Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь терминов





АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЙ — минимальная величина раздражителя (светового, звукового и др.), способного вызвать едва заметное ощущение.

АВТОКИНЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ — иллюзорное, кажу щееся движение на самом деле неподвижного объекта, напри­мер, светящейся точки в темноте при длительной фиксации взо­ра на ней в отсутствие каких-либо других видимых объектов в поле зрения.

АГНОЗИЯ — нарушение отдельных видов восприятия, воз­никающее вследствие поражения коры головного мозга.

АДАПТАЦИЯ — приспособление органов чувств к особен­ностям действующих на них раздражителей с целью их наилуч­шего восприятия и предохранения рецепторов от излишней пе­регрузки.

АККОМОДАЦИЯ — изменение кривизны хрусталика глаза с целью точной фокусировки изображения на сетчатке.

АКТИВНОСТЬ — понятие, указывающее на способность жи­вых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов.

АМНЕЗИЯ — потеря памяти.

АНАЛИЗАТОР — совокупность нервных структур, участ­вующих в восприятии, переработке раздражителей.

АНТИЦИПАЦИЯ — предвосхищение, предугадывание че­го-либо.

АППЕРЦЕПЦИЯ — состояние особой ясности сознания, его сосредоточенности на чем-либо. По мнению немецкого уче­ного В.Вундта, — некоторая внутренняя сила, направляющая ход психических процессов.

АУТИЗМ — нарушение нормального хода мышления под вли­янием болезни, психотропных или других средств. Уход челове­ка от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией. Термин введен врачом-психиатром Е.Блейлером.

АФАЗИЯ — нарушение речи.

БРЕД — ненормальное, болезненное состояние психики че­ловека, сопровождающееся фантастическими образами, видени­ями, галлюцинациями.

ВДОХНОВЕНИЕ — состояние своеобразного напряже­ния, — подъема духовных сил, творческого волнения, в резуль­тате чего возникает или реализуется замысел и идея.

ВОСПОМИНАНИЕ (припоминание) — воспроизведение какой-либо ранее воспринятой информации. Один из основных процессов памяти.

ВОСПРИЯТИЕ — процесс приема и переработки челове­ком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ — интервал времени между началом действия какого-либо стимула и появлением в организме опре­деленной реакции на него.

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены.

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ — преобразован ные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания психические процессы человека. Понятие введено Л.С.Выгот­ским.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ — нереальные, фантастические обра­зы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики.

ГРЕЗЫ — фантазии, мечты человека, рисующие в его вооб­ражении приятные, желаемые картины будущей жизни.

ДОМИНАНТА — преобладающий очаг возбуждения в голо­вном мозгу человека, связанный с повышенным вниманием или актуальной потребностью. Понятие введено А.Ухтомским.

ЗАБЫВАНИЕ — утрата следов прежних знаний и возмож­ности их воспроизведения.

ЗАПОМИНАНИЕ — процесс закрепления и сохранения ин­формации.

ЗНАК — предмет или объект, используемый для замены дру­гого объекта.

ЗНАЧЕНИЕ — смысл, содержание слова или понятия.

ИЛЛЮЗИИ — феномены восприятия, воображения и памя­ти, существующие только в голове человека и не соответствую­щие какому-либо реальному явлению или объекту.

ИНДУКЦИЯ — закон физиологии нервной системы, соглас­но которому нервный процесс одного знака вызывает противопо­ложный нервный процесс или состояние.

ИНТЕЛЛЕКТ — совокупность умственных способностей че­ловека и некоторых высших животных, например, человекооб­разных обезьян.

ИНТЕРЕС — эмоционально окрашенное, повышенное вни­мание человека к какому-либо объекту или явлению.

ИНТРОСПЕКЦИЯ — метод познания психических явле­ний путем самонаблюдения человека, т.е. внимательного изуче­ния самим человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач.

ИНСАЙТ — неожиданное, внезапное решение какой-либо проблемы, над которой человек долго и настойчиво думал.

ИНТУИЦИЯ — способность быстро находить верное реше­ние задачи и ориентироваться в сложных ситуациях, а также предсказать ход событий.

КОГНИТИВНЫЙ — познаваемый с помощью рациональ­ных приемов.

КОГНИТИВНАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ — психологическое состояние или ситуация, при которой человек, имея необходи­мые умения и навыки для решения задачи, в силу ряда причин когнитивного характера не может справиться с ней.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведе­ние человека на основе его знаний, мыслей, образов и изучаю­щее процесс и динамику их формирования.

КОНВЕРГЕНЦИЯ — сведение зрительных осей глаз на ка­ком-либо объекте или в одну точку зрительного пространства.

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — свойство воспри­нимать объекты и видеть их относительно постоянными по вели­чине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях вос­приятия.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ — степень сосредоточен ности внимания на объекте.

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИ­ТИЯ — показатель умственного развития человека, значение которого определяется в результате применения специальных

тестов, предназначенных для количественной оценки уровня раз­вития интеллекта человека.

ЛОКАЛЬНЫЙ — ограниченный, местный.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (свойств и состояний человека) — представленность в структурах го­ловного мозга человека места расположения основных психиче­ских функций, состояний и свойств, их связь с конкретными анатомо-физиологическими отделами и структурами мозга.

МНЕМОНИКА — совокупность приемов, облегчающих за­поминание.

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ — способ практического решения задач, предполагающий зрительное изу­чение ситуации и практические действия с материальными пред­метами.

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ — способ реше-ния задач, включающий наблюдение за ситуацией и оперирова­ние образами составляющих ее предметов без практических дей­ствий.

ОБРАЗ — обобщенная картина мира (предмета, явления), складывающаяся в результате переработки информации, посту­пающей через органы чувств.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область психологической нау­ки, изучающая общие закономерности психики и поведения че­ловека, разрабатывающая основные понятия и законы, на осно­ве которых формируется, развивается и функционирует психи­ка человека.

ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — свойство челове ческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЙ — величина, на которую должен измениться раздражитель, действующий на органы чувств, чтобы одновременно изменилось и вызываемое им ощущение.

ОТРАЖЕНИЕ — философское понятие, относящееся к тео­рии познания. В соответствии с ним все психические процессы и состояния человека рассматриваются как отражение в голове человека объективной, не зависимой от него действительности.

ОЩУЩЕНИЕ — элементарный психический процесс, пред­ставляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира.

ПАМЯТЬ — сохранение, последующее узнавание и воспро­изведение человеком разнообразной информации.

ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — длительное сохранение и многократное воспроизведение информации.

ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ — сохранение информа­ции в течение небольшого промежутка времени, от 1—2 до 10 секунд, пока она не будет использована или переведена в долговременную память.

ПАМЯТЬ МГНОВЕННАЯ — сохранение следов восприня­того материала на очень короткое время.

ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ — сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения какого-то действия или операции.

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ — намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.

ПОНИМАНИЕ — психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чув­ством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.

ПОРОГ ОЩУЩЕНИЯ — величина раздражителя, воздей­ствующего на органы чувств, который вызывает минимальное ощущение (нижний абсолютный порог ощущения), максималь­но возможное по силе ощущение (верхний абсолютный порог ощущения) или изменение параметров уже имеющегося ощуще­ния (см. Относительный порог ощущений).

ПОТРЕБНОСТЬ — состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существо­вания.

ПРАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — вид мышления, на­правленного на решение практических задач.

ПРЕДИКАТИВНОСТЬ — характеристика внутренней ре­чи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящих­ся к предикату (сказуемому).

ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ свойство восприя­тия представлять мир не в виде отдельных ощущений, а в форме целостных образов, относящихся к воспринимаемым предметам.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — процесс и результат воспроизводст­ва в виде образа какого-либо объекта, события, явления.

ПСИХИКА — общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющих­ся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображе­нии, памяти, мышлении, речи и т.д.

ПСИХОДИАГНОСТИКА — область исследований, связан­ных с количественной оценкой и точным качественным анали­зом психологических свойств и состояний человека при помощи научно проверенных методов, дающих достоверную информацию о них.

ПСИХОЛИНГВИСТИКА — пограничная между психоло­гией и лингвистикой область науки, занимающаяся изучением речи человека, ее возникновением и функционированием.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА — область науки, изучающая пси­хологические аспекты трудовой деятельности людей, включая их профессиональную ориентацию, профессиональное консуль­тирование, обучение и организацию труда.

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ — отрасль психологиче ской науки, которая изучает психологические аспекты управле­ния различными объектами: государственными и негосударст­венными организациями, людьми, экономическими и техниче­скими системами и т.п.

ПСИХОТЕРАПИЯ — область, пограничная между медици­ной и психологией, в которой широко используются психологи­ческие средства диагностики и методы лечения заболеваний.

РАЗДРАЖИМОСТЬ — способность живых организмов био­логически целесообразно реагировать на существенные для их жизни раздражители.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ — возможность удержи вать в сфере внимания одновременно несколько объектов.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ — отсроченное воспроизведение ра­нее воспринятого, казавшегося забытым.

РЕФЛЕКС — автоматическая ответная реакция организма на действие какого-либо внутреннего или внешнего раздражителя.

РЕФЛЕКС БЕЗУСЛОВНЫЙ — врожденная автоматиче­ская реакция организма на специфическое воздействие.

РЕФЛЕКС УСЛОВНЫЙ — приобретенная реакция орга­низма на определенный раздражитель, возникающая в результа­те сочетания воздействия этого раздражителя с положительным подкреплением со стороны актуальной потребности.

РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА — совокупность нервных струк­тур, приводящих нервные импульсы от раздражителей, находя­щихся на периферии тела, к центру, перерабатывающих их в центральной нервной системе и вызывающих реакции на соот­ветствующие раздражители.

РЕЦЕПТОР — нервное окончание, расположенное на по­верхности тела или внутри него и предназначенное для воспри­ятия различных по своей природе раздражителей — физиче­ских, химических, механических и т.д. — и их преобразование в нервные электрические импульсы.

РЕЧЬ — система используемых человеком звуковых сигна­лов, письменных знаков и символов для представления, перера­ботки, хранения и передачи информации.

РИГИДНОСТЬ — заторможенность мышления, проявляю­щаяся в том, что человеку трудно отказаться от однажды приня­того решения, способа мышления или действий.

СЕНСИТИВНОСТЬ — способность органов чувств тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы.

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ — повышение чувствительности ор­ганов чувств под влиянием воздействия на них определенных раздражителей, в частности тех, которые поступают в это же самое время в другие органы чувств (пример, увеличение остро­ты зрения под воздействием слуховых раздражителей).

СИМВОЛ — знак чего-либо, имеющий определенное сходст­во с обозначаемым объектом.

СИНЕСТЕЗИЯ — способность раздражителя, адресованного природой приспособленному органу чувств, одновременно вы­зывать необычное ощущение в другом органе чувств. Например, при восприятии музыки у некоторых людей могут возникать цве­товые ощущения.

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — вид мыш ления человека, где в качестве средства решения задачи высту­пают словесное абстрагирование и логические рассуждения.

СТИМУЛ — раздражитель, который, воздействуя на органы чувств, вызывает ощущения.

СТРУКТУРНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.

СУБСЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ — бессознательное вое приятие и переработка человеком сигналов, поступающих в мозг через органы чувств и не достигающих пороговой величины.

ТВОРЧЕСТВО — деятельность людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.

УЗНАВАНИЕ — воспроизведение образа при повторном вос­приятии того же объекта.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — процесс логического вывода опреде­ленного положения из некоторых достоверных утверждений — посылок.

УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ — длительность сосредо точения внимания на объекте.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА — часть нервной системы, включающая головной, промежуточный и спинной мозг.

ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК — явление, заключающееся в том, что человек лучше запоминает и чаще воспроизводит те зада­ния, которые не были им завершены.

Date: 2015-10-18; view: 513; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию