Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Словарь терминов⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24
АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЙ — минимальная величина раздражителя (светового, звукового и др.), способного вызвать едва заметное ощущение. АВТОКИНЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ — иллюзорное, кажу щееся движение на самом деле неподвижного объекта, например, светящейся точки в темноте при длительной фиксации взора на ней в отсутствие каких-либо других видимых объектов в поле зрения. АГНОЗИЯ — нарушение отдельных видов восприятия, возникающее вследствие поражения коры головного мозга. АДАПТАЦИЯ — приспособление органов чувств к особенностям действующих на них раздражителей с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки. АККОМОДАЦИЯ — изменение кривизны хрусталика глаза с целью точной фокусировки изображения на сетчатке. АКТИВНОСТЬ — понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов. АМНЕЗИЯ — потеря памяти. АНАЛИЗАТОР — совокупность нервных структур, участвующих в восприятии, переработке раздражителей. АНТИЦИПАЦИЯ — предвосхищение, предугадывание чего-либо. АППЕРЦЕПЦИЯ — состояние особой ясности сознания, его сосредоточенности на чем-либо. По мнению немецкого ученого В.Вундта, — некоторая внутренняя сила, направляющая ход психических процессов. АУТИЗМ — нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или других средств. Уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией. Термин введен врачом-психиатром Е.Блейлером. АФАЗИЯ — нарушение речи. БРЕД — ненормальное, болезненное состояние психики человека, сопровождающееся фантастическими образами, видениями, галлюцинациями. ВДОХНОВЕНИЕ — состояние своеобразного напряжения, — подъема духовных сил, творческого волнения, в результате чего возникает или реализуется замысел и идея. ВОСПОМИНАНИЕ (припоминание) — воспроизведение какой-либо ранее воспринятой информации. Один из основных процессов памяти. ВОСПРИЯТИЕ — процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа. ВРЕМЯ РЕАКЦИИ — интервал времени между началом действия какого-либо стимула и появлением в организме определенной реакции на него. ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены. ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ — преобразован ные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания психические процессы человека. Понятие введено Л.С.Выготским. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ — нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики. ГРЕЗЫ — фантазии, мечты человека, рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни. ДОМИНАНТА — преобладающий очаг возбуждения в головном мозгу человека, связанный с повышенным вниманием или актуальной потребностью. Понятие введено А.Ухтомским. ЗАБЫВАНИЕ — утрата следов прежних знаний и возможности их воспроизведения. ЗАПОМИНАНИЕ — процесс закрепления и сохранения информации. ЗНАК — предмет или объект, используемый для замены другого объекта. ЗНАЧЕНИЕ — смысл, содержание слова или понятия. ИЛЛЮЗИИ — феномены восприятия, воображения и памяти, существующие только в голове человека и не соответствующие какому-либо реальному явлению или объекту. ИНДУКЦИЯ — закон физиологии нервной системы, согласно которому нервный процесс одного знака вызывает противоположный нервный процесс или состояние. ИНТЕЛЛЕКТ — совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, например, человекообразных обезьян. ИНТЕРЕС — эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению. ИНТРОСПЕКЦИЯ — метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека, т.е. внимательного изучения самим человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач. ИНСАЙТ — неожиданное, внезапное решение какой-либо проблемы, над которой человек долго и настойчиво думал. ИНТУИЦИЯ — способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных ситуациях, а также предсказать ход событий. КОГНИТИВНЫЙ — познаваемый с помощью рациональных приемов. КОГНИТИВНАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ — психологическое состояние или ситуация, при которой человек, имея необходимые умения и навыки для решения задачи, в силу ряда причин когнитивного характера не может справиться с ней. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе его знаний, мыслей, образов и изучающее процесс и динамику их формирования. КОНВЕРГЕНЦИЯ — сведение зрительных осей глаз на каком-либо объекте или в одну точку зрительного пространства. КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия. КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ — степень сосредоточен ности внимания на объекте. КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ — показатель умственного развития человека, значение которого определяется в результате применения специальных тестов, предназначенных для количественной оценки уровня развития интеллекта человека. ЛОКАЛЬНЫЙ — ограниченный, местный. ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (свойств и состояний человека) — представленность в структурах головного мозга человека места расположения основных психических функций, состояний и свойств, их связь с конкретными анатомо-физиологическими отделами и структурами мозга. МНЕМОНИКА — совокупность приемов, облегчающих запоминание. НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ — способ практического решения задач, предполагающий зрительное изучение ситуации и практические действия с материальными предметами. НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ — способ реше-ния задач, включающий наблюдение за ситуацией и оперирование образами составляющих ее предметов без практических действий. ОБРАЗ — обобщенная картина мира (предмета, явления), складывающаяся в результате переработки информации, поступающей через органы чувств. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека. ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — свойство челове ческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории. ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЙ — величина, на которую должен измениться раздражитель, действующий на органы чувств, чтобы одновременно изменилось и вызываемое им ощущение. ОТРАЖЕНИЕ — философское понятие, относящееся к теории познания. В соответствии с ним все психические процессы и состояния человека рассматриваются как отражение в голове человека объективной, не зависимой от него действительности. ОЩУЩЕНИЕ — элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира. ПАМЯТЬ — сохранение, последующее узнавание и воспроизведение человеком разнообразной информации. ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — длительное сохранение и многократное воспроизведение информации. ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ — сохранение информации в течение небольшого промежутка времени, от 1—2 до 10 секунд, пока она не будет использована или переведена в долговременную память. ПАМЯТЬ МГНОВЕННАЯ — сохранение следов воспринятого материала на очень короткое время. ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ — сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения какого-то действия или операции. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ — намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. ПОНИМАНИЕ — психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта. ПОРОГ ОЩУЩЕНИЯ — величина раздражителя, воздействующего на органы чувств, который вызывает минимальное ощущение (нижний абсолютный порог ощущения), максимально возможное по силе ощущение (верхний абсолютный порог ощущения) или изменение параметров уже имеющегося ощущения (см. Относительный порог ощущений). ПОТРЕБНОСТЬ — состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования. ПРАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — вид мышления, направленного на решение практических задач. ПРЕДИКАТИВНОСТЬ — характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому). ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ свойство восприятия представлять мир не в виде отдельных ощущений, а в форме целостных образов, относящихся к воспринимаемым предметам. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления. ПСИХИКА — общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и т.д. ПСИХОДИАГНОСТИКА — область исследований, связанных с количественной оценкой и точным качественным анализом психологических свойств и состояний человека при помощи научно проверенных методов, дающих достоверную информацию о них. ПСИХОЛИНГВИСТИКА — пограничная между психологией и лингвистикой область науки, занимающаяся изучением речи человека, ее возникновением и функционированием. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА — область науки, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности людей, включая их профессиональную ориентацию, профессиональное консультирование, обучение и организацию труда. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ — отрасль психологиче ской науки, которая изучает психологические аспекты управления различными объектами: государственными и негосударственными организациями, людьми, экономическими и техническими системами и т.п. ПСИХОТЕРАПИЯ — область, пограничная между медициной и психологией, в которой широко используются психологические средства диагностики и методы лечения заболеваний. РАЗДРАЖИМОСТЬ — способность живых организмов биологически целесообразно реагировать на существенные для их жизни раздражители. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ — возможность удержи вать в сфере внимания одновременно несколько объектов. РЕМИНИСЦЕНЦИЯ — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым. РЕФЛЕКС — автоматическая ответная реакция организма на действие какого-либо внутреннего или внешнего раздражителя. РЕФЛЕКС БЕЗУСЛОВНЫЙ — врожденная автоматическая реакция организма на специфическое воздействие. РЕФЛЕКС УСЛОВНЫЙ — приобретенная реакция организма на определенный раздражитель, возникающая в результате сочетания воздействия этого раздражителя с положительным подкреплением со стороны актуальной потребности. РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА — совокупность нервных структур, приводящих нервные импульсы от раздражителей, находящихся на периферии тела, к центру, перерабатывающих их в центральной нервной системе и вызывающих реакции на соответствующие раздражители. РЕЦЕПТОР — нервное окончание, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей — физических, химических, механических и т.д. — и их преобразование в нервные электрические импульсы. РЕЧЬ — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. РИГИДНОСТЬ — заторможенность мышления, проявляющаяся в том, что человеку трудно отказаться от однажды принятого решения, способа мышления или действий. СЕНСИТИВНОСТЬ — способность органов чувств тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы. СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ — повышение чувствительности органов чувств под влиянием воздействия на них определенных раздражителей, в частности тех, которые поступают в это же самое время в другие органы чувств (пример, увеличение остроты зрения под воздействием слуховых раздражителей). СИМВОЛ — знак чего-либо, имеющий определенное сходство с обозначаемым объектом. СИНЕСТЕЗИЯ — способность раздражителя, адресованного природой приспособленному органу чувств, одновременно вызывать необычное ощущение в другом органе чувств. Например, при восприятии музыки у некоторых людей могут возникать цветовые ощущения. СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — вид мыш ления человека, где в качестве средства решения задачи выступают словесное абстрагирование и логические рассуждения. СТИМУЛ — раздражитель, который, воздействуя на органы чувств, вызывает ощущения. СТРУКТУРНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры. СУБСЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ — бессознательное вое приятие и переработка человеком сигналов, поступающих в мозг через органы чувств и не достигающих пороговой величины. ТВОРЧЕСТВО — деятельность людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей. УЗНАВАНИЕ — воспроизведение образа при повторном восприятии того же объекта. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений — посылок. УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ — длительность сосредо точения внимания на объекте. ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА — часть нервной системы, включающая головной, промежуточный и спинной мозг. ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК — явление, заключающееся в том, что человек лучше запоминает и чаще воспроизводит те задания, которые не были им завершены. Date: 2015-10-18; view: 577; Нарушение авторских прав |