Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и детерминирующие факторы восприятия





Психологами установлено, что первичное восприятие челове­ка часто является решающим фактором для последующего взаи­модействия с ним. Общение с незнакомым человеком требует ис­пользования определенного запаса знаний для оценки возможных результатов и последствий от контактов с ним. Здесь обычно в качестве критериев берутся собственные культурные нормы, на основе которых оцениваются его внешность, внутренние качества, поведение. Опираясь на субъективные представления о том, «как должно быть», делаются соответствующие выводы и даются оцен­ки. При этом возникает вопрос о соответствии этих выводов и оценок реальной действительности, поскольку восприятие других людей зачастую происходит неосознанно, автоматически.

Каждому человеку кажется, что он в состоянии объективно оце­нить другого человека. Такого рода представление вызвано тем, что восприятие субъектом других людей исходит из его впечатлений и представлений о них. Вся информация о других людях поступает через органы чувств в форме ощущений. Затем данной информа­ции придается какое-либо значение, т.е. она интерпретируется. На­пример, телефонный звонок, который мы слышим, является ощу­щением, а вот значение, которое придается этому звуку, будет уже нашей интерпретацией. В частности, неожиданный телефонный звонок в 3 часа ночи в большинстве случаев будет интерпретирован как сигнал того, что случилось что-то непредвиденное, в то время как тот же телефонный звонок в течение дня мы обычно интерпре­тируем как нормальную, ежедневную ситуацию.

Процесс восприятия предполагает отражение в сознании че­ловека отдельных ощущений о предметах, ситуациях и событиях внешнего мира, в результате которого сенсорные данные отбира­ются и организуются таким образом, чтобы мы могли понять как очевидные, так и скрытые характеристики окружающего мира. При этом наше восприятие мира и последующее суждение о нем не являются свободными от эмоций, мотиваций или представлений. Например, похожих на нас людей мы склонны воспринимать по­зитивнее, чем непохожих; то же относится к людям, напоминаю­щим тех знакомых, с которыми мы когда-то имели опыт позитив­ного общения. Более того, на основании своего прошлого опыта человек структурирует и перерабатывает поступающие от органов чувств сигналы таким образом, что они могут служить для преодо­ления конкретных жизненных затруднений. Как правило, интер­претация и структурирование поступающей информации проис­ходит на основании предыдущего опыта. Надо сказать, что такой подход себя оправдывает, поскольку обеспечивает успешное пре­одоление затруднений и доказывает свою практическую эффек­тивность. Однако при определенных обстоятельствах это может способствовать искажению восприятия.

Восприятие человеком информации об окружающей среде осу­ществляется избирательно. Культурный и жизненный опыт, эмо­ции, воспитание, образование каждого человека индивидуальны и неповторимы, и по этой причине люди просто не в состоянии давать одним и тем же событиям одинаковую интерпретацию. Получая информацию из окружения, человек систематизирует и упорядочивает ее в удобной для себя форме. Это означает, что воспринимаемые вещи, люди, отношения, события и явления под­разделяются на соответствующие группы, классы, виды, то есть категории. Категоризация помогает упростить действительность, сделать ее более понятной и доступной, что позволяет легче спра­виться с огромным потоком информации о людях, явлениях, со­бытиях. Кроме того, с помощью категоризации становится воз­можным строить предположения и предсказания, структурировать и устанавливать связь между нашими знаниями о людях и окружа­ющем мире, описывая типичные образцы поведения и отдельные поступки людей, давая им характеристику. Если человек делит ка­кую-либо область окружающего на категории, то он тем самым груп­пирует все объекты данной категории (вещи, люди), исходя из их общих признаков, не учитывая их различий. Однажды созданная и использованная на практике категория впоследствии оказывает постоянное влияние на то, как мы позднее будем воспринимать наше социальное окружение, того или иного человека.

Категоризация является необходимым элементом восприятия окружающего мира. Вещи приобретают ясность только в том слу­чае, если установлено их четкое отличие от других вещей. Если категории уже сформированы, то мы принимаем их за само собой разумеющиеся и границы между ними воспринимаем как «нор­мальные». Но, с одной стороны, строго очерченные, жесткие ка­тегории затрудняют адекватное восприятие мира и создают про­блемы, особенно в межличностном общении. С другой стороны, если какое-либо событие не может быть категоризовано, то воз­никает беспокойство или даже страх по этому поводу, поскольку создается ситуация неопределенности и неясности. Для того что­бы легче «справляться» с окружающей действительностью, необ­ходимы гибкие категории.


При восприятии и оценке окружающего мира человек руко­водствуется своими представлениями о красоте, дружбе, свободе, справедливости и т.д. Эти представления зависят от предыдущего жизненного опыта, личных интересов, воспитания, социально-экономических факторов и т.д. В силу действия всех этих факто­ров мир человеку открывается самыми разными сторонами: от наи­более благоприятных для него до несущих угрозу его существова­нию. Это означает, что восприятие действительности человеком обусловлено культурными, социальными и личностными характе­ристиками. Из огромного числа факторов такого рода ученые вы­деляют четыре главных, которые в основном определяют наше восприятие действительности в процессе коммуникации: фактор первого впечатления, фактор превосходства, фактор привлекатель­ности и фактор отношения к нам.

Для процесса коммуникации фактор первого впечатления име­ет большое значение, поскольку образ партнера, который начина­ет формироваться сразу же при знакомстве, становится регулято­ром всего последующего поведения. Первое впечатление необхо­димо для того, чтобы правильно и эффективно начать общение в данной ситуации. В каждом конкретном случае общение строится различным образом в зависимости от категории партнера, что определяет технику общения. Выбор техники общения диктуется характеристиками партнера, которые и позволяют отнести его к какой-то категории, группе. При начале общения в фокусе вос­приятия оказываются те признаки другого человека, которые по­зволяют определить его принадлежность к той или иной группе в соответствии с особенностями ситуации общения и требованиями к построению дальнейшего поведения.

Первое впечатление создает только основу для дальнейшего общения, но его оказывается недостаточно для постоянного и дли­тельного общения. В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное восприятие партнера. В этой ситу­ации начинает действовать фактор превосходства, в соответствии с которым происходит определение статуса партнера по коммуни­кации. Исследования показывают, что для определения этого па­раметра коммуникации служат два источника информации:

• одежда человека, включающая все атрибуты внешности че­ловека, в том числе и знаки различия, очки, прическу, драгоцен­ности и т. п.;

• манера поведения (как сидит, ходит, разговаривает и смот­рит человек во время общения).

В одежде и манере поведения человека так или иначе заложе­на информация, свидетельствующая о принадлежности человека к той или иной социальной группе или о его ориентации на ка­кую-то группу. Различные элементы одежды и поведения служат знаками групповой принадлежности как для самого носителя одеж­ды и автора поведения, так и для окружающих его людей. Пра­вильное понимание знаков такого рода во многом определяет об­щение и взаимодействие людей.

В прежние времена это было настолько важно, что люди опре­деленного профессионального статуса или общественного поло­жения, не только могли, но и должны были носить определенную одежду. Существовали как неписаные нормы, так и строгие пред­писания, что и кому можно или нельзя надевать. В Китае, напри­мер, вплоть доXX века самой распространенной одеждой был халат. Там социальное положение владельца кодировалось фасо­ном и цветом. Так, халат желтого цвета мог носить только импе­ратор, коричневого и белого цветов — престарелые сановники, красного и синего — герои. Студенты носили халаты голубого цвета, крестьяне — белого, бедняки — черного.


В настоящее время, когда практически во всех культурах ис­чезли столь жесткие предписания и ограничения, роль одежды в кодировании социального положения человека все же остается значимой. Можно, вероятно, говорить о существовании неофи­циальной знаковой системы одежды и внешних атрибутов челове­ка, элементы которой одновременно являются признаками, оп­ределяющими формирование первого впечатления о статусе чело­века. Здесь наиболее важными являются три показателя: цена (чем она выше, тем выше статус); силуэт (одежда людей высокого со­циального положения отличается строгим, «официальным» силу­этом); цвет (в разных странах конкретные цвета могут иметь раз­ное.значение). Все эти особенности неосознанно фиксируются сознанием человека и влияют на оценку статуса, а следовательно и на тип взаимоотношений в форме превосходства или равенства партнеров по коммуникации.

Отношения превосходства или равенства определяются также манерой поведения коммуникантов, в которой присутствуют эле­менты, позволяющие судить о статусе человека. Каждый человек по манере поведения может определить свое равенство или нера­венство в общении с другим человеком. Дело в том, что в процес­се общения в той или иной степени проявляется интерес к парт­неру, реакции на информацию и действия, настроение, состояние и т.д. С внешней стороны эти признаки выглядят как высокоме­рие, наглость, уверенность в себе и т. п. Такое поведение может восприниматься по-разному, но почти всегда оно свидетельствует об определенном превосходстве. Об этом же свидетельствует це­лый ряд различных мелких, неписаных деталей общения: расслаб­ленная поза (означает превосходство в ситуации); партнер смот­рит в окно или осматривает свои ногти (явная демонстрация пре­восходства). Если человек говорит непонятно для собеседника, употребляет много специальных терминов, иностранных слов, то есть не стремится к тому, чтобы его поняли, то это воспринимает­ся как интеллектуальное превосходство.

Особенно часто фактор превосходства можно наблюдать при межкультурной коммуникации, когда человек оказывается в ситуации, которую он не понимает, в которой он очень плохо ориен­тируется, и поэтому попадает в определенную зависимость от сво­их партнеров по общению. В этом случае человек, легко ориенти­рующийся в ситуации — «хозяин» ситуации, обязательно будет вести себя более уверенно, независимо и, следовательно, демон­стрировать в манере поведения элементы превосходства.


Таким образом, действие фактора превосходства начинается тог­да, когда при общении человек фиксирует превосходство другого над собой по знакам в одежде и манере поведения. Вследствие этого человек, с одной стороны, строит свое поведение в данный момент, с другой — при оценке личности партнера может допускать ошибки, преувеличивать или преуменьшать те или другие его качества.

Различными психологическими исследованиями достоверно установлено, что существуют реальные основания для восприятия и понимания человека по его внешности. В них доказано, что почти все детали внешнего облика человека могут нести инфор­мацию о его эмоциональном состоянии, отношении к окружаю­щим людям, о его отношении к себе, о состоянии его чувств в конкретной ситуации общения. В данном случае проявляется дей­ствие фактора привлекательности при коммуникации.

По своей сущности фактор привлекательности имеет ту же социальную природу, что и фактор превосходства, а значит, и сход­ный механизм действия. Поэтому знаки привлекательности следу­ет искать не в разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значе­нии того или иного признака, который служит знаком привлека­тельности. У каждого народа существуют свои, отличающиеся друг от друга каноны красоты и одобряемые или не одобряемые обще­ством типы внешности. В этом отношении привлекательность пред­ставляет собой не что иное, как степень приближения к соответ­ствующему типу внешности, максимально одобряемой той социо-культурной группой, к которой принадлежит человек.

Наиболее влиятельным признаком фактора привлекательнос­ти является телосложение человека. Принято выделять три основ­ных типа телосложения: эндоморфное (пикническое) — склон­ные к полноте люди; мезоморфное — стройное, сильное, муску­листое телосложение; эктоморфное (астеническое) — высокие, худые, хрупкие фигуры. Давно доказано, что тип телосложения связан с некоторыми психологическими чертами. Так, пикники обычно более общительны, склонны к комфорту, переменчивы в настроениях. Атлеты характеризуются высоким жизненным тону­сом, любовью к приключениям, а астеники обычно более сдер­жанны, молчаливы, спокойны. В обыденном сознании людей эти связи зафиксированы довольно прочно. Сами по себе все эти типы не имеют особого значения. Главное в них — какой тип телосложения социально одобряется, а какой не получает положительной оценки. Привлекательность определяет­ся социально одобряемым типом и усилиями, затраченными на его получение. На первый взгляд, утверждение такого рода кажется не­сколько абсурдным, поскольку тип телосложения задан природой и не изменяется. Однако по-разному оцениваются, например, тол­стяк, который этого не скрывает, и толстяк, который стремится выглядеть подтянуто. Здесь знаком привлекательности являются усилия, затраченные на приближение к идеалу. Фактором привле­кательности являются усилия человека выглядеть социально одоб­ряемым и желание быть отнесенным к группе с социально одобря­емыми характеристиками.

Как правило, рассмотрение процесса общения ограничивает­ся вопросами восприятия и понимания других людей. Однако совершенно очевидно, что здесь также важно и рассмотрение вопроса об отношении к нам партнера про коммуникации. Фак­тор отношения к нам проявляется при общении в согласии или несогласии с нами.

В практике общения существует большое количество косвен­ных признаков согласия. Это и определенное поведение — кивки, одобряющие и ободряющие, улыбки в нужных местах и многие другие проявления, соответствующие позиции человека. Главное в них, чтобы они выражали согласие с нашей позицией. Тогда выключается механизм восприятия по фактору отношения к нам. Основой этого фактора служит представление о так называемых субъективных группах, которые не существуют в природе, то есть не детерминированы общественными отношениями, а существу­ют только в нашем сознании. Например, человек считает себя умным, знающим инженером, хорошо разбирающимся в полити­ке и футболе, счастливым в семейной жизни и т.д. Это то же са­мое, что относить себя к группам умных людей, знающих инжене­ров, знатоков политики, футбола и др.

Действие указанных факторов происходит постоянно, однако роль и значение каждого из них в той или иной конкретной ситу­ации различна. Отсюда и восприятие одних и тех же явлений про­исходит каждый раз специфическим образом. По этой причине восприятие человеком окружающего мира носит избирательный характер. Люди, ситуации, явления и окружающие предметы вос­принимаются индивидами не абсолютно адекватно и не такими,

как их описывают другие наблюдатели, а чаще всего такими, ка­кими эти индивиды ожидают увидеть. При этом определенные объекты воспринимаются вполне осознанно, внимательно, посколь­ку являются особо значимыми. Другие объекты рассматриваются приближенно или же вообще игнорируются. Важнейшим факто­ром, управляющим этим процессом, является степень значимости объекта для воспринимающего. Так, если необходимы капли от насморка, то в поле восприятия будут попадать все аптечные ки­оски с характерным знаком зеленого креста, а все другие знаки будут ускользать от вашего внимания. Восприятие всех явлений окружающего мира фильтруется через упорядоченную систему установок, значимости полученной информации, а также ожида­ний, интересов, чувств, черт характера.

 







Date: 2015-10-18; view: 488; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию