Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 3. Профилактическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, реализуемая в городе Волгодонске
Вся работа органов и учреждений системы профилактики в городе Волгодонске регламентируется на основании федерального и областного законодательства. В 2012 г. в городе создан единый муниципальный банк данных семей, находящихся в социально опасном положении (далее по тексту – банк данных), который утвержден постановлением Администрации города Волгодонска от 19.10.2012 г. № 3103[76]. Согласно Порядка формирования банка данных оператором выступает Управление образования г.Волгодонска. Одним из основных направлений банка данных является создание единого межведомственного информационно-правого пространства для организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, организации условий для реабилитации, социальной адаптации и развития семьи как важнейшего социального института, профилактики правонарушений, семейного неблагополучия, социального сиротства. Основные критерии для постановки семьи на профилактический учет: - неисполнение родителями обязанностей по воспитанию и жизнеобеспечению несовершеннолетних детей; - отсутствие контроля со стороны родителей за обучением ребенка; - жестокое обращение с детьми со стороны членов семьи; - вовлечение детей в противоправные действия; - отрицательное влияние родителей на поведение и развитие детей. Участниками формирования и использования банка данных являются органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее по тексту – органы и учреждения системы профилактики), такие как: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Волгодонска, Межмуниципальное управление МВД России «Волгодонское», Управление образования г.Волгодонска, Управление здравоохранения г.Волгодонска, отдел по молодежной политике Администрации города Волгодонска, филиал по г.Волгодонску ФКУ Уголовно-исполнительная инспекция главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ростовской области, Департамент труда и социального развития Администрации г.Волгодонска, ГБУСОН Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Волгодонска», В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ Если за основание для разделения семей на группы принять характеристику положения детей в семье, то, в таком случае, применяется следующая классификация семей, которые нуждаются в социально-психолого-педагогической поддержке: - семья «группы риска». Такая семья может быть определена по ряду признаков: многодетность, отсутствие в семье одного из родителей, потеря взрослыми постоянного места работы, малообеспеченность и др. Для нее особенно значима материальная поддержка, которую могут оказать благотворительные фонды и неправительственные организации; - проблемные семьи, которые образуются из семей «группы риска», в тех случаях, когда к перечисленным выше объективным факторам прибавляются субъективные, с которыми семья самостоятельно справиться неспособна. Проблемной может выступать и материально обеспеченная семья, но в которой существует эмоциональная отчужденность между мужем и женой, родителями и детьми; - неблагополучные семьи, представляющие собой следующую ступень распада межличностных отношений. В них оказывается постоянное физическое и психическое давление на ребенка; - асоциальные семьи, характеризующиеся противоправным поведением взрослых, чаще всего на фоне алкоголизма. В них существует прямая угроза жизни и здоровью ребенка [77]. Целесообразно, при классификации семей использовать социально-педагогическую дифференциацию, которая основывается на дееспособности семьи и характере семейных проблем. При этом все делятся на 3 группы: - социально-благополучные (адекватные) семьи. Они вполне гармоничны, и в таких семьях ребенок чувствует себя комфортно; - деструктурные семьи (неполные, опекунские, замещающие и др.). Этим семьям присущи изменения и смешения традиционных ролей членов семьи. Они не могут считаться полностью адекватными в силу существующих родительских проблем, хотя такие семьи могут быть согласованными, и в них дети чувствуют заботу и любовь. Но в деструктурных семьях часто возникают сложные проблемы, которые могут привести к неблагополучию; - семьи, находящиеся в социально опасном положении. Это: а) асоциальные семьи. В них один или оба родителя ведут аморальный образ жизни, не занимаются воспитанием детей, жилищные условия не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям; б) семьи, в которых кто-то из членов семьи подвержен физическому или психическому нездоровью (инвалид, хронически больной человек); в) материально-финансово необеспеченные семьи. Такие семьи могут выйти из категории неблагополучных только в случае оказания им социальной помощи; г) семьи, допускающие антисоциальные проявления(акты насилия, алкогольную и наркотическую деградацию, вовлечение детей в преступный бизнес, сексуальную эксплуатацию и др.); д) семьи, в которых возникла проблема взаимоотношений (повзрослевший подросток и родители, родители между собой); е) семьи, в которых сложились разрушающие взаимоотношения(глубоко конфликтные и кризисные семьи, которые находятся на грани распада). С учетом вышесказанного социально-педагогическая дифференциация помогает разобраться не только в проблемах семейного воспитания, но и в организации реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении. Одной из основных причин отрицательного поведения подростков является неправильное воспитание детей и подростков в семье. «Трудный» подросток, зачастую, живет в «трудной» семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру[78]. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Бывают случаи, когда неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь когда с подростком случается беда, обращается внимание на уклад жизни семьи, на ее мораль, на жизненные ценности, которые и помогают увидеть корни беды. В неблагополучных семьях, как правило, встречаются следующие виды неадекватного воспитания детей: - безнадзорность. В таких семьях ребенок предоставлен самому себе, лишен родительского внимания, заботы, отсутствует систематический интерес к его делам, переживаниям и проблемам; - скрытая безнадзорность. Здесь родители выполняют свои обязанности формально, при этом создается видимость какого-либо интереса к воспитанию детей, однако дальше декларативных внушений и материального обеспечения родители не идут, они не требуют выполнения наставлений и указаний со стороны детей; - потворствующая безнадзорность. В данном виде сочетается полная бесконтрольность и некритическое отношение к поведению подростка; стремление всегда его оправдать, активное непринятие помощи в воспитании со стороны других лиц, попытки родителей оградить подростка с отклоняющимся поведением от воспитательного воздействия коллектива, педагогов, участковых инспекторов, инспекций по делам несовершеннолетних и др.; - эмоциональное отвержение. В таких семьях родители тяготятся ребенком, подросток чувствует, что он обуза в жизни родителей; - воспитание по типу «Золушки». Здесь имеет место чрезмерная требовательность и строгость к ребенку, когда родители без учета его возраста и возможностей пытаются добиться от него излишне образцового поведения; - воспитание в условиях жестких взаимоотношений. В данном виде суровые расправы, наказания за мелкие проступки сочетаются с безразличным и холодным взаимоотношением между членами семьи; - воспитание по типу «кумира семьи». В таких семьях родители необоснованно и чрезмерно восхищаются своим ребенком и стремятся освободить его от любых трудностей, поощрение эгоистических установок, стремятся к демонстративности и «жажде признания». Среди клинико-биологических отрицательных факторов отрицательного поведения подростков следует выделить наследственность, которая снижает защитные механизмы и ограничивает приспособляемость личности. Она может проявляться в следующих вариантах: - наследование умственной недостаточности, характеризующейся в преобладании предметно-конкретного мышления, невозможности полного осмысления различных жизненных ситуаций, недостаточной критической оценки своих поступков, что зачастую приводит подростков к социальной дезадаптации; - наследование аномальных черт характера, приводящих к развитию личности, часто неспособной в полной мере регулировать свое поведение в обществе, особенно в неблагоприятных, кризисных ситуациях; - наследственность, которая обусловлена алкоголизмом родителей. Этот фактор проявляется в недостаточности защитно-охранительных механизмов деятельности головного мозга и обнаруживается в самых разнообразных формах нервно-психической патологии (умственной недостаточности, нарушении формирования характера и др.); - органическое поражение центральной нервной системы[79]. Рассматривая особенности семейно-правовых нарушений, необходимо отметить, что семейное право не дает понятия деликтной ответственности, т.е. факта, когда деликтное правоотношение, в котором реализуются меры ответственности, возникает из правонарушения. Для семейного права характерны сначала регулятивные отношения между членами семьи, а затем неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей приводит к возникновению охранительного правоотношения и применения мер ответственности[80]. Индивидуальная программа комплексной реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, представляет собой форму ведения документации, которая содержит: подробные записи о семье и ребенке; начальную информацию о социальном, психологическом статусе, состоянии здоровья, социальном и индивидуальном развитии; задачи коррекционно-реабилитационной работы; комплекс необходимых мер, которые реализуются специалистами органов и учреждений системы профилактики и ориентированы на реабилитацию конкретного ребенка и его семьи; данные об изменениях, происходящих в семье (аналитическая справка). В 2012 г. на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Волгодонска утверждена типовая форма индивидуальной программы комплексной реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении, которая была разработана специалистами ГБУСОН Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Волгодонска». Для создания в городе эффективной системы защиты прав детей, профилактики их безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий в феврале 2012 г. заключено Соглашение межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, в муниципальном образовании «Город Волгодонск». Это соглашение носит бессрочный характер, в него своевременно вносятся изменения, и оно действует по настоящее время. Предметом данного соглашения является совместная деятельность органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также по выявлению и устранению причин и условий, которые способствуют антиобщественному поведению детей и подростков и преодолению негативных явлений в детской среде посредством реализации организационных мероприятий. Это соглашение определяет обязательства для каждого представителя системы профилактики, в приложении соглашения представлены порядки действий органов и учреждений системы профилактики. Оно реализуется в двух направлениях: - выявление и устранение причин и условий, которые способствуют безнадзорности детей и подростков, совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетними; - оказание своевременной помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в социально опасном положении. Индивидуальную реабилитационную работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществляют все органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии со следующими принципам: - индивидуального подхода, который реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи; - законности, которая предусматривает соблюдение требований законодательства Российской Федерации; - комплексности, которая предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей; - взаимодействия, которое определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур; - ответственности, которая предполагает конкретных исполнителей поставленных целей. При организации индивидуальной профилактической работы необходимо действовать в следующем порядке: 1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Волгодонска незамедлительно организует разработку и реализацию индивидуальной программы реабилитации семьи, находящихся в социально опасном положении. Для этого: - создает рабочую группу из специалистов органов и учреждений системы профилактики по предложениям субъектов системы профилактики, которая разрабатывает и реализует индивидуальную программу реабилитации семьи; - определяет координатора рабочей группы (им выступает специалист комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Волгодонска); - председатель рабочей группы утверждает индивидуальную программу реабилитации семьи, представленную координатором рабочей группы; - контролирует реализацию индивидуальной программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении; - направляет постановления в органы и учреждения системы профилактики, а также в другие органы и учреждения, которые осуществляют меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с целью разработки индивидуальных программ реабилитации семей; - осуществляет анализ эффективности реализации индивидуальной профилактической работы и по его результатам разрабатывает меры, которые направлены на повышение эффективности профилактической работы. 2. Органы и учреждения системы профилактики: - в соответствии со своей компетенцией по реализации индивидуальной программы реабилитации семьи: а) определяют кандидатуры специалистов в состав рабочей группы; б) вносят предложения по учреждениям, на базе которых будут проводиться реабилитационные мероприятия; в) оказывают содействие координатору и рабочей группе в выполнении мероприятий программы; г) планируют и организуют проведение мероприятий, анализируют их эффективность и результативность; д) обеспечивают методическое сопровождение индивидуальной программы реабилитации семьи; - в лице специалистов рабочей группы: а) разрабатывают программу индивидуальной программы реабилитации семьи; б) исполняют реабилитационные мероприятия в сроки, установленные программой; в) сообщают о результатах выполнения мероприятий программы координатору (аналитические справки); г) вносят предложения по актуализации индивидуальной программы реабилитации семьи с целью определения оптимальных подходов в работе с семьей; - через координатора рабочей группы специалисты: а) организуют разработку индивидуальной программы реабилитации семьи и предоставляют на утверждение; б) организуют взаимодействие между специалистами группы при осуществлении индивидуальной программы реабилитации семьи; в) обобщают результаты реализации индивидуальной программы реабилитации семьи в отношении семьи, анализируют динамику изменений в положении семьи и заносят эту информацию в карту сопровождения семьи (учетная карта); г) представляют информацию о результатах реализации индивидуальной программы реабилитации семьи в отношении семьи, о динамике изменений в положении семьи в соответствии с установленными сроками контроля реализации индивидуальной программы реабилитации семьи; д) направляют ходатайство в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Волгодонска о снятии с учета, либо продлении срока индивидуальной программы реабилитации семьи, внесении изменений в индивидуальную программу реабилитации семьи. Организация индивидуальной реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, делится на следующие направления деятельности: 1. Мониторинг семьи, находящейся в социально опасном положении. Задачи реабилитационной работы: - обследовать жилищно-бытовые условия; - изучить образ жизни семьи; - изучить прошлое семьи; - изучить особенности личности членов семьи; - выяснить общие проблемы семьи; - выяснить особенности семейного воспитания; - выявить положение детей в системе внутрисемейных взаимоотношений; - изучить близкое окружение семьи; - изучить цели, ожидания семьи. Ожидаемый результат: определение типа семьи, находящейся в социально опасном положении; анализ полученных сведений; определение проблемы, путей ее решения с целью организации оказания помощи. 2. Организация работы с семьей. 2.1. Психологическая реабилитация. Задачи реабилитационной работы: - сопроводить психолого-педагогически семью в кризисных ситуациях (оказание психологической помощи и поддержки членам семьи в стрессовых ситуациях); - провести консультации специалистов: психолога, педагогов, медицинского работника, а также педагогические лектории; - пропагандировать здоровый образ жизни. Ожидаемый результат: создание положительного микроклимата в семье; овладение основами педагогических знаний, теорией и практикой семейного воспитания. 2.2. Социальная реабилитация. Задачи реабилитационной работы: - организовать помощь в трудоустройстве; - организовать правовую защиту; - оказать материальную помощь; - вовлечь семью в воспитательный процесс. Ожидаемый результат: включение семьи в коррекционную, реабилитационную работу; налаживание нравственных традиций семейного воспитания; восстановление положительных контактов семьи с окружением; решение бытовых проблем в семье; повышение статуса семьи до социального. Итог – изменение уклада жизни. 3. Анализ коррекционной работы. Задача реабилитационной работы - провести аналитическую работу. Ожидаемый результат: Обобщение опыта; разработка методических рекомендаций. В целях организации контроля по месту жительства и оказанию помощи семьям, находящимся в социально опасном положении, специалистами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Волгодонска совместно с представителями Ежеквартально на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Волгодонска рассматривается вопрос по реализации индивидуальных комплексных программ реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении. Заслушиваются руководители органов и учреждений системы профилактики. С целью организации эффективной работы по устранению причин и условий социального неблагополучия семей с детьми ежегодно в городе проводятся оперативно профилактические мероприятия, такие как: «Подросток», «Забота», «Семья», «Здоровье». Итоги о проведении оперативно-профилактических мероприятий заслушиваются на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Волгодонска. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, на ранней стадии и проведение профилактической работы – главный момент в профилактике семейного неблагополучия. Поэтому проблема раннего выявления семейного неблагополучия актуальна и значима в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних и является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Чем раньше начнется профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями. Эффективность работы в системе профилактики, как положительный результат деятельности всех органов и учреждений системы профилактики и заинтересованных ведомств, будет достигнута только при высоком уровне межведомственного взаимодействия и активной позиции каждого субъекта системы профилактики. Для этого необходимо: - продолжить работу по раннему выявлению всех форм семейного неблагополучия как важного аспекта деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - усилить работу по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних и употреблению несовершеннолетними психоактивных веществ; - осуществлять надлежащее взаимодействие в проведении профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с Соглашением о межведомственном взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, в муниципальном образовании «Город Волгодонск». В целях обеспечения эффективной социальной политики в области профилактики и предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, реализации принципа защиты детства и семьи, в городе Волгодонске организована новая форма работы с несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете в органах системы профилактики, называемая «институт наставничества»[81]. «Институт наставничества» - волонтерский вид деятельности социально активных людей готовых понять, принять и помочь. Наставничество можно рассматривать как метод психолого-педагогического сопровождения подростков «групп риска». Метод наставничества представляет собой способ непосредственного и опосредованного личного влияния на подростка. «Институт наставничества» как вид волонтерской (добровольческой) деятельности заключается в том, что: - это эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека, общества и окружающей среды. Именно благодаря добровольчеству наставников многие тупиковые ситуации находят выстраданные решения; - это механизм, благодаря которому люди могут прямо адресовать свои проблемы тем, кто может их решить; - это движение с целью добиться большего влияния на собственную жизнь. Помогая другим, наставники-волонтеры обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам, закладывают новые социальные связи; - это возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, позволящие человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь. Наставничество подразумевает взаимоотношения наставника и «подшефного». Система наставничества - это процесс взаимодействия наставника со своим «подшефным», который нацелен на формирование внутренних морально-нравственных установок у подростка. Принципы наставничества: - личностный поход к подростку, который реализуется в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать; - системность, представляющая собой необходимость всестороннего анализа проблемы социальной дезадаптации подростка группы риска и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике; - оптимистическая гипотеза – вера в подростка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам»; - объективность подхода к подростку, заключающийся в узнавании многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработке непредвзятых рекомендаций, учете возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции); - коммуникативность, выражающаяся в способности к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами социально-психолого-педагогического сопровождения (администрацией школ, педагогами, родителями, врачами, социальными педагогами, психологами, юристами, федеральными и местными органами власти и другими категориями) для быстрого нахождения средств социально-педагогической и других видов помощи ребенку; - неразглашение информации о ребенке и его семье; - уважение достоинства и культуры всех народов; - оказание взаимной помощи, безвозмездных услуг лично, либо организованно в духе партнерства и братства; - превращение наставничества в элемент личного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, давая каждому возможность быть созидателем, а не пользователем; - стимулирование чувства ответственности. Социальное сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, предусматривает закрепление наставника из числа значимых лиц - представителей Администрации города Волгодонска, депутатов Волгодонской городской Думы, учреждений и органов системы профилактики. На сегодняшний день всего в городе на профилактическом учете в органах системы профилактики состоит 105 несовершеннолетних, за каждым из них закреплены наставники. Каждый наставник, исходя из особенностей личности несовершеннолетнего и опираясь на свой жизненный опыт, выбирает для себя наиболее эффективные формы и методы воспитательной работы, организует досуговую деятельность, оказывает несовершеннолетнему правовую и психологическую помощь. Вся работа наставника построена таким образом, чтобы помочь подростку найти дальнейшую жизненную перспективу, оказать необходимую поддержку в период социальной адаптации и восстановления социально-личностного статуса. Шефы-наставники - это искренние люди, не безразличные к судьбам детей. Можно выделить следующие показателями оценки эффективности работы наставников: - снижение количества несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в органах системы профилактики; - отсутствие совершения «подшефными» несовершеннолетними правонарушений общественного порядка; - наличие положительной динамики успеваемости несовершеннолетних и посещения учебных занятий; - отсутствие конфликтных ситуаций с родителями и сверстниками; - вовлечение «подшефных» несовершеннолетних в деятельность молодежных общественных объединений. Результаты работы наставников свидетельствуют о социальной значимости и эффективности «института наставничества» в профилактике правонарушений в подростковой среде, следовательно, необходимо активнее развивать «институт наставничества» в городе Волгодонске, а также увеличить число людей, готовых работать с трудными подростками на добровольной основе.
Date: 2015-10-18; view: 965; Нарушение авторских прав |