Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция подходов к анализу науки





а) Предмет философии науки и ее эволюция.

Это интегральная дисциплина, включающая в себя историю познания, методо-логию науки, социологию знания и др. отрасли, позволяющие исследовать науку в раз-личных ее ипостасях.

Основные три модуса (аспекта или ипостаси):

1) наука, как вид деятельности;

2) наука, как социальный институт;

3) наука, как феномен культуры.

Наука возникла в 17 веке на основе философского проекта, создателем которого можно считать: Фрэнсиса Бэкона, Галилея, Декарта, Ньютона и Лейбница.

Наука в учениях философов и методологов была представлена именно, как проект. В 20 веке, наряду с развитием учения о методе и принципах научного познания, появился новый подход к исследованию природы науки, ее динамики. Исследовать науку, как ре-альный феномен. Выявить внешние и внутренние факторы, предопределяющие научную жизнь. Была выявлена социальная и культурная детерменированность научного позна-ния. Зависимость, как структурная, так и содержательная, научного знания от философ-ских оснований в науке (неявных онтологических допущений), зависимость от языка.

б) Эволюция подходов к анализу науки.

Исследование науки, как особого феномена, начинается еще в 19 веке. Тогда же формируются, как особые дисциплины, науковедение и история науки.

Рефлексивный и критический подход к науке формируется в рамках эмпириокри-тицизма («критики опыта») или махизм – субъективно-идеалистическое течение, осно-ванное Авенариусом и Махом. Эмпириокритицизм выступал в качестве разновидности позитивизма («второй позитивизм»). Мах стремился удалить из научных описаний фило-софские понятия (материя, сознание и т.д.). Эмпириокритицизм «очищает» понимание опыта от понятий материи (субстанции), необходимости, причинности и т.д., как рассу-дочных понятий, якобы незаконно привносимых в опыт. В итоге, эмпириокритицизм вы-двигает представление о мире как совокупности «нейтральных» элементов, или «ничь-их» ощущений. Вводя учение о принципиальной координации, т.е. непрерывной связи объекта, эмпириокритицизм превращается в систему субъективного идеализма.

Позитивизм (положительный) – направление в философии 19 в., объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпириче-ские) науки и отрицающее ценность всех других видов познания (прежде всего, религи-озные и философские). Позитивизм вовсе отверг теоретическую спекуляцию, умозрение, как средство получения знаний. Позитивизм, проблемы, понятия и положения прежней философии (о бытии, сущностях, причинах и т.п.), которые в силу их высокой абстракт-ности не могут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта – объявил ложны-ми или лишенными смысла.

Исторически выделяют три этапа в развитии позитивизма:

а) представителями первого являются – Конт, Э.Латтре, П.Лаффит, Милль, Спен-сер; наряду с проблемами гносеологии (Конт) и логики (Милль), позитивисты важное место отводили социологии;

б) эмпириокритицизм (70-90 гг 19 в.) связан с именем Маха и Авенариуса (см. вы-ше);

в) третья волна позитивизма – неопозитивизм (аналитическая философия) – одно из основных направлений в философии 20 в.

Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологичеких проблем, выдвинутых в хо-де развития современной науки, в частности, отношения философии и науки в условиях дискредитации традиционной философии, роли знаково-символических средств научно-го мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, при-роды и функции математизации и формализации знания.

Можно выделить три основные ветви неопозитивизма:

1) Кэмбриджская (Бертран Рассел, Джон Мур, Витгенштейн);

2) Варшавско-Львовская школа (Тарский, Ян Лукасевич и Айдукевич);

3) центральное ядро – Венский кружок (Рудольф Карнап, Рехенбах).

Главная идея неопозитивизма вытекает из логического атомизма (Рассел). Суть его – мир состоит из фактов (Витгенштейн). Фактом, Рассел и др., называли содержание атомарного высказывания (атомарное высказывание – совокупность всех истинных фак-тов или истинных высказываний о мире). Все факты атомарны. Каждому факту можно поставить в соответствие простое высказывание. По законам логики атомарных выска-зываний мы конструируем молекулярные высказывания, но не существует молекуляр-ных фактов. Члены Венского кружка предложили переформулировать научные теории таким образом, чтобы их содержание выражалось только с помощью протокольных предложений, то есть предложения, которым в соответствие могут быть поставлены фак-ты. Неопозитивисты полагали, что протокольные положения могут быть истинными или ложными, но обязательно проверяемыми, т.е. верифицируемыми. Принцип верифици-руемости становится критерием демаркации, разграничения научного и ненаучного.

 

Date: 2015-10-18; view: 1383; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию