Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приемы развития мыслительной деятельности
Для развития мышления можно использовать различные задачи и даже различные диагностические методики, предложенные, например, в книге «Методики психодиагностики в спорте» (под редакцией В.Л.Марищука. — М., 1990). Упражнение 1. «ВОПРОШАЙКА» В качестве материала можно использовать любую сюжетную картинку, имеющую проблемное содержание. Игра строится по-разному, в зависимости от возраста и обстоятельств. Младшим школьникам предлагается задавать вопросы обо всем, что они хотят узнать. Если учитель не сможет ответить, то выигрывает ученик. Подростки могут играть между собой. После того как ученик спросил все, что хотел, можно предложить ему составить небольшой рассказ по этой картинке и обратить внимание, на какие вопросы он дал ответы, а на какие — нет. Отмечается также характер вопросов, склонность к стереотипам, четкость и т.д. Упражнение 2. «КЛЮЧ К НЕИЗВЕСТНОМУ» А. Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Дети задают вопросы, а учитель отвечает. Учитель объясняет, что вопросы — это ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый ключ открывает определенную дверь. Ключей много. На каждом занятии предлагается по 2—3 «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например, «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства? Б. Ученикам подросткового возраста вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы изображение на рисунке и фотографии по внешнему виду напоминало какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержало в себе ряд противоречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено. Ставя вопросы об изображении непонятного объекта, можно использовать следующую схему: К какому виду явлений относится''_______.___________ Почему изменяется?_______________________________ Что влияет на него?_____________________________.__ Какие имеет свойства?_____________________________ и т.д.__________________________ ____ Представьте, что перед вами изображение совершенно непонятного объекта. Какие вопросы вы можете задать, чтобы понять, что это"'' Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом. Упражнение 3. «СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ» Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Для младших школьников это сравнение хорошо знакомых предметов: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд, при этом можно использовать их наглядное изображение. Для старших школьников понятия могут быть сложнее: картина и фотография, утро и вечер, упрямство и настойчивость. Отметьте общее число правильных ответов,, количество ошибок (сравнение по разным основаниям), соотношение отмеченных признаков сходства и различия, преобладающие признаки (внешние, функциональные, классо-родовые отношения и проч.). Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения, или тот, кто назвал признак последним. Упражнение 4. «ОПЕЧАТКА» В тексте допущена опечатка — в одном предложении пропущено коротенькое слове. Из-за этого оно противоречит смыслу всего текста. Найдите это предложение и исправьте опечатку. «Многие знатные вельможи смирились с потерей своего влияния на государственные дела. Чтобы устранить всесильного министра, они устраивали заговоры, в которых были замешаны даже мать, жена и брат короля. Но Ришелье беспощадно подавлял сопротивление вельмож, заключал их в тюрьму и многих казнил. Некоторые знатные феодалы укрывались от гнева Ришелье в своих замках. Отсюда они давали отпор королевским чиновникам и войскам! Ришелье приказал срыть укрепленные замки дворян». (История средних веков. 6 класс. — М., 1985.) Эти упражнения направлены на развитие критичности мышления. Упражнение 5. «ПОИСК АНАЛОГОВ» Называется какой-либо предмет или явление, например, «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, могут быть названы «птица» и «бабочка» (летают и садятся), «автобус» и «поезд» (транспортные средства), «штопор» и «вертолет» (важные детали вращаются). Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов. Упражнение направлено на выделение свойств, умение классифицировать предметы по признакам. Упражнение 6 «ПОИСК ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПРЕДМЕТОВ» Называется какой-либо предмет, например, «дом». Надо назвать как можно больше других предметов противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам. Например, в данном случае могут быть названы: «сарай» (противоположность по размеру и степени комфорта): «поле» (открытое или закрытое пространство), «вокзал» (чужое или свое помещение) и т.д. Побеждает тот, кто указал наибольшее количество групп противоположных предметов, четко аргументировав свои ответы. Упражнение направлено на сравнение предметов, поиск свойств предмета. Упражнение 7 «ПОИСК ПРЕДМЕТОВ ПО ЗАДАННЫМ ПРИЗНАКАМ» Ставится задача назвать как можно больше предметов, обладающих несколькими противоположными признаками и функциями, и в этом смысле похожих на 2—3 предмета, приведенных в качестве иллюстрации. Например, дверь и закрывает, и открывает выход из помещения; выключатель и зажигает, и гасит свет. Ответы могут быть банальными (водопроводный кран) и небанальными: рука — и бьет, и гладит. Побеждает тот, кто дал больше небанальных ответов. Упражнение позволяет легко находить аналогии между различными предметами и явлениями. Упражнение 8 «ПОИСК СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ» Называются два предмета, например, «лопата» и «автомобиль», надо подобрать предметы, являющиеся как бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими названными предметами. Например, в данном случае это могут быть «экскаватор» (сходен с лопатой по функции, а с автомобилем входит в одну группу — транспортные средства), «рабочий» (он копает лопатой и одновременно является владельцем автомобиля). Допускается использование и 2—3 соединительных звеньев (лопата — тачка — прицеп — автомобиль). Особое внимание обращается на четкое обоснование и раскрытие содержания каждой связи между соседними элементами цепочки. Побеждает тот, кто дал больше аргументированных вариантов ответов. Упражнение позволяет легко устанавливать связи между предметами и явлениями. Упражнение 9. «ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО СЛОВА» Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но верные ответы. Упражнение позволяет научиться классифицировать предметы по свойствам. Упражнение 10 «ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ» Называется знакомый всем предмет, например, «кирпич». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого предмета и не касалось бы несущественных. Побеждает тот, чье определение однозначно характеризует данный предмет, т.е. любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит. Упражнение развивает четкость и стройность мышления, помогает выработать самостоятельность формулировок. Упражнение И «ВЫРАЖЕНИЕ МЫСЛИ ДРУГИМИ СЛОВАМИ» Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой мысли другими словами. Причем ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов. Упражнение формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли. Упражнение 12. «ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРИЧИН» Сообщается о некотором событии, например: «Один человек вдруг неожиданно грубо ответил на вопрос другого». Надо назвать как можно больше возможных причин этого, пользуясь заданным (или созданным совместно в группе) алгоритмом выявления причин, исходя из того, что причины события могут находиться в субъекте действия, его объекте и в ситуации. Эта классификация сразу же направит поиск причин в трех различных направлениях. Кроме того, в каждом из этих случаев причины могут быть преднамеренными и непреднамеренными, постоянными или временными, ближайшими или отдаленными и т.д. Следует рассмотреть всевозможные пересечения этих различных классификаций и привести хотя бы по одной причине каждого вида (если это возможно). Вначале этот алгоритм может быть задан на карточке (в виде таблицы с обозначенными строками и столбцами, но с пустыми клеточками или в виде классификационного дерева); постепенно он переходит во внутренний план и становится надежно работающим внутренним приемом анализа любого явления, с которым знакомится учащийся. Упражнение направлено на формирование установки на всесторонний анализ ситуации. Упражнение 13 «ПЕРЕЧЕНЬ ЗАГЛАВИЙ К РАССКАЗУ» К небольшому рассказу или сообщению необходимо подобрать как можно больше заглавий, отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными или формальными, т.е. по существу верными, но не схватывающими главное, или образными, яркими, эмоциональными. Учитываются ответы любого типа. Упражнение позволяет научиться легко выражать мысли одной фразой. Упражнение 14. «СОКРАЩЕНИЕ РАССКАЗА» Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказа. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь 1—3 предложения и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа должно сохраниться, а второстепенные моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов. Упражнение способствует организованности и вырабатывает четкость, умение отвлекаться от мелочей. Упражнение 15 «ПОСТРОЕНИЕ СООБЩЕНИЯ ПО АЛГОРИТМУ» Участники договариваются, что, рассказывая о каких-либо известных событиях, предлагаемых ведущим или выбранных ими самими, будут четко придерживаться определенного общего для всех алгоритма. Алгоритмы могут быть разными. Например, удобно пользоваться следующим: факт (что произошло) — причины, повод — сопутствующие события — аналогии и сравнения — последствия. Это значит, что о чем бы ни шла речь, рассказчик должен обязательно фиксировать все отмеченные моменты именно в этой последовательности. Можно использовать алгоритм Цицерона: «кто-что-чем-зачем-как-когда», но не надо следовать ему слепо. Пункты «кто», «зачем» пропускаются, если речь идет о стихийном бедствии. Попробуйте разработать свои алгоритмы. Упражнение дисциплинирует и углубляет мышление. ВОПРОСЫ 1. Что такое мышление? 2. Какие уровни мышления вы знаете? 3. Что мы называем интуитивным мышлением? 4. В чем отличие мышления от ума? 5. Какие качества мышления вы знаете? 6. Какие отличительные особенности мышления как одного из познавательных процессов проявляются в следующих примерах? А. Подойдя к трамвайной остановке не в часы «пик» и заметив на ней необычно много людей, вы догадываетесь: давно не было трамвая. Б. Придя однажды домой и заметив, что сынишка-дошкольник непривычно молчалив, мать невольно думает: заболел или напроказил. (По И.М. Палею, 1966.) 7. Некоторые учащиеся 5-го класса на вопрос, были ли рабо «Фараон — не рабовладелец. Он посылал владеть рабами судью, а сам ехал на войну. Визирь — не рабовладелец. Он передавал владение рабами своему помощнику-советнику. Жрецы — не рабовладельцы, так как они только жили при храме». (По И.М. Палею, 1966.) Какими недостатками в усвоении понятия «рабовладелец» объясняется ошибка учащегося? 8. Какая мыслительная операция недостаточно развита у школьников, вследствие чего у них наблюдаются ошибки в решении задач? A. Ребенка, поступившего в школу, спрашивают: «Что та Б. Ребенку предлагают задачу: «У мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?» Не обращая внимания на вопрос, ученик говорит: «Нужно искать ее и найти». B. Ребенку вспомогательной школы дают набор картинок Date: 2015-10-18; view: 1626; Нарушение авторских прав |