Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Множественное число





الجَمْعُ

 

Множественное число бывает двух видов: «целое» и «разбитое».

1. Целое множественное число.

При образовании данного вида множественного числа внутренняя структура имени остается неизменной, целой – отсюда и название.

«Целое» множественное число имен, обозначающих лиц мужского пола (جَمْعُ المُذَكَّرِ السَّالِم), образуется путём прибавления окончания - ُونَ к форме единственного числа. Например:

 

مُدَرِّسٌ учитель Š مُدَرِّسُونَ учителя

مُسْلِمٌ мусульманин Š مُسْلِمُونَ мусульмане

 

В родительном и винительном падежах это окончание меняется на ينَ. Например:

الرَّفْعُ именит. падеж مُدَرِّسُونَ المُدَرِّسُونَ
الجَرُّ родит. падеж مُدَرِّسِينَ المُدَرِّسِينَ
النَّصْبُ винит. падеж مُدَرِّسِينَ المُدَرِّسِينَ

Примечание

Также существует ряд имён, которые не указывают на лиц мужского пола, но образуют своё множественное число по упомянутой схеме. Например:

 

أَرْضٌ земля Š أَرَضُونَ земли

سَنَةٌ год Š سِنُونَ года

عَالَمٌ мир Š عَالَمُونَ миры

 

Если «целое» множественное число имён, обозначающих лиц мужского пола

(جَمْعُ المُذَكَّرِ السَّالِمِ), является первым членом идафы, то из него усекается буква نَ «нун» и оно склоняется следующим образом:

 

الرَّفْعُ именит. падеж مُدَرِّسُو الْجَامِعَةِ
الجَرُّ родит. падеж مُدَرِّسِي الْجَامِعَةِ
النَّصْبُ винит. падеж مُدَرِّسِي الْجَامِعَةِ

 

Целое множественное число имён женского рода

(جَمعُ المُؤَنّثِ السَّالِم) образуется путём прибавления окончания اتٌ к форме единственного числа.

(В определённом состоянии - َاتُ). Например:

طَالِبَةٌ студентка Š طَالِبَاتٌ студентки

الطَالِبَةُ студентка Š الطَالِبَاتُ студентки

В родительном и винительном падежах это окончание меняется на - َ اتٍ. (В определённом состоянии – на اتِ):

الرَّفْعُ именит. падеж طَالِبَاتٌ الطَّالِبَاتُ
الجَرُّ родит. падеж طَالِبَاتٍ الطَّالِبَاتِ
النَّصْبُ винит. падеж طَالِبَاتٍ الطَّالِبَاتِ

 

В отличие от целого множественного числа, обозначающего лиц мужского

пола (جَمْعُ المُذَكَّرِ السَّالِم), целое множественное число имён женского рода

السَّالِم) (جَمْعُ المُؤَنَّثِ может указывать как на лиц женского пола, так и на неодушевлённые предметы. Например:

 

جَوَازٌ паспорт Š جَوَازَاتٌ паспорта

وِزَارَةٌ министерство Š وِزَارَاتٌ министерства

وَرَقَةٌ лист Š وَرَقَاتٌ листы

 

2. «Разбитое» множественное число (جَمْعُ التَّكْسِيرِ).

Данный вид множественного числа образуется не путём прибавления какого-либо окончания к форме единственного числа, а путём изменения самой структуры слова. При этом к основе имени добавляются (или, наоборот, усекаются) какие-либо буквы, а коренные буквы сохраняются. Например:

كِتَابٌ книга Š كُتُبٌ книги

(образовано по формуле فُعُلٌ)

قَلَمٌ карандаш Š أَقْلاَمٌ карандаши

(образовано по формуле أَفْعَالٌ)

دَرْسٌ урок Š دُرُوسٌ уроки

(образовано по формуле فُعُولٌ)

طَالِبٌ студент Š طُلاَّبٌ или طَلَبَةٌ студенты

(образованы по формулеفَعَلَةٌ и (فُعَّالٌ

مِثَالٌ пример Š أَمْثِلَةٌ примеры

(образовано по формуле أَفْعِلَةٌ)

عَالِمٌ учёный Š عُلَمَاءُ учёные

(образовано по формуле فُعَلَاءُ)

عَامِلٌ рабочий Š عُمَّالٌ рабочие

(образовано по формуле فُعَّالٌ)

и т.д.

 

«Разбитое» множественное число следует заучивать вместе с формой единственного числа, так как выбор той или иной формулы множественного числа не определяется строгими правилами.

 

Упражнения для закрепления

 

1) Найдите в словаре формы множественного числа следующих имен:

حَدِيثٌ () высказывание Пророка (мир ему)

رَسُولٌ () посланник

قَبْرٌ () могила

قَاتِلٌ () убийца

جَبَلٌ () гора

قِرْدٌ () обезьяна

مَنْفَعَةٌ () польза, выгода

نِعْمَةٌ () дар, милость

جَاهِلٌ () невежда

عَزَبٌ () холостой, неженатый

 

2) Переведите следующие предложения и найдите в них имена множественного числа:

خَلَقَ اللهُ الْكَوَاكِبَ وَالنُّجُومَ وَالْحَيَوَانَاتِ وَالنَّبَاتَاتِ وَغَيْرَهَا مِنَ الْمَخْلُوقَاتِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ذَلِكَ الرَّجُلُ كَانَ فِي بِلاَدٍ كَثِيرَةٍ وَرَأَى أُنَاسًا وَمُدُنًا وَقُرًى كَثِيرَةً

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ذَهَبْتُ إِلَى الدُّكَّانِ فَاشْتَرَيْتُ الْمَلاَعِقَ وَالشَّوْكَاتِ وَالسَّكَاكِينَ وَالأَطْبَاقَ وَالأَكْوَابَ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

هَلْ يُوجَدُ فِي وَطَنِكَ غَابَاتٌ وَجِبَالٌ وَأَنْهَارٌ وَبِحَارٌ؟

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

نعم، كُلُّ هَذِهِ الأَشْيَاءِ تُوجَدُ فِي بَلَدِي

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

يَعِيشُ فِي الْبَحْرِ أَسْمَاكٌ وَحِيتَانٌ وَقُرُوشٌ وَسَرَطَانَاتٌ...

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

يُحِبُّ اللهُ الْمُؤْمِنِينَ الصَّالِحِينَ الصَّادِقِينَ وَيُبْغِضُ الْكَافِرِينَ الْفَاجِرِينَ الْكَاذِبِينَ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

كَانَتْ أُمَّهَاتُ الْمُؤْمِنِينَ (رَضِيَ اللهُ عَنْهُنَّ) عَابِدَاتٍ صَالِحَاتٍ تَائِبَاتٍ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

مُسْلِمُو رُوسِيَا يُحِبُّونَ إِخْوَانَهُمْ أَيْ مُسْلِمِي الْعَالَمِ كُلِّهِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Переведите предложения на арабский язык:

В саду много деревьев, цветов и бабочек

___________________________________________________

Этот завод выпускает велосипеды, машины и трактора

___________________________________________________

В том магазине много книг, журналов и кассет

___________________________________________________

Я пригласил домой родственников, друзей и коллег

___________________________________________________

В Башкирии много лесов, озер, рек и гор

___________________________________________________

Мусульманин уважает старших, любит детей и защищает слабых

___________________________________________________

 

4) Выучите пословицу:

š الْفَقْرُ بِلاَ دُيُونٍ غِنًى ›

«Бедность без долгов – это богатство»

 

§ 32. «Пять имен»

الأَسْمَاءُ الْخَمْسَةُ

 

«Пять имен» - это группа имен, которые склоняются по падежам не посредством огласовок, а посредством букв ا, و, ي. Это происходит тогда, когда они являются первым членом идафы (см. гл I, § 7). К «пяти именам» относятся следующие:

 

أَبٌ (1 отец

أَخٌ (2 брат

ذُو (3 имеющий, обладающий

حَمٌ (4 тесть, свёкор, свояк

فُو (5 рот

 

Склонение этих имен происходит следующим образом:

 

الرَّفْعُ أَبُو مُحَمَّدٍ أَخُو مُحَمَّدٍ ذُو فَضْلٍ حَمُو مُحَمَّدٍ فُو رَجُلٍ
اَلْجَرُّ أَبِي مُحَمَّدٍ أَخِي مُحَمَّدٍ ذِي فَضْلٍ حَمِي مُحَمَّدٍ فِي رَجُلٍ
النَّصْبُ أَبَا مُحَمَّدٍ أَخَا مُحَمَّدٍ ذَا فَضْلٍ حَمَا مُحَمَّدٍ فَا رَجُلٍ

 

Примечания:

1) Имя ذُو используется только в качестве первого члена идафы.

2) Имя أَبُو не всегда следует переводить как «отец» в смысле родства. Оно может носить и иной смысл. Например:

 

أَبُو حَنِيفَةَ - أَبُو الْفِقْهِ

Абу Ханифа – непревзойденный знаток фикха

هَلْ أَبُوكَ أَبُو لِحْيَةٍ؟

Твой отец бородатый? (дословно: «отец бороды»)

 

3) Наряду с именем فُو «рот», которое нужно использовать только в идафе, используется также его синоним فَمٌّ «рот». Его склонение осуществляется посредством огласовок:

 

الرَّفْعُ فَمُّ رَجُلٍ فَمُّهُ فَمٌّ
اَلْجَرُّ فَمِّ رَجُلٍ فَمِّهِ فَمٍّ
النَّصْبُ فَمَّ رَجُلٍ فَمَّهُ فَمًّا

 

4) Чаще словом حَمٌ арабы обозначают мужчин-родственников мужа, однако допускается обозначение им и мужчин-родственников жены.

 

 

Упражнения для закрепления

 

1) Переведите следующие предложения и найдите в них «пять имен»:

أَبُوكَ شَيْخٌ مُحْتَرَمٌ لَكِنَّ أَخَاكَ كَسْلاَنُ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

حَمُوكِ رَجُلٌ ذُو الْغِنَى وَهُوَ صَدِيقُ أَبِيكِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

فِي فِي الطِّفْلِ لُقْمَةُ الْخُبْزِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

لاَ تَحْتَرِمْ ذَا الْمَالِ وَالْجَاهِ وَلَكِنْ اِحْتَرِمْ ذَا الْعِلْمِ وَالتَّقْوَى

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

أَ رَأَيْتِ حَمَاكِ فِي السُّوقِ يَا هِنْدُ؟ كَانَ يَمْشِي مَعَ رَجُلٍ أَبِي نَظَّارَةٍ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ذُو الْقَرْنَيْنِ عَبْدٌ صَالِحٌ مِنْ عِبَادِ اللهِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Переведите предложения на арабский язык:

 

Мужчина в очках говорил с твоим отцом?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ребенок положил пуговицу в рот

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Будь всегда с обладателем знаний

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я ходил сегодня туда с твоим тестем

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Он придет ко мне со своим братом

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Выучите пословицу:

 

š هَذَا وَاضِحٌ لِكُلِّ ذِي عَيْنَيْنِ ›

«Это ясно видно всякому зрячему»

Масдар

المَصْدَرُ

 

Масдар – это отглагольное имя существительное, называющее имя действия. Например:

 

قَرَأَ (а) читать Š قِرَاءَةٌ чтение

مَشَى (и) ходить Š مَشْىٌ ходьба

اِسْتَمَعَ слушать Š اِسْتِمَاعٌ слушание

 

Масдары трехбуквенного глагола образуются по нескольким формулам. Например:

 

سَرَقَ (и) красть Š سَرِقَةٌ кража

(образован по формуле فَعِلَةٌ)

دَخَلَ (у) входить Š دُخُولٌ вхождение

(образован по формуле فُعُولٌ)

ضَرَبَ (и) бить Š ضَرْبٌбитье

(образован по формуле فَعْلٌ)

غَلَي (и) кипеть Š غَلَيَانٌ кипение

(образован по формуле فَعَلَانٌ)

رَحِمَ (а) проявлять милость Š رَحْمَةٌ милость

(образован по формуле فَعْلَةٌ)

عَلِمَ (а) знать Š عِلْمٌ знание

(образован по формуле فِعْلٌ)

и др.

В трехбуквенном глаголе подбор той или иной формулы масдара не определяется строгими правилами, поэтому такой масдар следует заучивать вместе с глаголом.

 

Масдары нетрехбуквенных глаголов образуются строго по формулам:

 

II فَعَّلَ Š تَفْعِيلٌ. Например:

قَدَّمَ предоставлять Š تَقْدِيمٌ предоставление

 

III فاعَلَ Š فِعَالٌ или مُفَاعَلَةٌ. Например:

نَاضَلَ бороться Š نِضَالٌ борьба

سَاعَدَ помогать Š مُسَاعَدَةٌ помощь

 

IV أَفْعَلَ Š إِفْعَالٌ. Например:

أَكْرَمَ почитать Š إِكْرَامٌ почтение

 

V تَفَعَّلَ Š تَفَعُّلٌ. Например:

تَقَبَّلَ принимать Š تَقَبُّلٌ принятие

 

VI تَفَاعَلَ Š تَفَاعُلٌ. Например:

تَبَادَلَ обмениваться Š تَبَادُلٌ обмен

 

VII اِنْفَعَلَ Š اِنْفِعَالٌ. Например:

اِنْطَلَقَ отправляться Š اِنْطِلاَقٌ отправление

 

VIII اِفْتَعَلَ Š اِفْتِعَالٌ. Например:

اِحْتَرَمَ уважать Š اِحْتِرَامٌ уважение

 

IX اِفْعَلَّŠ اِفْعِلَالٌ. Например:

اِعْوَجَّ быть кривым Š اِعْوِجَاجٌ искривление

 

X اِسْتَفْعَلَ Š اِسْتِفْعَالٌ. Например:

اِسْتَخْدَمَ использовать Š اِسْتِخْدَامٌ использование

 

XI اِفْعَالَّ Š اِفْعِيلاَلٌ. Например:

اِخْضَارَّ зеленеть Š اِخْضِيرَارٌ озеленение

 

XII اِفْعَوْعَلَ Š اِفْعِيلاَلٌ. Например:

اِعْشَوْشَبَ быть травянистым Š اِعْشِيشَابٌ травянистость

 

XIII اِفْعَوَّلَ Š اِفْعِوَّالٌ. Например:

اِعْلَوَّطَ вешаться (на шею верблюда) Š اِعْلِوَّاطٌ вешание (на шею верблюда)

 

XIV اِفْعَنْلَلَ Š اِفْعِنْلاَلٌَ. Например:

اِقْعَنْسَسَ иметь выдающуюся вперед грудь Š اِقْعِنْسَاسٌ выпячивание груди

 

XV اِفْعَنْلَى Š اِفْعِنْلاَءٌ. Например:

اِعْلَنْدَى быть тучным (о верблюде) Š اِعْلِنْدَاءٌтучность

*****

فَعْلَلَ Š فَعْلَلَةٌ. Например:

تَرْجَمَ переводить Š تَرْجَمَةٌ перевод

تَفَعْلَلَ Š تَفَعْلُلٌ. Например:

تَدَحْرَجَ катиться Š تَدَحْرُجٌ катание

اِفْعَنْلَلَ Š اِفْعِنْلاَلٌ. Например:

اِحْرَنْجَمَбродить, ходить Š اِحْرِنْجَامٌхождение

اِفْعَلَلَّ Š اِفْعِلْلاَلٌ. Например:

اِقْشَعَرَّ дрожать Š اِقْشِعْرَارٌ дрожь

 

Упражнения для закрепления

 

1) Переведите следующие глаголы, найдите в словаре их масдары и выучите их:

 

Глагол: Масдар:

رَأَى (а) видеть رُؤْيَةٌ видение

رَبَطَ ____________________ ____________________

رَجَعَ ____________________ ____________________

عَطِشَ ____________________ ____________________

طَارَ ____________________ ____________________

وَقَعَ ____________________ ____________________

صَغُرَ ____________________ ____________________

صَفَرَ ____________________ ____________________

صَرَخَ ____________________ ____________________

نَدَرَ ____________________ ____________________

 

2) Определите, от каких глаголов образованы следующие масдары, найдите эти глаголы в словаре, переведите и выучите их:

 

Масдар: Глагол:

تَدْخِينٌ курение دَخَّنَ курить

تَقْبِيلٌ ____________________ ____________________

مُدَاخَلَةٌ ____________________ ____________________

إِلْهَامٌ ____________________ ____________________

تَوَجُّعٌ ____________________ ____________________

تَلاعُبٌ ____________________ ____________________

اِنْهِمَاكٌ ____________________ ____________________

اِجْتِمَاعٌ ____________________ ____________________

اِصْفِرَارٌ ____________________ ____________________

اِسْتِقْبَالٌ ____________________ ____________________

بَسْمَلَةٌ ____________________ ____________________

تَذَبْذُبٌ ____________________ ____________________

3) Переведите предложения, найдите в них масдары и подчеркните их.

صَلَّيْتُ رَكَعَتَيْنِ بَعْدَ دُخُولِ الْمَسْجِدِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

الذَّهَابُ إلَى الْمَلْعَبِ يَسْتَغْرِقُ أَرْبَعِينَ دَقِيقَةً

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

السَّرِقَةُ كَبِيرَةٌ مِنَ الْكَبَائِرِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

الْكَذِبُ يَهْدِي إلَى الْفُجُورِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

وَالصِّدْقُ يَهْدِي إلَى التَّقْوَى

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

دَوَرَانُ الأَرْضِ حَقِيقَةٌ عِلْمِيَّةٌ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

لا يَجُوزُ قَتْلُ الْحَيَوَانِ بِلا فَائِدَةٍ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

قَرَّرَتِ الشُّرْطَةُ تَشْدِيدَ الْعُقُوبِةِ عَلَى الْمُجْرِمِينَ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

مُجَاهَدَةُ النَّفْسِ أَمْرٌ مَحْمُودٌ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

اِعْلَمْ إِنَّ الْحَيَاةَ كِفَاحٌ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

الإحْسَانُ إلَى الْوَالِدَيْنِ وَاجِبُ الْمُسْلِمِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

يَجِبُ عَلَيْنَا التَّدَبُّرُ فِي الْقُرْآنِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

لاَ يَجُوزُ التَّكَاسُلُ فِي الْعَمَلِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

الاِنْتِقَالُ مِنْ بَلَدٍ إلَى آخَرَ صَعْبٌ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

الاِسْتِمَاعُ إلَى الْقُرْآنِ عَمَلٌ صَالِحٌ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

اِحْمِرَارُ الْوَجْهِ يَدُلُّ عَلَى الْخَجَلِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

يَجِبُ عَلَى الْمُصَلِّي اِسْتِقْبَالُ الْقِبْلَةِ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) Выучите арабскую пословицу:

 

› التَّعْلِيمُ فِي الصِّغَرِ كَالنَّقْشِ عَلَى الْحَجَرِ š

«Обучение в детстве подобно высечению на камне»

Date: 2015-10-18; view: 359; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию