Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение межкультурных конфликтов





Нормальный человек, каким бы неконфликтным он ни был, не в состоянии прожить без разногласий с окружающими. Сколь­ко людей — столько мнений, и интересы разных людей неизбеж­но вступают в противоречие друг с другом.

В современной конфликтологии возникновение конфликтов объясняется самыми разными причинами. В частности, существу­ет точка зрения, что вражда и предубежденность между людьми извечны и коренятся в самой природе человека, в его инстинктив­ной «неприязни к различиям». Так, например, представители со­циал-дарвинизма утверждают, что законом жизни является борьба за существование, которая наблюдается в животном мире и которая проявляется в человеческом обществе в виде различного рода конфликтов. А потому, утверждают они, конфликты для человека так же необходимы, как питание или сон.

Проведенные исследования опровергают эту гипотезу, дока­зывая, что как враждебность к иностранцам, так и предубеждения против какой-то конкретной народности не являются всеобщими. Они возникают под влиянием причин социального характера. Этот вывод в полной мере относится и к конфликтам, носящим меж­культурный характер.

Диапазон причин возникновения межкультурных конфликтов (как и конфликтов вообще) предельно широк: в основе конфлик­та могут лежать не только недостаточные знания языка и связан­ное с этим простое непонимание партнера по коммуникации, но и более глубокие причины, нечетко осознаваемые самими уча­стниками. Возникающие конфликты нельзя рассматривать только лишь как деструктивную сторону процесса коммуникации, они имеют также и свои позитивные аспекты. Согласно теории пози­тивного конфликта конфликты понимаются как неизбежная часть повседневной жизни и не обязательно должны носить дисфункциональный характер.

Существует множество определений понятия «конфликт». Чаще всего под конфликтом понимается любой вид противоборства или несовпадения интересов. Поскольку детальное рассмотрение кон­фликта не является нашей целью, отметим лишь те его аспекты, которые, на наш взгляд, непосредственно связаны с проблемой межкультурного общения. И поэтому конфликт будет рассматри­ваться не как столкновение или конкуренция культур, а как нару­шение коммуникации.

Конфликт имеет динамический характер и возникает в самом конце ряда событий, которые развиваются, исходя из имеющихся обстоятельств. (Положение вещей - возникновение проблемы конфликт.) Возникновение конфликта вовсе не означает прекра­щения отношений между коммуникантами; за этим скорее стоит возможность отхода от имеющейся модели коммуникации, при­чем, дальнейшее развитие отношений возможно как в позитив­ном, так и в негативном направлениях.

Следует подчеркнуть, что в процессе нашей коммуникации с представителями других культур причинами напряженности и конфликта очень часто бывают ошибки атрибуции. Знание или незнание культурных особенностей, включая религиозные и иде­ологические аспекты, играют огромную роль в построении атри­буций. Обладание такой информацией позволяет многое прояс­нить относительно того, что является желательным и на что на­кладывается табу в конкретной культуре.

Вспомним пример с цветами, когда ваш немецкий приятель подарил вам на день рождения четное количество цветов. Сам факт дарения цветов является актом коммуникации. Причем, ваш при­ятель может видеть в нем знак особого расположения к вам, знак примирения или же просто рутинное действие, так как в его куль­туре на день рождения просто принято дарить цветы, не придавая особого значения их четности или нечетности. Но это противоре­чит вашим представлениям о том, сколько цветов должно быть в букете. При соответствующей культурной интерпретации этого факта возникают напряжения, нарушения коммуникации и как следствие развивается конфликтная ситуация. Но созданные вами неверные атрибуции, безусловно, вызывая определенные напряжения в ком­муникации, совсем необязательно должны привести к конфликту. Например, вы можете оценить акт дарения четного количества цветов как простое незнание некоторых особенностей русской культуры и видеть в нем чистую случайность. В то же время это может быть расценено вами как акт неуважения или враждебного отношения. Вы можете подумать, что он наверняка знал, что это не принято, но сделал это, чтобы вас позлить. Как видно, описанный случай пред­ставляет собой хорошую базу для конфликта. Однако и та и другая атрибуции могут быть ошибочны. Например, ваш приятель знал, что это не принято в русской культуре и купил нечетное количе­ство роз, но одна сломалась по дороге. Выбросить еще одну хоро­шую розу для получения нечетного количества он не решился, по­скольку с его культурной позиции это не так важно и т.д. Именно поэтому было бы неправомерно утверждать, что все недостаточно объективные атрибуции и соответственно все напряжения в ком­муникации приводят к конфликту.


Важно подчеркнуть, что процесс перехода конфликтной ситу­ации в конфликт не имеет исчерпывающего объяснения в специ­альной литературе. Попытка дать объяснение данному процессу была предпринята П.Куконковым, который полагает, что пере­ход от конфликтной ситуации к собственно конфликту идет через осознание противоречия самими субъектами отношений, то есть конфликт выступает здесь как осознанное противоречие. Из этого вытекает важный вывод о том, что носителями конфликтов выступают сами социальные актеры (в нашем примере — это вы и ваш немецкий приятель). Только в том случае, когда вы сами для себя определяете ситуацию как конфликтную, можно говорить о наличии конфликтной коммуникации.

Следует обратить внимание и на другие возможные причины конфликтов. Согласно C Делхес, существуют три основные при­чины коммуникационных конфликтов: личные особенности ком­муникантов, социальные отношения (межличностные отношения) и организационные отношения.

К личностным причинам конфликтов относятся ярко выра­женное своенравие, фрустрированные индивидуальные потребно­сти, низкая способность или готовность к адаптации, подавлен­ная злость, несговорчивость, ярко выраженное честолюбие, карь­еризм, жажда власти или сильное недоверие. Эти причины конф­ликтов обусловлены исключительно личными качествами конк­ретного человека. На основании определенных признаков лично­сти такие люди часто вызывают конфликты.

К социальным причинам возникновения конфликтов относятся сильно выраженное соперничество, недостаточное признание спо­собностей, недостаточная поддержка или готовность к компро­миссам, противоречивые цели и средства для их достижения.

К организационным причинам конфликтов относят перегруз­ку работой, неточные инструкции, неясные компетенции или от­ветственность, противоречащие друг другу цели, постоянные из­менения правил и предписаний для отдельных участников комму­никации, глубокие изменения или переструктуризацию укоренив­шихся позиций и ролей.

Возникновение конфликтов возможно в первую очередь среди людей, которые находятся между собой в достаточно зависимых отношениях (например, партнеры по бизнесу, друзья, коллеги, родственники, супруги). Чем теснее эти отношения, тем вероят­нее возникновение конфликтов; причем, частота контактов с дру­гим человеком повышает возможность возникновения конфликт­ной ситуации в отношениях с ним. Это верно как для формаль­ных, так и для неформальных отношений. Таким образом, причинами коммуникативных конфликтов в межкультурном общении могут оказаться не только культурные различия. За этим часто стоят вопросы власти или статуса, социальное расслоение, конф­ликт поколений и т.д.

В ситуации межкультурной напряженности или конфликта наблюдается чрезмерное акцентирование различий противобор­ствующими сторонами, которое может принимать форму проти­вопоставления своей этнической группы другой группе. Следует сказать, что в реальной жизни «чисто» межкультурные конфлик­ты не встречаются. Реальные отношения предполагают наличие целого множества взаимопроникающих конфликтов, и было бы ошибкой считать, что в основе любого конфликта между предста­вителями различных культур будет лежать незнание культурных особенностей партнера по коммуникации. Поэтому не следует питать иллюзий относительно того, что одно лишь знание куль­турных различий является ключом к разрешению межкультурных конфликтов, однако всегда следует учитывать, что возможное на­рушение коммуникации может быть вызвано неверными атрибу­циями коммуникантов.


 

литература

Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопони­мания. — Киев, 1989.

Квинн В. Прикладная психология. — Спб., 2000.

Куконков П. Социальная напряженность как этап в процессе разви­тия конфликта // Социальные конфликты. — Вып. 9. — М., 1995.

. Лозовский Б. Н. Искусство взаимопонимания. — М., 1990.

Росс Л., Нисбетг Р. Человек и ситуация. — М., 1999.

Сикевич З.В. Социология.и психология национальных отношений. — Спб., 1999.

Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. —М., 1998.

Стефаненко Т. Этнопсихология. — М., 1999.

Delhees К. Soziale Kommunikation. Psychologische Grundlagen fur das Miteinander in der modernen Gesellschaft. Opiaden, Westdeutscher Verlag, 1994.

Gudykunst W. Attributing Meaning to Stranger's Behavior // Bridging Differences. Effective Intergroup Communication. Thousand Oaks u. a., 1994.

Hall E. Beyond Culture. New York, London,1989.

Heider, F. The psychology of interpersonal relations. New York, Wiley, 1958.

Hewstone М., Jaspars J. Social dimensions of attribution // The social dimension. (Ed.) Н. Tajfel. — Cambridge, University Press, 1984.

Kelly Н. Attribution theory in social psychology // D. Levine (Ed.), Neb­raska symposium on motivation (Vol.15). Lincoln, 1967.

Maletzke G. Interkulturelle Kommunikation. Opiaden Westdeutscher| Verlag, 1996. |

Peltgrew Th. The ultimate attribution error: Extending Allport's cognitive'! analysis of prejudice. Personality and Social Psychology Bulletin, 5,1 1979.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как проходит процесс восприятия? Назовите основные характерис­тики восприятия.

2. Как проявляется влияние культуры на наше восприятие? Приведите) примеры из своей жизни. 3. Почему люди создают атрибуции? Что называют фундаментальной! ошибкой атрибуции? Каковы причины необъективных атрибуций?

4. В чем заключается социальный характер атрибуции? Что такое элементарная ошибка атрибуции? Какова роль социальных атрибуцийвпроцессе межкультурного взаимодействия?

5. Каковы основные причины возникновения конфликтов в процессе меж­культурной коммуникации? Какое влияние оказывают социальные ат-рибуции на возникновение коммуникационных конфликтов между j представителями различных культур?

 







Date: 2015-10-18; view: 694; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию