Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Н. Афанасьев





МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (1844—1848 гг.)

(1886 г.)

(...) С. П. Шевырев начал свои лекции насмешками над немец­кими риториками, составленными по старому образцу, потом приступил к изложению своей риторики, которую также разде­лил на три части: вместо источников изобретения он поставил: чтение писателей и образование пяти физических чувств (зрения, etc) и душевных способностей человека (воображение, воля и др.), как необходимых для того, чтобы развить в человеке наблюда­тельность, живость впечатлений и творчество. Говоря о распо­ложении, он делил всякое сочинение на три части: начало, се­редину и конец; в первой советовал представлять общее воззре­ние на предмет сочинения, неизученного в подробности; во вто­рой разбирать его во всех подробностях (анализ), а в третьей снова обращаться к целому, делая о нем заключения и выводы, но уже полнейшие, на основании разбора, представленного во 2-й части: эту методу он назвал анализо-синтетическою. Третья часть риторики посвящена была «выражению», в ней особенно сказались недостаточность лекций, вообще довольно сухих и ма­ло представлявших дельного содержания, которое было бы по­черпнуто из действительных фактов. Шевырев не указал нам ни образования метафорического языка, ни значения эпитетов и все свое учение о выражении лишил той основы, которая коренится в истории языка. Вообще ему не доставало филологических све­дений, а на одних рассуждениях далеко не ускачешь. (...)

(...) Шевырев любил фразы: он говорил красно, часто прибе­гая к метафоре, голосом немного нараспев: особенно неприят­но читает он или, лучше, поет стихи. Иногда он прибегал к чувст­вительности: вдруг среди умиленной лекции появлялись на глазах слезы, голос прерывался, и следовала фраза: «Но я, господа, так переполнен чувствами... слово немеет в моих устах...» — и он умол­кал минуты на две. Говорил бы он свободно, если б не любил впол­не округленных предложений и для этого не прибирал бы выраже­ний, прерывая свое изложение частыми «гм!». Ради этого «гм» вышел презабавный анекдот: Шевырев рассказывал содержание одной комедии: «Он вводит ее в свой кабинет и затворяет дверь — гм!» «Гм» вышло так многозначительно, что все засмеялись. На словесном факультете Шевырев читал историю литературы, теорию красноречия и поэзии (...)

Печатается по изданию: Афанасьев А. Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература.— М., 1986.— С. 297—298.

 

Date: 2015-10-18; view: 322; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию