Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глагол условного наклонения или усеченный глагол
الفِعْلُ المَجْزُومُ
После предлогов لَمْ,لَمَّا,لاَ, لِـ... глагол ставится в условном наклонении (см. гл. I, §16). Глаголы условного наклонения образуются от соответствующих глаголов изъявительного наклонения путем следующих преобразований: 1) В «пяти глаголах» (الأفْعَالِ الخَمْسَةِ) усекается «нун» изъявительного наклонения (см. гл. I, §16):
يَضْرِبُونَ они (муж.род) бьют لَمْ يَضْرِبُوا они не били تَضْرِبُونَ вы (муж.род) бьете لَمْ تَضْرِبُوا вы (муж.род) не били يَضْرِبَانِ они (вдвоем) бьют لَمْ يَضْرِبَا они (вдвоем) не били تَضْرِبَانِ вы (вдвоем) бьете لَمْ تَضْرِبَا вы (вдвоем) не били تَضْرِبِينَ ты (жен.род) бьешь لَمْ تَضْرِبِي ты (жен.род) не била
2) Если глагол является правильным, подобноправильным или пустым и не относится к группе «пяти глаголов», то его конечная «дамма» меняется на «сукун»: يَضْرِبُ он бьет لَمْ يَضْرِبْ он не бил يَصِلُ он прибывает لَمْ يَصِلْ они не прибыл يَقُولُ он говорит لَمْ يَقُلْ он не говорил 3) Если глагол является недостаточным и не относится к группе «пяти глаголов», то его слабая буква усекается: يَرْمِي он бросает لَمْ يَرْمِ он не бросал يَسْعَى он стремится لَمْ يَسْعَ он не стремился يَدْعُو он призывает لَمْ يَدْعُ он не призывал
4) Если глагол является удвоенным и не относится к группе «пяти глаголов», то его конечная «дамма» меняется на «сукун», затем сливается со второй коренной и огласуется «фатхой»:
يَفِرُّ он убегает (в основе: يَفْرِرُ) لَمْ يَفْرِرْ لَمْ يَفِرَّ он не убежал يَظَلُّ он пребывает (в основе: يَظْلَلُ) لَمْ يَظْلَلْ لَمْ يَظَلَّ он не пребывал يَدُلُّ он указывает (в основе: يَدْلُلُ) لَمْ يَدْلُلْ لَمْ يَدُلَّ он не указывал
Что касается глаголов 2-го и 3-го лица женского рода множественного числа, то они сохраняют форму изьявительного наклонения, так как являются неспрягаемыми (مَبْنِيَانِ). Пример спряжения трехбуквенного правильного глагола в условном наклонении: فَتَحَ (а) открывать
Пример спряжения правильного добавочного глагола в условном наклонении: بَدَّلَ менять
Пример спряжения подобноправильного глагола в условном наклонении: وَصَلَ (и) прибывать
Пример спряжения пустого глагола в условном наклонении: قَالَ (у) сказать
*Как вы узнали в §.21, слабая коренная пустого глагола (т.е. его вторая буква) усекается, если она является долгой гласной и ей предшествует буква с «сукуном». Пример спряжения недостаточного глагола в условном наклонении: رَمَي (и) бросать
Пример спряжения удвоенного глагола в условном наклонении: دَلَّ(у) указывать (на что عَلَى)
Упражнения для закрепления 1) Проспрягайте в условном наклонении следующие глаголы: كَتَبَ (у) писать
تَقَبَّلَ принимать
وَرَدَ (и) прибывать, приходить; поступать
سَارَ (и) идти, двигаться
دَعَا (у) призывать
رَدَّ (у) возвращать
2) Переведите предложения на русский язык и найдите в них глаголы условного наклонения: لَمْ يَكْتُبْ أَخِي رِسَالَةً إِلَيَّ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ لَمَّا نَأْخُذْ مِنْكَ الْكِتَابَ الَّذِي وَعَدْتَنَا ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ لِيَضْرِبْ وَلَدُكَ كَلْبَهُ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ لاَ تَفْتَحْنَ هَذَا الْبَابَ فَإِنَّ الْجَوَّ بَارِدٌ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ لَمْ يَتَقَبَّلِْ اللهُ مِنْ قَابِيلَ قُرْبَانَهُ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ لَمَّا يَصِلْ إِخْوَانِي بَيْتَهُمْ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ لِيَقُلْ مُحَمَّدٌ لِبِنْتِهِ إنَّ الدَّرْسَ صَعْبٌ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ لاَ تَدْعُوا مَعَ اللهِ إلاَهًا آخَرَ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ لَمْ يَسُرَّ أَخَاكَ هَذَا الْخَبَرُ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Переведите предложения на арабский язык: Ахмад не ушел в университет ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вы все еще не сказали ему это? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вы (вдвоем) не открыли дверь ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Давайте закроем дверь! ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Не читай намаз в этот время! ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Не выбрасывайте билет, девочки! ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Переведите следующие аяты и найдите в них глаголы условного наклонения: ﴿أَلَمْ نَجْعَلْ لَهُ عَيْنَيْنِ﴾ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ﴿كَلاَّ لَمَّا يَقْضِ مَآ أَمَرَهُ﴾ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ﴿فَلْيَنْظُرِْ الْإِنْسَانُ إِلَى طَعَامِهِ﴾ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ﴿يَا بَنِيَّ لاَ تَدْخُلُوا مِنْ بَابٍ وَاحِدٍ وَادْخُلُوا مِنْ أَبْوَابٍ مُتَفَرِّقَةٍ﴾ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ﴿أَلَمْ أَعْهَدْ إِلَيْكُمْ يَا بَنِي آدَمَ أَنْ لاَ تَعْبُدُوا الشَّيْطَانَ إِنَهُ لَكُمْ عَدُوُّ مُبِينٌ﴾ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ﴿أَلَمْ يَأْتِكُمْ رُسُلٌ مِنْكُمْ يَتْلُونَ عَلَيْكُمْ آيَاتِنَا وَيُنْذِرُونَكُمْ لِقَآءَ يَوْمِكُمْ هَذَا﴾ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) Выучите арабскую пословицу:
لاَ تُؤَخِّرْ عَمَلَ الْيَوْمِ لِغَدٍ «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»
Date: 2015-10-18; view: 400; Нарушение авторских прав |