Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основа метода Кришнамурти — постоянное наблюдение за процессом собственного мышления





Чрезвычайно интересно наблюдать процесс собственного мышления, просто наблюдать, как мыслишь. Откуда берет начало эта реакция, которую мы называем мышлением? Очевидно, из памяти… Мы видим, как мысль поддерживает и продлевает удовольствие, испытанное нами вчера, и как мысль продлевает также противоположность удовольствия, являющуюся страхом и страданием; таким образом, тот, кто переживает и мыслит, сам и представляет собой эти удовольствия и страдания (наблюдающий есть наблюдаемое. — Авт.), а также является той сущностью, которая питает и поддерживает удовольствие и страдание. Тот, кто мыслит, отделяет удовольствие от страдания. Он не видит, что в самом требовании удовольствия таится страдание и страх. Мысль в человеческих отношениях всегда содержит требование удовольствия, которое она прикрывает разными словами, такими, как верность, помощь, жертва, поддержка, служение…

Мысль изворачивается, потому что она может выдумывать все, что угодно и видеть вещи, которых не существует. Она может проделывать самые необычные трюки, и поэтому на нее нельзя полагаться, но если вы поняли всю структуру мышления — как вы мыслите, почему вы мыслите, какими словами пользуетесь, как вы ведете себя в повседневной жизни, как вы разговариваете с людьми, как вы к ним относитесь, как вы ходите, как вы едите, — если вы осознали все это, тогда ваш ум не введет вас в заблуждение, тогда ничто не сможет вас обмануть, тогда ум не требует, не подчиняет; он становится необычайно спокойным, гибким, сенситивным (чувствительным), пребывающим наедине с собой, и в этом состоянии ничего не может его обмануть.

Если человек хочет увидеть что-либо очень ясно, его ум должен быть очень спокоен, без всех этих предвзятых мнений, без болтовни, диалога, представлений, образов — все это должно быть отброшено ради того, чтобы видеть. И только в тишине вы можете наблюдать, как рождаются мысли… Только тогда вы полностью спокойны, спокойны всем вашим существом. Тогда, если вы зададите вопрос, как возникает мысль, вы начнете видеть из этой тишины, как мысль обретает форму. Если вы осознали, как возникает мысль, то нет необходимости ее контролировать. Мы тратим очень много времени и расточаем очень много энергии в течение всей нашей жизни, пытаясь контролировать наши мысли: это хорошая мысль, я должен ее поощрять, эта мысль плохая, я должен подавить ее — идет непрерывная борьба между одной мыслью и другой, между одним желанием и другим, одно удовольствие преобладает над всеми остальными; но если существует осознание того, как возникает мысль, то нет противоречия в мышлении…

 

Позволю себе заметить, что непременное условие для эффективного исследования механизма функционирования мышления — по возможности постоянно находиться активным сознанием в текущей ситуации (или в текущем моменте времени), дабы иметь возможность прямо на входе высвечивать и незаинтересованно (как бы со стороны — не подхватывая, не отвергая и не оценивая) наблюдать все рождающиеся мысли и эмоции.

Все! Никаких усилий! Никакой траты энергии! Не «гулять» сознанием ни в прошлом, ни в будущем, а находиться в реальном времени — это и есть практика активной медитации в чистом виде!

Медитация — это полное опустошение ума. Содержимое ума — результат времени; оно — результат тысячи переживаний, огромного накопления знаний, воспоминаний. Ум так отягощен прошлым, потому что все его знание есть прошлое, а память — результат накопления тысячи переживаний, и все это — известное. Может ли ум, являющийся как сознательным, так и бессознательным, полностью опустошить себя от прошлого? В этом — все движение медитации. Если ум осознает себя — без всякого выбора — видит целиком свое движение, может ли это осознание очистить ум от известного? Ведь если есть хотя бы какой-нибудь остаток прошлого, ум не может быть чистым, невинным. Таким образом, медитация — это полное опустошение ума.

Медитация — одно из величайших искусств в жизни — возможно, высочайшее, поскольку ему нельзя ни от кого научиться. Вот в чем красота медитации. У нее нет ни техники, ни авторитета. Когда изучаешь самого себя, наблюдаешь себя, наблюдаешь, как ходишь, ешь, что говоришь, сплетни, ненависть, ревность, если осознаешь все это в себе, без выбора, то это часть медитации. Поэтому медитация может происходить тогда, когда едешь автобусом и гуляешь в лесу, полном света и тени, или слушаешь песни птиц, или всматриваешься в лицо жены или ребенка.

 

Согласно принципам Сознательной Эволюции, регулярная практика активной медитации позволяет достаточно быстро установить надежный контакт с нисходящей Эволюционной Энергией, которая, в свою очередь, принимает на себя функцию активного действующего начала, способного радикально трансформировать сознание искателя Истины.

«Метод» Кришнамурти, при крайней своей простоте, позволяет практически одновременно начать параллельную реализацию сразу четырех этапов Сознательной Эволюции — осознания крайнего несовершенства теперешнего (исходного) состояния собственного сознания, незамедлительного начала практической работы на Пути Сознательной Эволюции, выхода индивидуального сознания в сферы высшего Сознания и установления стойкого контакта с Эволюционной Энергией, и как результат — мягкое, относительно безболезненное раскрытие психического существа и обретение внутреннего Учителя с последующим установлением спонтанной медитации и растворением «эго».

Удивительно красивая, фактически безусильная, стремительная, при правильной и регулярной практике бдительности, реализация практически всего Пути Сознательной Эволюции!

Пора в конце концов озаботиться человеку состоянием собственного сознания, а не барахтаться в бесплодных рассуждениях и спорах о «конце света», об устройстве Вселенной, о политической ситуации в стране и в мире, о хлебе насущном, о дне завтрашнем, о реальности существования бога и дьявола и т.п.

Ум, освободившийся от пут обусловленности, Кришнамурти называет истинно религиозным умом.

Ум, находящийся в состоянии, когда нет более ни усилий, ни стремлений, — это истинно религиозный ум. В таком состоянии ума вы можете прийти к тому, что называется «истиной» или «реальностью», блаженством, Богом, красотой, любовью.

Живой ум, это ум спокойный, который не имеет центра («эго» — Авт.) и который, следовательно, пребывает вне пространства и времени. Такой ум беспределен, а это истина и факт чрезвычайной важности.

Религиозный ум свободен от всякого авторитета. Это крайне трудно быть свободным от авторитета; не только авторитета другого человека, но и авторитета собственного опыта, накопленного человеком… Религиозный ум не имеет верований, не имеет догм; он движется от факта к факту, и потому религиозный ум — это научный ум. Но научный ум — не то же самое, что религиозный. Религиозный ум включает в себя научный ум; но ум, воспитанный на научном знании и привязанный к нему, не есть религиозный ум.

Религиозный ум интересуется и занимается целым, он озабочен не каким-то частным проявлением, а всей полнотой человеческого существования.

Умирать — значит иметь ум совершенно пустой от своего собственного содержания, от своих повседневных стремлений, удовольствий и мук. Смерть — это обновление, мутация, в которой мысль совершенно не функционирует, так как мысль есть прошлое. Когда приходит смерть, возникает нечто совершенно новое. Свобода от известного есть смерть. И только тогда вы живете.

 

Отрицание Кришнамурти авторитета учителей и учительствования как такового, при кажущейся парадоксальности, имеет глубокий смысл. Сознание человека в сегодняшнем безумном мире настолько обусловлено всякого рода «личными», общепринятыми и вкусовыми взглядами на любую вещь, явление или проблему, что объективно не остается практически никаких шансов увидеть реальность в истинном свете, а следовательно, отличить истинное от ложного. А посему, обладая незрелым сознанием, всякий стремящийся познать Истину подвергается опасности бесконечно плутать в лабиринтах обусловленности, принимая на веру каждое «новое влияние» или «откровение» непомерно расплодившихся «учителей» и «пророков», роем кружащихся над своими потенциальными жертвами.

В мире насчитывается более 160 официально зарегистрированных религиозных конфессий, течений и сект, а если добавить к этому новоиспеченных магов, экстрасенсов и всякого рода агрессивных святых и их последователей, то у искреннего искателя Истины глаза разбегаются от такого количества потенциальных «учителей».

Все они с пеной у рта утверждают, что исповедуемые ими вера и принципы являются единственно верными и правильными, а они — проводники истины, остальные же — шарлатаны, овцы заблудшие или дети антихристовы. Захватив монополию на «истину», каждый из них способствует все большему разъединению людей в этом и без того фрагментированном (по национальным, экономическим, политическим, государственным и прочим эгоистическим принципам) мире.

Возьмите христианскую религию. Казалось бы, какие могут быть в ней противоречия, если она имеет один общий исток — Иисуса Христа, Его жизнь, Его речения? Но нет, пытливые умы отцов церкви, искусственно создав непримиримые противоречия, умудрились разделить живую религию Христа на части — католицизм, православие, протестантизм, — которые, в свою очередь, образовали еще ряд ответвлений и сект «истинно христианского толка».

Бедный искатель Истины, попробуй не ошибиться в таком хаосе при выборе учителя! И выбираются учителя по личному вкусу, по стремлению «души», по мотивам веры и традиций, по индивидуальной склонности, по так называемой интуиции и прочим, в силу обусловленности индивидуального сознания, субъективным принципам. Таким образом, неуклонно множится число горе-учеников и последователей, получающих веру и знания не через собственное сердце, а из вторых рук. В результате вместо желаемого освобождения сознания и соприкосновения с Истиной начинается новый виток обусловленности — и так до бесконечности…

Истинных же Учителей в обозримой истории человечества можно пересчитать по пальцам, а посему вероятность личной встречи с таким Человеком у искателя Истины ничтожна мала, зато вероятность попасть в руки псевдоучителей беспредельна. И ведут слепые слепых в пропасть!

Правда, имеется возможность прикоснуться к Истине и обрести Учителя посредством изучения трудов и жизни истинных Учителей, однако для этого требуется длительная осознанная работа в этом направлении, которая далеко не всегда (опять-таки в силу обусловленности индивидуального сознания) может дать положительные результаты.

Следует сказать, что именно таким путем в лице Шри Ауробиндо я обрел своего первого Учителя. Не гипнотизируя собственным именем, Он помог мне пробить брешь в обусловленности и твердо стать на Путь Сознательной Эволюции. Спустя некоторое время, когда сознание обрело некоторую свободу, ряд Учителей пополнился — Иисус Христос, Гуатама Будда, Шри Кришна, Лао-цзы, Мать, Сатпрем, Кришнамурти, Елена Рерих, Даниил Андреев. Каждый из них внес свою лепту в ту грандиозную внутреннюю работу, которая велась в моем сознании — выход в сферы Всеобщего Сознания, установление стойкого контакта с нисходящей Эволюционной Энергией, рождение психического существа (души), установление спонтанной медитации и многое-многое другое.

Надеюсь, что после сказанного выше становится ясной позиция Кришнамурти по отрицанию авторитета учителей и учительствования как такового. Опасности попасть в руки псевдоучителей или догматического следования за истинными Учителями он противопоставляет индивидуальное начало работы по освобождению собственного сознания от пут обусловленности путем исследования механизма его функционирования.

При правильном, осознанном следовании рекомендациям Кришнамурти на этом пути не может быть серьезных ошибок и необратимых заблуждений. Чистым, незамутненным сознанием ищущий начинает видеть мир таким, каков он есть на самом деле, начинает отличать истинное от ложного, и тогда опасность стать рабом мертвых догм и ритуалов, жертвой псевдоучителей и любой другой формы обусловленности, полностью устраняется.

Только соприкоснувшись с реальностью, какой бы неприглядной, на первый взгляд, она ни была, ищущий может освободиться от иллюзий относительно собственного «я» («эго») и окружающего мира и, не прилагая никаких усилий, просто осознавая ее (реальность), установить стойкий контакт с нисходящей Эволюционной Энергией, которая возьмет на себя всю работу по трансформации сознания.

При недостатке сердечной веры и стремления попытка интеллектуального ума следовать по какому-либо религиозному пути, например по христианскому, неизбежно приводит к выработке христианского стереотипа поведения, то есть к религиозной обусловленности сознания. В результате создается иллюзия полной причастности ищущего к делу Христа, но только иллюзия — живой дух учения Христа в сознании и сердце ищущего полностью отсутствует. Способность увидеть это и в корне изменить ситуацию можно, только полностью осознав реальность, что и предлагает сделать Кришнамурти каждому искреннему искателю Истины.

Кришнамурти отнюдь не отрицает бога как такового, но он против того, чтобы ищущий принимал этот постулат на веру, — он предлагает ищущему самому открыть нечто, что можно назвать истиной, реальностью, блаженством, Богом, любовью, красотой. Не случайно Кришнамурти, по его словам, всегда испытывал влечение к Будде, который в своем учении и проповедях никогда не употреблял слово «бог» и настаивал, чтобы в поисках Истины каждый надеялся только на свои собственные силы.

 

У всех ступивших на Путь Сознательной Эволюции периодически возникают состояния страха и страдания (печали). Вполне естественно, что человек пытается любым способом избавиться от этих состояний или избежать их. Самый распространенный и вполне естественный на первый взгляд способ — бегство, то есть переключение внешней и внутренней активности сознания на что-то другое. Однако практика бегства не решает проблемы, напротив, подобные состояния возникают все чаще и их напряженность возрастает. Явление это закономерное, оно прямое следствие нисхождения Эволюционной Энергии в сознание ищущего. Страх и страдание — адаптационная реакция клеток человеческого организма (клеточного сознания) на соприкосновение с этой Энергией. Бегство от состояния страха и страдания блокирует контакт с ней, задерживая тем самым процесс трансформации сознания.

Кришнамурти дает ищущему единственно верный рецепт разрешения проблемы страха и страдания — сохранение абсолютной ровности и бдительности сознания.

Есть один путь встретиться с печалью. Бегство, знакомое нам всем, путь, позволяющий уйти от величия печали. Единственный путь избежать печали, — не сопротивляться, не делать движений в сторону от нее, вовне или внутри, полностью остаться с печалью, не стремясь выйти за ее пределы.

Я страдаю, а рассудок всячески стремится удалиться от этого страдания… Поэтому не избегайте печали… Живите с печалью… Что происходит? Наблюдайте. Ум ясен, остр в восприятии. Он стоит лицом к лицу с реальностью… Вот когда рождается сознание, которому нельзя причинить боль.

Можете ли наблюдать страх без вмешательства ума и знаний, которые вы накопили о нем? Если не можете, тогда то, что вы наблюдаете, — это прошлое, а если можете, тогда вы впервые наблюдаете страх без вмешательства прошлого. Вы можете наблюдать только тогда, когда ум очень спокоен… Наблюдающий и есть страх. И когда это осознано, уже не приходится тратить энергию на усилие, необходимое для того, чтобы избавиться от страха, и пространственно-временной интервал между наблюдающим и наблюдаемым исчезает.

Когда вы видите, что вы и есть этот самый страх, когда вы ничего не можете с ним поделать, тогда страх полностью прекращается.

 

Согласно принципам Сознательной Эволюции, Эволюционная Энергия после установления в сознании ищущего спонтанной медитации начинает постепенную трансформацию физического (клеточного) сознания, подготавливая радикальную трансформацию физического тела и рождение Нового Вида на Земле.

Исходя из собственного опыта, Кришнамурти утверждает, что акты озарения (спонтанной медитации) способны не только разрушить стереотип эгоцентрической деятельности человеческого сознания (то есть растворить «я», или «эго»), но и физически трансформировать клетки головного мозга.

Тьма (в сознании. — Авт.) существует до тех пор, пока существует «я», пока существует тот, кто создает эту тьму, но свет (озарение. — Авт.) рассеивает самый ее центр. И вследствие этого происходит изменение в клетках мозга.

Ум Кришнамурти практически с детства был свободен от мыслей, которые-то и вызывают обусловленность сознания, искажая восприятие реальности. Вот как он писал об этом, обращаясь к себе в третьем лице:

Он лишь недавно открыл, что во время этих долгих прогулок вообще не было ни единой мысли… и так было с детства — ни одна мысль не проникала в его ум. Он смотрел, слушал, более ничего. Никогда не возникала мысль с ее ассоциациями. Не было создания образа.

 

О работе Эволюционной Энергии непосредственно в физическом теле ищущего сегодня есть многочисленные свидетельства Шри Ауробиндо, Матери, Сатпрема и самого Кришнамурти.

Ниже будут приведены отрывки из записей Кришнамурти о так называемом процессе, который периодически буквально врывался в его сознание и тело.

…Я проснулся в 3.30 с ощущением огромного чувства энергии, взрывающейся энергии великой красоты, когда происходили разные вещи. Такое продолжается все время, когда тело не слишком устало.

…Я проснулся в 3 часа с чувством необычайной силы, света, горящего в уме. Не было наблюдателя. Опыт шел снаружи, но наблюдатель не был проявлен. Было только то — и ничего более. Сила проникала во все существо. Я сел в постели. Так продолжалось три часа.

…Этим утром произошло нечто странное, неожиданное и незваное — такое, впрочем, не зовут. Оно появилось внезапно, как будто в самом центре мозга, в голове, прямо в середине появилось огромное пространство с невообразимой энергией… Если это так можно назвать, то была чистая энергия в безграничном состоянии, пространство, имеющее лишь безбрежность. Неизвестно сколько так продолжалось, но оно было все утро, и в момент, когда я пишу, слово оформляется и отвердевает. На самом деле слова бессильны описать это.

За несколько дней до того, как оставить тело, Кришнамурти сказал: «Я не думаю, что люди осознают, какая удивительная энергия и Разум прошли через это тело… Если бы все знали, что потеряли — безбрежную пустоту».

 

Если человек не меняется коренным образом, внося в себя существенные изменения, не посредством бога, не посредством молитв — все это примитивно, незрело — он разрушает себя. Сейчас возможна психологическая революция — сейчас, а не через тысячу лет. Человечество прошло путь в тысячелетия, и мы по-прежнему варвары. Поэтому если мы не изменимся, мы как были варварами сейчас, так и останемся ими тысячелетия спустя… Если не остановить войну сегодня, придется отправиться на нее завтра. Вот почему будущее в настоящем.

 

Глава 2

ВЕЛИКОЕ НИСХОЖДЕНИЕ

ШРИ АУРОБИНДО

(18721950)

Шри Ауробиндо Гхош родился в Индии в Калькутте в семье врача, всю жизнь питавшего особую любовь к английской культуре. Когда мальчику исполнилось семь лет, его вместе с двумя старшими братьями отец отправил в Англию для получения образования. За время пребывания в Англии Шри Ауробиндо не только получил блестящее образование, но и в полном объеме познакомился с классической европейской культурой.

Вернувшись на родину в возрасте двадцати одного года, Шри Ауробиндо занялся преподавательской деятельностью и сразу же включился в национально-освободительную борьбу индийского народа против английских колониальных властей. В то же время он начал серьезное изучение древней, священной истории своего народа, читая в подлиннике Упанишады, Веды, Бхагаватгиту и другие источники.

В возрасте 34 лет Шри Ауробиндо, до того не практиковавший никаких специальных методов, познакомился с йогом, который научил его практике медитации. За короткое время он добился значительных успехов, достигнув безмолвия ума и полностью освободив сознание от пут обусловленности. Йогические достижения Шри Ауробиндо намеревался использовать в революционной работе, однако божественное провидение распорядилось иначе.

В 1908 году за революционную деятельность Шри Ауробиндо был арестован и год провел в одиночной камере тюрьмы, ожидая смертного приговора. Во время пребывания в тюрьме в его сознании произошли радикальные изменения, круто изменившие всю его дальнейшую жизнь. На суде, неожиданно для всех, он был оправдан и, выйдя на свободу, полностью отошел от революционной работы. Вся дальнейшая деятельность Шри Ауробиндо была связана с исследованием человеческого сознания и практикой Сознательной Эволюции.

В 1910 году, повинуясь внутреннему голосу, Шри Ауробиндо направляется в Пондишери (территория Индии под протекторатом Франции), где безвыездно проживает в течение сорока лет. Все это время он находится на самом острие эволюционных преобразований в сфере сознания, совершая поистине революционные открытия, значение которых трудно переоценить.

Шри Ауробиндо известен в мире как основоположник Интегральной Йоги, как величайший поэт и мыслитель, как великий Учитель (Гуру). Творческое наследие Шри Ауробиндо представлено в 33-томном собрании его сочинений.

Поэтическая поэма «Савитри», над которой Шри Ауробиндо работал более двадцати лет — до последних дней своей земной жизни, развертывает перед читателем эпическую картину Эволюции Сознания на Земле — от разделения и полного Неведения до Совершенного Единства.

В течение 30 лет рядом с Шри Ауробиндо находилась Мать (Мирра Альфасса), которая не только полностью разделяла его взгляды на пути и методы Сознательной Эволюции, но и продолжила начатую им работу после его ухода.

Проповедовать человечеству в будущем какую-нибудь религию, новую или старую, вовсе не является моей целью. Открыть путь, который все еще завален, а не основывать новую религию — вот моя концепция.

Шри Ауробиндо — мой первый Учитель, человек, окончательно и бесповоротно пробудивший меня от глубокой, многолетней спячки, простыми и понятными словами разрушивший скорлупу обусловленности моего ума и буквально заставивший последовать за собою в мир удивительных открытий в сфере сознания. В своей книге «Свобода от Смерти» я подробно описал эти открытия. Они явились результатами практического опыта следования по Пути Сознательной Эволюции.

Шри Ауробиндо — это сама Истина. Голос ее исходит из абсолютного Безмолвия, которое содержит в себе все. Кажущаяся бесстрастность утверждений Шри Ауробиндо на самом деле полна глубокой силы. Сказанное Шри Ауробиндо бессмысленно комментировать — ему нужно внимать и следовать.

 

Все есть сознание. Этим простым утверждением Шри Ауробиндо постулировал единство Всего Сущего. Основная субстанция Вселенной — сознание, следовательно, в мире нет ничего бессознательного. А если что-то и называют бессознательным, то эта бессознательность кажущаяся. Вся видимая и невидимая Вселенная и ее обитатели состоят из единой субстанции — субстанции сознания. Все материальные объекты, различные поля, живые организмы, существа, силы, частицы и пр., существующие во Вселенной, — это в разной степени проявленное сознание. С принятием этого постулата все нелепицы материализма и идеализма и их непримиримые противоречия (спор о первичности материи или сознания) моментально устраняются — весь мир изначально един. Шри Ауробиндо говорит о многоплановости сознания.

Ментальное сознание — это диапазон чисто человеческий, он отнюдь не охватывает всех возможных диапазонов сознания, точно так же, как человеческое зрение не может охватить все цветовые оттенки, а человеческий слух — все уровни звука, ибо есть множество звуков и цветов, которые находятся выше или ниже доступного человеку диапазона… Точно так же есть планы сознания выше и ниже человеческого плана: обыкновенный человек не имеет с ними контакта, и они кажутся ему лишенными сознания — супраментальный, глобальноментальный и субментальный планы... То, что мы называем несознанием, — это просто иное сознание... По мере того, как мы продвигаемся вперед (по пути эволюции сознания. — Авт.) и пробуждаемся к осознанию души в себе и в предметах, нам становится ясно, что сознание присутствует и в растении, и в металле, и в атоме, и в электричестве — в любом предмете физической природы; мы обнаружим даже, что в действительности оно ни в каком отношении не является низшей или более ограниченной формой по сравнению с ментальной; наоборот, во многих «неживых» формах оно является более интенсивным, быстрым, живым, хотя и менее развитым в направлении к поверхности.

Шри Ауробиндо утверждает, что все творение — это движение между двумя инволюциями: Духа (чистого сознания. — Авт.), в котором все пребывает в вовлеченном состоянии и из которого все эволюционирует в направлении вниз (или деволюционирует) к другому полюсу — полюсу Материи («плотного» сознания. — Авт.), и Материи, в которой содержится все и из которой оно (это все. — Авт.) эволюционирует вверх к полюсу Духа...

Творение было вечно, всегда существует и во веки веков пребудет Вечное, Бесконечное и Единое — это магический средний термин его собственного существования.

Если говорить физическим языком, то чистое сознание, содержащее в себе (в непроявленном виде) все возможные формы и явления, сгущаясь, опускается с духовных высот и образует то, что мы называем материей различной степени плотности (сознательности) вплоть до косной материи, кажущейся нам полностью лишенной сознания, то есть бессознательной. Это так называемое деволюционное движение. Эволюционное же движение — это процесс высвобождения (подъема) сознания из материи к верхнему полюсу инволюции — к полюсу чистого сознания.

Ничто не может эволюционировать из Материи, если оно уже в ней не содержится. Так Шри Ауробиндо сформулировал основной постулат Эволюции как закономерного природного явления, полностью исключающего случайность эволюционных процессов. Процесс эволюции в целом неотвратим и изначально, равно как и его стадии, заложен в самом творении.

Попробую кратко, сквозь призму воззрений Шри Ауробиндо, охарактеризовать механизм эволюционного процесса.

Движитель Эволюции Агни (Божественный Огонь) или Шакти (Божественная или Эволюционная Сила) преобразует как отдельные элементы творения, так и творение в целом согласно Высшему замыслу, разрушая при этом элементы, противные Эволюции.

Наблюдая историю происхождения и развития жизни на Земле, мы можем легко убедиться в справедливости изложенного.

В определенный момент времени под давлением Божественной (Эволюционной) Силы из Царства Минералов (живых кристаллов, обладающих, как теперь известно, прекрасной памятью) в результате эволюционного скачка высвободился импульс Жизни и возникло Царство Растений, где уже очевидны проявления сознательных процессов (смутных ощущений и реакций на внешние раздражители).

Затем, опять же под давлением Эволюционной Силы, появились простейшие живые организмы, которые, болезненно совершенствуясь и усложняясь, сформировали обширное Животное Царство, наиболее развитые представители которого (в лице человека) под давлением все той же Эволюционной Силы достигли высокой степени проявления Рассудка (Интеллекта) и стали, в свою очередь, готовым природным материалом для дальнейшей эволюционной трансформации сознания в его высшую Сверхсознательную (Супраментальную) форму.

Шри Ауробиндо конкретно определяет человеческое состояние.

Есть только два естественных гармоничных движения — несознательное или в значительной мере подсознательное движение жизни, гармонию которого мы находим у животных тварей и в низшей Природе, и движение Духа. Человеческое состояние — это стадия перехода, усилия и несовершенства между одним движением и другим, между жизнью естественной (животной. — Авт.) и идеальной (или духовной) жизнью.

Если духовное раскрытие на земле — это скрытый смысл нашего рождения в Материи, если и в самом деле в Природе осуществляется некая эволюция сознания, то человек, таков, как он есть, не может быть предельной точкой этой эволюции: он является слишком несовершенным орудием духа, сам разум является слишком ограниченной формой и орудием; разум — это некий средний этап сознания, и ментальное существо может быть лишь переходным существом. Но тогда, если человек не способен выйти за границы ментальности, то он должен быть превзойден, должны проявиться суперразум и сверхчеловек, проявиться и стать во главе творения. Но если его разум способен открыться тому, что его превосходит, то тогда нет никаких причин, мешающих человеку самому достичь суперразума и сверхчеловечества или, по крайней мере, отдать свою ментальность, жизнь (витальность. — Авт.) и тело в распоряжение эволюции на этом великом этапе деятельности Духа, проявляющегося в Природе.

Человек — переходное существо. Определив этот факт, Шри Ауробиндо дает ответ на многие вопросы, издревле мучившие лучшие человеческие умы.

Весь ход обозримой истории со всей очевидностью показывает, что человек крайне несовершенен. Гордость нынешней цивилизации — научно-технические достижения, используемые людьми как во благо, так и во вред человечеству, не могут служить мерилом прогресса — психологически человек остается все тем же (как ни обидно это звучит для большинства двуногих) думающим животным, которым он был тысячелетия тому назад, — примеров тому предостаточно. Сегодня человечество вступило в кризисную стадию своего развития, выход из которой для подавляющего большинства прямоходящих видится в бесконечных переустройствах мира по тому или иному сценарию, но никак не в осознании места человека в эволюционном процессе в целом. Человек же, являясь венцом бессознательного (в смысле личного участия в эволюции) природного творения, призван стать своего рода эволюционным мостом между животным миром и новым (супраментальным, как его называет Шри Ауробиндо) миром, сознательно сделав эволюционный шаг в направлении Идеальной (Божественной) Природы.

Для имеющих глаза и уши становится очевидным, что все усилия Великих Учителей человечества, несмотря на кажущиеся различия в формах и методах работы, направлены на осознание человеком своего места в эволюционном процессе и на пробуждение в нем стремления к эволюционному развитию.

Научно обосновав и провозгласив Путь Сознательной Эволюции единственно возможным направлением внутренней работы, способным привести человечество из мира Неведения в мир Божественной Истины, Шри Ауробиндо в течение всей своей жизни занимался его практической реализацией.

 

В книге Сатпрема о жизненном пути Шри Ауробиндо и его деятельности представлена классификация планов Разума, предложенная Шри Ауробиндо: Обыкновенный Разум, Высший Разум, Озаренный Разум, Интуитивный Разум и Глобальный Разум. Классификация основана на различии планов (ступеней) Всеобщего Разума по качеству вибраций (света), способных быть воспринятыми человеческими индивидами, находящимися на разных стадиях эволюционного развития.

Обыкновенный Разум представляется некой серой массой со множеством совершенно темных вибрационных узелков (мыслей), которые роятся вокруг голов людей. Эту серую массу Шри Ауробиндо называет нейтральной основой. Если сверху и нисходит маленькая вспышка света, то она быстро гаснет, оставляя слабый след в виде кратковременной радости и любви. Обыкновенный разум не в состоянии долго выносить ни радость, ни боль. Все быстро растворяется в серой нейтральной основе. Жизнь людей, обладающих Обыкновенным Разумом, скучна, однообразна, зажата в рамки всевозможных условностей.

Высший Разум более прозрачен и подвижен. Общий фон несколько просветляется, приобретая голубоватый оттенок. Вспышки света имеют тенденцию некоторое время сохраняться, соответственно углубляются радость и любовь. Полученные свыше озарения Высший Разум способен понять только путем логического анализа и объяснений, строя определенные ментальные догмы. Высший Разум чаще всего встречается у философов и мыслителей.

Основой Озаренного Разума, по словам Шри Ауробиндо, является не общая нейтральность, а чисто духовная легкость и радость. В сознание вливаются потоки золотистого цвета. Жизнь становится живой, интересной и полной любви. Озаренный Разум присущ истинно творческим натурам — поэтам, композиторам, художникам, ученым. Однако субстанция Озаренного Разума полупрозрачна, в результате чего истинное видение невозможно, а имеет место лишь смутное ощущение Истины. Озаренный Разум по своей природе неуравновешен, а носители его — личности невротические.

Интуитивный Разум, в отличие от Озаренного, — прозрачен и крайне подвижен. Искры знания вспыхивают из голубого Безмолвия над головой и оформляются в конкретные идеи, не требующие логических доказательств и интеллектуальных рассуждений. По словам Шри Ауробиндо, интуиция — это воспоминание Истины. Интуиция является источником особой глубинной любви и радости. Откровения, рождающиеся в Интуитивном Разуме, целостны по сути и не поддаются ментальному дроблению. Однако интуиция может вуалироваться вмешательством рассудка, поэтому при интуитивных прозрениях важно сохранять ментальное безмолвие. Интуитивным Разумом обладают редкие гении человечества — мудрецы, поэты, композиторы, ученые.

Глобальный Разум — это, фактически, Космическое Сознание, но без потери индивидуальности. На этом плане сознание созерцает в безмолвии, большими объемами, охватывая единым взглядом обширные протяженности пространства и времени. Сознание становится массой постоянного света. В результате имеют место всеобщая радость, всеобщая красота и вселенская любовь. Глобальное сознание связывает воедино все элементы вселенской игры, а потому для него не существует понятий уродства, зла и страдания. Глобальный Разум служил источником откровений Великих Учителей человечества и Основателей Религий.

 

По утверждению Шри Ауробиндо, за пределами Разума лежит Супраментальное Сознание — Сознание Истины, или Божественное сознание. Это не улучшенное (пусть даже Глобальное) человеческое сознание, а сознание принципиально новое, имеющее иную психофизическую основу.

Попытка выразить суть переживаний, возникающих при попадании в сферы Супраментального Сознания, крайне затруднительна по причине ограниченности ментальных терминов, используемых нами в языковом общении.

Шри Ауробиндо выделяет в Супраментальном Сознании два аспекта — аспект видения и аспект силы.

Разум по своей природе неизбежно фрагментирует видимую реальность и путем сопоставления (противопоставления) этих фрагментов пытается нарисовать в сознании картину восприятия реальности. Даже Глобальный Разум, объединяя все видимое в едином луче, тем не менее исходит из одной точки зрения и не в состоянии охватить другие — либо отвергая их, либо ассимилируя.

Супраментальное видение имеет истинно глобальный (интегральный) характер. Шри Ауробиндо назвал это Единым и бесконечно множественным взглядом.

Супраментальное существо зрит по-иному, с иной точки — не сквозь дебри фактов и феноменов сиюминутного, но сверху, не извне и не по поверхности судя, но изнутри, из самой истины сердца всякой вещи.

Для супраментального чувства ничто на самом деле не является конечным: оно базируется на ощущении всего в каждом и каждого во всем; его определяющая способность не создает никаких стен ограничения; это океаническое и эфирное чувство, в котором всякое чувственное знание и ощущение — это волна, движение, брызги или капля, которые все-таки являются при этом средоточием океана и от океана неотделимы... Как будто неясный или банальный, ординарный взгляд сменился взором художника, поэта, видением одухотворенным и возвышенным — видением, причастным видению божественного Поэта и Художника, видением, которому Он даровал всю полноту Своей истины и Своих промыслов, как о всей Вселенной, так и о каждой вещи в ней. Безграничная интенсивность делает все видимое откровением великолепия и величия его (всего видимого) истинного качества, идеи, формы, цвета. Тогда кажется, что в физическом зрении, в «физических глазах» есть дух и сознание, которым доступен не только физический аспект объекта, но и сама главная суть его, энергетическая вибрация, свет и сила и духовная субстанция, из которой он создан... В то же время происходит тонкое изменение, которое открывает видение в особого рода, четвертом измерении; видение, характерной чертой которого является некое проникновение вовнутрь, видение не только поверхности и внешней формы, но и всего того, что оживляет ее и простирается в тонком виде вокруг нее. Материальный объект предстает этому зрению чем-то отличным от того, что мы видим сейчас: не отдельным предметом на фоне или в окружении остальной Природы, и неотделимой частью и даже в тонком смысле — выражением единства всего, что мы видим. И это единство... — единство тождественности с Вечным, единство Духа. Ибо для супраментального видения материальный мир, пространство и материальные объекты перестают быть материальными в том смысле, в котором мы сейчас воспринимаем их, то есть посредством свидетельства лишь наших ограниченных физических органов;...они предстают перед нами, видны нам, как Сам Дух в образе Самого Себя и Своего сознательного распространения.

Супраментальное видение связует друг с другом прошлое, настоящее и будущее в их неделимой взаимосвязи...

Супраментальная сил а — это сила Духа в Материи. Супраментальная мысль спонтанно трансформируется в мгновенное, абсолютно эффективное (безошибочное) действие. Как всегда точно это выразил Шри Ауробиндо: «Любая мысль и ощущение уже есть само действие». Супраментальная мысль автоматически наделена супраментальной силой.

Осознанное переживание нисхождения супраментальной силы в тело очень образно описала Мать.

Было полное ощущение силы, тепла, золота: оно не было жидким, оно было, как пудра. И каждый из этих элементов (их нельзя назвать ни частичками, ни осколками, ни даже точками, если только вы не используете слово «точка» в математическом смысле — точка, которая не занимает никакого пространства) был подобен живому золоту, горячей золотой пыли — он не был ни ярким, ни темным; это не был свет так, как мы его понимаем; это было похоже скорее на массу крошечных золотых точек, вот и все. Они как бы касались моих глаз, моего лица. И какая это была огромная сила! И в то же время — ощущение полноты, покоя всемогущества. Это было изобилие. Это была полнота. Это было движение в своем пределе — бесконечно более быстрое, чем мы можем себе представить, и в то же время был абсолютный покой, совершенная неподвижность, безмолвие.

И еще. Это движение — особого рода вечная Вибрация, не имеющая ни начала, ни конца. Это что-то от самой вечности, что будет существовать вечно и не имеет временных разделений; лишь спроецированное на экран, оно начинает обретать временные разделения... Движение настолько тотальное — тотальное и постоянное, неизменное, что так или иначе оно ощущается как абсолютная неподвижность. Это совершенно невозможно описать, и все же это есть Источник и Опора, Основание всей земной эволюции.

Таким образом, именно Супраментальная Сила является движителем Эволюции. Каждый волен давать Ей название по своему вкусу, но, на мой взгляд, наиболее подходящие синонимы — Божественная Сила (Шакти — древнеиндийск.) или Эволюционная Энергия.

 

Шри Ауробиндо показал, что внутренняя неподвижность на всех уровнях человеческого сознания — необходимое условие для того, чтобы Супраментальная Сила, которая сама есть неподвижность (при максимуме вибрационного динамизма), могла нисходить в сознание и тело индивида и осуществлять там эволюционные преобразования.

Неподвижность на всех уровнях сознания означает безмолвие разума и полную свободу от импульсов желания любого рода. Говоря физическим языком, именно мысли и желания, являясь вибрационными структурами, блокируют (перекрывают) канал, по которому нисходящая Эволюционная Энергия способна проникать в сознание индивида.

В качестве универсального средства достижения неподвижности на всех уровнях сознания Шри Ауробиндо рекомендует использовать специальную практическую дисциплину, названную им Интегральной Йогой. Ее называют также Интегральной Йогой Шри Ауробиндо и Матери.

Исходя из собственного опыта, могу констатировать, что практика Интегральной Йоги является абсолютно надежным, эффективным, безопасным и сравнительно быстрым средством реализации механизма Сознательной Эволюции на начальных этапах.

Что же входит в практику Интегральной Йоги и каковы основные вехи-достижения на пути ее реализации?

Для того чтобы практиковать Интегральную Йогу Шри Ауробиндо и Матери, не требуется бегства от благ цивилизации и укромного уединения в тиши монастырей, напротив, нахождение в самой гуще мирской жизни позволяет искателю Истины выявлять в своем сознании многочисленные (особенно на первых порах) огрехи и издержки, препятствующие эволюционным преобразованиям. Интегральная Йога не предполагает использования трудоемких методик и разного рода медитативных практик, применяемых в других йогах и специальных дисциплинах. Полем йогической практики становится повседневная жизнь во всех ее проявлениях. Именно в повседневной жизни (на работе, дома, в дороге, на прогулке, на отдыхе и пр.), во взаимоотношениях с окружающими людьми, с природой, с животными, с собственным «эго» в самых различных обстоятельствах ищущий раз за разом делает маленькие открытия, которые в конечном счете приводят к революционным изменениям в его сознании.

Можно до хрипоты теоретизировать на тему о возможности или невозможности коренного изменения сознания в течение одной земной жизни, можно, обложив себя «за» и «против», глубокомысленно рассуждать о пользе или вреде той или иной рекомендуемой методики, можно бесконечно долго сомневаться в правильности утверждений того или иного Учителя — все это будет игрой ума (рассудка) с ее взаимоисключающими крайностями, но никак не истинным знанием, которому можно доверять и которым можно руководствоваться.

Шри Ауробиндо предлагает без пустых рассуждений остановить машину ума и начать практическую реализацию Интегральной Йоги. Но для того чтобы решиться на это, необходимо либо вконец отчаяться от попыток изменить свое сознание какими-либо другими средствами, либо просто безоговорочно принять на веру предложение Шри Ауробиндо, не сомневаясь в его истинности и день ото дня разжигая в своем сердце пламя стремления к единению с Истиной, терпеливо и последовательно реализовывать предписанное Учителем.

В основе Йоги Шри Ауробиндо лежит сама Эволюция со всей Своей неотвратимостью и непреложными законами. Попытка (сознательно или по неведению) избежать эволюционных преобразований сознания неизбежно обречена на провал. За ней может следовать либо крайне болезненная, принудительная трансформация, либо распад сознания индивида.

Шри Ауробиндо как-то заметил: «Наша йога начинается там, где все другие заканчиваются».

Интегральная Йога Шри Ауробиндо и Матери дает возможность ищущему осознанно и постепенно пройти все стадии роста индивидуального сознания в сферах Разума (от Обычного Разума — к Высшему, от Высшего — к Озаренному, от Озаренного — к Интуитивному, от Интуитивного — к Глобальному Разуму) и, наконец, выйти за пределы Разума в сферы Супраментального Сознания — сознания Божественной Истины и Божественной Любви.

Неужели эта захватывающая перспектива не способна разжечь в сердце искреннего искателя Истины огонь стремления и стать путеводной звездою всей его жизни?! Ищущему предоставляется уникальная возможность стать активным, сознательным участником великой Вселенской Мистерии, и упустить ее (эту возможность) было бы непростительно! Впрочем, каждому свое — задворки эволюции, увы, не пустуют.

 

 

Date: 2015-10-19; view: 296; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию