Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неоплаканная потеря





 

Здоровое горе не может долго оставаться здоровым, когда его не позволяют выражать и "перерабатывать", а останавли­вают и запирают. Глубоко затаенное внутри, живое горе мо­жет в дальнейшем стать тяжелым бременем для родителей. Одновременно с остановкой процесса горя затрудняются так­же возможности развития для родителей. Жизнь продолжа­ется, но способность наслаждаться ею уменьшается, поскольку скрытое горе крадет силы.

Самая обычная причина того, что процесс горя останавли­вается, — это то, что родители не выражают свое горе или скрывают его. Горе может остановиться когда угодно в про­цессе, но чаще всего это случается относительно рано после потери. Родители тогда стремятся вернуть Ребенка мечты. Если бы родители могли открыто протестовать против того, что Ребенок мечты потерян, и пытаться вернуть его обратно, это могло бы их заставить постепенно отпустить Ребенка мечты (Боулби, 1963). В том случае, когда тоска не выражается от­крыто, это чувство остается намного дольше, чем обычно.

Но родителям редко приходится выражать свои чувства открыто, поскольку препятствий этому много. Горькие чув­ства оттесняются подальше. Но запрятав их, человек от них не освободился. Нереалистические требования вновь обрести потерянного ребенка продолжают жить тайной жизнью в ро­дителях, неведомо для них. У них, как будто бы остается тайная и бессознательная надежда вернуть ребенка и поме­шать тому, что случилось в действительности. Пока они не сделают над собой усилие принять случившееся, их надежда на "возможность" продолжает жить. Надежда на "эту воз­можность" и бессознательная тоска остаются на годы и при­чиняют неприятности родителям и тем, кто их окружает (Бо-улби, 1961 и 1963).

Горе, которое теперь стало осложненным, продолжает жить тайной жизнью, пока не прорвется наружу. Оно может про­явиться как гнев и депрессия, сильная и продолжительная злость и упреки в адрес разных людей, в том числе, и в адрес самих родителей, в самоотверженном и всепоглощающем участии в горе других или отрицании того, что Ребенок их мечты потерян навсегда. Но оно также может проявляться в активной "беспечности", бессоннице, физическом заболева­нии, мыслях о самоубийстве, самонаказании, социальной изоляции или изменениях в отношениях с друзьями и знако­мыми.

Вместе с психологом родитель может начать выражать чув­ства, которые он сдерживал. Если специалист без упрека при­нимает его гнев, разделяет чувство вины или отчаяния, ро­дитель чувствует, что его чувства понимают, что терапевт его не отталкивает. Когда родитель без особых церемоний может дать выход своим чувствам, он становится свободным для того, чтобы идти дальше в своей внутренней работе, связан­ной с горем, и его нездоровое горе превращается в здоровое и следует обычному развитию по направлению к своему окон­чанию.

Иногда психолог или психотерапевт должен помочь роди­телям закончить горевать, разрешая им "позволить себе но­вую жизнь". Он помогает им понять, почему они удержива­ют свое горе, почему у них не хватает мужества, чтобы начать жить, и почему они вынуждены продолжать самонака­зание.

Когда люди долго носят в себе "непереработанное" горе, им иногда бывает трудно закончить горевать. Когда горе смешано с виной и самобичеванием, человек, который его переживает, может стать "профессионалом в горевании" (Паркес, 1974). Когда это происходит уже долгое время, помочь трудно. Что­бы внутренняя работа, связанная с горем, шла дальше, более всего необходимо надежное окружение, позволяющее выра­жать горе открыто. Если у родителей есть возможность "вып­лакать" свое горе без давления со стороны в самом начале, развитие "профессионального" горевания можно предотвратить.

Внезапно большие жизненные вопросы подошли слишком близко

 

Но горе, которое остается, конечно тоже может быть здоро­вым (Мандельбаум & Уилер, 1960; Ольшанский, 1962; Сол-нит & Старк, 1961; Фюр, 1999). Если родители все же, не­смотря на все препятствия, простились с Ребенком своей меч­ты и "испили свою горькую чашу до дна" — то все равно есть ребенок с физическим ограничением или с задержкой разви­тия. Родители теперь приняли своего живого, действитель­ного ребенка и любят его так, как только родители могут любить своего ребенка. Но не смешана ли их любовь все-таки с горем? Горюют ли теперь родители о своем действитель­ном, живом ребенке из-за его ограничений? Возможно ли для родителя не горевать о собственной потере ребенка и о нео­пределенном и пугающем будущем ребенка? Хорошо ли не горевать об этом?

Я думаю, что здоровое горе такого рода может остаться, горе, которое постоянно находится в сознании человека, но которое все-таки иногда прекращается или выжидает на расстоянии, чтобы снова вылиться на разных вехах в жизни ребенка.

Может быть, родители еще о чем-то горюют? Может быть, они оплакивают свою потерянную уверенность в будущем? Или они горюют о том, что им слишком внезапно пришлось постареть, что они слишком быстро получили от жизни знания, которые приходят с годами и с которыми человек готов встретиться только в более поздний период своей жизни. Потеряли ли родители свою беспечную молодость слишком рано, когда им вместе с ребенком с ограничениями пришлось почувствовать беспомощность, ощутить малость человека и смысл жизни? Что же остается, когда горе "отгоревали" до конца?

Всем опытом, который нам преподносит жизнь, мы не хо­тим владеть, если можно было бы выбирать. Но если нас все равно вынуждают получить опыт горькой потери, он может дать нам знания и зрелость. Об этом одна мама ребенка с умственными ограничениями говорит так:

"Куда бы во всем мире мы могли отправить­ся, чтобы получить такие уроки как эти - ко­торые учат настоящему смыслу жизни? Где еще мы когда-нибудь могли бы столько на­учиться от тех, кто сам знает так мало?" (Муррэй, 1959)

Ребенок может научить своих родителей терпению, самоумолению, благодарности за другие дары, которые мы при­нимали как должное, терпимости, преданности и вере. Мы можем найти утешение в том, что нам не все дано. Ребенок "заставит" родителей развить своеобразный вид мужества, который дает способность встречать жизнь не сгибаясь, по­скольку, в некотором смысле, они перенесли самое тяжелое горе и боль из тех, которые может преподнести жизнь.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

Date: 2015-10-18; view: 432; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию