органы управления акционерных компаний. Сравнительное обозрение законодательства. Варшава, 1891.

3. Брауде И. Акционерные общества и товарищества в торговле и промышленности (сборник действующих узаконений с кратким комментарием и приложением примерного устава акционерного общества и договора полного товарищества). Пг., 1923.

4. Вормс А. Смешанные акционерные общества // Советское право. 1922. N 1.

5. Габов А.В. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью в российском законодательстве. М., 2010.

6. Каминка А.И. Акционерные компании. Юридическое исследование. СПб., 1902. Т. 1.

7. Ландкоф С.Н. Товарищества с ограниченной ответственностью на Западе и в СССР. Харьков, 1924.

8. Ландкоф С.Н. Товарищества и акционерные общества. Теория и практика. Юридическое издательство НКЮ УССР, 1926.

9. Лаппо-Данилевский А. Русские промышленные и торговые компании в первой половине XVIII столетия. СПб., 1899.

10. Петражицкий Л. Акционерная компания. Акционерные злоупотребления и роль акционерных компаний в народном хозяйстве. СПб., 1898.

11. Спасович В.Д. Об акционерных обществах. Тифлис, 1885.

12. Тарасов И.Т. Учение об акционерных компаниях. М., 2000.

13. О задачах предстоящей реформы акционерного законодательства. Речь, написанная для произнесения в торжественном собрании Императорского Харьковского университета 30 августа 1861 г. ординарным профессором С. Пахманом. Харьков, 1861.

14. Шепелев Л.Е. Акционерные компании в России XIX - начала XX века. СПб., 2006.

15. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права: В 4 т. СПб., 1908. Т. 1.

 

Дополнительная литература

 

1. Венедиктов А. Смешанные акционерные компании // Экономическое возрождение. 1922. N 1.

2. Вреден Э. Строй экономических предприятий. Исследование морфологии хозяйственных оборотов по поводу проекта нового положения об акционерных обществах. СПб., 1873.

3. "Государство то всегда богато, котораго жители богаты": "Предложение" графа Р.И. Воронцова в Сенат об отмене монополии на торговлю с Персией, Бухарой и Хивой. 1761 г. // Исторический архив. 1994. N 2.

4. Записка к предварительному проекту Положения об акционерных предприятиях. СПб., 1896.

5. Проект Положения об акционерных предприятиях // Вестник финансов, промышленности и торговли. 1898. N 24.

6. Зенкин С. Акционерные общества - хорошо забытое старое // Социалистический труд. 1990. N 6.

7. Исаев И.А. Становление хозяйственно-правовой мысли в СССР (20-е годы). М., 1986.

8. Каминка А.И. Очерки торгового права. 2-е изд. СПб., 1912.

9. Касьяненко В.И. НЭП и акционерное предпринимательство в СССР. Подписная научно-популярная серия "Политическая история XX века". М., 1991. N 5.

10. Лукин С.В. Акционерное предпринимательство в России: история и современность. М., 2001.

11. Мамай В.И. Федеральный закон "Об акционерных обществах": Науч.-практ. комментарий. Постатейный материал. Судебная практика. Ростов н/Д, 2004.

12. Нисселович Л.Н. История заводско-фабричного законодательства Российской империи. СПб., 1883. Ч. 1.

13. Павлов-Сильванский Н. Проекты реформ в записках современников Петра Великого. СПб., 1897.

14. Проект Положения об акционерных обществах с объяснительной к нему запиской. СПб., 1872.

15. Руднев П.А. О праве госорганов, состоящих на госбюджете, образовывать акционерные общества (государственные паевые товарищества). М., 1927.

16. Свод замечаний на проект Положения об акционерных обществах. СПб., 1872.

17. Фирсов Н.Н. Русские торгово-промышленные компании в 1-ю половину XVIII столетия. Казань, 1896.

18. Шретер В. Советское хозяйственное право. М.-Л., 1928.

19. Щепкин М.П. Наши акционерные порядки. М., 1884.

20. Юхт А.И. Торговые компании в России в середине XVIII в. // Исторические записки / Гл. ред. акад. А.М. Самсонов. М., 1984.

21. Braithwaite J., Drahos P. Global business regulation. Cambridge, 2000.

22. DuBois A.B. The English Business Company After the Bubble Act 1720 - 1800 (1938).

23. Clapham J.H. The economic development of France and Germany 1815 - 1914. 1936.

24. , . The Big Gamble: Are You Investing Or Speculating? 2009.

25. Harris Ron. The Institutional Dynamics of Early Modern Eurasian Trade: The Commenda and the Corporation // http://ssrn.com/abstract=1294095.

26. Harris Ron. The Formation of the East India Company as a Cooperation-Enhancing Institution 2005 // http://ssrn.com/abstract=874406.

27. Hess-Fallon B. et Simon A.-M. Droit des affaires. Paris; Dalloz-Sirey, 2003. Coll. . 15 ed.

28. Lipton Ph. The Evolution of the Joint Stock Company to 1800: A Study of Institutional Change-Monash U. Department of Business Law & Taxation Research Paper. 2009. N 19; http://ssrn.com/abstract=1413502.

29. Pistor K., Keinan Y., Heisterkamp J.K. et al. The evolution of corporate law. A crosscountry comparison // http://www.law.upenn.edu/journals/jil/articles/volume23/issue4/PistorKeinanKleinheisterkampWest23U.Pa.J.lnt'IEcon.L.791(2002).pdf.

30. Willan T.S. The Muscovy merchants of 1555. Manchester, 1953.

31. Willan T.S. The Early History of the Russia Company 1553 - 1603. Manchester, 1956.

 

Глава III. ВИДЫ КОРПОРАЦИЙ И КОРПОРАТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ,

Date: 2015-10-19; view: 466; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию