Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Профессионализм специалиста по социальной работе как условие повышения эффективности его деятельности
Результат социальной работы зависит от таких сущностных характеристик личности, как " профессионализм", "профессиональная компетентность", " личность профессионала". Категория профессионализма должна рассматриваться в диалектическом единстве проявлений деятельного и личностного, как профессионализм личности и профессионализм деятельности [21]. Профессионализм личности предполагает высокий уровень развития профессионально важных качеств, личностно деловых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста. Профессионализм деятельности включает в себя высокую квалификацию и компетентность, разнообразие профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью. По Н.В. Кузьминой, профессионализм деятельности - это качественная характеристика субъекта деятельности, представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления. По мнению Бодалева А.А., профессионализм – это не только яркое развитие способностей, но и глубокие, широкие знания в той области деятельности, в которой он проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для ее успешного выполнения [1]. Холостова Е.И. расширяет это понятие, считает, что профессионализм социального работника – это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только эффективность и успешность профессиональной деятельности, но непременно и наличие психологических компонентов – внутреннего отношения личности к избранной профессии, эмоциональной включенности в нее, соответствующего состояния профессионально значимых качеств и уровня профессиональных притязаний [21]. Описывая зарубежный опыт профессиональной подготовки социальных работников, Холостова Е.И. выделяет базовую характеристику профессий социальной карьеры во Франции, к которым относится профессия социального работника. Такой характеристикой вне зависимости от профиля и специализации является: 1.Способность обеспечить допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами, с другой; 2. Выполнять своеобразную роль " третьего человека", связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом; 3. Умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности; 4. Умение работать в условиях неформального общения, оставаясь за спиной, в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента; способность сочувствовать, сопереживать клиенту в решении его проблем; 5. Умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; коммуникабельность, экстравертность [21]. Итак, ученые рассматривают профессионализм как высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности. В Международном профессиональном стандарте социального работника заложены 12 интегральных профессиональных умений, которыми, как минимум, должны овладеть социальные работники, не зависимо от специфики их конкретной деятельности: 1. Выслушивать других с пониманием и целенаправленностью. 2. Выявлять информацию и собирать фаты, необходимые для подготовки социальной истории, оценивания ситуации; 3. Создать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности; 4. Наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы; 5. Активизировать усилия клиентов по решению собственных проблем, добиться их доверия; 6. Обсуждать острые темы в позитивном, эмоциональном настрое, без нажима и угроз; 7. Выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей; 8. Вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы; 9. Разрабатывать новаторские решения проблем клиентов; 10. Посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами; 11. Беспечивать межинституционные связи; 12. Интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в финансирующих фондах, общественных, законодательных инстанциях. Существуют разные подходы к классификации интегральных умений социального работника. При характеристике требований к специалисту используются термины "компетенция", "компетентность". Компетенция - круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом Компетенция в широком смысле этого слова понимается, как "способность выполнить какую-то задачу или сделать что-то"[19]. Термин "компетентность" является междисциплинарным и используется во многих гуманитарных науках, в том числе и в социальной работе. Профессиональная компетентность означает: во-первых, соответствие уровня и содержания знаний и умений работника уровню и содержанию выполняемых им должностных обязанностей, предоставляемым правам; во-вторых, наличие у работника прав и обязанностей для выполнения стоящих перед ним задач; в-третьих, умение работника практически действовать, сделать конкретное дело и обеспечивать в работе требуемые результаты. Совет по образованию США разработал 10 критериев компетентности социального работника общего профиля, который должен уметь выполнять следующее: 1. Идентифицировать и оценивать ситуацию в тех случаях, когда требуется начать (или прекратить), усилить, восстановить, защитить отношения между людьми и социальными институтами; 2. Разработать план, основанный на оценке проблемы и изучении достигаемых целей и адекватных выборов, и обеспечить его выполнение с целью улучшения благосостояния человека; 3. Развить способности человека в решении проблем, в преодолении стрессов; 4. Связать людей с системами, которые обеспечивают их (людей) ресурсами, услугами и возможностями; 5. Эффективно защищать наиболее дискриминируемых и уязвимых членов сообществ; 6. Способствовать эффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами и возможностями; 7. Активно участвовать в создании новых, модифицированных или совершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, основанными и чувствительными к запросам потребителей услуг, и в устранении тех систем, которые не являются справедливыми; 8. Оценить эффективность проделанной работы; 9. Постоянно совершенствоваться в профессии, расширяя базу профессиональных знаний и соблюдая стандарты и этические нормы профессии; 10. Содействовать совершенствованию службы [27]. Среди различных типов компетентности коммуникативная компетентность занимает одно из ведущих мест. Это способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в социуме. В ее состав входят: 1. Умение ориентироваться в социальных ситуациях; 2. Умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей; 3. Умение выбрать и реализовать адекватные способы взаимодействия [1]. Компетентность обеспечивается базовым образованием, самообразованием в процессе практической деятельности. Формированию компетентности способствует также изучение и заимствование чужого опыта (отечественного и зарубежного), обучение на курсах, участие в семинарах, конференциях по проблемам социальной работы и т.д. поддерживаемые таким образом знания и умения обеспечивают высокое качество труда социального работника и его результатов. Профессионализм и профессиональная компетентность – как ведущие слагаемые социальной работы - базируются и формируются не только на основе знаний и умений, но и личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентаций и интересов специалиста по социальной работе. Исследователи выделяют три группы качеств специалиста по социальной работе: 1. Психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности; 2. Психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование специалиста по социальной работе как специалиста – профессионала; 3. Психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния [29]. Роль личностных качеств специалиста по социальной работе, несомненно, велика в его профессиональной деятельности. На специалиста по социальной работе возлагается особая миссия, которую он может выполнить только при условии формирования особых профессиональных и личностных качеств. Итак, к характеристикам профессионализма в целом относятся: высокая продуктивность, высокий уровень квалификации, владение современными знаниями и современными способами решения профессиональных задач, стабильность высоких показателей качества работы, профессиональная компетентность. Каждая профессия обладает системой ценностных предпочтений, которые задают цель, смысл и направление деятельности специалистам, работающим на той или иной сфере. Ученые выделяют четыре уровня ценностей специалиста по социальной работе: 1. Высокий уровень – экзистенциальные ценности, идеологическая основа профессии; 2. Первый уровень ценности- цели; подчиненность ценностей первого уровня экзистенциальным ценностям обеспечивает гуманистический характер профессиональной деятельности через регуляцию ее целостного компонента; 3. Второй уровень ценности-принципы, в которых отражена подчиненность процессуального компонента профессиональной деятельности гуманистической идеологии профессии; 4. Третий уровень ценности-нормы обусловлены более высоким уровнем ценностей и определяют гуманистический характер поведенческого компонента [21]. В социальной работе профессиональные ценности ориентируют специалиста по социальной работе на выполнение определенных обязанностей, на ответственность за свою профессиональную деятельность. Среди специфических ценностей специалистов по социальной работе как профессиональной группы приоритетными считаются: 1. Стремление к преимуществу индивида по отношению к обществу; 2. Признание права каждого человека на поддержку общества, когда он уязвим или ему грозит беда, права на уважительное отношение, право на самоопределение, на ошибку; 3. Уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом; 4. Готовность к передаче знаний и умений другим; 5. Уважение индивидуальных и групповых различий; 6. Стремление к развитию способностей подопечного помогает себе самому; 7. Ответственность каждого человека за свои действия и др. Специфические ценности современной украинской социальной работы являются одним из основных источников, лежащие в основе этических нормативов социальной работы в нашей стране, отраженных в Кодексе этики специалиста по социальной работе. Требования, предъявляемые к специалисту в профессиональном кодексе, могут быть условно сведены к двум группам: требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности; требования к личности профессионала. Итак, профессионализм специалиста по социальной работе как ведущая составляющая социальной работы один из необходимых предметов оценки при определении результата его деятельности. Date: 2015-10-18; view: 441; Нарушение авторских прав |