Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приемы развития мыслительной деятельности





Для развития мышления можно использовать различные за­дачи и даже различные диагностические методики, предложен­ные, например, в книге «Методики психодиагностики в спорте» (под редакцией В.Л.Марищука. — М., 1990).

Упражнение 1. «ВОПРОШАЙКА»

В качестве материала можно использовать любую сюжетную картинку, имеющую проблемное содержание. Игра строится по-разному, в зависимости от возраста и обстоятельств.

Младшим школьникам предлагается задавать вопросы обо всем, что они хотят узнать. Если учитель не сможет ответить, то выигрывает ученик.

Подростки могут играть между собой.

После того как ученик спросил все, что хотел, можно предло­жить ему составить небольшой рассказ по этой картинке и обра­тить внимание, на какие вопросы он дал ответы, а на какие — нет. Отмечается также характер вопросов, склонность к стерео­типам, четкость и т.д.

Упражнение 2. «КЛЮЧ К НЕИЗВЕСТНОМУ»

А. Детям младшего школьного возраста предлагается отга­дать, что спрятал в руке учитель. Дети задают вопросы, а учи­тель отвечает. Учитель объясняет, что вопросы — это ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый ключ открывает определенную дверь. Ключей много. На каждом занятии предлагается по 2—3 «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например, «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

Б. Ученикам подросткового возраста вместо предметов мож­но предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы изображение на рисунке и фото­графии по внешнему виду напоминало какие-то известные пред­меты или явления, но в то же время содержало в себе ряд про­тиворечивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено. Ставя вопросы об изображении непонятного объекта, можно использовать следующую схему:

К какому виду явлений относится''_______.___________

Почему изменяется?_______________________________

Что влияет на него?_____________________________.__

Какие имеет свойства?_____________________________

и т.д.__________________________ ____

Представьте, что перед вами изображение совершенно непо­нятного объекта. Какие вопросы вы можете задать, чтобы по­нять, что это"'' Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответствует но­вому типу вопроса с новым ключевым словом.

Упражнение 3. «СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ»

Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Для младших школьников это сравне­ние хорошо знакомых предметов: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд, при этом можно использовать их наглядное изображение. Для старших школьников понятия могут быть сложнее: картина и фотография, утро и вечер, упрямство и настойчивость. Отметьте общее число правиль­ных ответов,, количество ошибок (сравнение по разным осно­ваниям), соотношение отмеченных признаков сходства и раз­личия, преобладающие признаки (внешние, функциональные, классо-родовые отношения и проч.). Выигрывает тот, кто пред­ложил больше оснований для сравнения, или тот, кто назвал признак последним.

Упражнение 4. «ОПЕЧАТКА»

В тексте допущена опечатка — в одном предложении про­пущено коротенькое слове. Из-за этого оно противоречит смыс­лу всего текста. Найдите это предложение и исправьте опе­чатку.

«Многие знатные вельможи смирились с потерей своего вли­яния на государственные дела. Чтобы устранить всесильного ми­нистра, они устраивали заговоры, в которых были замешаны да­же мать, жена и брат короля. Но Ришелье беспощадно подавлял сопротивление вельмож, заключал их в тюрьму и многих каз­нил. Некоторые знатные феодалы укрывались от гнева Ришелье в своих замках. Отсюда они давали отпор королевским чиновни­кам и войскам! Ришелье приказал срыть укрепленные замки дворян».

(История средних веков. 6 класс. — М., 1985.)

Эти упражнения направлены на развитие критичности мыш­ления.

Упражнение 5. «ПОИСК АНАЛОГОВ»

Называется какой-либо предмет или явление, например, «вер­толет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существен­ным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались.

Например, могут быть названы «птица» и «бабочка» (летают и садятся), «автобус» и «поезд» (транспортные средства), «што­пор» и «вертолет» (важные детали вращаются).


Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп ана­логов.

Упражнение направлено на выделение свойств, умение клас­сифицировать предметы по признакам.

Упражнение 6 «ПОИСК ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Называется какой-либо предмет, например, «дом». Надо на­звать как можно больше других предметов противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные при­знаки предмета и систематизировать его противоположности (ан­типоды) по группам.

Например, в данном случае могут быть названы: «сарай» (про­тивоположность по размеру и степени комфорта): «поле» (от­крытое или закрытое пространство), «вокзал» (чужое или свое помещение) и т.д.

Побеждает тот, кто указал наибольшее количество групп про­тивоположных предметов, четко аргументировав свои ответы.

Упражнение направлено на сравнение предметов, поиск свойств предмета.

Упражнение 7 «ПОИСК ПРЕДМЕТОВ ПО ЗАДАННЫМ ПРИЗНАКАМ»

Ставится задача назвать как можно больше предметов, обла­дающих несколькими противоположными признаками и функци­ями, и в этом смысле похожих на 2—3 предмета, приведенных в качестве иллюстрации.

Например, дверь и закрывает, и открывает выход из помеще­ния; выключатель и зажигает, и гасит свет. Ответы могут быть банальными (водопроводный кран) и небанальными: рука — и бьет, и гладит. Побеждает тот, кто дал больше небанальных от­ветов.

Упражнение позволяет легко находить аналогии между раз­личными предметами и явлениями.

Упражнение 8 «ПОИСК СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ»

Называются два предмета, например, «лопата» и «автомобиль», надо подобрать предметы, являющиеся как бы «переходным мо­стиком» от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими названными предме­тами.

Например, в данном случае это могут быть «экскаватор» (сходен с лопатой по функции, а с автомобилем входит в одну группу — транспортные средства), «рабочий» (он копает лопа­той и одновременно является владельцем автомобиля). Допуска­ется использование и 2—3 соединительных звеньев (лопата — тачка — прицеп — автомобиль).

Особое внимание обращается на четкое обоснование и рас­крытие содержания каждой связи между соседними элементами цепочки.

Побеждает тот, кто дал больше аргументированных вариан­тов ответов.

Упражнение позволяет легко устанавливать связи между пред­метами и явлениями.

Упражнение 9. «ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО СЛОВА»

Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обознача­ют в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а глав­ное — больше признаков, объединяющих каждую оставшую­ся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются

(исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, пото­му что они круглые), желательно искать нестандартные, но верные ответы.

Упражнение позволяет научиться классифицировать предме­ты по свойствам.

Упражнение 10 «ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ»

Называется знакомый всем предмет, например, «кирпич». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно вклю­чало бы в себя все существенные признаки этого предмета и не касалось бы несущественных. Побеждает тот, чье определение однозначно характеризует данный предмет, т.е. любая его раз­новидность обязательно охватывается этим определением, но ни­какой другой предмет под него не подходит.


Упражнение развивает четкость и стройность мышления, по­могает выработать самостоятельность формулировок.

Упражнение И «ВЫРАЖЕНИЕ МЫСЛИ ДРУГИМИ СЛОВАМИ»

Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой мысли другими словами. Причем ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. По­беждает тот, у кого больше таких вариантов.

Упражнение формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.

Упражнение 12. «ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРИЧИН»

Сообщается о некотором событии, например: «Один чело­век вдруг неожиданно грубо ответил на вопрос другого». Надо назвать как можно больше возможных причин этого, пользу­ясь заданным (или созданным совместно в группе) алгорит­мом выявления причин, исходя из того, что причины события могут находиться в субъекте действия, его объекте и в ситуации. Эта классификация сразу же направит поиск причин в трех различных направлениях. Кроме того, в каждом из этих случаев причины могут быть преднамеренными и непредна­меренными, постоянными или временными, ближайшими или отдаленными и т.д. Следует рассмотреть всевозможные пере­сечения этих различных классификаций и привести хотя бы по одной причине каждого вида (если это возможно). Внача­ле этот алгоритм может быть задан на карточке (в виде таб­лицы с обозначенными строками и столбцами, но с пустыми клеточками или в виде классификационного дерева); посте­пенно он переходит во внутренний план и становится надеж­но работающим внутренним приемом анализа любого явле­ния, с которым знакомится учащийся.

Упражнение направлено на формирование установки на все­сторонний анализ ситуации.

Упражнение 13 «ПЕРЕЧЕНЬ ЗАГЛАВИЙ К РАССКАЗУ»

К небольшому рассказу или сообщению необходимо подобрать как можно больше заглавий, отражающих его содержание. За­главия могут быть строгими, логичными или формальными, т.е. по существу верными, но не схватывающими главное, или об­разными, яркими, эмоциональными. Учитываются ответы любо­го типа.

Упражнение позволяет научиться легко выражать мысли од­ной фразой.

Упражнение 14. «СОКРАЩЕНИЕ РАССКАЗА»

Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рас­сказа. Его содержание надо передать максимально сжато, ис­пользуя лишь 1—3 предложения и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа должно сохраниться, а второстепенные моменты и детали следу­ет отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.


Упражнение способствует организованности и вырабатывает четкость, умение отвлекаться от мелочей.

Упражнение 15 «ПОСТРОЕНИЕ СООБЩЕНИЯ ПО АЛГОРИТМУ»

Участники договариваются, что, рассказывая о каких-либо из­вестных событиях, предлагаемых ведущим или выбранных ими самими, будут четко придерживаться определенного общего для всех алгоритма. Алгоритмы могут быть разными. Например, удоб­но пользоваться следующим: факт (что произошло) — причины, повод — сопутствующие события — аналогии и сравнения — последствия. Это значит, что о чем бы ни шла речь, рассказчик должен обязательно фиксировать все отмеченные моменты именно в этой последовательности. Можно использовать алгоритм Ци­церона: «кто-что-чем-зачем-как-когда», но не надо следовать ему слепо. Пункты «кто», «зачем» пропускаются, если речь идет о стихийном бедствии. Попробуйте разработать свои алгоритмы.

Упражнение дисциплинирует и углубляет мышление.

ВОПРОСЫ

1. Что такое мышление?

2. Какие уровни мышления вы знаете?

3. Что мы называем интуитивным мышлением?

4. В чем отличие мышления от ума?

5. Какие качества мышления вы знаете?

6. Какие отличительные особенности мышления как одного из познавательных процессов проявляются в следующих при­мерах?

А. Подойдя к трамвайной остановке не в часы «пик» и заметив на ней необычно много людей, вы догадывае­тесь: давно не было трамвая.

Б. Придя однажды домой и заметив, что сынишка-дошколь­ник непривычно молчалив, мать невольно думает: забо­лел или напроказил. (По И.М. Палею, 1966.)

7. Некоторые учащиеся 5-го класса на вопрос, были ли рабо­
владельцами фараон, визирь, жрец, отвечали отрицательно. Один
ученик так обосновал свой ответ:

«Фараон — не рабовладелец. Он посылал владеть рабами судью, а сам ехал на войну. Визирь — не рабовладелец. Он передавал владение рабами своему помощнику-советнику. Жре­цы — не рабовладельцы, так как они только жили при храме». (По И.М. Палею, 1966.)

Какими недостатками в усвоении понятия «рабовладелец» объ­ясняется ошибка учащегося?

8. Какая мыслительная операция недостаточно развита у школьников, вследствие чего у них наблюдаются ошибки в ре­шении задач?

A. Ребенка, поступившего в школу, спрашивают: «Что та­
кое птица?» Он отвечает: «Она серенькая, маленькая,
имеет маленький носик и ротик».

Б. Ребенку предлагают задачу: «У мальчика было 3 конфе­ты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?» Не обращая внимания на вопрос, ученик говорит: «Нуж­но искать ее и найти».

B. Ребенку вспомогательной школы дают набор картинок
и предлагают разложить их на группы по принципу «что
к чему подходит». Ребенок раскладывает так: одежду
кладет около шкафа, моряка — на корабль, бабочку
объединяет с цветами и т.д. (По С.Я.Рубинштейну.)







Date: 2015-10-18; view: 1626; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию