Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизм формирования предрассудков





Многочисленные отечественные и зарубежные исследования психологии человека показывают, что в ней существует особый механизм, при помощи которого становится возможным напра­вить свою эмоциональную реакцию на человека, причинно не свя­занного с возникновением этой реакции. Данный механизм чаще всего используется в культивации этноцентризма, стереотипов и предрассудков и называется процессом перемещения.

Суть этого процесса сводится к переносу выражения эмоций в иную ситуацию, где это можно осуществить либо безопасно, либо с большой выгодой. Психологическое перемещение используется людь­ми или бессознательно, в качестве защитного механизма психики, или же преднамеренно, в поисках козла отпущения, на котором можно было бы выместить досаду по поводу какой-либо ситуации. При этом психологическое перемещение не является атрибутом только инди­видуальной психической деятельности. Оно встречается и в коллек­тивных психических процессах и может охватывать значительные массы людей. Механизм перемещения применяется для того, чтобы направить гнев и враждебность людей на объект, не имеющий ника­кого отношения к причинам этих эмоций.

Развиваясь на почве неполного или искаженного знания, пред­рассудки могут возникать по отношению в объектам самого раз­личного рода: к вещам и животным, к людям и их ассоциациям, к идеям и представлениям и т.д. Но самым распространенным видом предрассудков все-таки являются этнические. Сохранению и широкому распространению последних способствуют некоторые со­циально-психологические причины, вытекающие из социально-экономических условий жизни людей. Одна из этих причин — по­пытка представителей доминирующей этнической группы, находя­щихся внизу социальной лестницы, найти источник психического удовлетворения от чувства мнимого превосходства. Отсутствие дей­ствительного престижа при низком социальном положении среди господствующей этнической группы компенсируется иллюзорным престижем от сознания принадлежности к «высшей расе».

В зарубежной психологии существует довольно большое число теорий происхождения предрассудков. Одной из таких теорий яв­ляется теория фрустрации и агрессии. Она заключается в том, что в человеческой психике в силу определенных причин, вызванных какими-то отрицательными эмоциями, создается состояние на­пряжения — фрустрация. Это состояние требует своей разрядки, и ее объектом может стать любой человек. В ситуации, когда причи­ны трудностей и невзгод видятся в какой-либо этнической груп­пе, раздражение направляется против этой группы, по отноше­нию к которой, как правило, уже имеется негативная установка или же враждебное предубеждение, i

Существует также теория, которая формирование предрассудков объясняет потребностью людей определить свое положение в отно­шении других. При этом часто акцент делается на превосходство своей этнической группы (и тем самым своего, индивидуального) над другими. В процессе такого самоутверждения, как правило, уни­чижаются достижения соответствующей группы и особенно подчер­кивается неприязненное отношение к ней. В данном случае, по мне­нию Г. Тэджфела, можно говорить о социально-экономическом, куль­турном и политическом контекстах межгрупповых отношений, ко­торые в свою очередь связаны с этнической и культурной идентифи­кацией взаимодействующих групп. Причем, позитивная идентифи­кация связывается в основном со своей культурной группой, а по отношению к чужой культурной группе демонстрируется негативная идентификация или даже открытая дискриминация, i

Для каждого отдельного индивида все сказанное означает, что предрассудки усваиваются им в процессе социализации и крис­таллизуются под влиянием культурно-групповых норм и ценнос­тей. Их источником служит ближнее окружение человека, в пер­вую очередь родители, учителя, приятели. Тем самым индивиду­альные предрассудки в большинстве случаев возникают не из лич­ного опыта межкультурного общения, а посредством усвоения ранее сложившихся предрассудков.

 







Date: 2015-10-18; view: 356; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию