Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение психологии в средних учебных заведениях





Одной из заметных тенденций последнего десятилетия во многих странах стало широкое распространение психологии как учебного предмета в средних учебных за­ведениях. Этот предмет обычно не является обязательным, но школьники выбира­ют его достаточно часто. Связано это прежде всего с распространением научно-популярной психологической литературы и возрастанием интереса учащихся к психологическим знаниям.

Психология достаточно широко преподается в школах США. Возможно, се­годня это наиболее популярный курс по выбору в средних школах. По сведениям из разных источников, от 800 тыс. до 1 млн учащихся старших классов американ­ских школ ежегодно изучают курс «Введение в психологию», и количество школь­ников, которые выбирают психологию для изучения в школе, с каждым годом воз­растает (Ernst, Petrossian, 1996; Hakala, 1999, Benjamin, 2001).

Единого подхода к преподаванию психологии в школах США нет. Этот пред­мет часто изучается скорее как курс психологического самопознания и самопомо­щи, нежели как предмет, дающий обзор психологии как академической дисципли­ны. При этом многие авторы обращают внимание на необходимость повышения научного уровня в изучении психологии в школе (Ernst & Petrossian, 1996).

В 1992 г. была создана организация «Учителя психологии в средних школах», которая призвана способствовать повышению качества преподавания психоло­гии. Эта ассоциация выдвинула ряд инициатив по улучшению преподавания пси­хологии в школах; в частности, был организован ряд обучающих семинаров, раз­работаны примерные учебные планы курсов и отдельных занятий. В 2000 г. были разработаны и опубликованы Национальные стандарты преподавания психоло­гии в школах (National Standards..., 1999).

Однако есть основания полагать, что психология в американских школах не настолько уважаемый предмет, как другие традиционные школьные предметы (Hakala, 1999; Bristol & Gillis, 2001). Содержание курса психологии и подготовка школьных учителей психологии — две основные проблемы. Они будут рассмотре­ны ниже в соответствующих главах книги. В то же время преподавание психоло­гии в школах США сейчас, вероятно, намного лучше, чем когда-либо прежде (Hakala, 1999).

В 90-х гг. в России значительно возросло количество факультативных кур­сов по психологии в школах. Однако статистических' данных, характеризующих этот процесс, к сожалению, не существует. Нет и единых требований к разработке программ обучения психологии в средней школе. В результате каждый учитель ведет предмет в силу собственных представлений, ориентируясь на собственные пристрастия и интересы школьников. Поскольку практическая психология вызы-


3.5. Обучение психологии в средних учебных заведениях 61

вает особенно большой интерес учащихся, то именно эта тематика обычно являет­ся преобладающей.

В последние годы в отечественной литературе появилась первая систематиза­ция психологических знаний для преподавания психологии в школе; выпускают­ся соответствующие учебные пособия (Немов, 1995; Климов, 1997; Никольская и Бардиер, 1997; Цукерман, 1997; Психология, 1998; Попова, 2000).

Таким образом, одной из новых тенденций преподавания психологии в послед­нее десятилетие становится то, что психология уже часто преподается не только в старших классах (Немов, 1995; Климов, 1997), но также в среднем (Цукерман, 1997; Савина, 1998; Попова, 2000) и начальном (Никольская, Бардиер, 1997; Бач­ков, 1998; Психология, 1998, Бабаева, 1998; Карандашев, 2002) звене школы. Это, по всей видимости, является следствием практической ориентированности школь­ного психологического образования, в силу чего многие вопросы психологии на наглядном и практическом материале в доступной форме могут изучаться как подростками, так и младшими школьниками. Разрабатываются программы, в рам­ках которых психология преподается на разных ступенях общего образования (Серебрякова, 1998; Реан, Гатанов, Баранов, 2000).

В настоящее время существует два основных типа программ обучения психо­логии в российских школах:

1) предметно-ориентированные;

2) личностно-ориентированные.

В программах предметно-ориентированного типа психология выступает как предмет обучения. Этот предмет имеет программу, определяющую перечень зна­ний и умений, которыми должны овладеть учащиеся в результате его изучения. Содержание программы составляют научно-психологические знания, а также уме­ния их практического использования. Программа может быть научно- или прак­тически-ориентированной. Знания и умения, которые усваиваются, допускают поурочное планирование и предполагают изучение определенного учебного мате­риала (знаний и умений) на каждом уроке. Основные методы обучения: рассказ, обсуждение, практические упражнения. Усвоение знаний и умений, перечислен­ных в программе, может быть оценено и оценивается. Развивающий аспект таких уроков поощряется, как и при изучении других школьных предметов.



Рис. 3.1. Программы обучения психологии в школах

В программах личностно-ориентированного типа уроки психологии выступа­ют как система занятий, направленных на развитие учащихся. Задача обучения теоретическим психологическим знаниям непосредственно не ставится (хотя мо­жет подразумеваться). Формирование практических психологических умений и личностное развитие учащихся составляют основную задачу такой программы. Программа задает некоторые общие перспективы и ориентиры занятий. Строгое


62 Глава 3. Современное психологическое образование

поурочное планирование затруднено, поскольку виды активности на занятии в значительной степени определяются интересами учащихся, стадией развития, на которой они в данный момент находятся, а также ситуацией, которая складывает­ся в группе на данный момент. Учитель должен уметь пользоваться благоприят­ными ситуациями, которые складываются в те или иные моменты уроков, и ис­пользовать их для достижения развивающего эффекта. Поэтому план и содержание урока могут быть изменены уже по его ходу. На занятиях используются практиче­ские методы обучения: обсуждение, практические упражнения и игры. Психологи­ческий тренинг — распространенная форма проведения таких уроков. Оценка и от­метка не используются, поскольку задача усвоения определенных знаний и умений не ставится. Развивающий аспект на таких уроках является центральным, а объек­тивная оценка уровня развития чрезвычайно затруднена. Такие уроки выступают как психологическое сопровождение естественного развития учащихся, направ­ленное на оказание помощи в их личностном развитии.

Уроки психологии предметно-ориентированного тина по содержанию и мето­дам проведения являются обычными уроками, как и уроки по всем другим пред­метам, которые изучаются в школе. Они могут быть обязательными или факуль­тативными, но всегда ставятся в сетку учебного расписания школы. Обязательной является проверка учителем знаний и умений учащихся, так же как и посещение уроков.

Из опубликованных работ примеры программ предметно-ориентированного типа представляют: книга для учащихся по психологии Я. Л. Коломинского (1986), пособие для учащихся Р. С. Немова (1995), учебник для средней школы Е. А. Климова (1997), учебное пособие по психологии для начальной школы под редакцией И. В. Дубровиной (1998).

Уроки психологии личностно-ориентированного типа по содержанию и мето­дам проведения похожи на внеклассные мероприятия развивающего характера. Такие занятия ставятся обычно вне учебного расписания, а участие в них являет­ся добровольным. Формы добровольного участия могут быть разными. В одних случаях предполагается полная свобода: можно приходить (или не приходить) на любое занятие. В других — добровольным является включение в группу, но в этом случае посещение занятий этой группы в течение определенного времени являет­ся обязательным (как и во многих психологических тренингах).


Из опубликованных работ примеры программ личностно-ориентированного типа представляют книги Ю. М. Забродина и М. В. Поповой (1994), Г. А. Цукер-ман (1997), И. Никольской и Г. Бардиер (1997), М. В. Поповой (2000).

Как видно из приведенного выше анализа, рассмотренные типы уроков имеют существенные различия. Порой в психологической литературе можно встретить дискуссии о том, какими должны быть уроки психологии в школе, какое содержа­ние они должны включать, какие методы проведения занятий следует использо­вать. При этом часто приоритет отдается практическим урокам развивающего ха­рактера и отвергаются уроки психологии традиционного типа.

Нам представляется, что в данном случае излишне говорить о том, какие уроки лучше, а какие хуже. Уроки предметно-ориентированного и личностно-ориенти­рованного типа различаются по своим целям и задачам. Но и те и другие имеют ценность для расширения психологического образования и повышения психоло­гической культуры школьников и могут использоваться в системе учебно-воспи-


Контрольные вопросы 63

тательной работы школы: уроки предметно-ориентированного типа в качестве классических уроков, уроки личностно-ориентированного типа в качестве вне­классных занятий. Таким образом, расширятся обучающие и развивающие воз­можности психологии.

Возможно ли существование программ, сочетающих предметно-ориентиро­ванный и личностно-ориентированный типы построения? Безусловно, такое со­четание возможно и порой даже желательно. Однако как к уроку, так и к внекласс­ному мероприятию в школе предъявляются специфические требования, которые должны учитываться при планировании занятий по психологии. В последнее вре­мя появляется и опыт комплексного подхода к преподаванию психологии в школе (Онучин, 1998).

Как показывают история и современные тенденции школьного образования, обучение психологическим знаниям и умениям возможно не только в рамках уро­ков психологии, но и на уроках по другим предметам. Опыт методики обучения естествознанию, общественным наукам, литературе, истории, математике, а также методики начального обучения показывает, что использование знаний научной и Практической психологии в качестве элементов содержания уроков по этим пред­метам делает их интересными, а также способствует лучшему пониманию учащи­мися учебного материала. В этом случае психологические знания являются преж­де всего основой для изучения соответствующего предмета. Помимо этого, они выполняют развивающую функцию.

Психологические знания нередко используются на уроках человековедения и человекознания, которые стали появляться в некоторых школах в 90-х гг. XX в. (Аверченко и Антилогова, 1993; Маленкова, 1993; Гуревич, 1995; Колмогорова, 1999).

В целом можно сказать, что обучение психологическим знаниям и умениям, психологическое просвещение, повышение психологической культуры школьни­ков может осуществляться в разных формах образовательной деятельности школы:


1) уроки психологии предметно-ориентированного типа;

2) уроки по другим школьным предметам;

3) внеклассные занятия личностно-ориентированного типа.

В заключение необходимо отметить, что интерес студентов к психологическо­му образованию в течение последних десятилетий возрастает и в США, и в боль­шинстве стран Европы.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте основные тенденции современного психологического обра­зования в мире.

2. Какие типы базового психологического образования существуют в европей­ских странах и США?

3. Какие типы базового психологического образования существуют в России?

4. Какова типичная длительность и структура базового психологического обра­зования?


64 Глава 3. Современное психологическое образование

5. Какие три типа психологических специальностей и квалификаций существует в высшем психологическом образовании в России?

6. Какие уровни психологического образования существуют в многоуровневой системе подготовки психологов в России?

7. Студентам каких других специальностей преподается психология?

8. В чем заключаются два основных направления последипломного психологиче­ского образования?

9. Какие типы последипломного психологического образования существуют за рубежом?

 

10. Какие типы последипломного психологического образования существуют в России?

11. Какие формы повышения психологической квалификации и дополнительного психологического образования существуют в России?

12. Что в 1990-е гг. способствовало повышению качества преподавания психоло­гии в школах США?

13. Существуют ли стандарты преподавания психологии в России?

14. На каких ступенях школьного образования психология преподается в школах России?

15. Какие два основных типа программ обучения психологии школьников исполь­зуется в России?


Глава 4

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ЦЕАИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ В РАЗНЫХ ТИПАХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

4.1. Общеобразовательные программы и преподавание психологии

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ (Закон РФ «Об образовании», 2000). К общеобразовательным относятся следующие программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Учебный и воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях регламентируется Законом Российской Федерации «Об образовании» (Об обра­зовании..., 2000), Типовым положением об общеобразовательном учреждении (2001), государственными образовательными стандартами и базисным учебным планом. В соответствии с этими документами общее образование дают следую­щие виды образовательных учреждений:

1) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную про­грамму начального общего образования);

2) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные про­граммы начального общего и основного общего образования);

3) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные про­граммы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего об­разования);

4) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или не­скольким предметам);

5) гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и сред­него (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углуб­ленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля,

 


66 Глава 4. Нормативно-правовое обеспечение образования

и может реализовать общеобразовательную программу начального общего об­разования); 6) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и сред­него (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углуб­ленную) подготовку обучающихся по предметам технического и естественно­научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования). (Типовое положение об общеобразовательном учреждении, 2001.)

Законом «Об образовании» утверждается следующая структура школы: I—IV — начальная школа, V-IX — основная школа, X-XI — общеобразовательная (пол­ная) средняя школа. В рамках этой структуры обязательным является девятилет­нее образование, а старшая школа становится профильной.

Следующим документом, регламентирующим работу средних общеобразова­тельных учреждений, является базисный учебный план, который определяет мак­симальный объем учебной нагрузки учащихся, распределяет учебное время, отво­димое на освоение федерального и национально-регионального компонентов го­сударственного образовательного стандарта. Базисный учебный план включает не предметы, а образовательные области и состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.

В Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы):

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование;

6) послевузовское профессиональное образование.

Лицам, не завершившим образование определенного уровня, выдается справка установленного образца (Об образовании..., 2000).


Рис. 4.1. Структура базисного учебного плана

В инвариантной части реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и на­выков, обеспечивающим продолжение образования. Эта часть представлена следую­щими образовательными областями: «Филология», «Математика», «Естествозна­ние», «Обществознание», «Искусство», «Физическая культура», «Технология». В каждой образовательной области инвариантной части учебного плана (кроме образовательной области «Математика* и предметов физики и химии) на регио­нальный компонент содержания образования может выделяться 10-15% време­ни. Как мы видим, психология непосредственно не представлена в этой части учебного плана. Однако элементы психологических знаний могут преподаваться


4.1. Общеобразовательные программы и преподавание психологии 67

в рамках таких предметных областей, как естествознание и обществознание, учи­телями соответствующих дисциплин при наличии необходимого дидактического материала.

Вариативная часть обеспечивает реализацию регионального и школьного ком­понентов содержания образования. Учебные часы вариативной части использу­ются на изучение предметов, перечисленных в образовательных областях базис­ного учебного плана (в том числе для углубленного изучения), на изучение кур­сов по выбору, проведение факультативов, индивидуальных и групповых заня­тий. В рамках вариативной части психология может преподаваться и как отдель­ный предмет, и в составе других курсов, имеющих психологический компонент (обучение предметно-ориентированного типа). В то же время психологические занятия другого типа (личностно-ориентированного) могут проводиться вне ра­мок учебного плана как сопровождение развития учащихся.

Следующим документом, регламентирующим учебный процесс, являются Го­сударственные образовательные стандарты, которые определяют требования к уровню обязательной подготовки учащихся. Психологические знания и умения в них в настоящее время в явном виде не отражены.

В рамках перехода российской школы на 12-летнее среднее образование (I-IV классы — начальная школа, V-X классы — основная школа, XI—XII классы — полная средняя школа) предполагается, что десятилетнее образование будет обяза­тельным, а обучение в XI-XII классах — преимущественно профильным.

Профильное обучение открывает возможности для более глубокого изучения психологии. В настоящее время уже утверждена концепция профильного обуче­ния на старшей ступени общего образования (Об утверждении..., 2002). Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базо­вые общеобразовательные, профильные и элективные. Предусматриваются раз­нообразные формы как предпрофильного, так и профильного обучения, увеличение учебного времени на вариативную часть учебного плана и расширение количества курсов по выбору. Основная функция курсов по выбору — профориентационная. В этой связи количество таких курсов должно быть по возможности значитель­ным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер и представ­лять собой определенные учебные модули.

В документе предлагаются примерные учебные планы для четырех возможных профилей (естественно-математического, социально-экономического, гуманитар­ного и технологического); при этом отмечается, что возможны разные варианты построения образовательного процесса, которые могут дать самые различные формы профилизации для общеобразовательных учреждений, для отдельных классов, для групп учащихся. Из этого можно сделать вывод, что документ в принципе не исключает возможность профильного психологического обучения или другой учебной программы, предусматривающей серьезное изучение психо­логии. Опыт такого профильного образования в области психологии существует (Ермаков, Дикая, 1998).

На основе государственных образовательных стандартов средние учебные за­ведения разрабатывают учебный план, который определяет перечень изучаемых учащимися дисциплин, их трудоемкость и последовательность их изучения.


68 Глава 4. Нормативно-правовое обеспечение образования

В соответствии с Экспериментальным базисным учебным планом образова­тельных учреждений Российской Федерации, утвержденным Министерством об­разования России (2001), возможности преподавания психологии в школах, гим­назиях и лицеях расширяются. В Базисный учебный план включены базовые курсы и учебные модули. Включение в образовательный процесс учебных моде­лей рассматривается как один из возможных механизмов поэтапной модерниза­ции традиционного содержания образования и нормализации учебной нагрузки. В соответствии с Базисным учебным планом курс «Основы психологии» может быть выбран учащимися для изучения на второй ступени общего образования в качестве одного из модулей по обществоведению (Экспериментальный базисный учебный план, 2001, с. 49), на третьей ступени общего образования в качестве спецкурса по выбору (там же, с. 65). Администрация школы может также вклю­чать психологию в учебный план, исходя из регионального и школьного компо­нентов. При этом определяется, в каких классах и в каких объемах будет изучаться этот предмет, является ли курс обязательным, элективным или факультативным.

4.2. Профессиональные образовательные программы и преподавание психологии

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уров­ней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (Закон РФ «Об образовании», 2000). К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

В учреждениях начального профессионального образования психология редко преподается как отдельная дисциплина. Систематизированная информация по этому вопросу, к сожалению, отсутствует.

Обучение в средних профессиональных учебных заведениях регулируется Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (2001). В соответствии с ними установлены сле­дующие виды средних специальных учебных заведений'.

техникум (училище) — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессио­нального образования базового уровня;

колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального об­разования базового и повышенного уровня (Типовое положение..., 2001, с. 75).

Содержание среднего профессионального образования устанавливается госу­дарственным образовательным стандартом (О введении в действие государствен­ного образовательного стандарта..., 2002). В соответствии с этим документом пси­хология как учебный предмет наиболее широко представлена в требованиях к


4.2. Профессиональные образовательные программы и преподавание психологии 69

подготовке выпускников по педагогическим специальностям. Например, студен­ты педагогических училищ и колледжей должны усвоить большой объем психо-лого-педагогических знаний и умений. При подготовке учителей начальных клас­сов предполагается изучение общей, возрастной, педагогической, социальной психологии; студенты также проходят психолого-педагогический практикум.

Еще шире психологические дисциплины представлены в образовательных про­граммах среднего профессионального образования учителей начальных классов с дополнительной подготовкой в области психологии. Студенты дополнительно изу­чают основы психодиагностики, психофизиологические основы обучения, психо­логию семьи, педагогическую, социальную, экспериментальную психологию (Государственный образовательный стандарт среднего профессионального обра­зования, 2002).

Психология также изучается в средних профессиональных учебных заведени­ях медицинского профиля. Курсы общей и медицинской психологии, а также пси­хологии общения довольно типичны для образовательных программ этих учеб­ных заведений.

Обучение в высших учебных заведениях России регулируется Законом Рос­сийской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образова­нии» (Закон.... 1996; О высшем и послевузовском профессиональном образова­нии.... 2000), а также Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Россий­ской Федерации (Типовое положение..., 2001). В соответствии с этими документа­ми в России существуют три типа высших учебных заведений: университеты, ака­демии и институты. Закон определяет права и обязанности студентов, слушате­лей, аспирантов, докторантов, соискателей, работников вузов.

В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профес­сионального образования с присвоением квалификации (степени):

1) «бакалавр» — срок обучения не менее 4 лет;

2) «специалист» — срок обучения не менее 5 лет;

3) «магистр» — срок обучения не менее 6 лет.

Однако для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответст­вующего профиля или высшее профессиональное образование различных ступе­ней, возможны и более короткие сроки освоения основных образовательных про­грамм высшего профессионального образования Сокращение сроков освоения Основной образовательной программы высшего профессионального образования осуществляется на основе имеющихся знаний, умений и навыков студента, полу­ченных на предшествующем этапе обучения (Об утверждении Условий освое­ния..., 2002).

Возможно также получение высшего образования в форме экстерната. Однако по некоторым направлениям и специальностям получение образования в форме экстерната не допускается. Порядок организации обучения в форме экстерната регулируется специальным положением Министерства образования (Положение об экстернате.... 1998).

Целям интеграции высшего образования служит Европейская конвенция об академическом признаний университетских квалификаций, принятая Советом Европы (Европейская конвенция..., 1999), а также Конвенция о признаний квали-


70 Глава 4. Нормативно-правовое обеспечение образования

фикаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, приня­тая в Лиссабоне в 1997 г. и ратифицированная Российской Федерацией в 2000 г. (Конвенция о признаний квалификаций..., 2000). В соответствии с этими доку­ментами высшее образование, полученное за границей, дает:

♦ «доступ к дальнейшему обучению в системе высшего образования, включая со­ответствующие экзамены, и/или к подготовке по программам, ведущим к по­лучению ученой степени, на условиях, аналогичных тем, которые применяются к обладателям квалификации Стороны, в которой испрашивается признание;

♦ использование ученой степени в соответствии с законами и правилами Сторо­ны, или под ее юрисдикцией, в которой испрашивается признание.

Кроме того, признание может облегчить доступ на рынок труда в соответствии с законами и правилами Стороны, или под ее юрисдикцией, в которой испрашива­ется признание» (Конвенция о признаний квалификаций..., 2000, с. 85).

Образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования в России строятся на основе государственных образовательных стан­дартов. Эти стандарты предназначены для обеспечения качества образования. Они состоят из федеральных и национально-региональных компонентов. Феде­ральные компоненты государственных образовательных стандартов включают в себя:

1) общие требования к основным образовательным программам высшего и после­вузовского профессионального образования;

2) требования к обязательному минимуму содержания основных образователь­ных программ, к условиям их реализации, к уровню подготовки выпускников;

3) сроки освоения основных образовательных программ;

4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

Содержание национально-региональных компонентов государственных обра­зовательных стандартов определяется высшим учебным заведением самостоя­тельно.

Что касается других стран, то, например, в США не существует государствен­ных стандартов высшего образования в области психологии. Каждый универси­тет сам разрабатывает образовательную программу. В 2002 г. Комитет по вопро­сам образования Американской психологической ассоциации одобрил документ под названием «Учебные цели и результаты базового психологического образова­ния», который направлен на выработку общих подходов к подготовке бакалавров психологии (Halonen, 2002). Однако этот документ носит только рекомендатель­ный характер и не определяет учебных дисциплин, которые должны преподаваться.

В европейских странах в последнее время предпринимается ряд попыток сде­лать базовое психологическое образование взаимно признаваемым. Европейская федерация ассоциаций профессиональных психологов в 1990 г. одобрила «Опти­мальные стандарты» профессиональной подготовки психологов. Они касаются некоторых общих принципов и подходов, но не конкретизируют детально содер­жание и структуру обучения (Optimal Standards, 1990).

В 1998 г. в рамках программы «Леонардо» началась реализация проекта «Евро­пейская структура для подготовки психологов» (European Framework for Psycho­logists Training, 1998). В проекте принимают участие пятнадцать партнеров из


 


4.3. Учебный план и программы преподавания психологии 71

двенадцати стран: Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Италия, Ни­дерланды, Норвегия, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания (цит. по: Карандашев, 2001).

Послевузовское профессиональное образование в России может быть полу­чено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, функционирующих в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и на­учных учреждениях, а также в рамках различных видов высшего дополнительного образования. Послевузовское профессиональное образование строится на основе утвержденных Министерством образования России Временных требований к ос­новным образовательным программам послевузовского профессионального обра­зования по отраслям наук и приложений к ним, размешенным на сайтах Мини­стерства образования России: http:/www.ed.gov.ru и ГНИИ информационных технологий и телекоммуникаций http:/www.informika.ru. Высшее учебное заведе­ние или научная организация разрабатывают эти образовательные программы са­мостоятельно. Методические рекомендации по атому поводу содержатся в соот­ветствующем письме (О порядке формирования основных образовательных про­грамм послевузовского профессионального образования..., 2002). Важным итогом обучения в аспирантуре является подготовка и зашита диссертационной работы. Соответствующие требования, критерии и процедуры описываются в Положении о порядке присуждения ученых степеней (Положение..., 2002).

4.3. Учебный план и программы преподавания психологии

На основе государственных образовательных стандартов высшего профессио-вального образования университет, академия или институт самостоятельно раз­рабатывает учебные планы по основным образовательным программам. Учебный план включает в себя:.

1) перечень учебных дисциплин, изучаемых по данной программе;

2) распределение по семестрам и последовательность их изучения;

3) трудоемкость их изучения;

4) формы учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, самостоя­тельная работа);

5) виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, курсо­вая или дипломная работа).

Обратимся к традиционному содержанию учебного плана и к тому, какую пользу из этой информации может извлечь для себя преподаватель психологии.

I. Перечень учебных дисциплин. Психология как предметная область в разной степени представлена в разных учебных аланах. В учебных планах обучения по специальности «Психология» психологические дисциплины составляют около 2/3, из всего перечня изучаемых предметов. По другим специальностям количество психологических курсов обычно значительно меньше и зависит от профессиональной направленности программы. В зависимости от значимости


72 Глава 4. Нормативно-правовое обеспечение образования

психологии как учебного предмета все программы высшего образования мож­но разделить на три типа:

•*- основные образовательные программы высшего профессионального обра­зования по специальности «Психология» (базовое психологическое образо­вание): психологические дисциплины составляют около 2/3 от всего количе­ства изучаемых дисциплин;

-*- основные образовательные программы высшего профессионального, а так­же среднего специального образования специалистов по работе с людьми (учителя, воспитатели и другие работники школьных, дошкольных и вне­школьных учреждений, врачи, младший и средний медицинский персонал, юристы, менеджеры, социальные работники, и т. п.): преподается несколько психологических дисциплин;

-*- основные образовательные программы высшего профессионального обра­зования специалистов естественнонаучного и технического профиля: психо­логия преподается как самостоятельная учебная дисциплина или же в рам­ках курса «Психология и педагогика».

2. В учебном плане также определяется, в каком семестре (или семестрах) изу­чается определенная учебная дисциплина. Эта информация поможет препода­вателю психологии правильно построить свой курс с опорой на межпредмет­ные связи (как с другими психологическими курсами, так и с учебными дисцип­линами других предметных областей), на понимание особенностей студентов, находящихся на данной ступени обучения.

3. Трудоемкость образовательных программ, а также изучения каждой учебной дисциплины обычно измеряется в российской высшей школе в академиче­ских часах. Исходя из учебного плана преподавателю психологии необходимо знать, какое количество часов учебного времени отведено на изучение его дис­циплины. В последнее время в России для оценки трудоемкости конкретных образовательных программ и значимости каждой учебной дисциплины начи­нает применяться также система кредитных (или зачетных) единиц (Методи­ка расчета трудоемкости..., 2003), которая используется в большинстве стран мира. Планируется внедрение этой системы в отечественное высшее образова­ние (Рекомендации совещания..., 2002).

4. Учебный план определяет также формы учебных занятий по учебной дисцип­лине: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, ви­ды курсовых работ и практик. При планировании своего учебного курса пре­подаватель психологии должен опираться на этот учебный план, определяя целесообразность изучения отдельных тем в рамках лекций, семинарских и практических занятий или в виде различных форм самостоятельной работы.

5. В учебном плане определяются виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен или зачет, реферат, курсовая, дипломная работы). В этой связи пре­подавателю психологии необходимо знать, какая форма промежуточной атте­стации (в текущем семестре) предусмотрена учебным планом и в какой мере знания по его дисциплине входят в содержание итоговой государственной ат­тестации, проводимой по завершении всей образовательной программы.


4.3. Учебный план и программы преподавания психологии 73

На основе учебного плана и государственного образовательного стандарта пре­подаватель составляет учебную программу и тематический план изучения дис­циплины. Учебная программа обычно содержит:

1) наименование учебной дисциплины, категорию студентов, для которой она предназначена, информацию о том, кем и когда подготовлена;

2) пояснительную записку, в которой описываются значимость дисциплины в рам­ках образовательной программы, предмета, требования к знаниям и умениям студентов, формы и методы контроля и оценки знаний;

3) краткое описание содержания изучаемых тем;

4) список литературы, на которую опирается преподаватель при раскрытии со­держания курса.

Учебная программа является, с одной стороны, официальным документом, хранящимся на кафедре и свидетельствующим о том, насколько в преподаваемой дисциплине отражаются требования государственного образовательного стандар­та, а с другой стороны, рабочим документом, на основе которого преподаватель строит процесс обучения.

Тематический план является документом, который описывает распределение тем учебной программы по видам занятий, необходимое методическое обеспече­ние, формы контроля и аттестации знаний и умений студентов.

При разработке учебных планов и программ преподавания психологии возни­кает сложная проблема в отборе содержания, которое будет изучаться на разных ступенях обучения.

Существует три способа построения учебных программ: линейный, концен­трический, спиралевидный (Педагогика, 2002, с. 252-253).

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (порции) учебного материала образуют непрерывную после­довательность связанных между собой звеньев (выстраиваются по одной линии). Каждая часть изучается, как правило, только один раз. Причем новое содержание выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним.

Достоинство линейного способа расположения содержания учебных программ заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирова­ние материала. Этот способ обычно используется в преподавании психологии в вузовских образовательных программах. Недостатком линейного способа являет­ся то, что на разных ступенях обучения студенты и учащиеся не всегда способны усвоить определенные сложные явления. Поэтому этот способ неприменим при разработке программ школьного и вузовского изучения психологии на разных ступенях.

Концентрический способ построения учебных программ позволяет несколько раз изучать один и тот же материал (вопрос) с постепенным усложнением, расши­рением содержания образования за счет новых компонентов, более детальным и глубоким рассмотрением связей и зависимостей.

Концентрическое расположение материала в программах предусматривает не простое повторение, а более глубоко изучение тех же вопросов. Такой способ по­строения программ замедляет темп обучения, требует больших затрат учебного времени, однако порой оказывается неизбежным. В преподавании психологии в настоящее время чаще всего преобладает именно концентрический тип программ:


74 Глава 4. Нормативно-правовое обеспечение образования

и в средних и в высших учебных заведениях учащихся и студентов обучают одно­му и тому же материалу, но с разной степенью сложности. В результате имеет ме­сто дублирование учебного материала, изучаемого в школе и в вузе, а также на разных ступенях вузовского обучения.

При спиральном способе построения программ расположение учебного мате­риала сочетает последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что учащиеся (студенты) не выпускают из поля зрения исходную проблему и в то же время постепенно расширяют и уг­лубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой учащиеся возвращаются к исходной проблеме иногда даже спустя несколько лет, спиральная структура не предполагает столь длительных переры­вов. В отличие от линейной структуры при спиральном построении программы отдельные темы изучаются неоднократно (Куписевич, цит. по: Педагогика, 2002, с. 253).

Разработка учебных программ спирального типа в настоящее время становий ся все более актуальной в психологии. Это связано с включением данного предме­та в образовательные программы разного уровня (основного, среднего, высшего, послевузовского). В этих условиях необходимо координировать цели и задачи психологического образования в разных типах учебных заведений, определять специфику ее преподавания для разных категорий учащихся и студентов.

4.4. Цели преподавания психологии

Цели преподавания психологии определяются, с одной стороны, содержанием на­учно-психологических знаний, а с другой стороны, типом образовательной про­граммы, в рамках которой эти знания преподаются.

Место психологии в системе паук, специфика ее содержания — традиционный предмет для дискуссий. В зависимости от предмета и метода, которые взяты за ос­нову, психология может быть отнесена: к 1) философскому, 2) естественнонауч­ному или 3) гуманитарному знанию.

В связи с этим в разные эпохи, в разных странах и учебных заведениях психо­логия преподавалась как в рамках философских и естественнонаучных предме­тов, так и в рамках гуманитарных дисциплин. Соответствующим образом опреде­лялись и цели преподавания психологии.

Интерес студентов и учащихся к курсу психологии в настоящее время и значи­тельной степени обусловлен их представлением о психологии как гуманитарной дисциплине. Преподаватели должны считаться с этим при постановке целей обу­чения, а также в процессе отбора содержания учебных курсов.

В. Я. Ляудис полагает, что «цель обучения психологии — теоретическое и прак­тическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности» (Ляудис, 1989, с. 9).

В зависимости от конкретной психологической дисциплины преподаватели могут ставить и другие цели, которые будут в большей степени ориентированы на естественнонаучное или философское понимание предмета психологии. На этом мы более подробно остановимся в следующих разделах.

Рассмотрим цели, которые ставятся при обучении учащихся, студентов, аспи­рантов (адъюнктов) ПО разным образовательным программам.


4.4. Уели преподавания психологии 75

1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования по специальности «психология» (базовое психологическое образование)

Объектом профессиональной деятельности данного специалиста являются пси­хические процессы, свойства и состояния человека, предметом — их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздейст­вии извне. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками спе­циалист должен быть готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной по­мощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной дея­тельности:

♦ диагностическую и коррекционную;

♦ экспертную и консультативную;

♦ учебно-воспитательную;

♦ научно-исследовательскую;

♦ культурно-просветительную.

В соответствии с требованиями к профессиональной подготовке специалиста-психолога, о которых мы уже упоминали во Введении, специалист должен уметь решать следующие задачи, соответствующие его квалификации:

♦ на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской ра­боты и информационного поиска уметь ориентироваться в современных науч­ных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практиче­ские задачи;

♦ участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными ме­тодами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультиро­вания;

♦ владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях (Государственный образовательный стандарт..., 2000).

В процессе обучения в университете будущий специалист-психолог приобре­тает необходимые теоретические знания, практические умения и навыки; у него формируется профессиональная направленность, представления о сфере приме­нения профессии психолога. Наряду с обучением в период получения высшего образования продолжается личностный рост студентов.

В связи с этим цели преподавания психологии по данным образовательным программам, с нашей точки зрения, должны включать в себя:

1) обучение фундаментальным психологическим знаниям;

2) обучение прикладным психологическим знаниям;

3) обучение научно-исследовательским умениям;

4) обучением практическим психологическим умениям в применении психоло­гических знаний для решения практических задач;


76 Глава 4. Нормативно-правовое обеспечение образования

5) обучение умениям психологического просвещения и обучения психологиче­ским знаниям других людей;

6) формирование психологической культуры.

Одним из значительных достижений американского психологического образо­вания последнего времени (2002) стала подготовка доклада под названием: «Базо­вое психологическое образование: цели и результаты», который был одобрен Сове­том по вопросам образования АПА (Halonen, 2002). В нем, в частности, указывается, что «степень бакалавра в психологии должна свидетельствовать, что студент может мыслить о поведении и внутренней психической жизни как ученый и развил уме­ния и ценности, которые отражают психологию как науку и прикладную область».

В этом документе определяются 10 основных целей, которые разделяются на две категории.

1. Знания, умения и ценности, согласующиеся с психологией как наукой и сфе­рой практической деятельности. Эта категория целей определяет отличитель­ные особенности психологического образования. Ответственность за развитие студентов и оценку их знаний в этих областях лежит, прежде всего, на преподава­телях факультетов в процессе проведения ими учебных занятий и консультаций;

2. Знания, умения и ценности, согласующиеся с общим образованием, которые далее развиваются в сфере психологии. Эта категория целей относится к дея­тельности, которая обычно является частью общей образовательной програм­мы. Ответственность за развитие студентов в этих областях и оценку их дости­жений разделяется среди преподавателей различных дисциплин, однако работа в рамках курсов психологии также вносит значительный вклад в реализацию общеобразовательных целей. В свою очередь, хорошо развитые общеобразова­тельные умения способствуют достижениям студентов в процессе изучения психологических курсов.

Каждая из категорий включает 5 целей:







Date: 2015-10-18; view: 656; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.071 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию