Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Президент и правительство





Президент занимает центральное место в системе высших государственных органов США. Он глава государства и еди­ноличный носитель исполнительной власти, глава вооружен­ных сил и высший руководитель федерального административного аппарата. «Отцы-учредители» Соединенных Штатов постарались по возможности точно определить порядок за­мещения этого высокого поста, круг его полномочий и ха­рактер взаимоотношений с другими государственными орга­нами.

Обеспечению независимости исполнительной власти, но­сителем которой является президент, служит особый порядок его избрания. Пост главы государства в США замещается пу­тем всеобщих выборов, участие в этом процессе конгресса может быть связано только с особыми, из ряда вон выходя­щими обстоятельствами. Вместе с президентом избирается вице-президент.

Президентские выборы в США всегда проводятся в зара­нее обусловленный день — в первый вторник после первого понедельника ноября месяца каждого високосного года. Ис­пользование такой формулы позволяет избежать специально­го назначения даты выборов со стороны каких-либо органов и в то же время весьма точно определяет срок президентских полномочий — четыре года. Наконец, по этой формуле мож­но надолго вперед знать все даты президентских выборов.

Общие условия участия избирателей в голосовании те же, что и при парламентских выборах. Однако процедура прове­дения голосования и определения результатов иная.

Баллотироваться на выборах могут только зарегистрирован­ные кандидаты. Формальные требования к кандидату незна­чительны. Надо быть гражданином США по рождению. Это значит, что натурализовавшийся американец (эмигрант в пер­вом поколении) не может быть зарегистрирован на законных основаниях в качестве кандидата. Надо быть не моложе 35 лет. Наконец, необходимо проживание на территории США не менее 14 лет. Порядок регистрации кандидатов устанавлива­ется законодательством штатов. Как правило, автоматически пользуются привилегией кандидаты от партии, которая уже участвовала в предыдущих выборах и собрала определенное число голосов. При выдвижении иного кандидата требуется представление петиции в его поддержку, под которой необ­ходимо собрать довольно значительное число голосов. В послевоенной истории США случаи такого рода выдвижения кан­дидатов вне рамок двух главных партий — демократической и республиканской — сравнительно редки. Выборы президента в США — это крайне дорогостоящее предприятие, и без мощ­ной финансовой и организационной поддержки рассчитывать не только на победу на выборах, но даже на регистрацию весь­ма трудно. На президентских выборах 1996 года такое мог себе позволить только один из самых богатых людей США — муль­тимиллионер Росс Перо.

Президент и вице-президент избираются не прямыми, а косвенными выборами. Сначала избирают выборщиков, а за­тем уже коллегия выборщиков решает судьбу кандидатов. Каж­дый штат посылает в коллегию выборщиков столько членов, сколько он избирает членов палаты представителей и сената. К ним добавляются также три выборщика от федерального округа Колумбия. Таким образом, всего в коллегии оказыва­ется 538 выборщиков.

Официальному выдвижению кандидатов предшествуют так '^s называемые первичные выборы — праймериз. В ходе праймериз на основе симпатий и антипатий избирателей (это выясняется посредством голосования сторонников каждой из "^ двух партий за того или иного кандидата) решаются вопросы о возможном кандидате партии на президентских выборах и выдвижении кандидатур в коллегию выборщиков. Затем на съезде партии, который обычно проводится в июле месяце в год выборов, официально выдвигается кандидат, одержавший победу в ходе первичных выборов. Наконец в ноябре, в за­вершение длительной и упорной избирательной борьбы и шумной и дорогостоящей избирательной кампании, проводит­ся избрание выборщиков. Применяется мажоритарная систе­ма относительного большинства. Выборщики, в соответствии с обычаем, голосуют за кандидата той партии, по списку ко­торой они избраны. Победителем считается кандидат, полу­чивший абсолютное большинство голосов (50% плюс 1. В дан­ном случае 270 или более). Как только становится известным, кто одержал победу при избрании выборщиков, уже практи­чески можно приносить поздравления вновь избиравшемуся президенту США. Официальная же церемония продолжается да­лее. В декабре выборщики, собравшись в столицах своих шта­тов, выносят окончательный вердикт. 20 января следующего года, после принесения торжественной присяги, проводимой обычно в Вашингтоне на лужайке перед Белым домом (так име­нуется резиденция президента) и известной под названием ина­угурации, новый президент США вступает в должность. На выборах 1996г. победу одержал кандидат демократической партии Билл Клинтон.


Конституция США предусматривает и тот случай, когда ни один из кандидатов не соберет абсолютного большинства го­лосов. Тогда решение передается палате представителей, ко­торая должна сделать выбор между тремя кандидатами, со­бравшими наибольшее число голосов. Единственный эпизод такого рода имел место в 1824 г., когда президентом стал Д.К. Адаме.

В том же порядке, что и президент, избирается вице-пре­зидент США. Условия его выдвижения и регистрации анало­гичны условиям, применяемым при выдвижении кандидата в президенты. Единственное ограничение состоит в том, что президент и вице-президент не должны быть жителями од­ного и того же штата. Поправки 12 и 20 к Конституции США, установив одновременное избрание одними и теми же выбор­щиками президента и вице-президента, практически исклю­чили возможность ситуации, сложившейся в первые годы су­ществования государства, когда президент и вице-президент могли принадлежать к разным политическим партиям. В слу­чае, если кандидат на пост вице-президента не получит аб­солютного большинства голосов, решение передается сенату.

Весьма подробно регулирует основной закон порядок за­мещения поста главы государства при досрочной вакансии. Это может случиться в результате покушения на президента (например, убийство А. Линкольна или Дж. Кеннеди), кон­чины, вызванной болезнью (например, смерть в апреле 1945 г. Ф.Д. Рузвельта), или по иной причине.

Во всех такого рода случаях пост президента США автома­тически занимает вице-президент, который становится полноправным главой государства в полном объеме без каких-либо ограничений на весь период до истечения срока полномочий ушедшего президента и проведения новых очередных выбо­ров. Подобная формула подтверждена специальной поправ­кой (25) к конституции США, принятой в 1967 г. До этого в истории США было восемь случаев кончины президента на своем посту и замещения вакантной должности вице-прези­дентом, но только в 1967 г. этот обычай был закреплен в кон­ституции. Одновременно был урегулирован и вопрос о до­срочной вакансии поста вице-президента (смерть, отставка). Нового вице-президента назначает президент при условии ут­верждения кандидатуры большинством голосов обеих палат конгресса. Установленная процедура позволяет обеспечить пре­емственность власти, но таит в себе опасность занятия выс­шего поста в государстве лицом, не избиравшимся населени­ем страны. Так произошло, например, в 1973—1974 гг., когда после отставки президента Никсона пост главы государства за­нял не избиравшийся народом вице-президент Дж. Форд.

Установленный в США порядок замещения высшей госу­дарственной должности отличается определенной сложностью. Не вызывает, однако, сомнений, что эта процедура носит демократический характер. Президент получает свои полно­мочия от народа в результате всеобщих выборов. Для предот­вращения чрезмерного усиления его власти установлено ог­раничение возможности переизбрания одного и того же лица на пост главы государства двумя сроками. Соответствующий прецедент был создан первым президентом США Дж. Вашинг­тоном, отказавшимся баллотироваться на третий срок. Одна­ко эта неписаная норма была нарушена в период правления Ф.Д. Рузвельта, избиравшегося четыре срока подряд. После его кончины была предложена поправка к конституции, ко­торая должна была формально ограничить возможность из­брания одного и того же лица двумя сроками. Соответствую­щая 22-я поправка вступила в силу в 1951 г. Одновременно было уточнено, что если вице-президент вступает в должность президента США на период двух лет и более, то это засчи­тывается ему в срок двух мандатов.


В определенной мере потребностями обеспечения неза­висимости верховной власти обусловлена и та часть регла­ментации порядка занятия поста президента, которая посвя­щена финансированию избирательной кампании. Различного рода финансовые злоупотребления, связанные с выборами, привели к появлению целой серии нормативных актов, уста­новивших требование публичной отчетности в отношении всех поступлений и расходов, связанных с выборами. Огра­ничены также предельные размеры пожертвований со сторо­ны частных лиц и разного рода деловых или общественных объединений, равно как и «потолок» общих расходов каж­дого из кандидатов. По Закону 1975 г., кандидаты, выдвину­тые на съезде одной из двух ведущих партий, имеют право на получение из казны 20 млн. долларов каждый при усло­вии отказа от частных пожертвований. Закон регулирует так­же порядок использования в ходе избирательной кампании средств массовой информации (СМИ). Обусловлено это тем, что СМИ, и особенно телевидение, оказывают огромное влия­ние на американское общественное мнение и поведение из­бирателей. В обычную практику вошло, например, проведе­ние теледебатов с участием ведущих претендентов на пост президента и вице-президента. По мнению многих исследо­вателей, влияние СМИ на политическую жизнь настолько возросло, что сегодня о них можно даже говорить как о чет­вертой ветви власти. Возможно, это определенное преуве­личение. Речь все же идет о влиянии на принятие решений, а не о праве на принятие решений, которое принадлежит лишь государственным органам, представляющим три основ­ные ветви власти.

Полномочия президента США очень широки. Как глава государства он является верховным главнокомандующим во­оруженными силами США и верховным представителем США на международной арене. Президент с одобрения и согласия сената назначает федеральных судей, включая членов Верхов­ного суда, послов и высших должностных лиц аппарата ис­полнительной власти, в том числе руководителей министерств и ведомств. Конституция предоставляет президенту право созыва чрезвычайных сессий конгресса и переноса очередных сессий, право отсрочки исполнения приговора и право по­милования лиц, осужденных по федеральным законам. Не за­нимая какой-либо должности в партийном аппарате, прези­дент считается лидером своей партии. При возникновении внутренних и внешних кризисных ситуаций (войны, крупные забастовки и пр.) президент может располагать чрезвычайными полномочиями.


Велика роль президента в законодательном процессе. Он является фактическим лидером законодательной политики, формулируя законодательную программу администрации в серии посланий конгрессу. В одном из них конгрессу пред­ставляется проект бюджета, разрабатываемый экспертами Бе­лого дома. Глава исполнительной власти обладает правом из­дания президентских приказов, фактически имеющих силу закона.

Что касается вице-президента, то его полномочия по кон­ституции ограничиваются председательствованием в сенате. Принятая в 1933 г. 20-я поправка к конституции США укре­пила статус вице-президента, рассматривая его в качестве пре­емника главы исполнительной власти в случае смерти или недееспособности последнего. Реальные функции вице-пре­зидента в правительстве определяются президентом в каждом конкретном случае.

Не предусмотренным конституцией надведомственным органом при Белом доме, вызванным к жизни возросшими масштабами государственного регулирования, является Испол­нительное управление президента. Основанное президентом Ф. Рузвельтом в 1939 г., оно способствовало укреплению пре­зидентской власти, создав мощный аппарат, координирующий и контролирующий важнейшие аспекты деятельности госу­дарства. В рамках Исполнительного управления действует воз­главляемый президентом Совет национальной безопасности, который занимается разработкой внешней и военной поли­тики США.

Конституция США не применяет понятия «правительство». Как совещательный орган при президенте функционирует кабинет министров, созданный помимо конституции. Уже пер­вый президент США Дж. Вашингтон ввел в практику нефор­мальные заседания всех глав исполнительных департаментов (министерств) для обмена мнениями по интересующим пре­зидента вопросам. К 1793 г. эти совещания получили назва­ние заседаний кабинета.

В состав кабинета входят главы 12 федеральных мини­стерств, именуемые в США секретарями (глава министерства иностранных дел называется государственным секретарем), и генеральный атторнеи (глава министерства юстиции), однако президент может включать в кабинет и других должностных лиц. В заседаниях кабинета принимает участие вице-прези­дент, на них могут приглашаться имеющие отношение к обсуждаемому вопросу представители исполнительного аппа­рата. Протоколы заседаний не ведутся. Регулярность и пове­стка дня заседаний кабинета зависят от президента. Им же назначается секретарь кабинета для подготовки и организа­ции заседаний.

Как коллегиальный орган кабинет большой роли не игра­ет, что не исключает существенного политического влияния отдельных министров. В практике последних президентов США использовалась форма дробления кабинета на целевые межведомственные советы, что давало возможность обсуждать тот или иной круг вопросов без привлечения всех членов ка­бинета. Значительную роль в деятельности этих советов, в ча­стности, играет Управление по разработке политики при Бе­лом доме.

Громоздкий и разветвленный бюрократический аппарат исполнительной власти, помимо уже упоминавшегося испол­нительного управления президента, включает систему ми­нистерств (федеральных департаментов) и других админи­стративных ведомств. Руководители министерств подчинены непосредственно президенту, назначаются им при согласии сената, но могут быть отстранены от должности президентом единолично. Административные ведомства учреждаются по инициативе конгресса, который определяет также круг их за­дач и полномочий. Поэтому в США такие административные ведомства называют независимыми агентствами. Руководите­ли этих ведомств не могут быть уволены президентом по его усмотрению, но такое право может быть возложено на него конгрессом. Главы министерств и ведомств не могут быть чле­нами конгресса. Однако конгресс вправе осуществлять конт­роль за деятельностью этих государственных учреждений, в частности, заслушивать их руководителей на заседаниях коми­тетов.







Date: 2015-10-18; view: 331; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию