Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 13. Нетрадиционные приемы изучения фактического материала





Целью занятия является продолжение освоения сущности эмпиричес­кого изучения фактического материала путем расширения сферы приме­нения образно-эмоциональных приемов. Их дополняют характеристикой приемов нетрадиционного плана. В процессе выполнения практической работы необходимо осознать их смысл и роль в обучении, установить за­висимости между их выбором и характером исторического материала, формами работы на уроках.

План:

1. Характеристика нетрадиционных приемов изучения фактичес­кого материала, их отличие от традиционных.

2. Анализ нетрадиционных приемов.

Литература

Баханов К.А. Театрализованные игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. — 1990. — № 4.

Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. — М., 1968. — С. 76—87.

Вагин А.А., Сперанская Н.В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах: Пособие для учителя. — М., 1959. — С. 132—137.

Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя. — М., 1985.

Иванова Т.Н. История в 7 классе. Сценарии ролевых игр. — Чебоксары, 1993.

Короткова М.В. Проблемные игры и познавательные задания на уроках истории средних веков // Преподавание истории в школе. — 1991. — № 4.

Короткова М.В. Формирование образных представлений учащихся в кур­се истории древнего мира // Преподавание истории в школе. — 1990. — № 5.

Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. — 1989. — № 4.

Петрова Л.В. Нетрадиционные формы уроков истории // Преподавание истории в школе. — 1987. — № 4.

Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. — М., 1986. — С. 95—106.


Содержание занятия:

1.Только традиционных приемов бывает недостаточно для изучения фактического материала. На уроках привлекаются нетра­диционные эмоционально-образные приемы, их еще называют эф­фектными, так как они основаны на эффекте «присутствия»и пря­мой речи. (Смотри книгу: «Методика обучения истории: Схемы. Таб­лицы. Описания»).

Вопросы и задания: 1. Что отличает нетрадиционные приемы от традиционных? Какие особенности позволяют их включать в груп­пу образно-эмоциональных? 2. Соотнесите данную группу приемов с характером исторического материала. Какие группы образных пред­ставлений вы будете формировать посредством данной группы прие­мов? Обоснуйте свое мнение. 3. Чем отличается персонификация (драматизация) вымышленных судеб людей от биографического ма­териала? 4. Что общего и различного в приемах драматизации и пер­сонификации? Когда необходимо их использовать на практике? 5. Г.И. Годер ввел в методику понятие «создание нереальных ситуа­ций». Объясните, относится ли прием интервьюирования персона­жей к данному понятию? 6. Дайте определение приема воображае­мой экскурсии. Почему она относится к нетрадиционным приемам? 7. Что такое ролевая игра: прием или форма организации урока? В чем ее отличие от других? 8. Продолжите перечень положитель­ного педагогического эффекта ролевой игровой деятельности детей на уроках истории:



заставляет ученика перевоплотиться в другого человека, понять
его мысли, чувства, поступки, развивает эмпатические способности
школьника;

• приобретаемые знания становятся для ученика личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик по роли становится «участником» событий;

• в процессе подготовки к игре углубляются исторические знания учащихся и расширяется круг источников постижения истории.

9. Чем отличается подготовка к ретроспективной и деловой игре? Приведите примеры. 10. Как используются в игре два вспомогатель­ных приема — идентификация и стилизация? В чем суть этих прие­мов? 11. Какие факторы будут определять при подготовке к уроку выбор приемов нетрадиционного плана: характер материала, под­готовленность учащихся (включая наличие подобного опыта рабо­ты), конкретная цель урока, возраст и познавательные возможно­сти учащихся, ваши личные качества как учителя, эмоциональный настрой и атмосфера на уроке? 12. Как сочетаются в традиционных и нетрадиционных приемах две стороны — внешняя чувственно-


практическая (зрительные, слуховые ощущения) и мыслительная, внутренняя? В чем это проявляется?

2.Прочитайте следующий материал и определите, какие прие­мы здесь используются: а) персонификация; б) драматизация; в) ин­тервью; г) воображаемое путешествие; д) изложение событий в ви­де письма.






Date: 2015-10-19; view: 873; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2020 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию