Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мимолетна наша жизнь, береги каждый день





Дух свободен от телесного и душевного

 

Эндогенная депрессия – это реакция на эндогенное состояние. Причем реактивная форма депрессии может наложиться поверх эндогенной формы, усилив ее.

 

Ошибки воспитания нельзя устранить прощением, они устраняются только путем самовоспитания.

 

Логотерапия (экзистенциальный анализ) позволяет видеть жизнь полной личных задач, одной из которых является способность подняться выше над эндогенной депрессией (если она есть), справиться как-то с ней и жить полноценно.

 

Человек с эндогенной депрессией, реальной, пролеченной или рецидивирующей, живет более осмысленно и полноценно, чем человек, никогда ею не болевший…

 

Высшая воля духа человека – примирение со своей судьбой. Ведь именно тщетная, длительная, изнуряющая борьба с собой ведет к дополнительной депрессии. Прими это состояние без сопротивления, и скорее избавишься от нее.

 

Даже в самом ужасном нужно увидеть нечто хорошее, и это искусство жизни! Даже если это что-то весьма мучительно. Помогай другим.

 

Падает только тот, кто потерял свой духовный стержень, свою духовную опору и спасением от такого экзистенциального вакуума может стать стремление к какой – либо цели в будущем (на примере узников Освенцима).

 

Функционирование иммунной системы во многом зависит от жизненного мужества человека. Сильно роняет защитные силы человека разочарование в чем-либо.

 

В концентрационном лагере многие узники вновь обрели веру в Бога и выстояли благодаря этому.

 

Человеку доступно царство внутреннего удовлетворения без какого – либо внешнего успеха, и это всё благодаря искусству! Отсутствие успеха еще не означает отсутствия смысла. Пример: человек не хотел бы вычеркнуть из своей жизни любовные страдания, так как благодаря им он созрел и духовно вырос, получив значительно больше, если бы просто имел сексуальный успех.

 

Страдания от того, что что – то «невыносимо» - это страдание от того, что мы не хотим признавать это реальным и значимым. Столкновение с данным нам судьбой является задачей страдания. И мы словно внутренне отворачиваемся от него, создаем от неизбежного некую дистанцию. Страдание от состояния которого «не должно быть» приводит к сильному напряжению, так как мы разрываемся между реальным бытием и бытием, которое могло бы быть. Это человек, который впал в отчаяние от самого себя. Нужно внутренне принять данность судьбы, идентифицировать себя с неизбежным, тогда в жизни человека открывается глубокая мудрость, которая важнее всякой рациональности и даже противоречит рациональной полезности.

 

Раскаяние уничтожает чувство вины.

 

Жизненная борьба держит нас в напряжении, так как смысл жизни по мере выполнения задач меняется.

 

Страдание уберегает человека от апатии и душевной вялости. Пока мы страдаем, мы остаемся душевно живыми. В страдании мы даже зреем, вырастаем в нем – оно делает нас богаче и сильнее.

 

Раскаяние делает поступок как бы не произошедшим внутри (в моральном плане).

 

Путем отвлечения и оглушения человек спасается бегством от проблемы. Но этим не устраняется предмет эмоций, он не изгоняется бегством в нереальность.

 

Человек в норме и в действительности всегда стремится быть душевно «живым», испытывая радость или печалясь, а не погружаться в апатию. Поэтому присутствие печали или другой грусти всегда будет лучше, чем полное бесчувствование.

 

В экзистенциальном анализе страдание предстает как основная часть жизни, как судьба и неотъемлемая часть.

 

Страдания, нужда и лишения – такие же части жизни, как судьба и смерть. Лишь под тяжелыми ударами судьбы и в горниле страданий жизнь приобретает форму и образ.

 

Смысл своей судьбы человеку предстоит выстрадать.

 

Экзистенциальный анализ должен будет помочь человеку стать способным страдать (реализуя ценности отношения).

 

Значение имеет только сама борьба…

 

Не видя перед собой уникального смысла своего неповторимого бытия, человек оказывается в трудных ситуациях бессильным.

 

Смысл и ценность присущи достигаемому результату для сообщества, и не при конкретной профессии. Не какая - то определённая профессия позволяет человеку реализовать свои возможности, как рассуждают люди, настроенные невротично. В тех случаях, когда профессия не приносит чувства удовлетворения, вина лежит на человеке, а не на профессии. Профессия не делает человека незаменимым, она лишь дает шанс.


 

В любой профессии достичь чего – то индивидуального и специфичного для себя (девиз). То, что человек в своей профессии делает сверх своих обязанностей, лично от себя, именно это делает его своеобразно незаменимым, и приносит личное удовлетворение.

 

Если человек не работает, ему нужно быть разносторонне занятым. Избыток времени нужно использовать осмысленно, сохраняя оптимизм.

 

Идентификация профессии со смыслом жизни ложна. Цель – осмысленная жизнь. И борьба….

 

Невротик спасается от большой жизни бегством в профессию, однако полная бессодержательность и пустота его жизни обнаруживается сразу же в выходные дни! Ему нужна суета, чтобы заполнить внутреннюю пустоту. Он пытается убежать от самого себя.

 

Даже искусство извращается невротиком, не обогащая его. Искусство его отвлекает от самого себя. Жажда ощущений требует возбуждения нервов, и невротик любит читать про смерть. Вместо того, чтобы реализовать ограниченное время своей жизни, он спасается бегством от мыслей о смерти. Он читает, чтобы если не он, то хотя бы вымышленный образ действий поступал и жил за него.

 

Любовь – это переживание человека во всей его единственности и неповторимости. Если он любил, это милость. Это возможность быть незаменимым ничего не делавши.

 

Любящий видит истинные ценности жизни, у него открываются глаза.

 

Является немыслимым то, что определенная личность просто из-за того, что носимый ею организм стал трупом, изъята из мира, и, следовательно, не принадлежит больше никакой форме бытия. Шелер по поводу смерти тела указал на то, что нам дано больше, чем «пара чувственно воспринимаемых клочков» ее телесного видимого образа. Лишь их недостает нам после смерти! После гибели личность лишь не может сама «предъявить» себя. Таким образом, настоящая любовь не зависит от физического присутствия любимого, так как «любится» сама идея этого человека, его именно духа, и такая любовь не зависит от физической субстанции вообще.

 

Влечение любит тело. Влюбленность – особенности характера. Любовь – саму идею этого человека. Истинно любящего в такой мере наполняет сущность любимого, что его реальное существование отступает на задний план.

 

Физический облик любимого человека становится для любящего символом того, что стоит за ним, и дает о себе знать во внешнем, но не исчерпывается в нем. Настоящая любовь сама по себе не нуждается в телесном ни для ее пробуждения, ни для ее удовлетворения, но она пользуется телесным и в том, и в другом отношении. Но и тот, кто не любит и не любил, может организовать свою жизнь в высшей степени осмысленно.

 

Любить человека – значит видеть его таким, каким его задумал Бог. (Достоевский).

 

Любовь в плане жизненных ценностей должна обогащать любящего. Несчастной любви не существует! Я или от своей любви обогащаюсь, или не люблю вовсе. Влюбленность делает слепым, любовь – зрячим.

 

Любящий хочет быть всё более достойным любимого, становясь всё более похожим на тот образ, который любимый видит в нем, и становится всё более таким, каким его задумал Бог.

 

Влечение предполагает удовольствие, влюбленность (эротическая любовь) предлагает радость, а любовь предлагает счастье.


 

Для психотерапевта проблема «страха ожидания» актуальна постоянно, то есть, мнительность пациента. Например, заика наблюдает за автоматизмом разговора; человек не спящий усиленно ждет сон; психогенная фригидность, когда партнерша постоянно наблюдает за собой во время полового акта. Работа с таким пациентом: РАЗУБЕДИТЬ В ОЖИДАНИИ. Страх наблюдения исключает любой бессознательный акт. Сознательность исключает бессознательное!! Бессознательные поступки своего рода - необходимая человеку непосредственность.

 

Первейшее свойство, отличающее человека без депрессии – это любовь к жизни и умение ей радоваться.

 

Ученые хотят доказать, что человек – только продукт генной наследственности и окружающей среды, то есть, они видят только абсолютную несвободу человека. Жизнь же подтверждает обратное: человек свободен и его сила духа непреклонна.

 

Когда у человека есть мотивация к какому – либо действию, когда он видит в этом смысл, человек может стать сильнее любых внешних обстоятельств и собственного внутреннего состояния, так как умеет преодолеть их – это и есть свобода человека.

 

В конечном счете, все страхи человека сводятся к страху перед небытием.

 

Все люди, страдающие навязчивыми идеями, должны иметь в виду, что именно неврозы страхуют их от психозов, делая их невосприимчивыми к психозам, так что они могут быть совершенно уверенными в том, что у них не появится нарушений психики.

 

Небытия, которого так страшится человек- не существует во внешней среде. Оно заключено в нем самом. И именно перед этим внутренним небытием человек испытывает страх. Из страха перед самим собой он бежит от самого себя: он бежит от одиночества и боится остаться наедине с собой. Потому что внутри – пустынная местность и ощущение бессмысленности жизни.

 

Одно лишь бытие не может принести ни радости, ни удовлетворения. Бытие должно быть осмысленным, иначе возникает чувство ненужности и пустоты. Поэтому не нужно избегать сознательного бытия, наполненного решением разнообразных задач и личных проблем – это лучшая профилактика болезней. Дела побеждают смерть! Цель: жизнь творчески активная, общественно полезная работа. Чувство служения людям. Душа обязана трудиться и день и ночь (Заболоцкий).

 

Страх перед небытием, то есть перед смертью – это страх перед своей нечистой совестью, который объясняется осознанием того, что в жизни были упущены многие предоставляемые судьбой шансы и не реализованы многие проекты.

 

Появление отчаяния по какому-то поводу, говорит о том, что предмет отчаяния сильно переоценивается.

 

Ничто так не отравляет жизнь, как неосознанная обида неизвестно на кого и неосознанная зависть неизвестно к кому (отчаяние).


 

И чтобы не было пусто и мучительно больно перед самим собой – я слушаю повеления своей совести и беру ответственность за свои поступки на себя.

 

Двери, с грохотом захлопывающиеся перед моим носом – это всего лишь двери в полные амбары прошлого…

 

Человек – это существо, которое способно привыкнуть ко всему. (Достоевский).

 

Шанс наполнить смыслом свою собственную жизнь, по сути дела, является наивысшим шансом из тех, которые предоставляются человеку в жизни.

 

Экзистенциальный анализ ориентирован на то, чтобы помочь человеку в осознании его ответственности, но, не вторгаясь в личную сферу принятия частных решений по разным вопросам.

 

Душа здорова до тех пор, пока она знает, что является сущностью, наделённой своим бытием, осознающим свою ответственность.

 

В психотерапии пациент сам принимает все решения, задача доктора лишь помочь человеку найти свои предпочтения, то есть, помочь увидеть ситуацию объективно, чтобы человек ощутил самое приемлемое для него решение ситуации. Пример: притча про буриданова осла, умершего от голода, будучи помещенным на равном расстоянии от равных порций овса. Он просто не мог выбрать, к какой из них устремиться.

 

Врач помогает трансформировать страдание человека в его внутреннее достижение.

 

Напряжение между бытием и смыслом неискоренимо в человек. Оно внутренне присуще ему и необходимо для ментального здоровья.

 

Смысл не должен совпадать с бытием, он должен быть впереди бытия, и создавать для бытия темп.

 

Как бы то ни было, человек не избавлен от того, что сталкивается со своей ограниченностью, которая включает трагическую триаду человеческого бытия: боль, смерть, вина. Под болью я имею в виду страдание; две другие составляющие – факт человеческой смертности и неизбежности ошибок. Но никакая из этих ограниченностей не принижает смысловую наполненность жизни. Поэтому человеку нет нужды бежать от реальности этой трагической триады.

 

Как конечное существо, человек не застрахован от совершения ошибки, но «мы должны всегда целиться в бычий глаз, несмотря на то, что знаем, что не сможем попадать в него всегда» (Гёте). Или, другими словами, мы должны стараться достичь самого лучшего решения из возможных, в противном случае, мы не сможем добиться даже относительно хорошего.

 

Даже в престарелые годы оптимист не станет завидовать молодости. Чему завидовать? Возможностям молодого человека? Нет, вместо возможностей в будущем, зрелый человек обладает реальными достижениями в прошлом – это вся его проделанная работа, настоящая любовь и перенесенные страдания. Последним нужно гордиться больше всего, хотя это то, что едва ли вызовет зависть. Этот опыт никто не сможет отобрать у него. Прошлое хранит свои сокровища нетронутыми.

 

Смысл жизни человека, его миссия или задача должен быть открыт этим человеком, а не изобретён. Поэтому смысл всегда объективен, а не субъективен.

 

Некоторые психотерапевты уверены, что человеку нужна «самореализация», которая ослабит напряжение, вызванное нарушением гомеостаза. Потребность возбуждает мотивацию на восстановление равновесия в организме. Но Франкл не согласен с этим. Он говорит, что тогда мир низводится до простых объектов для удовлетворения потребностей. Он считает, что самореализация – это только следствие действий, а не их цель. Она достигается, когда человек перестает концентрировать свой интерес на себе, занявшись каким – то делом.

 

Жизненные возможности нужно рассматривать через призму смысла и своих жизненных ценностей.

 

МОИ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ:

Я верю в Бога и его заповеди.

Я верю в справедливость и считаю, что она существует. Каждый получает по заслугам.

Я верю, что жизнь – священна.

Я верю, что моя страна непобедима, а я – потомок победителей.

Победа в ВОВ – неприкосновенна.

Я верю в то, что мои родители любили меня.

Я люблю свою родину.

Я хочу, чтобы моя планета и природа жили как можно дольше.

Детей, слабых и животных нужно защищать и оберегать.

Я рассчитываю в жизни только на себя.

Я верю в свой разум, дух и тело, и в то, что не нуждаюсь в излишествах.

 

В любой данный момент времени только один из возможных выборов индивида отвечает требованиям его жизненной задачи. При этом подразумевается, что каждая жизненная ситуация – вызов ответственности. Человек должен сделать выбор какие возможности он отправить в небытие, а какие реализует, тем самым сохранив их для вечности. Решения окончательны, возможности же преходящи. Поэтому человек должен чувствовать ответственность за эти бессмертные «следы в песках времени». К счастью или несчастью, но он должен решить сам, что станет памятником его существованию.

 

Смириться со своей конечностью – значит создать условия для психического здоровья и прогресса; неспособность принять свою конечность – стать невротиком. Любовь к гомеостазу – невротический феномен, потому что только невротик не выносит нормального напряжения жизни – физического, психического, или морального.

 

Когда самореализацию человек делает самоцелью, она становится недостижимой. Самореализация – побочный эффект, зависящий от того, насколько человек реализует конкретный смысл своего существования.

 

Только в той мере, в которой индивид способен пренебречь собой, забыть о себе, он способен познать что – то в мире и о мире. Только тогда человек перестает концентрировать внимание на себе самом, тогда он начинает сознавать объекты за пределами своего «я». Пример: человеческий глаз, который не видит сам себя.

 

Моя точка зрения заключается в том, что истинная теория человека должна основываться не на гомеостазе, не на самореализации, а на области человеческого бытия, в котором сам человек выбирает, что ему делать и чем он будет среди объективного мира смыслов и ценностей.

 

Целостный феномен человеческого бытия невыразим и не может быть определен иным предложением, кроме как «я есть».

 

Осознание конкретного смысла чьего – либо существования вовсе не есть нечто отвлеченное, скорее, оно является скрытым и для которого безразлично как оно вербализуется и вербализуется ли вообще.

 

Всегда остается некоторая свобода, позволяющая человеку принимать решения. В пределах границ, какими бы узкими они ни были, человек может двигаться свободно… не условия определяют меня, а я определяю, поддаться мне им или нет.

 

В конце концов, человек становится таким, каким сделал себя сегодняшнего из себя вчерашнего. Вместо того, чтобы полностью подчиниться каким – либо условиям, он создает себя. События и факторы представляют собой не что иное, как сырой материал.

 

В каждый момент человек постоянно формирует свой характер. Таким образом, у каждого человека есть шанс в любой момент измениться. Как бы то ни было, одним из основных качеств человеческого бытия является способность быть выше условий, выходить за их пределы. Человек выходит за пределы самого себя настолько, насколько он изменяет свой собственный характер.

 

Человек больше, чем просто психика: человек есть дух. Он способен самоопределяться.

 

Человек свободен быть ответственным, и он ответственен за реализацию своего смысла жизни и мира личных ценностей своего бытия.

 

Человека интересует, прежде всего, не реализация своего «я», но реализация своих ценностей и смысловых возможностей, которые следует искать, скорее, в окружающем мире, чем внутри его самого. Человеку нужен не гомеостаз, но то, что я называю ноодинамикой, то есть внутреннее напряжение, которое поддерживает его постоянную ориентацию на реализацию конкретных ценностей и смысла своего существования. Это поддерживает его психическое здоровье, ведь устранение стрессов низводит человека к экзистенциальному вакууму (отсутствию смыслов).

 

По Франклу.

- смысл не находится в потомстве (иначе жизнь бездетной женщины бессмысленна)

- смысл не находится в долгожительстве (только Бог решит о сроках сдачи твоей «скульптуры», короткая жизнь не умаляет ее смысл)

- смысла жизни не найти в удовольствиях и гомеостазе (потому что удовольствие – это побочный эффект своей занятости, какого – то процесса, а не самоцель; а гомеостаз – это идеальное биохимическое равновесие организма)

- смысл не находится разумом (только чувствуется и принимается душой)

- смысл не найти в огражденной от напряжения душе (напряжение – это часть совести, а совесть – «орган Бога»

- смысл не зависит от состояния тела и травм (он «над» человеком)

- смысл не одинаков у чего человечества, потому что у каждого свои смыслы, и они меняются в зависимости от обстоятельств

- смысл не приходит (он есть) и не проходит

- смысл не уничтожается смертью, наоборот, смерть – часть судьбы

- смысл не в совершенствовании человека как цели, потому что совершенствование достигается путем посвящения себя какому – то делу или человеку

- смысл не в определенной профессии («я буду хирургом!»), потому что необходима осмысленная жизнь, а она достигается в любой профессии

- смысл не в самореализации скрытых способностей человека, потому что главное в жизни – это осмысленная борьба, способность не сдаваться под ударами, укрепление духа, единственное, что можно сказать про человека:

«Я ЕСТЬ!»

 

Три шага к обретению смысла (далее идет текст книги Альфрида Лэнгле, ученика Франкла, создавший Международное общество экзистенциального анализа и логотерапии, является президентом Международной федерации психотерапии, профессором университета Австрии):

1. Сменить угол зрения (со своих переживаний перевести взгляд на ориентировку в данной ситуации с позиции объективности);

2. Соотнестись со своими ценностями (услышать в ситуации запрос ко мне жизни, где я нужен? Что от меня требуется в соответствии с моими ценностями? Прислушаться к себе. Это поможет открыть эмоции и замотивирует);

3. Выбрать конечную точку (куда я должен прийти? Причем сделанный здесь первый практический шаг может быть совсем маленький, проверочный, как ответ на вопрос о правильности пройденных первых двух шагов. Правильное ли я выбрала направление для движения? Здесь происходит выбор, активизация воли.).

Человек должен научиться жить и любить, несмотря на сознавание хрупкости и конечности жизни и любви… именно это и придает щемящую человечность, неповторимую окраску, мелодию, значимость моменту, ощущение его как дара и благодати.

 







Date: 2015-10-18; view: 298; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.04 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию