Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преподавание психологии студентам других специальностей





Хорошо известно, что в настоящее время психология широко представлена в раз­нообразных программах профессионального образования. Однако ограниченное количество публикаций, посвященных преподаванию психологии студентам дру­гих специальностей, не позволяет дать достаточно полную характеристику этой сферы психологического образования. Опыт этой работы еще слабо обобщен.

Психология является предметом, профессионально значимым для изучения в высших и средних учебных заведениях, осуществляющих подготовку педагогов до­школьного и школьного образования. Наиболее типичными психологическими дисциплинами, изучаемыми студентами — будущими педагогами, являются: 1) об­щая психология; 2) психология развития и возрастная психология; 3) педагогиче­ская психология; 4) экспериментальная психология; 5) специальная психология.

Студентам педагогических специальностей могут предлагаться также спец­курсы и спецсеминары, посвященные отдельным психологическим темам. Как по­казывает опыт, в связи с возрастающим интересом к психологии студенты охотно выбирают такие курсы.

В медицинских вузах обычно преподаются курсы общей и медицинской пси­хологии, а также спецкурсы, связанные с актуальными профессиональными тема­ми. Уже накоплен и обобщается опыт психологического образования студентов-медиков (Островская, 1998; Творогова, 1998; Ouryvaev, Soloviova, Mendelevich, 2002), а также медицинских психологов в рамках медицинских вузов (Мельченко, Новикова, 1998). Базовый курс психологии на большинстве факультетов препо­дается в течение семестра. Всем студентам старших курсов предлагаются электив­ные курсы по медицинской и социальной психологии.


3.3. Преподавание психологии студентам других специальностей 55


 


Лурия Александр Романович (1902-1977)

Отечественный психолог, работавший в различных областях пси­хологии, основоположник отечественной нейропсихологии. Его труды в этой области стали классическими разделами учебников и учебных курсов по медицинской психологии и нейропсихоло­гии. Действительный член АПН СССР, доктор психологических и медицинских наук, профессор, автор более 500 научных работ.


Психологическое образование входит и в систему подготовки государствен­ных служащих (Марасанов, 1998). Учебные курсы общей и юридической психо­логии преподаются на юридических факультетах. Психологическое образование становится все более распространенным явлением в специализированных вузах, осуществляющих подготовку специалистов для работы в пенитенциарных (ис­правительных) учреждениях Министерства юстиции (Лузгин, 1998).

Психология становится типичной учебной дисциплиной во многих образова­тельных программах подготовки бакалавров, специалистов, магистров гумани­тарного и экономического направлений (Психология: Учебник для гуманитар­ных вузов, 2002; Психология: Учебн ик для экономических специ альностей, 2002).

Учебный курс «Психология и педагогика" является обязательным для боль­шинства университетских специальностей, а также преподается в технических ву­зах. На эту дисциплину выделяется небольшое количество учебных часов. Соеди­нение в одном курсе таких предметов, как психология и педагогика, далеко не всегда оправданно для ряда специальностей. Перед -преподавателем возникает трудная задача отбора содержания курса, который должен давать возможности для интегрирования психологических и педагогических знаний. Тем не менее опыт преподавания данной дисциплины уже накоплен (Иванченко, 1998; Кова­лев, Щеглова, Дусева, 1998; Немцов, 1998; Емузова, 1998; Soloviova, Tutushkina, Artem'eva, Miroshnichenko, 2002). При этом, как показывают исследования, ожи­дания студентов технических вузов от преподавания психологических дисциплин довольно разнообразны, но часто неадекватны в начале курса (Смакотина, 1998); интерес к психологии как теоретической общеобразовательной дисциплине про­являет небольшое число студентов (хМилорадова, 1998). Инженерам читается курс психологии труда и инженерной психологии (Магазанник, Ющенко, 1998). При­обретает популярность и актуальность курс социальной психологии (Пинтелеева, 1998). Разрабатываются также авторские курсы для отдельных специальностей. Например, для студентов швейных специальностей были апробированы курсы «Психофизика одежды», «Оценка психологической комфортности одежды», «Одежда плюс психология» (Петрова, Коробцева, 1998), для студентов архитек­турной и строительной специальности — курс «Этика и психология в творческой деятельности архитектора» (Соловьева, 2003).

Таким образом, можно видеть, что масштабы преподавания психол огии сту - дентам других специальностей в последние годы значительно расширяются. Это происходит как в силу возрастающего интереса студентов к психологическим зна­ниям, так и по причине необходимости получения студентами таких знаний. Од- нако небольшой объем учебного времени, отводимого на изучение курсов психо-


56 Глава 3. Современное психологическое образование

логии, затрудняет реализацию целей обучения. Другой проблемой обучения психологии в таких образовательных программах является то, что пр епод авате-лям далеко не всегда удается учитывать профессиональную специфику обучае- мых студентов.







Date: 2015-10-18; view: 372; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию