Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Переходные и непереходные глаголыالأَفْعَالُ المُتَعَدِّيَةُ وَاللاَّزِمَةُ
В зависимости от наличия или отсутствия прямого дополнения (الْمَفْعُولُ بِهِ) глаголы в арабском языке бывают переходными и непереходными. Переходными называются такие глаголы, которые имеют при себе прямое дополнение (имя в винительном падеже, обозначающее лицо или предмет, на которое падает действие). Например:
قَرَأْتُ اليَوْمَ الكِتَابَ Я сегодня читал книгу ضَرَبَ الوَلَدُ الكَلْبَ بِالسَّوْطِ Мальчик ударил собаку плеткой رَأَيْتُ زَيْدًا فِي الْجَامِعَةِ Я видел Зейда в университете
Непереходные глаголы - это глаголы, которые не имеют при себе прямых дополнений. По отношению к таким глаголам нельзя задать вопрос винительного падежа (кого? что?). Например:
نَامَ الوَلَدُ عَلى السَّرِيرِ Мальчик спал на кровати ذَهَبْتُ إِلَى الْمَكْتَبَةِ Я пошел в библиотеку غَضِبَ أَخِي عَلَيَّ Мой брат рассердился на меня
Следует заметить, что глаголы, являющиеся переходными в русском языке, могут быть непереходными в арабском и наоборот. Например:
تَخَرَّجَتْ زَيْنَبُ فى الْجَامِعَةِ Зейнаб окончила университет (переходный в русском, непереходный в арабском) دَخَلَ أَحْمَدُ البَيْتَ Ахмад вошёл в дом (непереходный в русском, переходный в арабском) رَكِبَتْ أُمِّي السَّيَّارَةَ Моя мама села в машину (непереходный в русском, переходный в арабском)
Упражнения для закрепления
(1Введите в предложения подходящие переходные глаголы, данные внизу, и определите прямое дополнение (المَفْعُولُ بِهِ):
... اَللَّهُ الرَّسُولَ ______________________________________________________________________________________ ... عُمَرُ الْأَسَدَ ______________________________________________________________________________________ ... الْبِنْتُ الْكِتَابَ ______________________________________________________________________________________ ... زَيْدٌ الْكَلْبَ ______________________________________________________________________________________ ... اَلتِّلْمِيذُ السُّورَةَ ______________________________________________________________________________________ ... اَللَّهُ الاِنْسَانَ ______________________________________________________________________________________ ضَرَبَ (и) бить قَتَلَ (у) убивать قَرَأَ (а) читать حَفِظَ (а) учить خَلَقَ (у) создавать بَعَثَ (а) отправлять
2) Определите переходные и непереходные глаголы в следующих предложениях и переведите их: كَتَبَ زَيْدٌ الرِّسَالَةَ ____________________________________________________________________________________________________________ جَاءَ أَحْمَدُ إلَى الْمَسْجِدِ ____________________________________________________________________________________________________________ قَطَعَ إِرْشَادٌ الْحَبْلَ ____________________________________________________________________________________________________________ جَلَسَ عُثْمَانُ عَلَى الْكُرْسِيِّ ____________________________________________________________________________________________________________ صَلَّى ذَكِىٌّ صَلاَةَ الْفَجْرِ ____________________________________________________________________________________________________________ خَرَجَ الطَّالِبُ مِنَ الْجَامِعَةِ ____________________________________________________________________________________________________________ حَفِظَتْ سَلْمَى سُورَةَ الرَّحْمَان ____________________________________________________________________________________________________________ 3) Переведите предложения на арабский язык и найдите в них прямое дополнение (الْمَفْعُولُ بِهِ): Я видел мечеть ____________________________________________________________________________________________________________ Зейнаб выучила суру ____________________________________________________________________________________________________________ Студент читал книгу ____________________________________________________________________________________________________________ Учитель написал урок ____________________________________________________________________________________________________________ Ученик вошёл в мечеть ____________________________________________________________________________________________________________ 4) Выучите арабскую пословицу: مَنْ خَافَ ذِئْبًا أَعَدَّ لَهُ كَلْبًا «Кто боится волка, тот готовит против него собаку»
§ 7. «Идафа» اَلْإِضَـافَـةُ
Термин «идафа», который означает буквально «присоединение», можно перевести на русский язык как «несогласованное определение». Иногда этот термин переводят как «изафетное сочетание» или обозначают латинским названием “status constructus”. «Идафа» – это сочетание двух слов, второе из которых всегда стоит в родительном падеже и является владельцем (или как бы владельцем) того, на что указывает первое слово. Например:
قَلَمُ تِلْمِيذٍ Карандаш ученика دَفْتَرُ مُحَمَّدٍ Тетрадь Мухаммада كِتَابُ الطَّالِبِ Книга студента بَابُ الْمَدْرَسَةِ Дверь школы حَائِطُ الْبَيْتِ Стена дома
Второй член идафы (اَلْمُضَافُ إِلَيْهِ) может стоять как в определённом, так и в неопределённом состоянии:
دَفْتَرُ طَالِبٍ Тетрадь (какого-то) студента دَفْتَرُ الطَّالِبِ Тетрадь (известного) студента
Первый член идафы (اَلْمُضَافُ) не принимает ни определённого артикля اَلْ, ни танвина, то есть стоит в так называемом сопряжённом состоянии. В зависимости от местоположения в предложении он может стоять и в именительном, и в родительном, и в винительном падеже: كِتَابُ الطَّالِبِ مُمْتِعٌ Книга студента интересная قَرَأْتُ مِنْ كِتَابِ الطَّالِبِ Я прочитал из книги студента رَأَيْتُ كِتَابَ الطَّالِبِ Я видел книгу студента Вторым членом идафы может быть и слитное местоимение. Например:
بَيْتُهُ его дом (بَيْتُ- первый член идафы, هُ - второй член идафы) بَيْتُهُما их (м.р. и ж. р., дв.ч.) дом (بَيْتُ - первый член идафы, هُما- второй член идафы) بَيْتُهُمْ их (м.р., мн.ч.) дом (بَيْتُ - первый член идафы, هُمْ - второй член идафы) بَيْتُهَا её дом (بَيْتُ - первый член идафы, هَا - второй член идафы) بَيْتُهُنَّ их (ж.р., мн.ч.) дом (بَيْتُ - первый член идафы, هُنَّ - второй член идафы) بَيْتُكَ твой (м.р.)дом (بَيْتُ - первый член идафы, كَ - второй член идафы) بَيْتُكُمَا ваш (м.р. и ж. р., дв.ч.) дом (بَيْتُ - первый член идафы, كُمَا - второй член идафы) بَيْتُكُمْ ваш (м.р., мн.ч.) дом (بَيْتُ - первый член идафы, كُمْ - второй член идафы) بَيْتُكِ твой (ж.р.) дом (بَيْتُ - первый член идафы, كِ - второй член идафы) بَيْتُكُنَّ ваш (ж.р., мн. ч) дом (بَيْتُ - первый член идафы, كُنَّ - второй член идафы) بَيْتِي мой (м.р. и ж. р.) дом (بَيْتُ - первый член идафы, ي - второй член идафы) بَيْتُنَا наш (м.р. и ж. р.) дом (بَيْتُ - первый член идафы, نَا - второй член идафы)
Упражнения для закрепления
1) Переведите следующие изафетные сочетания: بَابُ الْبَيْتِ ___________________________________________ كِتَابُ مُحَمَّدٍ ___________________________________________ دَفْتَرُ طَالِبٍ ___________________________________________ نَافِذَةُ مَسْجِدٍ ___________________________________________ مُدِيرُ الشَّرِكَةِ ___________________________________________
2) Образуйте идафу из данных слов. Например: زَيْدٌ كَلْبُ زَيْدٍ كَلْبٌ / رَسُولٌ / اللهُ ____________________________ قَلَمٌ / الْمُدِيرُ ____________________________ سَيْفٌ / خَالِدٌ ____________________________ نُورٌ / الإيمَانُ ____________________________ بَيْتٌ / رَجُلٌ ____________________________ 3) Переведите следующие предложения и выделите изафетные сочетания: بَيْتُ زَيْدٍ جَمِيلٌ وَكَبِيرٌ ___________________________________________________________________________________________________________________________ خَرَجَ التِّلْمِيذُ مِنْ غُرْفَةِ الْمُدِيرِ ___________________________________________________________________________________________________________________________ دَخَلَ وَقْتُ الصَّلاةِ ___________________________________________________________________________________________________________________________ قَرَأَ الطَّالِبُ الْكِتَابَ فِي مَكْتَبَةِ الْجَامِعَةِ ___________________________________________________________________________________________________________________________ مُحَمَّدٌ ﴿صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمُ﴾ رَسُولُ اللهِ ___________________________________________________________________________________________________________________________ بَيْتُكَ قَرِيبٌ مِنَ الْمَسْجِدِ ___________________________________________________________________________________________________________________________ خَرَجَ مَحْمُودٌ مِنْ بيْتِهِ ___________________________________________________________________________________________________________________________ خُذْ قَلَمَكَ ___________________________________________________________________________________________________________________________ كَتَبْتُ رِسَالَةً بِقَلَمِكَ ___________________________________________________________________________________________________________________________
|