Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и методы осуществления функций государства





 

Государство в своей многообразной деятельности по управлению делами общества прибегает к присущим ей специальным формам осуществления функций государства. В юридической литературе[81] под формами осуществления функций государства понимаются:

· во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций;

· во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Согласно первому критерию основными формами осуществления функций государства являются:

· законодательная;

· управленческая (исполнительная);

· судебная;

· контрольно-надзорная.

Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

Согласно Конституции РФ правом издавать федеральные законы наделено Федеральное собрание – парламент России.

Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т. д.

Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

Контрольно-надзорная деятельность – это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненным ему прокурорами.

Каждая из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства.

Научное и практическое значение данной классификации состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится с принципом разделения властей.

Наряду с изложенной в науке получила распространение имеющая не меньшую теоретико-практическую значимость классификация, критерием которой является однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению его функций. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует для выполнения своих задач и функций право. Сообразно этой классификации в работе всех звеньев механизма государства различаются деятельность правовая и чисто фактическая или, как представляется более целесообразным ее называть – организационная.

Деление форм осуществления функций государства на правовые и организационные не означает умаления или тем более отрицания первостепенной организующей роли права в общественной жизни. Правовые формы всегда являются организационными. Однако далеко не все организационные формы – правовые.

Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Правотворческая деятельность – это форма осуществления функций государства путем издания нормативных правовых актов, издания или санкционирования, изменения или отмены правовых норм.

Правоприменительная деятельность – это деятельность государственных органов по организации выполнения законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.


Правоохранительная деятельность – это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.

В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т. п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а, следовательно, во всех случаях, – охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

В последнее время среди правовых форм ставится во главу угла договорная форма в широком ее смысле. Речь идет не только о совершенствовании и расширении действия договоров как юридической формы экономических отношений, но и о том, что договор может и должен быть положен в основу правового регулирования самых разнообразных общественных отношений. В основе современной демократической власти правового государства лежит взаимное согласие граждан, консенсус, выражающийся в признании и поддержке действий государственной власти.[82]

От правовых форм функционирования государства отличаются чисто фактические или организационные формы реализации его функций, которые заключаются в однородной по своим внешним признакам организационно-управленческой деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. В то же время формы организационной, фактической деятельности так или иначе реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности. Однако, и это принципиально, нормами права здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий. Организационно-управленческая деятельность не нуждается в издании специальных юридических актов и проводится в порядке текущей работы. Как предпосылки, так и результат выполнения организационных действий могут фиксироваться и в правовых предписаниях. В целом организационно-управленческие действия могут выражаться в подготовительной деятельности по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридических дел, в рабочем планировании, инструктировании, проведении совещаний, в текущем контроле над исполнением принятых решений и т.д.

Выделяются следующие организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства:

а) организационно-регламентирующая;

б) организационно-хозяйственная;

в) организационно-идеологическая.

Организационно-регламентирующая деятельность – это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционированию различных звеньев государственного механизма.

Организационно-хозяйственная деятельность – это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т. п.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций.


Организационно-идеологическая деятельность – это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и т. д.)[83].

Методы реализации функций государства – способы, приемы и средства деятельности соответствующих государственных органов. Специфика их деятельности обусловливает и выбор государством соответствующих методов. Реализуя ту или иную функцию, государство использует, как правило, комплекс методов, способных привести к желаемому эффекту. Ведущими методами, применяемыми государством в процессе осуществления функций, являются:

- метод государственного принуждения, представляющий собой властно-побудительное воздействие компетентных государственных органов на определенные категории правовых предписаний. Таким образом, государство стремится достичь единообразия в реализации своих функций, предупредить правонарушения и иные нежелательные последствия, пресечь их наступление, восстановить нарушенные права, наказать правонарушения;

- метод государственного убеждения предусматривает воздействие государственных органов на субъектов права посредством отстаивания правильности, оправданности, правомерности действий государства;

- метод договорного регулирования, предоставляющий субъектов права автономность и самостоятельность в их законной деятельности в рамках осуществления государственных функций;

- метод рекомендаций, ориентирующий субъектов права на желательный или приемлемый с точки зрения государства вариант действий;

- метод поощрений, призванный стимулировать желательное для государства правомерное поведение.

 







Date: 2015-10-18; view: 543; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию