Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приемы развития воображения
Упражнение 1. «НЕ МОЖЕТ БЫТЬ» Любой из учеников называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное или рассказывает случай. Выигрывает тот, кто придумал 5 таких сюжетов подряд, и никто ни разу ему не сказал: «Бывает!» Упражнение 2. «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ...» Кто-нибудь из учеников придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти наиболее возможные решения. Например: «Если каждый человек с рождения приобретет свойство читать мысли другого, как изменится жизнь на Земле». «Если бы вдруг исчезла сила притяжения на Земле, т.е. все предметы и существа полностью потеряли свой вес, то...» «Если бы все люди вдруг потеряли дар речи, то...» Упражнение 3. «ЧТО НОВОГО?» Для выявления скрытых, необычных свойств предметов необходимо преодолеть привычный взгляд на эти предметы, стереотип действия. Например, спичка не только горит и светит, но и уменьшается при этом в размере и весе, вода жидкая, но может при замерзании служить строительным материалом. Учащимся предлагается открыть необычные свойства самых обычных предметов: полиэтиленовых крышек, использованных стержней от шариковых ручек, гвоздей, пенопласта, мороженого и т.п. Отмечают наиболее оригинальные, многочисленные и разнообразные ответы. В конце можно устроить дискуссию о правильности сделанных предложений. Упражнение 4 «СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТА» Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как груз, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета. Упражнение развивает способность концентрации на предмете, умение открывать в нем разные неожиданные возможности использования. Упражнение 5. «ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ» Для выполнения упражнения нужны бумага и карандаш. Ведущий объясняет игрокам, что карандашом можно управлять на расстоянии, подавая ему одну из четырех команд: «вверх», «вниз», «вправо», «влево». По команде карандаш перемещается в указанном направлении, оставляя на бумаге черту. Следует другая команда, и карандаш, не отрываясь от бумаги, перемещается вновь. Таким образом, на листе вырисовывается ломаная линия. Все «ходы» карандаша должны быть равны друг другу по своей длине. На предварительном этапе игры участники подают по очереди свои команды, а ведущий помогает выполнять их. Затем, убедившись в том, что все усвоили правила игры, ведущий предлагает чертить воображаемые фигуры на воображаемом листе, который каждый должен представлять перед собой. Начинать чертить надо с простейшей фигуры, образец которой ведущий предварительно демонстрирует (например, квадрат). Команды подаются по кругу. Ведущий должен объяснить, что нельзя договариваться о том, к какой точке и в каком направлении вести ломаную линию. Каждый должен внимательно следить за командами и, когда до него дойдет очередь, действовать сообразно обстановке. Если в ходе рисования кто-то не смог уследить за линией или ему показалось, что допущена ошибка, он останавливает игру командой «стоп!». После этого все, что нарисовано на воображаемых листах, автоматически «стирается». Остановивший игру начинает ее сначала — делает первый ход. После того как фигура нарисована, ведущий предлагает следующую, более сложную. Упражнение 6. «ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИН» Описывается какая-то необычная ситуация, например: «вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута». Надо как можно быстрее назвать побольше причин случившегося, возможных объяснений. Причины могут быть банальными («забыл закрыть дверь», «залезли воры»), но не стоит отбрасывать и маловероятные («прилет марсиан»). Побеждает тот, кто назвал больше разнообразных причин. Упражнение направлено на развитие широты воображения и мышления, всестороннего анализа, ситуации. Упражнение 7. «ТЕРМОМЕТР» Участники разбиваются на пары. Один в каждой паре закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой (по указанию ведущего) руке, представляя, что он держит какой-то нагретый предмет. Через 5 мин партнер тщательно ощупывает обе его руки и пытается определить, какая из них теплее. После этого партнеры в парах меняются ролями или меняются партнеры. Упражнение 8. «АНТИВРЕМЯ» Каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. Например: «Театр», «Магазин», «Путешествие за город». Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события в обратном порядке — с конца. Упражнение 9. «ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ» Участники удобно располагаются в креслах. Один из них получает задание от ведущего или от своего соседа превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От «лица» этой вещи он начинает рассказывать о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, он дает задание следующему игроку и т.д. Игру желательно проводить в затемненном помещении — это обеспечит ее участникам большую раскованность и психологический комфорт. Постепенно «перевосплощения» становятся все более глубокими и участники переходят от поверхностных, чисто внешних описаний к выражению настроений, чувств и т.д. Упражнение 10. «ГРУППОВАЯ КАРТИНА» Все участники рассаживаются в круг. Один держит в руках чистый лист бумаги и воображает нарисованную картину. Он детально ее описывает, а остальные пытаются «увидеть» на листе то, о чем он говорит. Затем лист передается следующему участнику, и он продолжает «создание» воображаемой картины, дополняя уже «написанное» новыми деталями. Лист передается дальше. Ведущий должен предупредить, что вообразить надо именно картину, а не развивающийся сюжет. Описания должны быть достаточно подробными для того, чтобы можно было однозначно установить по ним пространственное взаиморасположение деталей. Окончание работы объявляет тот, кто считает, что картина уже перегружена деталями. Упражнение 11 «ЗАДАЧИ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ» Задача 1. Разместите 10 стульев в одной комнате так, чтобы у каждой из четырех стен (на дверь не обращаем внимания) их было одинаковое количество. (Два стула нужно поставить по углам, и они таким образом будут относиться сразу к двум стенам). Задача 2. В стеклянной банке сидит микроб. Каждую минуту он делится пополам. Новые микробы, в свою очередь через минуту снова делятся пополам — и так до бесконечности. Известно, что через 5 часов банка будет полна. Спрашивается: через какое время после начала деления микробы займут половину банки? (Через 4 ч 59 мин.) Задача 3. Та же самая ситуация, но в банку с самого начала поместили не один микроб, а два. Через сколько времени та же самая банка наполнится? (Разница с первой задачей лишь во времени деления одного микроба, т.е. в одной минуте. Поэтому ответ — 4 ч 59 мин.) Упражнение 12 «ПОРУЧЕНИЯ ПО ПРЯМОУГОЛЬНИКАМ» На ваших бланках прямоугольник, разделенный на 16 частей. Мысленно надо пронумеровать эти части слева направо. По строчкам ставить номера на бланке запрещается. Вам будут подаваться команды соединять центры квадратов или их стороны прямыми линиями. Например, провести линию из центра 2-го квадрата к середине нижней стороны 8-го квадрата и затем в центр 13-го квадрата. (Показать на плакате.) Время на выполнение каждого задания объявляется. Делайте, что запомнили и что успеете Ошибочные линии не проводите. Лучше пропустите задание, если не успеваете. Отдельные действия выполняйте сразу после команды. Что не понятно? (Ответить на вопросы.) В ходе выполнения задания вопросы не задаются. Всего будет предъявлено 10 заданий. 1. Соединить центр 2-го квадрата с центром 5-го квадрата. 7 секунд. 2. Провести линию от левой стороны 1-го квадрата в правый верхний угол 2-го квадрата. 7 секунд. 3. Разделить квадрат на 9 равных частей. 10 секунд. 4. Соединить левый нижний угол 10-го квадрата с верхним правым углом этого же квадрата и затем продолжить линию до середины левой стороны 6-го квадрата. 10 секунд. 5. Соединить центр 4-го квадрата с центром 8-го квадрата. Продолжите линию к середине левой стороны этого же квадрата и затем продолжите ее в верхний правый угол 4-го квадрата. 15 секунд. 6. Проведите линию от середины правой стороны 3-го квадрата к центру 7-го квадрата, затем к середине правой стороны 6-го квадрата и затем в центр 1-го квадрата. 15 секунд. 7. Проведите линию от середины левой стороны 9-го квадрата к центру 14-го квадрата, затем к середине нижней стороны 1-го квадрата, затем в центр 13-го квадрата и затем в центр 9-го квадрата. 15 секунд. 8. Проведите линию от середины нижней стороны 8-го квадрата к середине правой стороны 11-го квадрата, затем к середине верхней стороны 16-го квадрата, затем к середине правой стороны 12-го квадрата, затем в центр 12-го квадрата и затем к правому нижнему углу 7-го квадрата. 15 секунд. 9. Проведите линию из нижнего правого угла 14-го квадрата к середине левой стороны 15-го квадрата, продолжите ее к середине нижней стороны этого же (15-го) квадрата, затем к середине правой стороны 12-го квадрата. 15 секунд. 10. Поставьте маленькие крестики в центрах 3-го, 7-го, 10-го квадратов, 2 маленьких крестика в середине 16-го квадрата, маленький кружок в левом нижнем углу 7-го квадрата и маленький треугольник в середине 6-го квадрата. 15 секунд. После этого подать команду «стоп». Оценка выводится по количеству очков за правильно выполненное задание (1—2-е задание — по 1 очку; 3—4-е задание — по 2 очка; 5—6-е задание — по 3 очка; 7—8-е задание — по 4 очка; 9—10-е задание — по 5 очков): Оценка в баллах 98 76 5 4321 Очки за правильно 25 22—24 18—2015—17 12—14 9—11 6—8 4—5 3 выполненное задание Задание может выполняться дважды по аналогичным командам. Тогда за основу берутся средние результаты. Упражнение 13. «РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ И МЫШЛЕНИЯ» Упражнение представляет собой целостную систему приемов развития гибкости воображения и мышления. I. Изменение привычных временных связей 1. Прием отчленения одного явления от другого в привычном для человека временном ряде (например, представить гром без молнии и т.д. и описать, что это значит — «выстрел»). 2. Прием замены привычного временного порядка на прямо противоположный, обратный (например, гром — молния). 3. Прием резкого сокращения интервалов времени между некоторыми событиями (например, сократить период от рождения до смерти до одного дня и сочинить сюжет этого дня, описать диалог Аристотеля и Ньютона, человека настоящего и будущего). 4. Прием перемещения вдоль всей временной оси существования некоторого предмета (например, телевизор — его роль в настоящем, изменение ее в будущем, прототипы телевизора в прошлом). II. Изменение привычных пространственных связей 1. Прием замены привычных пространственных связей на необычные (например, автомобиль — на/под — дорога — надо описать). 2. Прием совмещения различных объектов, обычно разъединенных в пространстве (травинка — авторучка, ягода — картина и пр.). 3. Прием разъединения обычно связанных в пространстве предметов (рыба без воды, магазин без товаров). III. Изменение привычных связей общности 1. Прием логического вычитания из объектов общностного признака (из объектов «земля» и «мяч» логически вычитается признак «округлость» — плоская земля и что на ней происходит). 2. Прием усиления связей по общности (или действию) между первоначально разнородными объектами. Требуется довести их до взаимопревращения, найти пути сближения: «дождь» и «ракета» — падают на землю. Разложить воду на кислород и водород — топливо для ракеты. 3. Прием замены привычных отношений на прямо противоположные (например, дым полезнее чистого воздуха). IV. Изменение привычных связей преобразования действий 1. Прием отчленения действий: лишение объекта возможности производить привычные действия, преобразования (автомобиль, который ничего не перевозит, груз, который ничего не весит, пища, которой не насыщаются). 2. Прием получения некоторого результата без привычного источника действий (дом построен без строителей, концерт без артистов). 3. Прием блокирования «ожидаемого результата в привычной структуре действия» (машина перевозит человека, но он остается на том же месте). 4. Прием изменения привычного направления действия (дым ядовит для человека, человек ядовит для дыма, или холод прячется от человека). 5. Усиление некоторого свойства объекта в неограниченное число раз до необычных масштабов (автобус, который перевозит не 50, а 100 тыс человек). 6. Прием изменения основного свойства объекта в сторону усиления или ослабления (дом — палатка — шалаш — тент). 7. Прием составления сюжетов на основе заранее подобранных объектов: берется группа связанных предметов, роли раздаются участникам, которые должны разыграть сюжет, чтобы как можно ярче выразить их возможности (самолет, пассажир, стюардесса). 8. Прием формирования новых объектов из уже имеющихся (построить новый синтетический объект). ВОПРОСЫ 1. Какова роль воображения в жизни человека? 2. Откуда берется материал для создания образов фантазии?
3. Как можно использовать воображения для лечения болезней? 4. Какие существуют виды воображения? 5. Какие приемы можно использовать для создания образов фантазии? 6. Определите, какие приемы (агглютинация, гиперболизация, акцентирование) использованы для создания образов творческого воображения. По каким признакам это можно установить? А. В древних мифах и легендах описываются фантастические существа — кентавры с головой мужчины и телом лошади, сфинксы с головой женщины и телом льва, драконы и т.д. Б. А то свищет Соловей да по-еоловьему, Он кричит злодей Разбойник по-звериному. И от его лито от посвисту соловьего, И от его ли-то от покрику звериного. То все травушки-муравы уплетаются. Все лазуревы цветочки осыпаются, Темны лесушки к земле все приклоняются, А что есть людей, то все мертвы лежат. «Илья Муромец и Соловей Разбойник» В....старый старичок: Худой! как зайцы зимние, Весь бел, и шапка белая, Высокая, с околышем Из красного сукна. Нос клювом, как у ястреба, Усы седые, длинные И — разные глаза: Один здоровый — светится, А левый — мутный, пасмурный, Как оловянный грош! Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо — Что сделаю для людей?! — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни. A.M. Горький. Старуха Изергиль Г. Поглядел богатырь в руку правую, Увидал тут Илью Муромца, Он берет Илью за желты кудри, Положил Илью да он к себе в карман, Илью с лошадью да богатырскоей... «Илья Муромец и Святогор» 7. Какой прием воображения использован изобретателями при конструировании аэросаней, танка-амфибии, дирижабля, экскаватора, троллейбуса и других механизмов? 8. Развитию какого вида воображения способствует следующий методический прием. Любимым занятием учащихся на уроке географии были путешествия по карте. Учитель показывал какую-нибудь точку на карте, а учащиеся должны были описать флору, фауну, рельеф, вид городов, жилищ, людей данной местности. Date: 2015-10-18; view: 1971; Нарушение авторских прав |