Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страдательное причастие





اِسْمُ المَفْعُولِ

 

Страдательное причастие – это отглагольное имя существительное, называющее лица или предметы, на которые падает действие. Например:

 

كَتَبَ (у) писать Š مَكْتُوبٌ написанный

كَسَّرَ разламывать Š مُكَسَّرٌ разломанный

أَجْلَسَ сажать Š مُجْلَسٌ посаженный

 

Страдательное причастие трехбуквенного правильного глагола образуется по формуле مَفْعُولٌ. Например:

 

ضَرَبَ (и) бить Š مَضْرُوبٌ избитый

قَطَعَ (а) резать Š مَقْطُوعٌ отрезанный

قَتَلَ (у) убивать Š مَقْتُولٌ убитый

رَدَّ (у) возвращать Š مَرْدُودٌ возвращенный

خَطَّ (у) писать, чертить Š مَخْطُوطٌ написанный, подчеркнутый

 

Страдательное причастие трехбуквенного подобноправильного глагола образуется аналогично:

 

وَعَدَ (и) обещать Š مَوْعُودٌ обещанный

وَصَلَ (и) соединять Š مَوْصُولٌ соединенный

وَهَبَ (а) дарить Š مَوْهُوبٌ подаренный

 

Страдательное причастие трехбуквенного пустого глагола образуется по формуле مَفُولٌ, если глагол имеет среднюю огласовку (у). Если глагол имеет среднюю огласовку (и) или (а), то страдательное причастие образуется по формуле مَفِيلٌ:

قَالَ (у) сказать Š مَقُولٌ сказанный

بَاعَ (и) продавать Š مَبِيعٌ проданный

نَالَ (а) получить Š مَنِيلٌ полученный

 

Страдательное причастие трехбуквенного недостаточного глагола образуется по формуле مَفْعُوٌّ, если глагол имеет среднюю огласовку (у). Если глагол имеет среднюю огласовку (и) или (а), то страдательное причастие образуется по формуле مَفْعِيٌّ:

دَعَا (у) звать Š مَدْعُوٌّ званный

رَمَى (и) бросать Š مَرْمِىٌّ брошенный

لَقِيَ (а) встречать Š مَلْقِيٌّ встречаемый

 

Страдательное причастие нетрехбуквенного глагола образуется от ее формы настояще-будущего времени. Для этого достаточно поменять букву настоящего времени на букву مُ «мим», огласованную даммой, и огласовать предпоследнюю букву фатхой:

 

كَسَّرَ разламывать Š يُكَسِّرُ он разламывает Š مُكَسَّرٌ разломанный

 

قَابَلَ сопоставлять Š يُقَابِلُ он сопоставляет Š مُقَابَلٌ сопоставляемый

 

أَرْسَلَ отправлять Š يُرْسِلُ он отправляет Š


مُرْسَلٌ отправляемый

 

تَقَبَّلَ принимать Š يَتَقَبَّلُ он принимает Š

مُتَقَبَّلٌ принимаемый

 

تَنَاوَلَ затрагивать Š يَتَنَاوَلُ он затрагивает Š

مُتَنَاوَلٌ затрагиваемый

 

اِحْتَرَمَ уважать Š يَحْتَرِمُ он уважает Š

مُحْتَرَمٌ уважаемый

 

اِسْتَخْدَمَ использовать Š يَسْتَخْدِمُ он использует Š مُسْتَخْدَمٌ используемый

 

 

Упражнения для закрепления

 

1) Образуйте страдательные причастия от следующих глаголов:

سَكَنَ (у) жить

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

قَتَلَ (у) убить

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

غَسَلَ (и) мыть, стирать

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

عَبَدَ (у) поклоняться

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

قَبِلَ (а) принимать

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

رَكِبَ (а) садиться (верхом, на машину и т.д.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

نَصَرَ (у) помогать

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

مَدَّ (у) протягивать

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

مَسَّ (а) трогать, прикасаться

________________________________________________________________________________________________________________________________________________


عَدَّ (у) 1) считать; 2) принимать (за кого-либо)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

سَاقَ (у) гнать, вести

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

كَالَ (и) мерить (сыпучие тела)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

سَعَى (а) 1) бежать; 2) стремиться (к чему إِلَى)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

قَلَى (и) жарить (на масле)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

طَهَا (у) варить, готовить пищу

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

قَصَّرَ укорачивать, сокращать

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

شَاهَدَ видеть, наблюдать

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

أَسْقَطَ ронять, сбивать

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

تَقَبَّلَ принимать

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

اِخْتَبَرَ проверять

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

اِسْتَخْرَجَ извлекать, вытаскивать

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Переведите предложения на русский язык и найдите в них страдательные причастия:


هَذَا الْعَالِمُ مَعْرُوفٌ فِي بَلَدِنَا

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

الصَّدِيقُ الْمُخْلِصُ مَحْبُوبٌ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

الْمُقَصِّرُ مَلُومٌ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

أَنَا مَدْعُوٌّ الْيَوْمَ إِلَى الْحَفْلَةِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

دُعَاءُ الْمَظْلُومِ مُسْتَجَابٌ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

الْوَرَقُ مَطْوِيٌّ وَمَوْضُوعٌ فِي الْمِحْفَظَةِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

يَجِبُ أَنْ تَكُونَ لِلْبَيْتِ حَدِيقَةٌ مُنَسَّقَةٌ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

هَذَا الرَّجُلُ مُتَّهَمٌ بِالْقَتْلِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

إِنَّ الأَبْوَابَ مُغْلَقَةٌ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

هَذَا الْبِتْرُولُ الْمُسْتَخْرَجُ مِنَ الأَرْضِ مِلْكِيَّةُ بَلَدِنَا

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

الْبَلَدُ الْمُبَارَكُ يَكْثُرُ فِيهِ الْعِلْمُ وَالْعُلَمَاءُ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

هَذَا الْمُدِيرُ مُحْتَرَمٌ فِي الشَّرِكَةِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

3) Переведите предложения, используя страдательные причастия следующих глаголов:

 

أَنْقَذَ спасать, избавлять

هَزَّ (у) качать, трясти

صَنَعَ (а) изготовлять, производить

كَلَّبَ дрессировать

اِمْتَحَنَ экзаменовать

 

Мусульмане – это люди, спасенные Посланником Аллаха

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С раскаченного дерева упало яблоко

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эти ножи изготовлены в Германии

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дрессированный пёс лучше недрессированного

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экзаменуемые дети – мои ученики

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 







Date: 2015-10-18; view: 294; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию