Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие права и судебный строй Республики Беларусь в 1990 – 2005-е гг
В становлении и развитии суверенной Беларуси, формировании Республики Беларусь как правового государства важную роль играло право. В 1990-е гг. эта отрасль общественной жизни развивалась достаточно интенсивно. В развитии права этого периода можно выделить три основных направления: – интенсивное обновление текущего законодательства с целью его приспособления к новым условиям социально-экономической и политической жизни республики; – кодификация права; – приведение норм национального права в соответствие с нормами международного права. Наиболее действенным и результативным направлением являлось обновление текущего законодательства. В 1990-е гг. принято множество законов, касающихся различных отраслей права: «О здравоохранении», «О предприятиях», «Об аренде», «О предпринимательстве в Республике Беларусь», «О пенсионном обеспечении», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «О ветеранах», «Об образовании в Республике Беларусь», «О Президенте Республики Беларусь», «О собственности», «О гражданстве Республики Беларусь», «О приватизации жилищного фонда в БССР» и др. Вторым важным процессом развития была кодификация права. Большинство отраслей законодательства кодифицированы, приняты Уголовный кодекс Республики Беларусь, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Гражданско-процессуальный кодекс Республики Беларусь, Кодекс о браке и семье, Налоговый кодекс Республики Беларусь и другие, по ряду из них подготовлены проекты соответствующих кодексов. Таким образом, право Республики Беларусь интенсивно развивалось, используя текущее национальное законодательство, кодексы Российской Федерации и других стран СНГ, международно-правовые акты. Построение правового государства связано с возрастанием роли суда в структуре государственной власти и в обществе, повышением компетентности и профессионализма судей, усилением значимости судебных органов. Статья 109 Конституции Республики Беларусь указывает на важность судебной власти, роль и значение судов в жизни государства. Судебная власть осуществляется общими судами, хозяйственными судами, Конституционным судом. В структуру общих судов входят Верховный суд Республики Беларусь; областные и Минский городской суд; районные (городские) суды; военные суды. Конституция определяет основные задачи общих судов: защита конституционного строя Республики Беларусь, государственных и общественных интересов, личных политических, социально-экономических прав и свобод граждан; защита прав юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования. Первичным звеном системы общих судов республики являются районные (городские) суды. В Беларуси насчитывается более 150 судов первичного уровня, в которых работает более 650 профессиональных судей. Районные и городские суды рассматривают большинство гражданских и уголовных дел, дела об административных правонарушениях, а также материалы об исполнении судебных решений. В состав районного (городского) суда входят председатель и судьи. Областные и Минский городской суд рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, а также выступают в качестве суда кассационной инстанции в отношении решений районных (городских) судов. Верховный суд состоит из председателя суда, заместителей председателя суда, судей и действует в составе коллегий, Президиума и Пленума. Верховный суд может рассматривать дела в качестве суда кассационной и контрольной инстанций, а также в качестве первой инстанции в случаях, предусмотренных законом. Военные суды рассматривают дела о преступлениях, совершенных военными, а также жалобы военных на неправомерные решения должностных лиц и органов военного руководства. Конституция закрепляет следующие основные принципы правосудия: – отделение судебной власти от законодательной и исполнительной; – осуществление правосудия только судом; – коллегиальность рассмотрения дел во всех судах; – независимость судей при осуществлении правосудия и подчинение их только закону; – осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом; – гласность судебного разбирательства; – обеспечение обвиняемому права на защиту; – участие прокурора при рассмотрении дел в общих судах; – осуществление правосудия на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов (принцип законности); – устность разбирательства в заседаниях суда; – обязательность судебных актов для всех организаций и граждан; – и другие. Общие и хозяйственные суды Республики Беларусь образуются на основе назначаемости судей. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь председатели и судьи Верховного суда и Высшего хозяйственного суда назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания, а председатели и судьи остальных судов назначаются Президентом республики лично. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный суд Республики Беларусь, который включен в систему судебной власти Конституцией Беларуси (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.). Согласно Конституции, Конституционный суд формируется в количестве 12 судей, из которых 6 судей назначаются Президентом, 6 избираются Советом Республики. Конституция определила основные функции прокуратуры как органа, осуществляющего надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов министрами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями и учреждениями, должностными лицами и гражданами; за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый Президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором. ЛИТЕРАТУРА 1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. Минск, 2001. 2. Вишневский, А.Ф. История государства и права Беларуси / А.Ф. Вишневский. Минск, 2000, 2003. 3. Вишневский, А.Ф. История государства и права Беларуси: учебное пособие / А.Ф. Вишневский, И.В. Вишневская Минск, 2005. 4. Владимиров, В.А. История государства и права Республики Беларусь / В.А. Владимиров, Г.И. Иванов. Минск, 2002. 5. Довнар, Т.И. История государства и права Беларуси: учебно-методическое пособие / Т.И. Довнар. Минск, 2003. 6. Круталевич, В.А., История государства и права Беларуси (1917 – 1945 гг.) / В.А. Круталевич, И.А. Юхо. Минск, 1998. 7. Кузнецов, И.Н., История государства и права Беларуси: пособие для студентов вузов / И.Н. Кузнецов, В.А. Шелкопляс. Минск, 1999, 2004. 8. Сокол, С.Ф. История государства и права БССР/ С.Ф. Сокол. Минск, 1989. 9. Юхо, Я.А. История государства и права Беларуси. Ч.1 / Я.А. Юхо. Минск, 2000.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА 1.1. Предмет и задачи учебной дисциплины «История государства и права Беларуси». 4 1.2. Историография учебного курса. 5 1.3. О происхождении названия «Белая Русь». 6
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И ПРАВО БЕЛАРУСИ В ПЕРИОД ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН.. 7 2.1. Образование государственности восточных славян. Древние государства- 2.2. Общественный строй восточнославянских княжеств в IX– первой половине XIII вв. 10 2.3. Политический строй государств-княжеств. Система органов власти и управления. 12 2.4. Основные черты древнего права Беларуси (IX – XIII вв.). Договор 1229 г. с Ригой и Готским берегом, другие древние источники права 14
ГЛАВА 3. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО. ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ВКЛ. 18 3.1. Образование Великого княжества Литовского и его 3.2. Общественный строй Великого княжества Литовского в XIV – XVI вв. (до 1569 г.) 20 3.3. Государственно-политический строй Великого княжества Литовского 3.4. Кревская и Городельская унии с Польшей. 32 3.5. Люблинская уния (1569 г.) и ее историко-правовая оценка. 35
ГЛАВА 4. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО. СУДОПРОИЗВОДСТВО 39 4.1. Высшие судебные органы ВКЛ. 39 4.2. Система местных судебных органов Великого княжества Литовского. 41
ГЛАВА 5. ИСТОЧНИКИ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА ФЕОДАЛЬНОЙ БЕЛАРУСИ (XIV – XVI вв.) 43 5.1. Основные источники права в Беларуси. 43 5.2. Общеземские привилеи (грамоты), их характеристика и содержание. 44 5.3. Областные, волостные и городские привилеи (грамоты). Судебник Казимира 1468 г. 48 5.4. Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566, 1588 гг. 50
ГЛАВА 6. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И ПРАВО БЕЛАРУСИ В СОСТАВЕ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (XVII – XVIII вв.) 54 6.1. Социальная структура и государственно-политический строй 6.2. Государственно-правовое положение Великого княжества Литовского 6.3. Попытки проведения реформ в области государственного строительства и управления. Первый раздел Речи Посполитой 59 6.4. Конституция Речи Посполитой 1791 г. Второй и третий разделы Речи Посполитой. 61 6.5. Источники права в XVII – XVIII вв. «Волюмина легум». 63 ГЛАВА 7. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И ПРАВО БЕЛАРУСИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1795 – 1916 гг.) 64 7.1. Общественно-политический строй Беларуси 7.2. Судебная система и право в Беларуси в составе Российской империи 7.3. Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861 г. 68 7.4. Органы местного управления после отмены крепостного права. 7.5. Судебная реформа 1864 г., особенности ее проведения в Беларуси. 72 7.6. Общественно-политический строй и право в Беларуси в конце XIX – начале XX вв. Столыпинская аграрная реформа и деятельность земств 73
ГЛАВА 8. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И ПРАВО 8.1. Февральская и Октябрьская революции 1917 г. и борьба 8.2. I Всебелорусский съезд (конгресс) в Минске в декабре 1917 г. и его решения. Провозглашение Белорусской народной республики и ее уставные грамоты. 77 8.3.Образование Советской Социалистической Республики Беларусь (ССРБ). 8.4. Восстановление Белорусской ССР. II Всебелорусский съезд Советов.
ГЛАВА 9. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО БЕЛОРУССКОЙ ССР В ПЕРИОД НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (1921 – 1929 гг.) 83 9.1. Белорусская ССР в начале 1920-х гг. Образование СССР. 83 9.2. Расширение территории Белорусской ССР и административно-территориальная 9.3. Становление и развитие права Белорусской ССР в 1920-х гг. 89
ГЛАВА 10. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО БЕЛОРУССКОЙ ССР В ПЕРИОД КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 10.1. Белорусская ССР в 1930-е гг. Деятельность органов государственной власти и изменения в административно-территориальном строении БССР 92 10.2. Конституция СССР 1936 г. и принятие Конституции Белорусской ССР 1937 г. 94 10.3. Судебная система и состояние права БССР в 1930-е гг. 95
ГЛАВА 11. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО БЕЛОРУССКОЙ ССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 – 1945 гг.) 97 11.1. Воссоединение Западной Беларуси с Белорусской ССР в 1939 г. 97 11.2. Беларусь в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Высшие органы государственной власти и управления БССР в годы Великой Отечественной войны. 98 11.3. Состояние права во время Великой Отечественной войны. 100 11.4. Всенародная партизанская борьба белорусского народа против фашистских 11.5. Возрождение органов государственной власти в освобожденной Беларуси и восстановление ее народного хозяйства 103 11.6. Международная деятельность БССР в конце Великой Отечественной войны. ГЛАВА 12. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ПРАВО БЕЛОРУССКОЙ ССР 12.1. Высшие и местные органы государственной власти БССР в послевоенный 12.2. БССР в период попыток проведения реформ (1954 – 1964 гг.). 12.3. Белорусская ССР в период кризиса административно-командной системы
ГЛАВА 13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ПРАВО БЕЛАРУСИ 13.1. Беларусь на пути к провозглашению государственной независимости. 13.2. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями), 13.3.Процесс интеграции Республики Беларусь с Российской Федерацией. 116 13.4. Развитие права и судебный строй Республики Беларусь в 1990 – 2005-е гг. 120
ЛИТЕРАТУРА. 127
Учебное издание
Сокол Степан Федорович Владимиров Валентин Андреевич
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА БЕЛАРУСИ
Date: 2015-10-19; view: 527; Нарушение авторских прав |