Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности британской конституции





Британская конституция — конституция неписаная. Акта, который был бы официально провозглашен Основным за­коном, в Великобритании не существует. Неписаная же кон­ституция Великобритании состоит из норм трех категорий:

1) норм статутного права; 2) норм case law (прецедентного права); 3) норм, представляющих собою не что иное, как кон­ституционные обычаи.

Статутом в Великобритании принято называть законода­тельный акт, принятый или одобренный палатами парламен­та в соответствии с установленной процедурой и подписан­ный главою государства. Поэтому совокупность норм, уста­новленных статутами, получила наименование статутного права. Естественно, что нормы статутного права — это нор­мы не только государственного права, но и других отраслей права — уголовного, гражданского и т. д. К статутам, имею­щим конституционное значение, британские государствоведы обычно относят Билль о правах 1689 г., Закон о престо­лонаследии 1701 г., Законы о парламенте 1911 г. и 1949 г. и др. Конституционным документом считается также Великая хартия вольностей 1215 г.

Судебные прецеденты стали источниками права в Англии еще в эпоху раннего феодализма: начиная с XIII в. сложилась система судебных прецедентов, получившая название «обще­го права», а с XV в. — еще одна система: «право справед­ливости». После судебной реформы 70-х гг. XIX в. в компе­тенцию общих судов было включено применение как норм «общего права», так и норм «права справедливости». Таким образом, появилось единое прецедентное право, рамки кото­рого были к тому же расширены за счет прецедентов, содер­жавших толкование статутов. В состав неписаной британской Конституции включаются, разумеется, не все нормы преце­дентного права, а только те, которыми регулируются важные вопросы государственного права.

Британское государство, официально именуемое Соеди­ненным Королевством Великобритании и Северной Ирлан­дии, — государство унитарное. В состав этого государства вхо­дят 4 историко-географических района, имеющих некоторые особенности в системе управления, — Англия, Уэльс, Шот­ландия и Северная Ирландия. Особенности управления Шот­ландией выражаются в том, что в составе британского пра­вительства имеется специальный пост министра по делам Шотландии. Ему подчинено Шотландское ведомство, состо­ящее из 4 департаментов и расположенное в г. Эдинбурге. Кроме того, судебные органы в Шотландии построены иначе, чем в Англии, и сохранились некоторые старинные шотланд­ские институты в гражданском и уголовном праве. Управле­ние Уэльсом осуществляет входящий в состав британского правительства министр по делам Уэльса, который руководит расположенным в г. Кардиффе Валлийским ведомством. В 1979 г. в Шотландии и Уэльсе проводился референдум по по­воду законов, предусматривавших учреждение избираемых ме­стным населением Шотландской и Валлийской ассамблей. По его результатам ни первая, ни вторая область автономии не получили: законы не собрали необходимого числа голосов (40% зарегистрированных избирателей). Однако в 1997 г. в ходе референдума 74,25 % жителей Шотландии высказались за создание собственного парламента. Идею собственного пар­ламента одобрило и большинство населения Уэльса.

Северная Ирландия в 1922-1972 гг. формально находилась на положении автономной провинции Соединенного Коро­левства: здесь действовал и автономный парламент, и авто­номный кабинет. Но в 1972 г. британский парламент принял закон о введении в Северной Ирландии «прямого правления»:

вся власть была передана британскому правительству ввиду обострения положения, связанного главным образом с про­тиворечиями между католическим и протестантским населе­нием провинции. В 1973 г. британский парламент одобрил Конституционный акт Северной Ирландии, в соответствии с которым населением была избрана Североирландская ассам­блея. Однако менее чем через год деятельность ассамблеи была приостановлена, затем ее распустили и фактически восстано­вилось «прямое правление». В 1982 г. правительство Велико­британии вновь созвало Североирландскую ассамблею, не пре­доставив ей, правда, никаких реальных полномочий; вся полнота власти осталась у британского министра по делам Се­верной Ирландии. В конце 1985 г., в соответствии с соглаше­нием, заключенным между Великобританией и Ирландской Республикой, были созданы межправительственная англо­ирландская конференция и другие консультативные органы, которые занимаются вопросами Северной Ирландии.

Наконец в 1998 г., после длительных переговоров между правительствами Великобритании, Ирландской республики и североирландскими политическими партиями, было достигну­то и осуществлено соглашение о воссоздании в Северной Ир­ландии ассамблеи и правительства. Вопрос о возможном объ­единении Ирландской республики с Северной Ирландией, т. е. о выходе последней из Соединенного Королевства, будет ре­шаться голосованием самого населения Северной Ирландии.

Хотя Британская колониальная империя рухнула, до сих пор есть ряд территорий, которые, не будучи частью Соеди­ненного Королевства, находятся под властью британских вла­стей. Это, во-первых, принадлежащие Англии с феодальных времен «коронные владения», расположенные недалеко от Великобритании (остров Мэн и острова Нормандского архи­пелага Джерси, Гернси, Олдерин и Сарк), и во-вторых, «за­морские владения» (Гибралтар, остров Святой Елены, Ангилья, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Кай-мановы острова, Монтсеррат, Терке и Кайкос, Фольклендские острова, остров Питкэрн). В каждом из владений местное на­селение избирает (полностью или частично) законодательный орган, имеющий ограниченную компетенцию, но верховная власть принадлежит британскому парламенту и британской короне. Ее осуществляет губернатор, имеющий важные пол­номочия. Население владений не представлено в британском парламенте.

Монарх

Великобритания — конституционная монархия, главой го­сударства является король (королева). Королевский трон в Ве­ликобритании переходит по наследству от отца к старшему сыну, но если у короля нет сыновей, то трон наследует стар­шая дочь короля. Муж царствующей королевы не приобрета­ет титула и полномочий короля — он носит титул принца-консорта. В настоящее время британский трон занимает королева Елизавета II, коронованная в 1952 г.

Формально монарх обладает весьма обширными полно­мочиями, но фактически его личная власть ограничена, и притом не столько законодательными актами, сколько нор­мами прецедентного права и конституционными обычаями. Каждый билль, после того как завершено рассмотрение его в палатах парламента, передается на подпись монарху. Но последний случай отказа биллю в королевской санкции имел место в 1707 г. По существу, с того времени сложился обы­чай, обязывающий монарха подписывать все поступающие к нему билли.

Король (королева) созывает и распускает парламент, назна­чает и освобождает от должности министров и других высших должностных лиц, является главой исполнительной вла­сти, верховным главнокомандующим вооруженными силами, главой англиканской церкви, заключает и ратифицирует меж­дународные договоры, осуществляет право помилования и т. д. Перечислить все полномочия монарха нелегко, в частности потому, что только часть их основывается на нормах статут­ного права, тогда как другая часть считается непроизводной от власти парламента и составляет так называемую королев­скую прерогативу (прерогативными полномочиями являются, например, право объявления войны, право роспуска парла­мента и др.). Король также является главой государства быв­ших британских доминионов — Канады, Австралии и Новой Зеландии.

Однако по своему усмотрению монарх не может осу­ществлять ни статутные, ни прерогативные полномочия. Ныне управление государством осуществляется от имени королевы правительством Ее Величества. В прецедентном праве Вели­кобритании есть норма, согласно которой «король не может быть не прав». Практически это означает, что монарх не не­сет ответственности за акты, изданные от его имени, — от­ветственными считаются министры, скрепившие их своими подписями. Королева осуществляет принадлежащие ей пол­номочия не иначе, как по «совету» (предложению) соответ­ствующих министров. Она не может даже присутствовать на заседаниях кабинета министров, но получает регулярную ин­формацию о принятых им решениях. Королеве оказывает со­действие Тайный Совет, с которым она консультируется. В его состав входят все министры кабинета, некоторые мини­стры вне кабинета, специальные советники.

Это не значит, что королева не играет никакой роли в осу­ществлении государственной власти. Хотя она сама не реша­ет почти никаких государственных дел, она может влиять и действительно влияет на решения, принимаемые должност­ными лицами британского государства.

Date: 2015-10-18; view: 663; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию