Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды функций государства





 

В западной науке вопрос о функциях государства практически не рассматривается, речь обычно идет о целях и задачах государства. Отечественная юридическая наука, напротив, уже давно исходит из того, что правильное понимание вопроса о функци­ях позволяет увидеть перспективу развития государственных органов, грамотно сосредо­точить усилия и потенциал государства и его органов на главных, решающих участ­ках работы, увеличить коэффициент полезного действия государства, свести к минимуму просчеты и ошибки[75]. Сформированное советскими учеными-правоведами учение о функциях государства, позволившее решить многие вопросы государствоведения, и сегодня не утратило свою практическую и теоретическую значимость. Вместе с тем, исходить из того, что потенциал теоретической проблематики функций государства исчерпан, преждевременно.

Категория «функция» сегодня является общеупотребительной для всех наук, особенно хорошо проработанной в естественных и технических науках. В физике под функцией понимают зависимость одной силы, величины от другой[76]; в биологии, социоло­гии, этнографии и других науках этот термин отождествляется с ролью, которую выполняет тот или иной элемент по поддержанию целостности и устойчивости системы, частью которой он явля­ется[77]. В философской литературе под функцией принято рассматривать «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений»[78].

В правоведении этот термин приобрёл собственное значение, логически вытекающее из того, что государство как, собственно говоря, и право является определённым источником силы, но только не физической, а социальной или политической. Современный период жизни государства показывает, что без его всеобъемлющей и основательной деятельности не может быть обеспечена стабильность, порядок и благополучие общества. Именно эта тотальная в позитивном смысле слова функциональность государства обусловливает жизнеспособность, единство и согласие в обществе, способствует его совершенствованию и процветанию.

С позиций теории государства и права функция государства представляет собой заданное направление, предмет деятельности или содержание деятельности того или иного политико-правового института, их функционирование и бытие. Речь идёт о так называемом социально полезном труде, который выполняет государство во благо общества во всех сферах его жизнедеятельности. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, законодателя, министерства, суда и т.д.

Соответственно функции государства как политико-правовое и социальное явление представляет собой многоаспектный и многоплановый феномен, характеризующий жизнь государства в его социально-содержательном плане. Это - основные, нормативно регламентированные и организационно обеспеченные координаты деятельности государства в рамках определённого направления, обусловленные главными, объективно необходимыми целями, выражающие его сущность и социальное назначение.

Исходя из этого определения, можно констатировать, что:

1. функции современного государства непосредственно обусловлены объективно необходимыми, социально желаемыми целями и задачами;

2. функции государства проявляются в его фактической деятельности, по управлению обществом;

3. функции государства нормативно регламентированы и организационно обеспечены;

4. в процесс осуществления функций государства вовлечен весь механизм государства либо большая его часть, но не отдельный государственный орган, при этом, система функций государства, во многом обусловливает структуру его механизма.

Понятие «функция государства» появилось и стало разносторонне использоваться на прошлом этапе развития отечественной правовой науки, когда (согласно представлениям советских ученых) государству отводилась основная роль в обеспечении классовых интересов, поэтому в них находила проявление так называемая классовая сущность государства и назначение. Например, классовая сущность социалистического типа государства проявлялась в его функциях, его признавали в качестве главного орудия построения социализма, подавления эксплуататорских классов, организации народного хозяйства и движения к коммунизму как высшей форме самоуправления.

Ныне же отмечается отход от узкоклассового понимания функций государства и рассмотрение социального назначения государства как средства социального арбитража, обладающего общесоциальной сущностью.

На постсоветском этапе развития теории государства и права утверждается мнение, что ранее провозглашаемая прямая связь между изменениями сущности и классовых характеристик государства и соответственно его функций оказалась более сложной, многоаспектной многокомпонентной: на функции государства оказывают определяющее влияние не столько узкосоциальные, классовые задачи государства, сколько постоянно изменяющиеся условия и факторы жизнедеятельности общества. Иными словами, изменение функций обусловливается и воздействием идеологических, и духовно-нравственных (мировоззренческих), и политических, и общественно-экономических процессов в социуме. Кроме этого, на функции государства влияют геополитические, цивилизационные, миграционные, демографические, экологические и иные факторы жизнедеятельности. В современный период большинство государств вынуждены больше внимания уделять именно общесоциальным и глобальным функциям, так как от их разрешения зависит судьба частных проблем, в том числе и классовых. Одним словом, усложнение проблем в обществе заставляют отказываться от упрощенчества в понимании функциональных характеристик государства.

Функциональные особенности государства позволяют понять не только государство конкретного типа в ту или иную эпоху, но и так называемую государственность того или иного общества. Видя, как развивалось и эволюционировало государство, можно определить характер и степень изменения его деятельности в обществе, трансформации его органов и акценты их приоритетов в социальных сферах жизнедеятельности. Данные параметры выясняются по тем положительным или отрицательным результатам, которые объективированы вовне (безопасность, условия развития, материальное благосостояние людей и т.д.), по самому отношению общества к роли государства в их жизни.

Рассмотрение понятия «функций государства» требует ответа и на вопрос об их взаимодействии с его задачами и принципами деятельности.

Задачи и функции государства – явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставить, ни отождествлять. В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период. Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства. В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.

Не следует также смешивать функции государства с принципами его формирования и деятельности. Некоторые авторы относят, например, к числу функций современного Российского государства обеспечение народовластия, видят основное назначение такой функции в осуществлении государством посредством представительных и иных органов власти волеизъявления народа по руководству обществом. В действительности же обеспечение народовластия, развитие демократии представляет собой не какую-то отдельную функцию нынешнего Российского государства, а один из закрепленных в главе 1 Конституции Российской Федерации основных принципов его организации и деятельности, одну из основ конституционного строя. Этот и другие принципы Российского государства пронизывают все его функции, оказывают активное воздействие на их развитие, лежат в основе выполнения каждой из них.

В процессе исторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие – углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи – возникают вновь. Но во всех случаях они обусловливаются свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному типу государства.

Не менее важен вопрос, касающийся обобщения имеющихся в юридической науке видов функций государства, т.е. их классификация. Необходимость и важность классификации функций государства вызывается следующими причинами. Во-первых, сугубо научными, познавательными и «образовательными» причинами, ибо глубокое и разностороннее познание деятельности государства требует не только ее общего рассмотрения, но и изучения его функционирования по отдельным частям, вбирающим в себя сходные типовые моменты. Только глубокое и всестороннее изучение последних, а затем – в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом, позволяют дать четкую характеристику, адекватно отражающую реальную действительность жизни государства. А во-вторых, это обусловливается сугубо практическими целями – унификации деятельности государства и совершенствования эффективного управления. Классификация, а точнее ее результаты – объединенные между собой на основе общих признаков и черт функции государства, избавляет исследователей, в том числе и законодателей, занимающихся проблемами унификации, от необходимости предварительного анализа и выявления тех функциональных основ деятельности, более или менее «склонных» к взаимному сближению друг с другом, к глубокой унификации или лишь к внешней гармонизации своих отдельных сторон или аспектов.

В отечественной юридической науке существуют следующие основные классификационные модели функций государства.

1. В зависимости от того, внутри страны или за ее пределами госу­дарство осуществляет свою деятельность, выделяются внешние и внутрен­ние функции. Современному государству присущи следующие внешние функции:

- функция обороны страны;

- функция интеграции в мировое сообщество;

- функция сотрудничества в решении глобальных проблем;

- функция обеспечения мирового порядка.

Во внутренней сфере государство выполняет следующие (внутренние) функции:

- политическая функция;

- экономическая функция;

- идеологическая;

- экологическая;

- охранительная;

- контрольная и др.

В условиях развития интеграционных и цивилизационных процессов, классификация функций на внешние и внутренние приобретает определенную условность. Вполне очевидно, что внутренние и внешние функции любого государства нередко взаимообусловлены, поскольку деятельность государства внутри страны - в сферах экономики, политики, культуры, экологии и др., в немалой степени зависит от внешнеполитической конъюнктуры. Стремление государства как можно успешнее решать свои внутренние зада­чи вынуждает его вступать в партнерские отношения с другими странами и пытаться с их помощью решать задачи, которые оно по тем или иным причи­нам не способно решить в одиночку. В некотором роде внешние функции государства можно рассматривать как продолжение его внутренних функций. Так, например, экономическая функция современного российского государства в известной степени обусловлена мировыми ценами на нефть, газ, металлы и т.п.

В зависимости от степени важности (ценности) решаемых по­средством функций задач рассматриваются основные (главные) и неоснов­ные (неглавные) функции[79].

До настоящего времени критерии разграничения функций государства на основные и неосновные четко не обозначены. Деление функций на основ­ные и неосновные применительно к «государству вообще», либо в рамках определенного исторического типа, представляет собой малосодержатель­ную абстракцию, которая недостаточно отражает сущность и социальную при­роду государства. Однако при исследовании конкретного государства или нескольких государств, находящихся в примерно одинаковых исторических условиях, выделение основных и неосновных функций несет заметную по­лезную нагрузку.

Особенностью основных функций является наличие у каждой из них системного характера. Неосновные функции являются относительно более узкими направлениями деятельности и входят в состав основных функций на правах элемента. Будучи системным образованием, основная функция характеризуется на­личием связей и отношений между образующими ее элементами, в качестве которых и выступают неосновные функции. Иными словами, основная функ­ция - это качественно новая совокупность однородных неосновных функций - подфункций в ее составе[80].

Значение подфункций как элементов основных функций - величина не постоянная. С изменением исторических условий, целей государства отдельные подфункции приобретают статус приоритетных направлений государственной политики, становясь самостоятельными основными функциями (например, экологическая и контрольная функция). И наоборот, отдельные основные функции могут приобретать характер вспомогательной деятельности либо вовсе исчезать за ненадобностью (например, подавление сопротивления угнетаемого класса для рабовладельческого или феодального государства).

Продолжительность осуществления деятельности государства во времени является основанием деления функций государства на постоянные и временные. Подобная классификация также наиболее продуктивна при изучении функций конкретного государства. При изучении же функций государства как абстрактной модели, довольно сложно обнаружить его временные функции. Кроме того, оперировать категориями «постоянное» и «временное» применительно к государственно-правовым явлениям необходимо очень аккуратно и взвешенно, поскольку государство и право сами по себе обладают определенной подвижностью. Необходимо также учитывать, что функции государства обусловлены его целями и задачами - категориями, поддающимися измерению во времени.

В зависимости от того, в чьих интересах государство осуществляет свою деятельность, возможно рассмотрение отдельно классовых и общесоциальных функций государства. Однако, в условиях заметного сни­жения классовых антагонизмов, общесоциальные и классовые задачи до­вольно тесно взаимосвязаны и не всегда противопоставлены друг другу, в связи с чем четкое выделение классовых и общесоциальных функций затруднено.

В зависимости от уровня (вертикального построения) выделяются базовые (опорные), линейные (объектные) и операционные (процессуальные) функции, либо функции первого, второго, третьего и т.д. уровней. В методологическом отношении вышеуказанная позиция является вполне кон­структивной, поскольку позволяет рассматривать в качестве самостоятель­ных функций такие направления и виды государственной деятельности, как контроль и надзор, информационная деятельность, охранительная деятельность и т.п.

В конкретных исторических и полити­ческих условиях операционные функции, т.е. «функции-средства» могут приобретать характер важнейших и устойчивых направлений деятельности го­сударства и становиться базовыми, опорными функциями государства.

По принципу разделения власти, выделяются правотворческие управленческие и судебные функции. Принимая во внимание научную и практическую значимость данной позиции, необходимо принять во внимание дискуссионность вопроса о количестве «ветвей власти» и критериях их обособления. По этой причине количество функций в различных государствах различно. Так, в некоторых странах (Никарагуа, Бразилия, Колумбия, Алжир и др.) на конституционном уровне закреплена не привычная триада ветвей власти, а четыре, пять и т.д. Кроме того, данная классификационная версия не совсем применима к государствам, не воспринявшим идею о разделении власти.

Наиболее признанной в отечественной юридической науке является так называемая «единая классификация функций государства», критерием которой является наличие относительно обособленных сфер общественных отношений, в которые устремлена деятельность государства. В соответствии с указанным критерием обычно выделяются экономическая, политическая, экологическая, идеологическая и социальная функции, хотя количество рассматриваемых на основании данного критерия функций - величина не посто­янная. Кроме того, при монополизации такого подхода возникает возмож­ность растворения или подмены функций государства основными сферами жизнедеятельности общества.

Ещё выделяют так называемые функции государства, критерием которых является наличие относительно обособленных национально-государственных сфер общественных отношений, на которые устремлена вся деятельность государства, а также межгосударственных отношений, т.е. вне пределов территории государства. В соответствии с указанным критерием обычно выделяются «внутренние» и «внешние», хотя территориальный охват рас­сматриваемых на основании данного критерия функций - величина относительная и условная. Кроме того, при монополизации такого подхода возникает возмож­ность растворения функций государства в рамках совокупной деятельности государства по сферам жизнедеятельности общества. К внешним относятся функции: обороны страны, поддержания миропорядка, международного сотрудничества в решении глобальных проблем человечества; обмена культурным опытом и традициями.

 

Date: 2015-10-18; view: 514; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию