Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преподавание психологии во второй половине XX века





Проблема самопонимания стала главным основанием для преподавания психоло­гии в старшей школе в США в 1950-х гг. В 1960-х гг. в старших классах возросло количество консультантов и соответственно увеличилось количество уроков пси­хологии. Учителя, получившие подготовку по педагогической и консультацион­ной психологии, довольно уверенно давали уроки приспособления к жизни. По­этому в 60-х гг. распространенность таких курсов значительно возросла. Важно обратить внимание на то, что психология в те годы преподавалась под разными названиями, такими как «Личностное приспособление», «Детское развитие», «Человеческие отношения». Психология рассматривалась как часть блока соци­альных наук и очень редко как естественнонаучная дисциплина. Большинство преподавателей психологии получили образование в области педагогики или со­циальных наук. В процессе преподавания гораздо чаще использовались статьи из популярных журналов, чем из научных. Главной целью таких курсов было «по­мочь учащимся понять себя и свои личные проблемы; развить понимание соци­альных проблем и повысить способность жить в гармонии с другими; (и последнее) обеспечить обучение элементарным принципам психологии». 1960-е гг. могут быть названы эпохой психологии, популярность курсов психологии постоянно возрас­тала (см. Benjamin, 2001, р. 956).

В 70-е гг. представители преподавательских кругов выступили с другими важ­ными инициативами. Американская психологическая ассоциация (АПА) вновь стала уделять большое внимание обеспечению старшей школы учебными мате­риалами и заботе о квалификации учителей психологии.

Следует отметить, что АПА как сообщество психологов несколько раз в тече­ние XX в. обращалась к анализу проблем преподавания психологии в школе и способствовала прогрессу в этой области.

В 1992 г. произошло значительное событие в истории преподавания психоло­гии как научной дисциплины в американских школах. Психология была включе­на в число предметов, по которым для школьников проводились университетские курсы (AdvancedPlacement). Эта программа, осуществляемая Советом колледжей, предусматривала разработку отдельных вузовских курсов (на уровне колледжа) для преподавания в старшей школе. В рамках этой программы проводились на­циональные экзамены, которые позволяли учащимся старших классов пройти от­дельные курсы колледжа еще во время обучения в школе. Такие курсы как форма обучения и приема экзаменов были введены в систему американского образова­ния в 1954 г. и к 1970 г. включали целый ряд предметов. Ввести в число этих пред­метов психологию было очень трудно. Это было связано с тем, что она рассматри­валась официальными органами как курсы приспособления к жизни и была не по­хожа на научно-ориентированные курсы, типичные для колледжей и университе­тов. Курсы такого типа и экзамены по психологии вскоре стали очень популярны­ми среди старшеклассников.

Психология как учебный предмет в средних школах России была вновь введена в 1947 г. Этому предшествовало широкое обсуждение проблемы в научной и педа­гогической среде, анализ опыта преподавания психологии в дореволюционнрй


38 Глава 2. История преподавания психологии в средней школе


 


Теплое Борис Михайлович (1896-1965)

Советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии, занимался проблемой способностей. Результаты его работ в этой области составляют классическую часть учебников по обшей психологии, посвященных индивидуальным различи­ям. Автор учебника для средней школы, который использовался в 50-х гг. XX в.


школе. В научно-педагогических журналах был опубликован ряд статей, которые обосновывали необходимость введения курсов логики и психологии в школе (Рыбников, 1940; Рамуль, 1941; Корнилов, 1943; Доброва, 1944; Соколов, Форту­натов, 1947).

Согласно постановлению ЦК ВКП(б) «О преподавании логики и психологии в средней школе» (1946), преподавание этих предметов вводилось во всех средних школах Советского Союза. В соответствии с этим постановлением в 1947/48 и 1948/49 учебных годах преподавание психологии было введено в 598 средних шко­лах Москвы, Ленинграда и многих других крупных городов Советского Союза.

Первый год преподавание психологии велось в 10-х классах, а на весь курс от­водилось всего 33 учебных часа. Практика показала, что этого количества часов явно недостаточно для действительного усвоения знаний по психологии. С 1948/ 49 учебного года преподавание психологии было переведено в 9-е классы, а коли­чество часов увеличено до 66.


В 1949/50 учебном году преподавание психологии было введено во всех город­ских средних школах, а в 1950/51 учебном году — и во всех сельских средних шко­лах (О преподавании..., 1949).

Введение психологии в учебные планы всех средних школ Советского Союза потребовало быстрой подготовки необходимых педагогических кадров. Вначале подготовка шла путем привлечения на краткосрочные курсы более опытных учи­телей, в основном литературы, истории и биологии. На этих курсах преподава­лись психология, философия, методика преподавания психологии, физиология нервной системы и органов чувств. Такая подготовка считалась недостаточной. Поэтому в течение всего года в Ленинграде и Москве проводились семинары для учителей психологии, на которых подробно разбиралась каждая тема курса, а так­же давались консультации по разнообразным вопросам содержания и методики преподавания курса. При институтах усовершенствования учителей для препода­вателей психологии были созданы курсы повышения квалификации.

В дальнейшем при некоторых факультетах педагогических вузов были созда­ны отделения психологии и логики. Студент, оканчивавший вуз, например, по специальности «русский язык», получал также дополнительную квалификацию учителя психологии и логики (Самарин, 1950, с. 175).

Учебник, подготовленный профессором Б. М. Тепловым, был написан в со­ответствии с программой и рекомендован для обучения психологии в школе. Он ясно и доступно излагал основные разделы психологии и переиздавался не­сколько раз.


2.3. Преподавание психологии во второй половине XX века 39

Новый предмет преподавался в течение 12 лет, с интересом воспринимался учащимися и оказывал положительное влияние на формирование личности школьников.

В 1958 г. Верховный Совет СССР издает закон о развитии образования. Период обязательного образования был расширен с 7 до 8 лет. Еще один год обучения — 9-й класс — был добавлен к старшим классам. Школам было дано распоряжение ус­тановить тесные связи с промышленными предприятиями и готовить выпускников к практической деятельности. Школьные учебные планы были пересмотрены для того, чтобы соответствовать требованиям современной науки и технологии. Психо­логия как обязательный предмет была вновь исключена из учебных планов школ.

Эти изменения в системе школьного образования просуществовали менее 10 лет. В 1966 г. школы вернулись к системе десятилетнего образования, «тесные связи» с промышленностью были потеряны. Стало ясно, что ни школы, ни промышлен­ность не готовы к предлагаемому союзу.

После исключения психологии как обязательного предмета некоторые школы использовали для преподавания психологии факультативные часы. Например, с 1965/66 учебного года Министерство просвещения Эстонии рекомендовало ис­пользовать в 10-11-х классах по одному факультативному часу для преподавания психологии и педагогики. Эти занятия посещали в различные годы от 53 до 72% старшеклассников. В течение нескольких лет психология и педагогика стояли на первых местах среди предметов, изучаемых факультативно (Кала и Раудик, 1986).

В 80-е гг. в 20 школах Эстонии в качестве эксперимента в учебный план были включены такие предметы, как психология, введение в семейное воспитание и этика. Курсы были взаимосвязаны по годам обучения следующим образом: курс психологии в 9-м классе готовил учащихся к изучению основ семейного воспита­ния в 10-м и этики — в 11-м классе. Этот цикл в совокупности назывался «гражда-новедение».


Начиная с 60-х гг. во многих странах появляются новые тенденции в препода­вании психологии.

Во-первых, появляются спецкурсы, которые чаще всего носят название «Соци­альные и личностные умения».

Во-вторых, разрабатываются психологические развивающие программы, объ­единенные общей идеей личностного роста (Попова, 2000, с. 34).

Параллельно с разнообразными развивающими программами в обучении со­храняются и традиционные уроки психологии, предназначенные для старшекласс­ников.

В целом следует отметить, что развивающий аспект преподавания психологии с 60-х гг. XX в. становится все более актуальным при разработке учебных про­грамм по психологии для средней школы.

В 70-х гг. разработкой программ по психологии для школ начинают занимать­ся многие исследователи. К концу 80-х гг. имелось уже около 200 разнообразных программ по преподаванию психологии в школе (Попова, 2000, с. 34).

Примером программы, ориентированной на личностное и социальное разви­тие школьников, является, например, Пасторальная программа. Она активно раз­рабатывается группой оксфордских исследователей в конце 70-х гг. в духе идей гуманистической психологии. Эта программа считается перспективной, посколь­ку ее методологическим основанием является «стремление усилить гуманистиче-


40 Глава 2. История преподавания психологии в средней школе

скую, общечеловеческую направленность школьного воспитания...» (Попова, 2000, с. 35). Пасторальная программа рассчитана на 5 лет обучения в средней и старшей школе и предполагает также работу с учителями. Она направлена на внедрение психологических знаний в процесс обучения в общеобразовательной школе, со­держит систему конкретных психологических знаний (т. е. содержание предмета), основные методы, средства и формы, а также концептуальные идеи. Пасторальная программа не является программой обучения в традиционном смысле, предпола­гающей наличие определенного понятийного содержания и строгого следования процедуре вопросов — ответов на уроках. Одной из центральных идей программы является представление авторов о том, что мышление и сознание «формируются и переформировываются под влиянием опыта», что позволяет им рассматривать «учение» как процесс творения знаний через опыт (Минаев, Попова, 1999; Попо­ва, 2000, с. 37).

Другим примером практически ориентированной программы, разрабатывав­шейся в 70-80-х гг., является авторская программа обучения психологии Кэрол Оллред. Она разрабатывалась в течение 20 лет и к концу 80-х гг. завоевала при­знание более чем в 1000 школ США и Канады. Программа предназначалась для детей от 5-6 до 11-12 лет, обучающихся в средней школе. Учебный курс включает «основы психологических знаний о себе и окружающих, развивает навыки психи­ческой и физической саморегуляции ребенка, формирует у него психологически грамотные представления о путях преодоления трудностей межличностного об­щения в семье, со сверстниками и взрослыми, знакомит ребенка с богатством внутренних состояний и переживаний человека, открывает ему доступ к рацио­нальному использованию своих эмоциональных и интеллектуальных возможно­стей и образует своего рода уникальный учебник психического здоровья для де­тей» (цит. по: Попова, 2000, с. 45).


В России активное включение психологии как факультативного предмета в учебные планы школ вновь началось в конце 80-х гг. Связано это было прежде всего с тем, что школы получили большую свободу в определении перечня изучаемых предметов и имели возможность гибкого учебного планирования. С другой сторо­ны, психология становилась в те годы все более популярной в обществе областью знания, и потому учащиеся проявляли к ней большой интерес и охотно выбирали ее для изучения. Преподавание психологии имело положительное влияние на вос­питание и развитие старшеклассников (Герасимова, 1987).

Таким образом, в истории преподавания психологии в средних учебных заве­дениях было несколько периодов, когда психология включалась в учебный план в качестве обязательного предмета. Дефицит соответствующего учебно-методиче­ского обеспечения и преподавательских кадров, а также и изменение целей сред­него образования были причинами прекращения ее преподавания.

Контрольные вопросы

1. Какие позитивные уроки можно извлечь из истории преподавания психологии в средних учебных заведениях?

2. Каковы основные причины неудовлетворительного преподавания психологии в истории среднего образования?


Контрольные вопросы 41

3. Когда психология была впервые введена в качестве учебного предмета в школь­ные программы многих европейских стран и США?

4. В рамках каких учебных дисциплин преподавалась психология в XIX в.?

5. Когда началось преподавание психологии на эмпирической основе в россий­ской школе?

6. Какая основная тема рассматривалась на уроках психологии в США в 50-х гг.?

7. Когда психология в третий раз была введена в учебные планы средних школ в России?

8. Какие новые тенденции в преподавании психологии появились в 60-х гг.?

9. Когда происходило значительное расширение преподавания психологии как факультативного предмета в российских школах?








Date: 2015-10-18; view: 653; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию