Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эволюция подходов к анализу науки
а) Предмет философии науки и ее эволюция. Это интегральная дисциплина, включающая в себя историю познания, методо-логию науки, социологию знания и др. отрасли, позволяющие исследовать науку в раз-личных ее ипостасях. Основные три модуса (аспекта или ипостаси): 1) наука, как вид деятельности; 2) наука, как социальный институт; 3) наука, как феномен культуры. Наука возникла в 17 веке на основе философского проекта, создателем которого можно считать: Фрэнсиса Бэкона, Галилея, Декарта, Ньютона и Лейбница. Наука в учениях философов и методологов была представлена именно, как проект. В 20 веке, наряду с развитием учения о методе и принципах научного познания, появился новый подход к исследованию природы науки, ее динамики. Исследовать науку, как ре-альный феномен. Выявить внешние и внутренние факторы, предопределяющие научную жизнь. Была выявлена социальная и культурная детерменированность научного позна-ния. Зависимость, как структурная, так и содержательная, научного знания от философ-ских оснований в науке (неявных онтологических допущений), зависимость от языка. б) Эволюция подходов к анализу науки. Исследование науки, как особого феномена, начинается еще в 19 веке. Тогда же формируются, как особые дисциплины, науковедение и история науки. Рефлексивный и критический подход к науке формируется в рамках эмпириокри-тицизма («критики опыта») или махизм – субъективно-идеалистическое течение, осно-ванное Авенариусом и Махом. Эмпириокритицизм выступал в качестве разновидности позитивизма («второй позитивизм»). Мах стремился удалить из научных описаний фило-софские понятия (материя, сознание и т.д.). Эмпириокритицизм «очищает» понимание опыта от понятий материи (субстанции), необходимости, причинности и т.д., как рассу-дочных понятий, якобы незаконно привносимых в опыт. В итоге, эмпириокритицизм вы-двигает представление о мире как совокупности «нейтральных» элементов, или «ничь-их» ощущений. Вводя учение о принципиальной координации, т.е. непрерывной связи объекта, эмпириокритицизм превращается в систему субъективного идеализма. Позитивизм (положительный) – направление в философии 19 в., объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпириче-ские) науки и отрицающее ценность всех других видов познания (прежде всего, религи-озные и философские). Позитивизм вовсе отверг теоретическую спекуляцию, умозрение, как средство получения знаний. Позитивизм, проблемы, понятия и положения прежней философии (о бытии, сущностях, причинах и т.п.), которые в силу их высокой абстракт-ности не могут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта – объявил ложны-ми или лишенными смысла. Исторически выделяют три этапа в развитии позитивизма: а) представителями первого являются – Конт, Э.Латтре, П.Лаффит, Милль, Спен-сер; наряду с проблемами гносеологии (Конт) и логики (Милль), позитивисты важное место отводили социологии; б) эмпириокритицизм (70-90 гг 19 в.) связан с именем Маха и Авенариуса (см. вы-ше); в) третья волна позитивизма – неопозитивизм (аналитическая философия) – одно из основных направлений в философии 20 в. Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологичеких проблем, выдвинутых в хо-де развития современной науки, в частности, отношения философии и науки в условиях дискредитации традиционной философии, роли знаково-символических средств научно-го мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, при-роды и функции математизации и формализации знания. Можно выделить три основные ветви неопозитивизма: 1) Кэмбриджская (Бертран Рассел, Джон Мур, Витгенштейн); 2) Варшавско-Львовская школа (Тарский, Ян Лукасевич и Айдукевич); 3) центральное ядро – Венский кружок (Рудольф Карнап, Рехенбах). Главная идея неопозитивизма вытекает из логического атомизма (Рассел). Суть его – мир состоит из фактов (Витгенштейн). Фактом, Рассел и др., называли содержание атомарного высказывания (атомарное высказывание – совокупность всех истинных фак-тов или истинных высказываний о мире). Все факты атомарны. Каждому факту можно поставить в соответствие простое высказывание. По законам логики атомарных выска-зываний мы конструируем молекулярные высказывания, но не существует молекуляр-ных фактов. Члены Венского кружка предложили переформулировать научные теории таким образом, чтобы их содержание выражалось только с помощью протокольных предложений, то есть предложения, которым в соответствие могут быть поставлены фак-ты. Неопозитивисты полагали, что протокольные положения могут быть истинными или ложными, но обязательно проверяемыми, т.е. верифицируемыми. Принцип верифици-руемости становится критерием демаркации, разграничения научного и ненаучного.
Date: 2015-10-18; view: 1434; Нарушение авторских прав |