Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава I. Общие положения корпоративного права 2 page
1) корпорация признается юридическим лицом; 2) корпорация представляет собой союз физических и (или) юридических лиц <1>, являющихся субъектами права, которые приобретают статус члена (участника) корпорации; -------------------------------- <1> Заметим, что данный признак отсутствует у хозяйственных обществ, имеющих единственного участника (акционера), однако наличие у "компаний одного лица" всех иных признаков корпорации, а также возможность в любой момент вхождения в ее состав других членов также позволяет, с нашей точки зрения, отнести хозяйственные общества с единственным участником к числу корпораций. Некоторые авторы не относят одночленные корпорации к числу корпоративных форм. См., напр.: Филиппова С.Ю. Указ. соч. С. 25.
3) корпорация обладает собственной волей; воля корпорации определяется общими интересами входящих в ее состав участников; воля корпорации отлична от индивидуальных "воль" входящих в ее состав членов; 4) корпорация как юридическое лицо сохраняется независимо от изменения состава ее участников; 5) корпорация - это объединение не только участников, но и их имущества - вкладов в уставный капитал, паев, взносов <1>; -------------------------------- <1> Признак, характерный дня коммерческих корпораций и отсутствующий у некоторых некоммерческих корпораций.
6) имущество, внесенное участниками в корпорацию, принадлежит ей на праве собственности; 7) участники корпорации как субъекты корпоративных отношений являются носителями прав и обязанностей <1> по отношению как к самой корпорации, так и друг к другу; -------------------------------- <1> В литературе встречается точка зрения, что акционеры не имеют обязанностей перед обществом. Данная позиция представляется небесспорной. См. об этом § 2 этой главы; § 3 гл. VII курса.
8) корпорация представляет собой организационное единство, выражающееся в том числе в наличии органов управления, высшим из которых является общее собрание членов (участников). Главным отличительным признаком корпорации, как было показано выше, является участие или членство. Термины "участие" и "членство" <1> характеризуют правовую связь, опосредующую отношение принадлежности субъекта к внутренней структуре организации <2>. Участие (членство) проявляется в реализации целей участников (членов), объединенных в одно юридическое лицо, посредством их участия в управлении этим юридическим лицом. -------------------------------- <1> Заметим, что законодатель очень часто не делает различия между понятиями "участие" и "членство" (см., например, ст. ст. 107, 116, 117, 121 ГК РФ, ст. 11 Закона о некоммерческих организациях). <2> См.: Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения. С. 84.
В статье 2 Гражданского кодекса РФ корпоративные отношения определяются как отношения, связанные с участием в корпоративных организациях и управлении ими. Выделяя "участие" или "членство" как главный признак корпорации, следует заметить, что содержание корпоративных отношений не исчерпывается членством, поскольку они возникают не только между членом и корпорацией, но и между самими участниками корпорации, членами ее органов, а в ряде случаев, специально предусмотренных законодательством, также и с участием третьих лиц (см. об этом ниже в подразделе о субъектах корпоративных отношений).
Виды корпораций
Итак, исходя из наиболее распространенной позиции, к числу корпораций можно отнести как коммерческие организации - хозяйственные товарищества, общества, хозяйственное партнерство, производственный кооператив, так и некоммерческие - ассоциации (союзы), потребительские кооперативы и прочие некоммерческие организации, построенные по принципу участия или членства. Коммерческая корпоративная организация - юридическое лицо, созданное с целью извлечения прибыли, соединяющее усилия нескольких участников (членов), имеющих право на участие в управлении ее деятельностью, уставный капитал которого поделен на определенные части (доли, акции, паи). Некоммерческая корпоративная организация - юридическое лицо, учредители (участники) которой приобретают право на участие в управлении ее деятельностью (право членства), не преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В настоящем учебнике обзорно рассматривается самый широкий круг корпораций (гл. III), при этом основное внимание уделяется хозяйственным обществам: акционерному и с ограниченной ответственностью как наиболее распространенным организационно-правовым формам предпринимательской деятельности. Наряду с корпорациями - юридическими лицами в учебнике исследуются и предпринимательские объединения, не являющиеся юридическими лицами, но образованные по корпоративному типу - холдинги, простое товарищество. Такие объединения, созданные на основе участия (членства) в них юридических лиц, именуются корпоративными объединениями. Заметим, что применение понятия "корпорация" российским законодателем самым существенным образом отличается от приведенной доктринальной трактовки этого термина. Российское законодательство пока использует понятие "корпорация" в единственном случае и при этом крайне неудачно <1>: применительно к некоммерческой организации - государственной корпорации. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих и иных общественно полезных функций (ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях). Следует подчеркнуть, что государственная корпорация не является корпоративной организацией в смысле, определенном в настоящее время Гражданским кодексом РФ (ст. 2), и поэтому не будет рассмотрена нами как разновидность корпоративной формы. Государственным корпорациям будет уделено внимание в главе III этого учебника как головным организациям корпоративных объединений, образующих совместно с подконтрольными им организациями государственные холдинги. -------------------------------- <1> Вопрос о таком "экзотическом" использовании понятия "корпорация" остался без ответа, имеются только попытки объяснить этот феномен. Так, И.В. Елисеев полагает, что здесь законодатель использовал термин "корпорация" не в традиционном смысле, а просто как синоним понятия "организация", к тому же звучащий весьма солидно. См.: Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2002. Т. 1. С. 209.
Понятие корпоративного права
Рассмотрев понятие "корпорация", мы можем дать определение корпоративного права. В самом общем виде можно сказать, что корпоративное право регулирует создание, деятельность и прекращение деятельности корпораций <1>. -------------------------------- <1> Изучению корпоративных правоотношений посвящен § 2 этой главы.
Известно, что понятие "право" имеет несколько значений. Прежде всего, право - это совокупность юридических норм, регулирующих деятельность субъектов и отношения, возникающие между ними в процессе осуществления этой деятельности. Субъективное право представляет собой меру возможного поведения лица, обеспеченную корреспондирующей обязанностью другого лица или лиц. Под правом понимают также отрасль или институт законодательства как совокупность источников права. Правом называют и юридическую науку как специальную область человеческих знаний, включая историю возникновения, методологию, концепцию развития, а также совокупность прикладных исследований в данной области юриспруденции. И наконец, правом называют учебную дисциплину, в рамках которой осуществляется его изучение и преподавание. Во всех указанных выше значениях можно употреблять термин "корпоративное право". Корпоративное право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения, связанные с образованием, деятельностью и прекращением деятельности корпораций. В современной литературе встречается и иной подход к пониманию корпоративного права. В сборнике очерков под общей редакцией В.А. Белова под корпоративным правом понимается "совокупность правовых норм, регламентирующих общественные отношения, направленные на организацию и осуществление деятельности по совместному достижению общих целей - союзной или корпоративной деятельности". Корпоративные отношения, с точки зрения авторов, "включают в себя отношения между лицами, связанные: 1) с определением общих целей, 2) с выявлением средств их достижения, 3) с совершением согласованных действий в соответствии с предустановленными позициями по целям и средствам" <1>. Среди корпоративных отношений В.А. Белов и Р.С. Бевзенко выделяют отношения с участием корпорации, именуя их корпорационными <2>. -------------------------------- <1> Белов В.А., Бевзенко Р.С. Понятие корпоративного права // Корпоративное право. Актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. М., 2009. С. 51 - 52. <2> См.: Там же. С. 44.
Таким образом, в понимании авторов, корпоративные отношения могут возникать и в семье, и между сотрудниками на рабочем месте, и во всяком ином коллективе, члены которого связаны единой целью. Так, они пишут: "Даже самые элементарные объединения - например, союз мужчины и женщины для рождения и воспитания детей и ведения общего хозяйства (семья), объединение членов одной или нескольких семей (дворов, сел, деревень и т.д.) для совместного возделывания общего земельного участка, сплочение коллектива ученых для проведения единого исследования и написания одной монографии, образование группы граждан для совместного распространения и исповедания религии, пропаганды политических убеждений и т.д., - хотим мы этого или не хотим, но будут вызывать к жизни возникновение корпоративных отношений" <1>. При этом авторы подчеркивают, что корпоративным противостоят некие индивидуалистические отношения, возникающие между людьми, стремящимися к достижению определенных целей самостоятельно (единолично), без объединения с другими <2>. -------------------------------- <1> Введение // Корпоративное право. Актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. С. 22 (автор введения - В.А. Белов). <2> См.: Белов В.А., Бевзенко Р.С. Понятие корпоративного права // Корпоративное право. Актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. С. 47.
Заметим, что такая широкая трактовка корпоративных отношений уже не нова в современной правовой литературе. Так, Н.Н. Пахомова в монографии "Основы теории корпоративных отношений (правовой аспект)" 2004 г. пишет: "...каждое социальное отношение обладает корпоративностью в смысле "всеобщности" данной категории как отражающей связанность субъектов" <1>. Однако, делая посыл о широком использовании категории "корпоративные отношения", автор тут же замечает, что "из всеобъемлющей массы "квазикорпоративных" отношений должны быть вычленены собственно корпоративные отношения, в которых формируются их существенные признаки" <2>. Тем не менее Н.Н. Пахомова все же достаточно широко трактует корпоративные отношения - как форму ограничения воль их участников, отражающую перераспределение между ними экономических возможностей в сфере отношений собственности, т.е. как отношения собственности с множественным составом субъектов-сособственников. Такая характеристика корпоративных отношений является, по мнению автора, решающей для обозначения самостоятельности корпоративных отношений и их дифференциации от всех иных социально-экономических взаимосвязей. -------------------------------- <1> Пахомова Н.Н. Основы теории корпоративных отношений (правовой аспект). Екатеринбург, 2004. С. 5. <2> Пахомова Н.Н. Основы теории корпоративных отношений (правовой аспект). С. 6, 11.
Таким образом, цитируемыми авторами явно (В.А. Белов, Р.С. Бевзенко) или подспудно (Н.Н. Пахомова) предлагается идея выделения так называемого мегакорпоративного права. При этом В.А. Белов и Р.С. Бевзенко пишут: "Не может не породить вопроса: насколько оправданно (целесообразно) рассмотрение всех этих отношений в качестве единого (однородного) предмета правового регулирования - предмета корпоративного права?" и сами отвечают на свой вопрос: " Практикующему же юристу подобное "мегакорпоративное" право (корпоративное право в самом широком, принципиальном смысле) ни к чему: специалисту в сфере акционерных отношений вряд ли когда-нибудь доведется пересечься с отношениями товарищескими, не говоря уже об отношениях супругов или соавторов. Следовательно, для юриста-практика приобретает первостепенную важность вопрос о тех критериях, по которым он мог бы вычленить (без ущерба для понимания и применения) корпоративное право в собственном или узком смысле этого слова" <1> (выделено мной. - И.Ш.). С нашей точки зрения, большим вопросом является сама целесообразность исследования мегакорпоративных отношений и для теории права, поскольку особенности мегакорпоративных отношений не выявлены и не могут быть выявлены. -------------------------------- <1> Белов В.А., Бевзенко Р.С. Понятие корпоративного права // Корпоративное право. Актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. С. 72.
Субъективное корпоративное право - это предусмотренная нормами корпоративного права мера возможного поведения субъекта корпоративного правоотношения. Корпоративное право как сфера законодательства - совокупность федеральных законов и иных нормативных актов, регулирующих образование, деятельность и прекращение деятельности корпораций. Корпоративное право шире, чем корпоративное законодательство, поскольку наряду с нормативными правовыми актами оно включает положения, содержащиеся в других формах регламентации корпоративных отношений, например во внутренних документах, судебной практике, обычаях <1>. Большинство специалистов, являясь представителями различных школ и направлений, рассматривают корпоративное право как отдельную сферу законодательства. -------------------------------- <1> Об источниках корпоративного права см. § 4 этой главы.
Корпоративное право как отрасль научных знаний представляет собой совокупность доктринальных исследований корпоративных норм, а также корпоративных правоотношений, включая определение основных понятий, разработку принципов, концепций, теории и прикладных аспектов правового регулирования общественных отношений, являющихся предметом корпоративного права. Наука корпоративного права представляет собой динамично развивающуюся отрасль (систему) знаний о правовом регулировании организации и деятельности корпораций. Она изучает объективные закономерности, связанные с образованием и деятельностью корпораций, с раскрытием сущности корпоративных правоотношений. Современная российская наука корпоративного права является "молодой", пока только формирующейся областью знаний, поскольку новому этапу развития корпоративных форм предпринимательской деятельности всего лишь около двух десятков лет. Среди имен российских ученых и специалистов, занимающихся этой проблематикой и внесших значительный вклад в развитие науки корпоративного права, следует назвать В.А. Белова, В.С. Белых, Е.П. Губина, В.В. Долинскую, В.С. Ема, Т.В. Кашанину, Н.В. Козлову, В.В. Лаптева, Д.В. Ломакина, А.А. Маковскую, С.Д. Могилевского, А.Е. Молотникова, Л.А. Новоселову, Д.И. Степанова, П.В. Степанова, Е.А. Суханова, Г.В. Цепова, С.Ю. Филиппову, Г.С. Шапкину. Наука корпоративного права органично связана с отраслевыми правовыми и другими общественными науками. Прежде всего корпоративное право активно использует ряд базовых понятий, разработанных в теории права. К числу таковых относятся, например, категории "юридическое лицо", "правоотношение", "источник права". Исследование сущности корпораций мы начали с истории их возникновения и становления, изучаемой в рамках истории государства и права. Корпоративное право как отрасль знаний органично взаимодействует с философией, социологией, политологией, экономикой. Так, корпоративное право оперирует многими экономическими понятиями, например, "прибыль", "чистые активы", "балансовые активы" и др. Следует отметить, что, когда мы говорим об интеграции корпоративного права с другими отраслями науки, имеется в виду не только возможность заимствования этой наукой понятий и концепций из устоявшихся научных сфер, но и взаимное обогащение каждой отрасли знаний. Корпоративное право как учебная дисциплина в настоящий момент в качестве учебного курса входит в учебные программы большинства высших учебных заведений юридического профиля. В основе построения этих учебных курсов лежит понимание корпораций как участвующих в предпринимательской деятельности субъектов, организованных по принципу участия (членства). Как правило, в рамках учебных курсов по корпоративному праву детально изучаются хозяйственные общества <1>, их правовой статус, история становления и развития, корпоративное законодательство, рассматриваются вопросы учреждения, реорганизации, прекращения деятельности хозяйственных обществ, имущественной основы их деятельности, проблемы управления в корпорациях, права, обязанности участников (акционеров) и способы их защиты. -------------------------------- <1> Представляется неоправданно узким подход, когда под наименованием корпоративного права преподается, по сути, право акционерное. См., напр.: Макарова О.А. Корпоративное право. М., 2005; Она же. Корпоративное право: Курс лекций.
Предметом учебного курса корпоративного права является и объективное право, и сфера законодательства, и доктрина корпоративного права.
§ 2. Корпоративные правоотношения как предмет корпоративного права
Понятие "правоотношение"
Предметом корпоративного права являются корпоративные правоотношения. Как известно из теории права, правовыми отношениями (или правоотношениями) являются урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых становятся носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантированных государством <1>. Правоотношения, таким образом, - это разновидность общественных отношений, которые в силу их значимости для общества урегулированы нормами права. В нормах права указываются состав участников правоотношений, их права и обязанности, обозначаются условия возникновения и развития правоотношений, формулируется их содержание; т.е. закладываются определенные типовые образцы или модели тех будущих общественных отношений, которые должны складываться на основе и в соответствии с формулируемыми законодателем правовыми предписаниями <2>. В исследованиях по теории правоотношения, ставших классическими в российской правовой науке, показано, что содержание правоотношения представляет собой единство юридической формы и реального общественного отношения <3>. -------------------------------- <1> См., напр.: Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004. С. 585. <2> См.: Там же. <3> См.: Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 6 - 7, 36, 211, 305; Братусь С.Н. Круглый стол журнала "Советское государство и право" по теме "О понимании советского права" // Советское государство и право. 1979. N 7. С. 58.
Понятие "корпоративное правоотношение"
Корпоративное правоотношение является той формой, в которой абстрактные нормы права, содержащиеся в корпоративном законодательстве, получают свою реализацию. Корпоративное правоотношение - это урегулированное нормами права общественное отношение, возникающее в связи с созданием, деятельностью и прекращением деятельности корпорации. Заметим, что Гражданский кодекс РФ определяет корпоративные отношения на законодательном уровне, признавая таковыми общественные отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или управлением ими (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Корпоративное правоотношение - это родовое понятие применительно к акционерному правоотношению и правоотношениям, связанным с образованием, деятельностью и прекращением деятельности общества с ограниченной ответственностью и других форм корпоративных организаций. При рассмотрении корпоративных правоотношений нужно обозначить несколько важных аспектов. Во-первых, следует подчеркнуть, что корпоративные отношения - это урегулированные нормами права внутренние отношения в корпорации. При этом сама корпорация вступает в различные внешние правоотношения, в том числе обеспечивающие ее функционирование как юридического лица корпоративной формы, например, в связи с эмиссией ценных бумаг, наличием аффилированности и, соответственно, требованиями к раскрытию информации. Подобные отношения, урегулированные правом, собственно корпоративными, конечно, не являются, но в настоящем учебнике для целей комплексного анализа организации и функционирования корпораций рассматриваются и эти внешние отношения, характеризующие корпоративную форму предпринимательской деятельности. Другие внешние отношения, связанные с осуществлением корпорациями коммерческой деятельности, как не обладающие особой спецификой в сравнении с предпринимательством юридических лиц других организационно-правовых форм, останутся за пределами рассмотрения. Во-вторых, не все внутренние отношения в корпорации, с нашей точки зрения, следует относить к корпоративным. Мы не можем поддержать позицию тех авторов, которые рассматривают корпоративное право как право "внутрифирменное" и "комплексное". Так, по мнению Т.В. Кашаниной, корпоративное право есть право внутриорганизационное, представляющее собой систему норм, устанавливаемых органами управления корпорации, выражающих волю ее членов, обязательных для участников корпорации и охраняемых силой корпоративного принуждения, а при его недостаточности - силой государственного принуждения <1>. Авторы учебного пособия под редакцией профессора И.А. Еремичева, разделяющие точку зрения Т.В. Кашаниной на корпоративное право как на внутриорганизационное, внутрифирменное право, пишут: "Корпоративное право в широком смысле этого слова представляет собой систему правил и норм поведения, которые разработаны и приняты в организации, основанной на объединении лиц и капиталов, выражают волю его коллектива и регулируют различные стороны деятельности данной организации" <2>. При таком подходе к числу корпоративных придется отнести трудовые, административные, финансовые отношения, возникающие внутри организации. Приведенная позиция, с нашей точки зрения, "размывает" предмет корпоративного права. -------------------------------- <1> См.: Кашанина Т.В. Корпоративное право: Учебник. М., 2006. С. 67. <2> Корпоративное право / Под ред. И.А. Еремичева. М., 2005. С. 23.
Представляется, что понимание корпоративного права как "внутрифирменного" и "многоотраслевого" не соответствует уже сложившемуся в российском правопорядке представлению о корпоративном праве как о праве, регулирующем функционирование корпорации как юридического лица, организованного на началах участия (членства). Известно, что сущность любого правоотношения раскрывается через характеристику основания возникновения, субъекта, объекта правоотношения, а также прав и обязанностей участников, составляющих содержание конкретного правоотношения. Рассмотрим перечисленные элементы корпоративного правоотношения, что позволит определить его правовую природу и обозначить место в системе иных правоотношений.
Основания возникновения корпоративных правоотношений
К основаниям возникновения корпоративных правоотношений относятся различные юридические факты и юридические составы. Под юридическими фактами традиционно понимают сформулированные в гипотезах правовых норм жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений <1>. По волевому признаку юридические факты делятся на действия, зависящие от воли людей, и события, не зависящие от воли людей. Исходя из своей правовой природы, корпоративные правоотношения, как правило, возникают вследствие действий и реже - событий (например, смерть акционера, истечение срока для обжалования решения общего собрания и проч.). Правомерные действия как юридические факты в теории права, в свою очередь, подразделяют на юридические поступки и акты. Поскольку юридические поступки порождают правовой результат в силу самого факта их совершения, независимо от направленности на результат, для корпоративных правоотношений, участники которых действуют в своих интересах, в качестве основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений, безусловно, характерны юридические акты - правомерные действия, направленные на создание определенных последствий. -------------------------------- <1> См.: Марченко М.Н. Теория государства и права. С. 602.
Среди юридических актов, порождающих корпоративные правоотношения, следует назвать прежде всего различные сделки (например, приобретение акций, уступка доли), а также решения органов управления корпорации. Заметим, что вопрос о правовой природе решений органов юридического лица, который долгое время обсуждался в литературе, получил свое решение на законодательном уровне. В соответствии со ст. 8 ГК РФ с изменениями, внесенными ФЗ от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ, решения собраний отнесены к основаниям возникновения гражданских прав и обязанностей. То есть общее собрание теперь названо в качестве самостоятельного основания возникновения гражданских правоотношений в случаях, предусмотренных законом. Заметим, что ГК РФ использует понятие "общее собрание" в широком смысле этого слова, относя к таковым не только собрание участников юридического лица, но и собрания сособственников, кредиторов при банкротстве и других участников гражданско-правового сообщества. Непосредственно избегая определения понятия "общее собрание", Гражданский кодекс в п. 2 ст. 181.1 устанавливает, что решение собрания порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании. Следует отметить, что основаниями возникновения, изменения и прекращения корпоративных отношений могут быть "традиционные" юридические акты, именуемые в теории права юрисдикционными, - решения судебных органов (например, о признании решения общего собрания и (или) крупной сделки недействительными) или административных органов (например, о государственной регистрации юридического лица или выпуска акций). Для возникновения корпоративных правоотношений в ряде случаев необходим не конкретный юридический факт, а их совокупность или система юридических фактов, именуемая юридическим составом. Следует отметить, что из-за сложности корпоративных отношений юридический состав как основание их возникновения получил значительное распространение. Примерами таких составов могут быть реорганизация, ликвидация корпорации, выкуп акций по требованию акционера, реализация преимущественного права приобретения доли участия и проч. Таким образом, основанием возникновения корпоративного правоотношения является юридический факт, как правило, в форме юридического акта или юридический состав - совокупности юридических фактов, порождающих корпоративное правоотношение.
Субъекты корпоративного правоотношения
Понятно, что обязательным субъектом и в определенном смысле даже условием существования корпоративного отношения является сама корпорация. Субъектом корпоративного правоотношения следует признать акционера (участника) корпорации. Правовое положение акционера определяется категорией и типом акций, которыми он владеет. Следует заметить, что акционеры (участники) хозяйственных обществ предпринимателями не являются, они осуществляют иную не запрещенную законом экономическую деятельность. Такой вывод следует из определения предпринимательской деятельности, содержащегося в абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ, а применительно к правовому статусу акционера также вытекает из толкования норм права Конституционным Судом РФ <1>. -------------------------------- <1> В Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2004 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона "Об акционерных обществах", регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, компании "Кадет истеблишмент" и запросом Октябрьского районного суда г. Пензы" (СЗ РФ. 2004. N 9. Ст. 830) признано, что деятельность акционеров не является предпринимательской, а относится к иной не запрещенной законом экономической деятельности. Date: 2015-10-19; view: 624; Нарушение авторских прав |