Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИЗУМРУД. Изумруд использовался в качестве противоядия и для лечения отравленных ран, а также против одержимости дьяволами⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 31
Изумруд использовался в качестве противоядия и для лечения отравленных ран, а также против одержимости дьяволами. Считалось, если его носить на шее, он исцеляет «перемежающуюся» лихорадку и эпилепсию. Применение изумруда для отдыха и успокоения уставших глаз является единственным применением драгоценного камня в лечебных целях, упомянутым Теофрастом в его трактате о самоцветах, написанном в III веке до н. э. Говоря о его свойствах как противоядия, Руэ утверждает: «Если умирающему от яда дать такое количество изумрудного порошка, вес которого равен весу восьмидесяти ячменных зерен, эта доза спасет ему жизнь». Арабы высоко ценили изумруд за это его свойство, и Абензоар утверждает, что однажды, съев ядовитую траву, он держал один изумруд во рту, а другой прикладывал к желудку, благодаря чему полностью вылечился. Чтобы вылечиться от дизентерии, также рекомендовалось один изумруд привязать к животу, а второй положить в рот. Мигель Паскали, испанский врач и ученый XVI века, утверждал, что ему удалось вылечить болезнь с помощью изумруда у испанского гранда Хуана де Мендозы, а Вольфганг Габельховер из Кольва, Вюртемберг, писавший в 1603 году, заявляет, что он часто и с неизменным успехом лечил изумрудом дизентерию. О красоте изумруда немало говорит то, что большой ценитель драгоценных камней Плиний заявлял, что только этот камень восхищает взгляд, не утомляя его, и добавлял, что, когда зрение утомлено пристальным разглядыванием других предметов, оно вновь обретает силу от созерцания изумруда. В первых веках нашей эры убеждение, будто чистый зеленый цвет изумрудов благоприятно действует на зрение, было настолько распространено, что гранильщики драгоценных камней, говорят, держали их на своих рабочих столах, чтобы время от времени посматривать на них и таким образом снимать с глаз напряжение, вызванное столь тонкой работой. Пселл[151]говорит, что припарки из изумрудов помогали страдавшим проказой; он добавляет, что, если камень измельчить и смешать с водой, этой примочкой можно остановить кровотечение. Особо рекомендовался изумруд в качестве детского шейного амулета, поскольку считалось, что он предотвращает эпилепсию. Если, однако, болезнь настолько сильна, что ее нельзя вылечить с помощью камня, последний разбивается. Гермес Трисмегист говорит, что изумруд исцеляет болезни глаз и останавливает кровотечения. Великий Гермес, должно быть, предпочитал этот камень, потому что существует мнение, что его трактат по химии был написан на изумруде. Индийские врачи XIII века считали изумруд хорошим слабительным. Он излечивал дизентерию, уменьшал выделение желчи и возбуждал аппетит. Короче, он способствовал телесному здоровью и разрушал влияние демонов. В любопытной фразе из учения изумруд назван «холодным и приятным». Тейфаши (1242 г.) полагал, что изумруд излечивает кровохарканье и дизентерию, если его носить над печенью, и желудочные боли, если камень положить на желудок. Кроме того, владелец был защищен от нападений ядовитых змей, а злые духи изгонялись из тех органов, к которым привязывали изумруд. Рекомендации помещать камень на больное место, нередко встречающиеся в трактатах об использовании драгоценных камней в лечебных целях, показывают, что считалось, будто от них исходили едва уловимые излучения. Вполне вероятно, блестящая игра отраженного света на многих из этих самоцветах наводила на мысль о том, что от них исходит некая целительная энергия. Эта теория не удивительна, хотя она полностью фантастична в случае алмаза, рубина, изумруда и других камней, но недавно открытое вещество, радий, действительно обладает активными свойствами, приписываемыми древними авторами драгоценным камням.
РУБИН
Санскритская медицинская литература, представленная Нахарари, врачом из Кашмира, жившим в XIII веке, считает рубин ценным средством против скопления газов и желчи. Более того, кроме этого применения, если хорошо разбираться в приготовлении лекарств из драгоценных камней, можно сделать из него очень действенный эликсир. Этот знаменитый «рубиновый эликсир», наверное, не имел ничего общего с камнем, кроме цвета, так как подобные лекарства, говорят, обычно изготовлялись каким‑то тайным и мистическим процессом, в ходе которого все материальные следы присутствия какого‑либо драгоценного камня полностью исчезали.
САПФИР
В одном из самых ранних образцов английской литературы, «Видении о Петре Пахаре» Уильяма Ленгленда, написанном в 1362 году, содержится упоминание о сапфире как о лечебном камне:
Я взглянул налево, как учила моя дама, И увидел женщину, роскошно одетую. Платье ее было оторочено Красивейшим мехом, На ней была корона, и ни один Король не имел лучшей. Ее пальцы были богато украшены Золотой проволокой И рубинами красными, как Раскаленный уголь, И драгоценнейшими бриллиантами, И двойными восточными Сапфирами, и аквамаринами, Разрушающими яды.
Среди богатых даров гробнице святого Эркинвальда в старинном соборе Святого Павла был сапфир, подаренный в 1391 году Ричардом Престоном, «бакалейщиком из Лондона». Он поставил одно условие: камень должен храниться у гробницы для лечения болезней глаз и о его целебных качествах следует объявить публично. Святой Эркинвальд был сыном Оффа, короля Восточной Саксонии. Он был обращен в христианство Мелиттусом, первым епископом Лондона. В 675 году он сам стал епископом Лондона, будучи третьим, достигшим этого сана после смерти Мелиттуса. Тело его было захоронено в кафедральном соборе, и его гробница была богато украшена во времена царствования Эдуарда III (1312–1377) благодаря ценным подношениям. Использование сапфира для очищения глаза или удаления из него инородных тел описано Альбертом Великим. Он пишет, что видел, как лечили сапфиром. Альберт Великий добавляет, что, когда сапфир использовался для этой цели, его до и после процедуры опускали в холодную воду. Это делалось, вероятно, не для того, чтобы охладить камень, а скорее для его очищения, что было очень важно. Ведь один и тот же камень использовался для лечения многих людей, среди которых могли быть и заразные. Сапфир Ричарда Престона был лишь одним из камней, обладавших особыми свойствами для лечения глазных болезней. В разных частях Европы существовали и другие подобные ему сапфиры. Нелегко определить точную причину, по которой один сапфир считался более полезным, чем другой. Опись имущества Карла V начинается с записи: «…овальный восточный сапфир для прикладывания к глазам, вставленный в золотую пластину». Возможно, то, что именно камень такого рода использовался в качестве лекарственного средства, а не служил украшением, могло быть единственной причиной веры в его особые силы. Тот факт, что сапфир особо ценился при лечении глазных болезней, служит хорошей иллюстрацией широко распространенного влияния египетских представлений и тех забавных трансформаций, которые претерпевает с годами изначально разумная идея. Уже отмечено, что в древние века ляпис‑лазурь называли сапфиром, а в «Папирусе Эберса» ляпис‑лазурь приводится в качестве составной части глазной мази. Этот составной элемент скорее был оксидом меди, который иногда называли ляпис‑арменус (армянским камнем). Он обладает ярко выраженными вяжущими свойствами, которые могут быть полезны при лечении некоторых глазных болезней. Позже на смену армянскому камню пришла ляпис‑лазурь, тоже голубой камень, похожий по цвету, но более ценный, и он был наделен теми же лечебными свойствами. Когда в Средневековье сапфиром стали называть голубой корунд, который и сейчас известен нам под этим названием, целительные свойства ляпис‑лазури были перенесены на этот еще более ценный камень. Точный способ применения сапфира для лечения чумных язв подробно приводится ван Гельмонтом.[152]Выбирался камень ярко‑голубого цвета, которым медленными кругами слегка натирали нарывы. Во время и сразу же после этой процедуры пациент чувствовал небольшое облегчение, благоприятные симптомы наблюдались и некоторое время спустя, при условии что болезнь не была слишком запущена. Ван Гельмонт приписывал сапфиру магнетические свойства, которые способствовали «извлечению» чумной заразы из тела пациента и после удаления камня.
ТОПАЗ
Лечение топазом плохого зрения рекомендовалось святой Хильдегардой. Чтобы достичь желаемой цели, камень следовало опустить в вино и держать там три дня и три ночи. Ложась спать, пациент должен был потереть глаза смоченным топазом, чтобы влага слегка касалась глазного яблока. После того как камень вынут из вина, вино можно было применять в течение пяти дней.
Римским врачам XV века было хорошо известно множество случаев излечения от чумы прикладыванием к чумным бубонам топаза, принадлежавшего двум папам, Клименту VI и Григорию II. Тот факт, что именно этот камень держали в руках два высших понтифика, должно быть, лишь усиливал веру пациентов в чудодейственные свойства камня, и эта вера могла действительно способствовать их выздоровлению.
ЯШМА
Гален так писал о зеленой яшме:
«Некоторые уверены в лечебных свойствах определенных камней, и это верно в отношении зеленой яшмы. Этот камень одним прикосновением помогает при болях в желудке и пупке. Поэтому некоторые вставляют камень в кольцо и гравируют на нем дракона, окруженного лучами, подобного тому, о котором говорил царь Нехепсос в четырнадцатой книге своих трудов. Я и сам проверил этот камень на себе, повесив на шею ожерелье из них так, чтобы они касались пупка, и получил от них не меньше пользы, чем от тех, на которых была гравировка, о которой писал Нехепсос».
[1]Вуду – причудливое сращение религии и колдовства, магическая религия, распространенная на Гаити и Кубе. (Здесь и далее, кроме особо оговоренных случаев, примеч. пер.)
[2]Парацельс (настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (1493–1541) – высокообразованный врач, естествоиспытатель, философ, оккультист, алхимик. Подверг пересмотру древнюю медицину, впервые применил для лечения минеральные воды, препараты, содержащие ртуть, опиум.
[3]Выдумка о волшебном кольце, превращающем человека в невидимку, принадлежит Платону.
[4]Брат Альбертус – довольно известный современный алхимик‑практик, автор нескольких книг по алхимии.
[5]Плиний Старший (23–79 н. э.) – римский писатель, ученый, перу которого принадлежит энциклопедия знаний античности, известная под названием «Естественная история». Погиб при извержении Везувия в 79 г. н. э.
[6]Гермес Трисмегист (трижды величайший) – имя божества, сочетающего в себе черты египетского бога мудрости и письма Тота и древнегреческого бога Гермеса. Иногда его считают человеком, сыном бога, современником библейского Моисея. Платон считал, что Трисмегист открыл числа, геометрию, астрономию и буквы. Христианский теолог Климент Александрийский приписывал ему авторство 42 трудов астролого‑космографического и религиозного содержания. Его авторству приписывают и знаменитую «Изумрудную скрижаль».
[7]Дамигерон – древнегреческий историк и маг, автор трактата «О камнях», на который ссылаются более поздние авторы, например Марбодий.
[8]Солинус – древнеримский историк, живший в III в. н. э.
[9]Исидор Севильский (560–636) – испанский церковный деятель (с 600 г. архиепископ Севильи), писатель, автор «Этимологии» – своеобразной энциклопедии раннего Средневековья. Причислен к лику святых. Недавно святой Исидор Севильский избран папой римским покровителем Интернета.
[10]Святой Епифаний Кипрский (IV в.) родился в Финикии в бедной еврейской семье, принял христианство, получил хорошее образование. Впоследствии стал епископом в г. Констанца на Кипре.
[11]Альберт Великий (Альберт фон Больштедт) (1193–1280) – средневековый немецкий естествоиспытатель, философ, богослов, алхимик, астролог.
[12]Конрадфон Мегенберг (1309–1374) – немецкий энциклопедист, церковный деятель, автор «Книги природы», трактата «Плач церкви о Германии».
[13]Марк Теренций Варрон (116–27 до н. э.) – древнеримский ученый‑энциклопедист, писатель. По свидетельству святого Иеронима, им написано около 70 научных работ в общей сложности в 600 томах. Занимался грамматикой, юриспруденцией, историей, искусством, историей искусств. Основными трудами считаются «Менипповы сатиры» в 150 томах, энциклопедия «Книга опыта», трактат «О сельском хозяйстве» и трактат «О человеческих и божественных древностях», по существу являющийся энциклопедией истории римского искусства. Многие из этих работ сохранились лишь фрагментарно.
[14]Эмерсон Ралф Уолдо (1803–1882) – американский философ, эссеист и поэт.
[15]Канробер Франсуа Сертен (1809–1895) – французский маршал, начавший свою карьеру в Алжире, где прослужил 20 лет. Участник Крымской войны 1853–1856 гг., где руководил французскими войсками под Севастополем, Австро‑итальянской войны 1859 г., Франко‑прусской войны 1870 г., где в сражении под Мецем попал в плен. Храбрость и воинские заслуги маршала ценили даже его враги. Так, в 1865 г. император Александр II наградил маршала орденом Святого Андрея Первозванного.
[16]Пандекты – своды решений древних римских юристов, имеющие силу закона.
[17]Электрум – сплав золота с серебром.
[18]Галатия – в древности страна в центральной части Малой Азии.
[19]Геката – в греческой мифологии первоначально богиня Луны, суда и искупления. С V в. до н. э. становится покровительницей зла, колдовства, душ умерших.
[20]Теофраст Эрезский (371–286 до н. э.) – знаменитый древнегреческий ученый, ученик Аристотеля, родом с острова Лесбос, из города Эреза. Прозван отцом ботаники, первым дал классификацию растений, изучал грибы.
[21]Лаодикия – античный город в Малой Азии на границе Лидии и Фригии.
[22]Чосер Джефри (1340?–1400) – видный английский поэт.
[23]Приспособление, предназначенное для закрепления ремня. (Примеч. авт.)
[24]Рескин Джон (1819–1900) – английский искусствовед, художественный критик, историк, автор работ по естествознанию, социальный реформатор. С 1869 г. профессор Оксфордского университета. Изысканный стиль и актуальность тем произведений Рескина почти две трети века приковывали внимание читающей английской публики.
[25]См. также памфлет автора «Фольклор о драгоценных камнях», прочитанный перед фольклорным конгрессом на Всемирной колумбовой выставке и описывающий коллекцию Кунца, выставленную в антропологическом зале. Эта коллекция находится теперь в Филдовском музее естественной истории, Чикаго.
[26]Кардани Джакомо (1501–1576), миланец, сын известного философа Фациуса Кардани, был великим математиком, физиком, оккультистом. В своей книге «De Subtilitate» описал встречу своего отца с семью странными посетителями, похожими на небесные создания.
[27]Плеохроизм – изменение цвета камня в зависимости от освещенности.
[28]Святая Хильдегарда (1098–1179) – основательница и аббатиса Бингемского женского монастыря Бенедиктинского ордена. Потомок древнего рыцарского рода. Женщина самых разнообразных дарований: теолог, философ, поэтесса, мистик, врач, знаток камней, художник, музыкант, композитор. Создатель первой в мире оперы «Игра сил». В настоящее время имеются около 30 компакт‑дисков с записями церковных песнопений, положенных на ее музыку.
[29]Джон Мандевилль (предположительно 1300–1372) – вероятный автор популярных рассказов о путешествиях, занимался медициной и математикой. Из страсти к приключениям в 1327 г. пошел через Францию на Святую землю. Служил у египетского султана и якобы у китайского великого хана. После 34 лет скитаний вернулся на родину. Мандевилль – грубый литературный фальсификатор, побывавший лишь в Египте. Все рассказы о других странах списаны им с предшественников. Однако его творение было очень популярно и еще в XV в. было переведено на французский, английский, латинский, итальянский языки.
[30]Труд о драгоценных камнях, приписываемый Аристотелю, был сочинен на арабском языке, вероятно, в IX в. (Примеч. авт.)
[31]Тейфаш и Ахмет – средневековый арабский ученый (ум. в 1252 г.), знаток и любитель драгоценных камней. Его перу принадлежит работа «Цветы размышлений о свойствах драгоценных камней».
[32]Леонард и Камилло – автор книги «Зеркало драгоценных камней», где привел данные о 279 минералах. Издана в 1502 г. в Венеции.
[33]«Сад здоровья» – естественно‑научная энциклопедия, составленная Иоганном Воннеке фон Коубом, позже переименованным в Иоганна де Кубу, известнейшим врачом Франкфурта‑на‑Майне.
[34]Парки – три богини судьбы в древнеримской мифологии. Соответствовали мойрам в древнегреческой мифологии.
[35]Святой (у христиан – блаженный) Иероним – первый переводчик Библии с древнееврейского языка на латынь, за что и почитается как покровитель переводчиков.
[36]Румфий – голландский ботаник XVII в. Долгое время жил в Малайзии. Там со слов туземцев впервые описал анчар, положив начало легендам о нем.
[37]Русское название карнеола – коричневый сердолик, немецкое название – сардер.
[38]И.В. Гете, «Западно‑восточный диван». Диван – принятое на Ближнем и Среднем Востоке название сборника стихотворений, расположенных в алфавитном порядке рифм.
[39]Лал – индийское и древнерусское название красных драгоценных камней.
[40]Анимизм – представление первобытных народов, согласно которому каждая вещь имеет душу, дух; олицетворение и одухотворение сил природы.
[41]Антуан Мизо – средневековый парижский врач и астроном.
[42]Нобль – старинная золотая монета, равна 6 шиллингам 8 пенсам или 10 шиллингам; имела хождение в XIV–XVI вв.
[43]Лукиан из Самосаты (ок. 120 – ок. 190) – древнегреческий писатель, насмешник, вольнодумец. В своем творчестве затронул риторику, философию, религию, быт, литературу и искусство. Энгельс назвал его «Вольтером классической древности».
[44]В переводе со староанглийского – «паук». (Примеч. авт.)
[45]Тема происхождения, развития и преобразования веса в каратах полностью охвачена в трудах Общества горных инженеров, 1913 г. Новый международный метрический бриллиантовый карат соответствует весу в 200 миллиграммов. (Примеч. авт.)
[46]Гонелли Джозеф – итальянский врач, любивший пофилософствовать по поводу магических свойств драгоценных камней.
[47]Топазом древние неизменно называли камень, сейчас обычно называемый хризолитом (оливином, перидотом).
[48]Юба – царь Нумидии, в 49 г. до н. э. победил одного из полководцев Цезаря, Куриона, в 46 г. вместе с помпейцами разбит самим Цезарем при Тапсе; лишил себя жизни.
[49]Празем – минерал зеленоватого цвета.
[50]Согласно греческому мифу, у бога Солнца Гелиоса и нимфы Климены было семеро дочерей‑гелиад и сын Фаэтон. После гибели брата горе сестер было так велико, что боги решили прекратить их мучения, превратив в тополя. Каждая слезинка сестер, падая в реку, превращалась в янтарь.
[51]Мелеагр – герой, сын царя Калидона (города в Южной Этолии) Ойнея (Ареса) и Алфеи. Участник похода аргонавтов, по некоторым вариантам мифов, убил колхидского царя Ээта; победитель в метании копья и дротика в общeгреческих играх. Наибольшую славу принесло Мелеагру участие в калидонской охоте.
[52]Никиос – древнегреческий политик и историк (469–413 до н. э.).
[53]Перевод В.А. Жуковского.
[54]Бартоломей Английский (1190–1250) предположительно учился в Шартре, а потом в Париже, где стал монахом Францисканского ордена. Автор средневековой энциклопедии «О природе вещей», выдержавшей множество изданий и переведенной на многие языки. В 1230 г. был послан в Германию, где преподавал теологию в Магдебурге. Умер в Германии.
[55]Урей – изображение змеи на короне фараона.
[56]Поликрат – правитель острова Самос, VI в. н. э., покровительствовал искусствам и наукам, привлек к своему двору поэтов Анакреона и Ивика.
[57]Гностицизм – религиозно‑философское течение раннего христианства, представляющее смесь христианских религиозных догматов с греческой идеалистической философией и восточными религиями.
[58]Базилидес – представитель ереси гностиков; родился в Сирии, жил при императоре Адриане и выделился впервые со времени своего переселения в Александрию, где и занял выдающееся положение как ересиарх.
[59]Из анонимного итальянского трактата XIV столетия, коллекция автора. (Примеч. авт.)
[60]Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I, Константин Великий (285–337) – римский император, сын Константина Хлора, по смерти его в 306 г. избран войском в августы, после победы над Максенцием в 312 г. в битве у Мильвийского моста и над Лицинием в 323 г. стал единодержцем Римского государства, христианскую религию сделал господствующей, в 330 г. перенес столицу государства в Византию (Константинополь), организовал новое государственное устройство.
[61]Цирцея (мифол.) – дочь Гелиоса и Персеи, волшебница, жила на острове Эя, на который был заброшен во время своего странствования Одиссей; обратила в свиней его спутников.
[62]Георг Агрикола (1494–1555) – немецкий учитель, врач, ученый и писатель.
[63]Опал считался камнем, охраняющим от болезней, поэтому на Востоке его носили как амулет. (Примеч. авт.)
[64]Из «Самоцветов красоты», соч. графини Блесингтон, Лондон, 1836 г. (Примеч. авт.)
[65]В Средние века так называлась книга, написанная в 1222–1225 гг. знаменитым исландским историком и поэтом Снорри Стурлусоном (1178–1241).
[66]В настоящее время эта болезнь называется лейшманиозом.
[67]Индра – в индуистской религии бог неба и атмосферы. В старой ведийской религии могущественное божество, но ниже Вишну и Шивы.
[68]Фризы – древнегерманское племя, принимавшее участие в завоевании Британии. Такой народ до сих пор живет в Нидерландах и на Фризских островах в Северном море.
[69]Аббатство, которому Хильдегарда подарила табличку, вероятно, было построено Теодориком II и разрушено реформаторами в 1572 г. Первое здание было деревянным и построено Теодориком I в 923 или 924 г.; через несколько лет его уничтожили фризы.
[70]Пегу – современная Бирма.
[71]Эксперименты были проведены 27 октября 1663 года, а на следующий день о результатах доложили в Королевском обществе и представили членам общества бриллиант, который использовался в ходе этих экспериментов. (Примеч. авт.)
[72]Бертон Ричард Фрэнсис (1821–1890) – английский путешественник. Вместе с Дж. Спиком в 1854–1859 гг. исследовал Сомали, в 1858 г. открыл озеро Танганьика.
[73]Павзаний – греческий путешественник. Жил в I в. н. э.
[74]Эндрю Лэнг (1844–1912) – шотландский литератор и ученый, занимался изучением мифологии и религии.
[75]Генрих Корнелий Агриппа фон Неттесгейн (1486–1535) – натурфилософ, богослов, гуманист эпохи Возрождения. Молва несправедливо обвиняла его в занятиях чернокнижием, колдовством, дружбой с дьяволом. На самом деле он всегда отмежевывался от колдунов и шарлатанов.
[76]Иоанн Солсберийский (ок. 1120–1180) – средневековый философ, представитель шартрской школы. Учился во Франции у Абеляра, Гильома из Конша (в Шартре) и Жильбера Порретанского. Вернувшись в Англию (1153–1154), был секретарем архиепископов Кентерберийских Теобальда и Томаса Бекета вплоть до убийства последнего (1170). С 1176 г. епископ Шартрский.
[77]Джон Ди – фаворит Елизаветы Английской и ее секретный агент, подписывавший свои донесения «007», что было использовано остроумным Йеном Флемингом для своего Джеймса Бонда. Математик, алхимик, медик, маг, создатель первого в мире искусственного языка (энохионского), владелец самой большой библиотеки в XVI в. в Британской империи.
[78]Готорн Натаниэл – американский романист (1804–1864).
[79]«Гудибрас» – ироническая поэма Самюэля Батлера (1612–1680), опубликованная в 1663 г. Высмеивает пуританские нравы английского общества в образах донкихотствующего рыцаря Гудибраса и его оруженосца Ральфа. Несмотря на вульгарность и цинизм, поэма имела популярность.
[80]Джон Обри (1626–1697) – выпускник Оксфордского университета. Личность весьма примечательная по своим разносторонним интересам. Он был одним из первых исследователей Стонхеджа, и его именем названы оставшиеся лунки от камней, или погребальные лунки, так называемые «лунки Обри»; занимался изучением личности Шекспира, интересовался оккультизмом, оставив для потомков описание знаменитого доктора Ди. К сожалению, биографических данных этого человека переводчику разыскать не удалось.
[81]Умберто I (1844–1900) – с 1878 г. второй король Италии из Савойской династии. Сын Виктора‑Эммануила, старший брат Амадея Испанского. Из‑за вооруженных расправ с бастующими рабочими, предпринятыми по его приказу, был крайне непопулярен. В 1900 г. застрелен в Мюнце анархистом Гаэтано Бреши.
[82]Камедь – густой, слизистый сок некоторых растений, выступающий из поврежденной коры. Быстро затвердевает на воздухе. Используется для производства клеев, чернил.
[83]Флакур Этьен де (1607–1660) – автор книги «История великого острова Мадагаскар» (1661 г.), первого крупного труда по естественной истории Мадагаскара.
[84]Геомантия – способ гадания, широко распространившийся в Европе с конца XIII в. Арабы, у которых позаимствовано это гадание, узнавали будущее, интерпретируя фигуры или точки, случайным образом наносимые острой палочкой на песке. Европейцы несколько модифицировали способ, используя вместо песка бумагу, а вместо палочки карандаш или ручку.
[85]Хильдерик (год рождения неизвестен – умер в 481 или 482 г.), король одного из племен салических франков, правивший приблизительно с 457 г. на территории с центром в Турне. Вместе с Эгидием воевал с вестготами (463), затем с саксами. При нем франки продолжали завоевание Северной Галлии. В 1653 г. в Турне была найдена гробница Xлодвига I, в которой сохранились боевой топор, меч, копье, а также золотые украшения и монеты.
[86]Монфокон Бернар (1655–1741) – французский археолог, бенедиктинец. Автор классических трудов по палеонтологии, античности.
[87]Базилика Сан‑Джиованни ин Латерано – первая христианская базилика Рима.
[88]Турне, Дорник (французское Tournai; фламандское Doornik) – город в Бельгии, на реке Шельда (провинция Эно).
[89]Шифле Жан‑Жак – личный врач герцога Нидерландов и историк. В 1655 г. издал объемистый том с описанием находок и прекрасными акварельными рисунками (экземпляр этого издания имеется в библиотеке Академии наук в Санкт‑Петербурге).
[90]Умерший уподоблялся Озирису. (Примеч. авт.)
[91]Фридрих Конрад Герхард Делич (1850–1922) – профессор Берлинского университета, известный востоковед, автор работы «Вавилон и Библия», взятой на вооружение немецкими антисемитами. Первым начал изучать староассирийские клинописные документы, шумерский и другие древние языки.
[92]Зосима – византийский историк, живший в Константинополе в V в. Сохранился его шеститомный труд «История Римской империи», в которой Зосима старается проследить историю упадка Римской империи, одной из причин которого он считает развитие христианства, к которому относился весьма враждебно.
[93]Будда. (Примеч. авт.)
[94]Пураны (санскр. puranam akhyanam – «древнее предание») – философско‑религиозные памятники древнеиндийской литературы, священные книги индуизма.
[95]Пракрит – не литературный, а простой, разговорный язык.
[96]Джайна – буддистская аскетическая секта. Основана в V в. до н. э. Бардхаманой, прозванным Джиной («победитель»).
[97]Даосизм – китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, несущее также традиционную философию и науку. Восемь Бессмертных – это восемь почитаемых святых даосистского пантеона.
[98]«Ригведа» – первая и самая главная из четырех вед. По преданию, сотворена из Восточных губ Брамы. Поведана Великим мудрецам на берегу озера Манасаравари много тысяч лет назад.
[99]Личное сообщение от Тау Сейн Ко. (Примеч. авт.)
[100]Альварадо Педро (1485–1541) – испанский конкистадор, сподвижник Э. Кортеса, первооткрыватель перешейка Теуантепек. Основал г. Сантьяго, ныне г. Гватемала. Погиб при подавлении индейского восстания.
[101]Гарсилассо де ла Вега – знаменитый перуанский историк, сын конкистадора и принцессы инков, записал миф о происхождении племени, услышанный из уст своего дяди‑инка.
[102]Пунаму – китайское или индейское название нефрита, происходящее от острова Таваи‑Пунаму, лежащего к югу от Новой Зеландии.
[103]Франсиско Лопесде Гомара(1511–1560) – испанский историк. Получил образование в университете Алькальб. Отправился в путешествие по Италии в 1531 г., познакомился со многими известными учеными. По‑видимому, возвратился в Испанию только в 1540 г. Служил домашним капелланом у Эрнана Кортеса. Написал «Общую историю Индии» (1552 г.). Первая часть доведена до 1552 г., вторая содержит подробное описание завоевания Мексики и роли Кортеса в этих событиях. Труд Лопеса де Гомары встретил неприязненное отношение Филиппа II, который запретил издание и повелел изъять тираж. Гомара написал также «Анналы императора Карла V» (1556 г.).
[104]Серапис – египетский бог плодородия, здоровья и Подземного царства. Его изображали мужчиной с мерой зерна на голове.
[105]Святой Иосиф в христианском вероучении – муж Марии, знавший о ее «богоматеринстве», уважавший ее девственность, воспитывавший Иисуса как собственного сына. Великий труженик и праведник.
[106]Чаша Грааля, или Грааль, – священная чаша, из которой пил Христос на Тайной вечере.
[107]Жюно Андош Жан (1771–1813) – герцог д’Абрантес, дивизионный генерал.
[108]Руи Гонсалес де Клавихо (ум. 2 апреля 1412 г.) – испанский путешественник по Востоку, из древнего и богатого рода.
[109]Кирхер Атанасиус (иногда Кирхнер) (1602–1672) – немецкий ученый, занимавшийся физикой, естественными науками, лингвистикой, древностями, теологией, математикой.
[110]Розенкрейцеры – члены тайных обществ (преимущественно религиозно‑мистического характера) в XVII–XVIII вв. в Германии, России, Нидерландах и некоторых других странах. Названы, по‑видимому, по имени их легендарного основателя – Христиана Розенкрейца, якобы жившего в XIV–XV вв., или по их эмблеме – розе и кресту.
[111]Скиния – по библейскому преданию, походный храм евреев, существовавший до постройки Первого храма в Иерусалиме.
[112]По информации еврейского образовательного центра «Мидраша Ционит», «Урим‑вэ‑тумим» – название нагрудника, в котором за под кладкой был размещен пергамент с начертанным именем Всевышнего, состоящим из 72 букв. Этот нагрудник обладал следующим свойством: если кто‑то задавал первосвященнику вопрос, ответ на который был важен всему народу или какому‑то из его колен, отдельные буквы нагрудника начинали светиться, и священник составлял ответ из этих букв. «Урим‑вэ‑тумим» в переводе с древнееврейского языка значит «свечение и полнота», ибо, по преданию, светящиеся буквы всегда давали полный ответ.
[113]Корнелий а Лапид, настоящее имя Корнелий ван ден Стен (1587–1637) – иезуит, известный фламандский католический толкователь (экзегет) Библии.
[114]Веспасиан Титус Флавиус (9–79 н. э.) – римский император, основатель династии Флавиев.
[115]Прокопий – византийский писатель‑историк VI в. Автор трактата «История войн» в 8 книгах и «Тайной истории». На русском языке издана часть сочинений Прокопия – «Войны с персами, вандалами, готами» в переводе С. Дестуниса (1862–1880).
[116]Велизарий (505–565) – полководец Юстиниана I. В 532 г. принудил Персию к миру, подавил восстание в Константинополе, в 533–534 гг. уничтожил царство вандалов в Африке, в 536–539 гг. победил остготов в Италии, в 543 г. успешно воевал с Персией, в 559 г. отразил болгар, в 562 г. арестован по обвинению в заговоре, в 563 г. освобожден по ходатайству императрицы Феодоры. Легенда о его ослеплении вымышлена.
[117]Ктесифон, ныне Эль‑Мадайн – древний город на восточном берегу Тигра, столица Парфянского царства, в 637 г. разрушен арабами.
[118]Табари Абу‑Джафар Мухаммед бен‑Даерир (838–923) – мусульманский богослов и историк, учитель в Багдаде.
[119]Про «таршиш» говорится, что это камень красивого цвета, которым женщины любят украшать себя. Возможно, имеется в виду жемчуг. (Примеч. авт.)
[120]Перевод еврейских названий камней взят автором из «Еврейской энциклопедии», и для некоторых из них цвет совершенно не совпадает с возможной окраской этих самоцветов. Автор ссылается на немецкий перевод еврейского текста в части названия камней и на «Еврейскую энциклопедию» в части присущей им окраски. Судить о верности обоих изданий невозможно.
[121]Септуагинта (от лат. septuaginta – семьдесят) – перевод Ветхого Завета на греческий язык, осуществленный 72 переводчиками в период III–I вв. до н. э. Септуагинта имеет ряд отличий от Массоретской (Еврейской) Библии, что объясняется существованием различных версий текста и изменениями, внесенными иудеями в «мессианские», то есть относимые традицией к Мессии, тексты Библии.
[122]Вульгата – латинский перевод Библии блаженного Иеронима. Впервые напечатан в 1462 г. Утвержден Тридентским собором в 1546 г., издан в окончательной форме в 1590 г., много раз исправлялся папами.
[123]Флиндерс Питр и Уильям Мэтью (1853–1942) – видный английский археолог, исследователь памятников Древнего Востока.
[124]Нубия – страна между Египтом и Абиссинией, пустынное плато с плодородной долиной Нила; до XIV в. н. э. была самостоятельным государством; ныне входит в состав египетской провинции Асуан.
[125]«Authorized Version» – английский перевод Библии, сделанный в 1611 г. и считающийся каноническим. Иногда его называют Библией короля Иакова.
[126]В тексте Иосифа есть две очевидные перестановки соответственно между пятым и шестым и восьмым и девятым камнями. (Примеч. авт.)
[127]Бругш Генрих (1827–1894) – немецкий археолог, профессор, большой знаток Египта. Составитель первого в мире словаря древнеегипетского языка.
[128]Диодор Сицилийский – древнегреческий историк, родился в Агирии на Сицилии, до 100 г. до н. э. Его главное произведение – огромная «Историческая библиотека», всеобщая история в 40 книгах.
[129]Дионисий Периегет – древнегреческий географ из Александрии, III в. н. э., автор землеописания «Periegeses», переведенного на латинский язык. Присцианом. Слово «периегет» значит древнегреческий писатель‑путешественник.
[130]Клавдий Гален (129–201 н. э.) – знаменитый древнеримский врач и естествоиспытатель. Родился в Пергамо в семье богатого архитектора, получил хорошее образование и с 17 лет стал изучать врачебное искусство. После возвращения из семилетнего путешествия, во время которого он собирал рецепты разных местных снадобий и учился в Александрии анатомии, занял должность врача гладиаторов. Накопив опыт, переехал в Рим, где стал придворным лекарем. Положил начало физиологии, начав экспериментировать на живых животных, но никогда не препарировал трупов людей. Поэтому в созданной им схеме кровообращения человека есть существенные ошибки, которые лишь в XVII в. устранил Гарвей. Гален считается основоположником современной фармакологии
[131]Ферлонг – британская и американская единица измерения расстояний, равняется 201 и 168 метрам, следовательно, длина города была 2412 км.
[132]Олфорд Генри (1810–1871) – настоятель Кентерберийского собора, большой знаток Древней Греции. Известен в первую очередь своим комментарием к Новому Завету и несколькими религиозными гимнами.
[133]Во II в. Клеменс Александринус повторяет эту идею, добавив, что четыре ряда жемчуга означали четыре времени года. (Примеч. авт.)
[134]Фабиола (Фабилола) (ок. 399–410) – знатная римлянка, ставшая ученицей святого Иеронима, поборника безбрачия.
[135]Кливаж – английский геологический термин, означающий расщепление. Вторичная, или ложная, сланцеватость пород образована под влиянием давления и направлена под углом к плоскостям напластования. Раскол кристаллов происходит преимущественно по этим плоскостям.
[136]В этом списке для всех дат, отмеченных звездочками и кратных числу 13, выбраны самоцветы, нейтрализующие зловещее значение и вредное влияние этого числа.
[137]Безоар – камень органического происхождения, образующийся в желудке человека и животных в результате попадания в желудок вместе с пищей неперевариваемых составляющих: волос, кожуры семечек и т. д. Считается, что название он получил благодаря бородатым (безоаровым) высокогорным козам, в желудках которых его преимущественно находили. Камень серо‑синего цвета, обладает способностью поглощать из жидкостей мышьяк, но древние приписывали ему способность поглощать любые яды, за что он и ценился наравне с драгоценными камнями. О безоаровом камне сложено немало легенд. Он был очень популярен у московских царей, о нем рассказывает и патриарх Никон. Известно, что им не пренебрегала английская королева Елизавета I, а также великий Дюма, задумавший создать на его основе новый соус. Существует легенда, что Наполеону персидский шах подарил безоар, но тот почему‑то сжег его, сочтя рассказы о его свойствах суеверием. Но, по одной из версий, Наполеон умер на острове Святой Елены именно от отравления мышьяком. В наше время отношение к камню изменилось: медицина считает, что образование безоаров в организме человека является причиной многих неприятных и опасных болезней, и лишь в Китае действует завод по производству ампульного безоара.
[138]Гай Светоний Транквилл (ок. 70 – ок. 140) – римский историк и писатель. Известна книга Светония «Жизнь двенадцати цезарей» с очень подробным жизнеописанием, от Га я Юлия Цезаря до Домициана.
[139]Иды – у древних римлян день в середине месяца, посвященный Юпитеру. Мартовские иды – переносно – день роковых событий.
[140]Кадуцей (кадукей) – жезл, обвитый двумя змеями, атрибут Гермеса (Меркурия). Эмблема вестников, глашатаев, парламентеров.
[141]Паннония – римская провинция (теперь Венгрия). В 6 г. н. э. в Пунии и Далматии вспыхнуло восстание, одновременно от империи отделилась вся Иллирия (территория северо‑восточнее Адриатического моря). Тиберий вступил в самую тяжелую войну после Пунических войн, победил и был удостоен триумфа и других почестей.
[142]Гиады – 1) мифол., дочери Атласа, оплакивавшие погибшего на охоте брата Гиада и превращенные в созвездие; 2) звездное скопление в созвездии Тельца, восход его звезд, по поверью древних, совпадал с началом дождливого времени (слезы Гиад).
[143]Бальтасар Грасиан‑и‑Моралес (1601–1659) – известнейший испанский философ и писатель. Принадлежал к ордену иезуитов. Наиболее известны его произведения «Критикон», «Придворный человек», «Карманный оракул».
[144]Винклер Гуго (1863–1913) – немецкий ассириолог и археолог. Основатель немецкого Переднеазиатского общества. Винклер изучил и издал много клинописных текстов (дипломатические письма из Тель‑эль‑Амарны, летописи Саргона II и др.). При археологических раскопках в Богазкае (Турция) открыл в 1906–1907 гг. дворцы и укрепления хеттской столицы Хаттусас (Хаттушаш) и архив хеттских царей. Исторические взгляды Винклера отличаются крайним идеализмом и субъективизмом. Вместе с Ф. Деличем был основоположником реакционного направления в востоковедении – панвавилонизма.
[145]В приведенном списке звездочкой помечены названия неизвестных нам камней. В оригинале все они имеют латинское написание, но, какому языку принадлежат на самом деле, переводчику установить не удалось, за исключением «алектория», обозначающего каменистый сросток в желудке петуха (наподобие безоара), «линкурия», обозначающего разновидность сердолика (или карнеола), «этита», обозначающего разновидность орлиного камня, и «арабских» белого и зеленого камней, которыми обозначались в индийских трактатах разновидности бирюзы.
[146]«Папирус Эберса» – папирус, приобретенный в Фивах в 1872 г. немецким писателем и египтологом Георгом Морисом Эберсом (1837–1898), профессором Иенского и Лейпцигского университетов. Папирус склеен из 108 листов и имеет в длину 20,5 метра. По существу, это медицинская энциклопедия древних египтян и содержит более 900 прописей лекарств для лечения заболеваний желудочно‑кишечного тракта, дыхательной и сердечно‑сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, инфекций и даже инструкции по родовспоможению. В состав мазей, пластырей, примочек, микстур, клизм включались как естественные продукты: молоко, мед, пиво, вода из священных источников, растительные масла, лук, гранат, алоэ, виноград, финики, сонный мак, лотос, так и сера, сурьма, железо, свинец, алебастр, сода, глина, селитра. Папирус был издан Эберсом и получил его имя.
[147]Перикл (ок. 490–429 до н. э.) – афинский государственный деятель, вождь демократической партии, оратор, полководец. Сорок лет управлял государством. При нем резко снизилась роль аристократии, хотя сам он был знатнейшим аристократом. Имея прекрасное образование, уделял огромное внимание культурному развитию общества. При нем были построены Одеон, знаменитые Пропилеи, Акрополь, много скульптур, сохранившихся по сей день.
[148]Евсевий Памфил (ок. 264–339) – епископ Кесарии Палестинской, церковный писатель и историк, активный создатель молодой христианской церкви, выдающийся теолог, автор многотомной «Церковной истории».
[149]Фуггеры – ювелиры и банкиры XV и XVI вв. (Примеч. авт.)
[150]Монардес Николас (1512–1588) – испанский врач и естествоиспытатель.
[151]Пселл Михаил (до пострижения в монахи – Константин) (1018 – ок. 1078 или ок. 1096) – византийский политический деятель, писатель, ученый.
[152]Гельмонт Ян Баптист ван (1579–1644) – фламандский аристократ, врач, естествоиспытатель.
Date: 2015-10-18; view: 368; Нарушение авторских прав |