Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданская (государственная) служба





Гражданскими (государственными) служащими Великобри­тании являются работники министерств (департаментов) и центральных ведомств, получающие заработную плату из средств, выделяемых парламентом.

В соответствии с принципом отделения государственного управления от политики, положенным в основу государствен­ной службы Великобритании, все государственные должност­ные лица подразделены на две основные категории: полити­ков, заменяемых в случае ухода правительства в отставку, и администраторов-профессионалов, нанимаемых на постоян­ную работу независимой от других административных орга­нов Комиссией гражданской службы. К числу государствен­ных служащих-политиков относятся в первую очередь выс­шие должностные лица: премьер-министр, все министры, государственные секретари и некоторые другие высокопостав­ленные чиновники. Безусловно, высший слой профессиональ­ных служащих, относимых ко второй категории, самым не­посредственным образом участвует в разработке политических решений, но, в отличие от министров, не несет никакой по­литической ответственности за их последствия.

Гражданскими служащими не считаются судьи, военно­служащие, служащие полиции и органов местного самоуправ­ления, учителя и работники национальной службы здравоох­ранения. Представители всех перечисленных категорий вместе с гражданскими служащими объединяются более широким по­нятием — «служащие общественного (публичного) сектора». Не­посредственно на гражданской службе занято 10% служащих общественного сектора.

Гражданская служба подразделяется на внутреннюю и ди­пломатическую. Секретарь кабинета министров возглавляет внутреннюю службу, а государственный секретарь (министр) иностранных дел и по делам Содружества — дипломатиче­скую.

Исторически гражданская служба считается прерогативой короны (королевской власти) и поэтому регулируется в ос­новном не законами, а приказами короны в Совете, а также распоряжениями министерства финансов и других мини­стерств в рамках своей компетенции.

В настоящее время управление гражданской службой осу­ществляет премьер-министр.

По характеру своей работы и должностному статусу все гражданские служащие разделены на категории, группы и раз­ряды. По каждой из них существует строгое описание квали­фикационных требований и должностных обязанностей.

В состав высшей группы служащих входят ведущие поли­тические и административные руководители: постоянные сек­ретари министерств, их заместители и помощники замести­телей. Для них существуют особые правила пребывания в должности. Все остальные служащие разделены на несколько категорий. Первая, «общая», категория включает группы: ад­министративную (старшие исполнители, ученики-админист­раторы, секретари-помощники, клерки и т.д.); экономистов;

статистиков; сотрудников служб информации и др. Вторая категория — научные работники. Третья — технические спе­циалисты (инженеры, архитекторы и т.д.). Имеется также ка­тегория юристов. В низшую категорию входит вспомогатель­но-технический персонал: машинистки, стенографистки, делопроизводители, уборщики, посыльные.

Система набора гражданских служащих предполагает про­ведение письменных экзаменов и обязательного собеседова­ния по программам ведущих британских университетов. При наборе на высшие должности предпочтение отдается устным собеседованиям. Назначения высших должностных лиц про­водятся министром гражданской службы, т.е. премьер-мини­стром. Назначения на другие должности — руководителями соответствующих министерств, осуществляющими набор само­стоятельно, но под контролем комиссии гражданской службы.

Гражданские служащие имеют ряд существенных льгот, га­рантируемых государством. Прежде всего гарантируется по­жизненная занятость служащего, преждевременные увольне­ния возможны только в случае грубейших нарушений трудовой дисциплины. Кроме этого, служащие освобождены от опла­ты взносов в пенсионный фонд, а право на пенсию в разме­ре одной трети заработной платы возникает у них при стаже работы в 10 лет и достижении минимального возраста ухода в отставку.

В правах гражданских служащих существуют, однако, и не­которые ограничения. Высшим должностным лицам запреще­но заниматься политикой на общенациональном уровне. Для участия в местной политической деятельности всем служащим необходимо разрешение руководства соответствующего ведом­ства, выдаваемое не во всех случаях и при обязательном усло­вии лояльности к учреждениям, которые они представляют. Ограничения касаются участия в финансовых операциях и тех сделках с акциями и земельными участками, которые могут привести к столкновению частных и служебных интересов. Специальное разрешение на политическую деятельность тре­буется и после выхода в отставку.

С конца 40-х годов снят запрет на профсоюзную деятель­ность гражданских служащих, а в последние годы профсою­зы получили право и на проведение забастовок.

С начала 80-х в результате реформ, проведенных прави­тельствами Тэтчер—Мэйджора, гражданская служба Велико­британии претерпела ряд существенных изменений.

Последовательно осуществлялось сокращение числа госу­дарственных служащих. К моменту прихода к власти М.Тэт­чер (1979 г.) в Великобритании было 732 000 гражданских слу­жащих, когда она ушла в отставку (1990 г.) — 565 000, а в 1995 г. — уже 554 000. Это число и дальше уменьшается.

Система мероприятий по реформированию государствен­ной службы была предложена в программе под названием:

«Улучшение управления в правительстве: следующие шаги», опубликованной в феврале 1988 г. В ней говорилось, что главная цель изменений должна заключаться в том, чтобы установить совершенно новый способ управления. Централь­ная ветвь гражданской службы должна состоять из отно­сительно небольшой группы менеджеров, занимающейся обслуживанием министров и управлением министерствами, которые становятся «спонсорами» разработанных правитель­ством программ и вновь создаваемых служб. Подотчетными этим министерствам станут агентства, имеющие свой соб­ственный персонал, который может обладать или не обла­дать статусом государственных служащих. Они будут зани­маться предоставлением соответствующих услуг с четко обозначенной ответственностью между министром и посто­янным секретарем министерства (заместителем министра), с одной стороны, и председателем или главным управляющим агентства, с другой. Как министерства, так и их агентства должны иметь упрощенную и более открытую структуру. Новые агентства были в основном включены в аппарат го­сударственной службы, на министров возлагалась ответствен­ность за их работу. Кроме того, они находятся в компетен­ции комитетов парламента, национального ревизионного ведомства и члена парламента, ответственного за админист­рацию (омбудсман).

К июню 1993 г. 339 000 чиновников (более 60% их общего числа) уже работали в агентствах или службах, приравненных к ним. Самое большое из 84 агентств (социального обеспече­ния) насчитывало более 60 000 служащих, в некоторых ма­леньких агентствах работало менее 100 служащих. При таком большом различии в размерах (и функциях) для агентств не существует одних и тех же правил. После 1993 г. еще двад­цать служб (более 28 000 чиновников) были выставлены на конкурс для получения статуса агентства, самое большое — су­дебной службы с 10 000 чиновников — приобрело этот ста­тус в апреле 1995 г.

Важные нововведения имели место при назначении глав­ных управляющих агентств. Они назначались по контракту на три или пять лет, большинство — в результате открытого кон­курса, и не имели в прошлом отношения к государственной службе.

В 1991 г. была принята Гражданская хартия, в которой пра­вительство пообещало улучшить работу общественных служб и ориентацию их на потребителя. После этого были созданы графики достижения более высоких результатов, особенно в таких областях, как здравоохранение и образование.

Последним шагом в разработке аппарата централизован­ного менеджмента стало создание в мае 1993 г. ведомства об­щественных служб и науки. Оно возглавляется министром правительства, и в нем работает более 1200 чиновников. В ве­домство входит ряд отделов, включая управление по эффек­тивности, управление Гражданской хартией, а также три агент­ства и колледж государственной службы.

Внедрение в государственную службу посредством создания агентств, которые должны проходить «тестирование рынком», элементов приватизации и коммерциализации, вызывает в Ве­ликобритании споры и критику со стороны оппозиционных партий. Вместе с тем на практике механизм парламентского контроля над агентствами, как считается, достаточно эффек­тивен.

Служащие местных советов рекрутируются главным обра­зом из представителей различных профессий, которые наби­раются на контрактной основе и в большинстве случаев рабо­тают в течение всей трудовой жизни. Профессионалы занимают в основном наиболее ответственные должности.

Работа всего штата «служащих» должна подвергаться еже­годной оценке со стороны руководства. Одним из важных ее итогов является определение необходимости обучения в каж­дом отдельном случае в зависимости от требований служеб­ного положения.

Что касается обучения гражданских служащих и всех слу­жащих общественного сектора, в Великобритании делается фактический упор на повышение квалификации работающих. В каждом министерстве имеется соответствующий отдел, спе­циальные сотрудники и менеджеры по подготовке и навыкам; функционируют курсы, работающие по программам, подго­товленным для данного ведомства. Учиться можно очно или заочно. Некоторые категории сотрудников (прежде всего молодых) получают определенные льготы для посещения кур­сов в форме предоставления свободных дней и т.д.

В местных советах необходимость обучения персонала оп­ределяется с помощью центральной учебной консультативной группы, состоящей из представителей всех уровней и сфер власти. Местные органы власти полностью покрывают рас­ходы по обучению, признанному необходимым.

Date: 2015-10-18; view: 376; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию