Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Продолжаются
В 1997 г. В.М.Мизрахи на Международном конгрессе «Инте-рЭНИО-97» сделал выступление, в котором осветил результаты своей исследовательской работы по кожно-оптическому восприятию у слепых. Приведем краткие выдержки из его сообщения. В 1962 г. в Советском Союзе появился малоизученный феномен кожного зрения. В результате длительной, целенаправленной тренировки молодая девушка из Нижнего Тагила - Роза Кулешова - могла с завязанными глазами распознавать цвета бумаги и тканей, читать рукописный и печатный тексты пальцами правой руки. Этот феномен стал отправной точкой для создания Уральской научной школы. В 1963 г. отечественный исследователь А.С.Новомейский обнаружил кожно-оптическое чувство в опытах с 80-ю студентами Нижне-Тагильского педагогического института. Каждый шестой человек из этих студентов мог после двухмесячной тренировки обнаруживать на ощупь цветовые тона бумаги по ощущению вязкости, шероховатости и скольжения. Цветовые тона могли распознаваться и на расстоянии от цветной бумаги, т.е. дистантно. Каждый цвет вызывал у испытуемого ощущения невидимой преграды на определенном расстоянии от цветной бумаги. В процессе дальнейших экспериментов в руках у испытуемых возникали температурные ощущения: от слабого до сильного тепла или холода, в зависимости от цвета обнаруживаемой поверхности. Отдельные испытуемые в этих экспериментах могли читать крупный плоскопечатный текст по тепловому контуру на ладони. Подобные эксперименты в различных аспектах проводились во многих странах мира в 60-х - 80-х годах, однако до настоящего времени обозначенная здесь проблема не была кардинально решена ни в фундаментальном, ни в прикладном направлениях.
В 1990-е годы В.М.Мизрах сделал открытия, которые позволили ему окончательно разрешить психофизиологические проблемы кожно-оптического восприятия цвета как контактным, так и дистантным способами. В результате многолетних исследований он открыл ощущения мягкости и твердости цвета и их отражательные свойства у всех цветовых тонов в отдельности. Открытие А.С.Новомейским ощущения цвета несли информацию только о светлоте или темноте цветного тона, т.е. были лишь ахроматическими характеристиками цвета. Открытые же В.М.Мизрахи ощущения мягкости и твердости у всех цветовых тонов оказались хроматическими характеристиками цвета, т.е. несли информацию о цветности и являлись своеобразными признаками цвета в кожно-оптическом отражении. Дальнейшие исследования, проведенные В.М.Мизрахи, показали, что полная информация о цвете передается только двумя признаками - прежде известными ощущениями скольжения или торможения, совместно с вновь найденными ощущениями мягкости или твердости цвета. Заключительный цикл исследований показал, что каждый испытуемый при восприятии цветного листка испытывает одновременно два ощущения - скольжение (или торможение) совместно с мягкостью (или твердостью). Только два ощущения, ахроматические и хроматические, слитые воедино, несут полную информацию о цветовом тоне и являются по своей сути - качественно новой ступенью в познании цвета - его восприятием. Тренировки, проводимые на этой фундаментальной основе, позволили подойти к безошибочному определению цвета слепыми детьми во время обучающего эксперимента. Это позволило поднять на качественно новый уровень прикладной аспект описанных выше исследований. На основе многолетних экспериментов была создана новая, полная и точная классификация «Новомейского-Мизрахи», с помощью которой в настоящее время тренируются в распознавании цвета слепые дети в Харьковской гимназии для слепых. Эти исследования проводились по заказу Государственного комитета Украины по науке и технологиям на конкретной основе, а их результаты были опубликованы в аннотационном сборнике Госкомитета. Например, в 1990-е годы В.М.Мизрахи обучал распознавать цвета дистантным способом слепого мальчика, имеющего остаточное зрение, - Ростислава Колоса. Этот мальчик обладал феноменальной способностью «видеть руками», распознавать цвета на «внутреннем зрительном экране» так, как это видим мы зрячие люди глазами на экране цветного телевизора. В эксперименте выяснилось, что Ростислав может увидеть внутри себя, на «экране», не только цвет, над которым он держит руку, но и слова, составленные из пластмассовых букв, различные изображения зверей, цветные календарики. Несколько лет это явление оставалось феноменальным. Предварительные эксперименты на ослепших детях показали, что у слепых можно рефлекторно вырабатывать способность видеть цвет с помощью рук на «внутреннем зрительном экране». Однако первоначально эти эксперименты были недостаточно эффективными. В дальнейшем В.М.Мизрахи применил для дистантного восприятия цвета известные и свои разработки по контактному распознаванию цвета. Последующие исследования показали, что слепые дети, которые видели раньше или в настоящее время имеют остаточное зрение (даже малый процент от нормального), могут научиться видеть с помощью рук или лица
цветные предметы или изображения на «внутреннем зрительном экране». Например, слепой мальчик Спартак Наумов (возраст 10 лет), имеющего остаточное зрение, научился читать слова размером в 4 мм указательным пальцем правой руки. Абсолютно слепой Олег Коротаев тренировался «видеть» геометрические фигуры лицом. После этого он начал применять свои способности на практике. На улице г.Харькова увидел на «внутреннем зрительном экране» цвета проезжавших мимо автомашин, полосу голубого цвета на белом автобусе. Приехав в г.Одессу, он увидел аналогичным способом дорожку, на которую пытался выйти. Date: 2015-10-18; view: 328; Нарушение авторских прав |