Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Язык, речь, речевая и языковая деятельность





Наиболее популярно определение языка как средства формирования и выражения мысли.

На протяжении 19 в., не говоря о более давнем времени, языкознание не проводило разграничения понятий «язык» и «речь». Впервые такое разграничение было проведено и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром (1857-1913). Широкую известность его учение о языке и речи получило после его смерти.

Под речью современное языкознание понимает не только устную речь, но также речь письменную. В понятие речи в широком смысле включается и «внутренняя» речь, то есть мышление с помощью языковых средств (слов и др.), осуществляемое про себя. Проявлением речевой деятельности служит речевой акт. Отдельный акт речи, речевой акт представляет собой двусторонний процесс, охватывающий при устном говорении не только говорение, но и слуховое восприятие, а также понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание написанного), причем участники могут быть отделены друг от друга во времени.

Различие между языком и речью раскрывается по многим признакам:

Язык - это общее, речь - индивидуальное;

Язык - явление социальное, речь - психическое;

Язык - система, стремящаяся к постоянству, стабильности, речь - процесс, поэтому она динамична, изменчива, подвижна.

Язык - абстрактная сущность, речь - конкретное явление;

Язык - код, речь - сообщение на нем;

Язык нормативен, речь зависит от исторических, социальных условий.

Но, несмотря на все эти различия, язык и речь взаимосвязаны друг с другом. Без сомнения, оба эти предмета тесно между собой связаны, и друг друга взаимно предполагают. Язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое действие, речь, в свою очередь, нужна, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку… Язык одновременно и орудие, и продукт речи.

В настоящее время существует несколько подходов к проблеме взаимоотношений языка и речи. Считается, что язык - это застывшая кодовая система, нечто вроде склада всего того, что имеется в языке. А речь язык действия.

При другом подходе речь, в противоположность языку, всегда ситуативно привязана (мы всегда говорим о чем-то) и целенаправленна (говорим для чего-то), при этом подходе обычно звуки и слова относят к языку, а предложения и более крупные тексты признают единицами речи.

Современная наука различает грамматику языка и грамматику речи, лингвистику языка и лингвистику речи. Практически признают, что язык переходит в речь и наоборот.

Существует также точка зрения, что язык - статичная система, речь - также статичная система, а общим для языка и речи является семантика, а также формы ее выражающие. Динамична же речевая деятельность, логично было бы выделить и языковую деятельность, т.е. создание словаря и т.д.

Но, несомненно: язык - средство хранения и передачи информации.

Различение языка и речи проводилось многими учеными (В. Гумбольдт, Штейнталь, Шухардт, Потебня, Крушевский, Фортунатов, Бодуэн де Куртене). Например: Гумбольдт: «Язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык. И трудно найти что-либо тождественное». Наиболее четко разграничил язык и речь Фердинанд де Соссюр («Курс общей лингвистики», 1916).

Но, несомненно: язык и речь нельзя отрывать друг от друга, нельзя противопоставлять, забывая об их единстве. Но нельзя забывать и об их различии. Самое трудное определить, что такое речь. Прежде всего, это не язык, не отдельный речевой акт.

Обобщив вышесказанное, можно сформулировать следующие определения: а) язык - это совокупность, система знаковых единиц общения в отвлечении от языкового материала, в их коммуникативной готовности; это знаковый механизм общения; б) речь - это последовательность (взятых из языка) знаковых единиц общения в конкретном языковом материале в их коммуникативном применении.

Языкознание как наука. Языкознание накопило множество ответов на вопрос, что же такое язык. Любой ответ оказывает прямое влияние на методы и направление поисков в изучении языка, на все решаемые в на­шей науке вопросы. Это видно из приводимых ниже определении языка. В XIX в. были популярны такие формулировки.

"Немецкий языковед и философ Вильгельм фон Гумбольдт: «Язык есть орган, образующий мысль».

Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель: «Язык есть деятельность теоретического разума в собственном смысле, так к с. л он является ее внешним выражением».


Немецкий языковед Август Шлейхер: «Язык есть звуковое выражение мысли, проявляющийся в звуках процесс мышления... Законы, установленные Дарвином для видов растений и живот­ных, применимы, по крайней мере, в главных чертах своих, и к организмам языков».

Академик Ф. Ф. Фортунатов — основатель Московской линг­вистической школы: «Язык состоит из слов, а словами являются звуки речи, как знаки для нашего мышления и для выражения наших мыслей и чувствований.

В XX в. появились и новые моменты в определениях языка, связанные с углублением понимания его внутреннего устройства и связей с другими науками. Отметим следующие определения.

Датский лингвист Отто Есперсен: «Язык есть человеческая деятельность с целью сообщения мыслей и чувств».

Известный американский лингвист Эдуард Сэпир: «Язык есть специфически человеческий и неинстинктивный способ передачи идей, чувств и желаний посредством системы произвольно про­изводимых символов».

Немецкий языковед Карл Фосслер: «Язык есть духовное выра­жение... История языка есть не что иное, как история духовных форм выражения, следовательно, история искусства в самом широком смысле этого слова». Французский лингвист Жозеф Вандриес: «Язык образовался в обществе. Он возник в тот день, когда люди испытали потребность общения между собой... Язык как социальное явление мог возникнуть только тогда, когда мозг человека был достаточно развит, чтобы пользоваться языком»,

К. Маркс, Ф. Энгельс в работах «Немецкая идеология» (1846), «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876), «Франкский диалект» (1881-1882) и других и

В. И, Ленин в трудах «Материализм и эмпириокритицизм». «Философские тетради» и других многократно обращались к проблемам истолкования языка как специфического общественного явления, подчеркивали неразрывную связь языка и мышления, затрагивали проблему происхождения языка. Достаточно известные определения, данные К. Марксом — «Язык есть непосредственная действительность мысли» и В. И. Лениным - «Язык есть важнейшее средство человеческого общения».

 







Date: 2015-10-18; view: 995; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию