Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Энантиосемия в Русской фразеологии





ЭНАНТИОСЕМИЯ В РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ

Работу выполнила:

Иващенко Надежда Вячеславовна,

ученица 11 класса

МБОУ СОШ № 40

г. Симферополя

 

 

Научный руководитель:

Каширина Мария Михайловна,

зав. отделом МАН «Искатель»,

аспирант КФУ

им В.И. Вернадского

 

Симферополь – 2015


ЭНАНТИОСЕМИЯ В РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ

Иващенко Надежда Вячеславовна;

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Крым

«Малая академия наук «Искатель»;

МБОУ СОШ № 40; 11 класс; г. Симферополь;

Каширина Мария Михайловна, руководитель кружка,

зав. отделом МАН «Искатель».

В языкознании, наряду с синонимией, антонимией, полисемией и омонимией, выделяется такое лингвистическое явление, как энантиосемия. Фразеологическая энантиосемия практически не изучена. Она не закреплена в словарях, и новая семантика фразеологических единиц появляется в процессе коммуникации. Это и обусловливает актуальность исследования.

Цель исследования – изучить фразеологическую энантиосемию в русском языке.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Определить термин энантиосемия;

2. Рассмотреть энантиосемию на разных уровнях языка;

3. Выявить фразеологическую энантиосемию в художественных и публицистических текстах;

4. Проанализировать значения фразеологических единиц, в которых выявлена энантосемия;

5. Составить словарь, содержащий фразеологические единицы с энантиосемией.

В ходе исследования было проанализировано 100 фразеологических единиц, в 28 выявлена энантиосемия. Распределив найденные примеры на две группы в зависимости от полноты включения сем в значение фразеологизма, мы выяснили, что чаще встречается полная энантиосемия (22 примера), реже – частичная (9 примеров). Отразить полное значение фразеологизма проще. Противопоставление по всем семам будет для читателя более показательным и понятным.

В ходе работы был проведён анализ оценки фразеологических единиц. В большинстве случаев при переосмыслении семантики фразеологизма менялась и его оценка. Наиболее частотным случаем является изменение оценки с положительной на отрицательную (20 примеров). Можно предположить, что это связано с особенностью менталитета русских людей. Отношение к миру с негативным предубеждением напрямую влияет на коммуникативную характеристику человека. Как следствие, в языке чаще возникают отрицательные, чем положительные коннотации. Нам не встретились фразеологические единицы, которые при вводе в новый контекст становились бы нейтральными. Это связано с тем, что энантиосемия во фразеологических единицах служит для авторов средством создания языковой выразительности. Коннотативные оттенки фразеологизмов способствуют повышению экспрессивности текста, в то время как нейтральные эту функцию не выполняют.

Следует уделять больше внимания изучению фразеологических единиц, так как они обладают выразительными возможностями. Эффективность повышается, если автор намеренно использует фразеологизм в противоположном значении, создаёт эффект обманутого ожидания. Кроме того, за счёт изменения семантики фразеологизма может поменяться и его оценка. Это является дополнительным выразительным средством, позволяющим более точно описать ситуацию, обозначить эмоции автора текста, его отношение к происходящим событиям.

Возможно, дальнейшее исследование категории оценки, возникающей или изменяющейся при энантиосемии, позволит выработать более четкие требования к разграничению таких лингвистических явлений, как полисемия, омонимия, антонимия и энантиосемия.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 4

Раздел 1. ЭНАНТИОСЕМИЯ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ..……………………………………………………………........................…...6

1.1. Проблемы определения термина энантиосемия …………..….....6

1.2. Причины появления энантиосемии……………...………….……7

1.3. Характеристика энантиосемии…………………………………...8

Раздел 2. АНАЛИЗ ЭНАНТИОСЕМИИ ВО ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦАХ...................................................................................................12

2.1. Фразеологические единицы..........................................................12

2.2. Классификация фразеологических единиц в зависимости от полноты включения сем в значение фразеологизма..........................13

2.2.1. Полная энантиосемия..........................................................14

2.2.2. Частичная энантиосемия.....................................................20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………...30

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………….32


Date: 2015-10-18; view: 917; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию