Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 3 12 page





И вот люди уже грабят первый магазин на Садовом кольце. Толпа захватила грузовик с консервами и, опустошив его, перевернула и подожгла. Бунт зрел в сердцах людей, бредущих в промозглом холоде улиц, мерзнущих в плохо отапливаемых квартирах, хлебающих пустые щи и грызущих горбушки черного хлеба. Власть Сталина зашаталась. Портрет вождя снимали со стены, некоторые уже сжигали свои партбилеты. Утром в почтовых ящиках появлялись наскоро нашлепанные на машинках листовки. "Смерть коммунистам!" говорилось в них. Содержались там и антисемитские лозунги. В ужасе взирали люди, получившие листовки, на напечатанный в них текст. Ужас охватывал мать Москву. Сердце Советского Союза стучало с перебоями. И все же небо не рухнуло.

Официальный летописец советской власти A.M.Самсонов так описывает ситуацию в своей книге "Великая битва под Москвой": "В городе распространялось тревожное настроение. Эвакуация промышленных предприятий, министерств, ведомств и учреждений шла с нарастающим темпом. В то время бывали отдельные случаи проявления гражданами пораженческих настроений. Находились люди, сеявшие панику, бросавшие работу и спешившие покинуть город. Попадались предатели, которые пользовались ситуацией, чтобы похищать социалистическую собственность и подрывать мощь Советского государства". Кремлевский диктатор ударил по столу железным кулаком. 20 октября он ввел в Москве чрезвычайное положение. Столицу объявили районом ведения боевых действий. Теперь жизнь города регулировал фронтовой закон.

Самсонов пишет: "Указом предписывалось немедленно передавать всех нарушителей порядка военному трибуналу, а всех провокаторов, шпионов и других врагов, призывающих к мятежу, расстреливать на месте". Так и делалось. Столица стала передовой. А ее жители фактически сделались солдатами. Еще 11 июля по указу Комитета обороны были созданы дивизии народного ополчения, насчитывавшие в своем составе 100 000 человек, набранных из числа городского населения и развернутых на западных подступах к Москве. Позднее в ходе зимней кампании немцы встречали части народного ополчения на всех критических участках Центрального фронта. Нередко солдаты народной армии сражались как фанатики - так случалось на Селигере, под Ржевом, Дорогобужем и Малоярославцем. Начиная с 1 октября, списки жителей вновь подверглись "причесыванию". К оружию были призваны еще 100 000 москвичей. Они проходили 110-часовую подготовку - то есть всего двадцатидневную - и отправлялись на фронт.

Между 13 и 17 октября Москва поставила под знамена войны еще двадцать пять отдельных рабочих батальонов - эти люди ходили на работу и несли службу в своих частях. Численность их достигала 11 700 человек, то есть равнялась дивизии. Их задействовали в основном на восточном берегу канала Москва-Волга. В то же время из резервистов с опытом военной службы были сформированы 1-я и 2-я Московские стрелковые дивизии, а двадцать батальонов самообороны, насчитывавшие 18 000 человек, направлялись на поддержание порядка в городе. Таким образом, в столице фактически шла тотальная мобилизация.

Все мужчины и все женщины впрягались в военную машину. На рытье оборонительных рубежей второй линии призвали и направили 40 000 юношей и девушек младшее семнадцати лет, организовав их в команды по принципу военных частей. Вместе с 500 000 женщин и стариков они трудились по три смены - работали день и ночь в нечеловеческих условиях на сооружении 100 километровых противотанковых рвов, 285 километровых заграждений из колючей проволоки и 8000 километровых окопов и траншей.

Однако к концу октября ни фанатизм партии, ни военно-полевые суды, ни казни не могли остановить процесса развала. Дезертиры грабили или занимали квартиры и дома эвакуированных. По улицам повсюду шатались раненые, сбежавшие из трудовых частей подростки и дети. Органам безопасности приходилось беспрестанно прочесывать подземные туннели, вокзалы и разрушенные бомбами кварталы. Казалось, Москве приходит конец. Эти суровые, но бесспорные факты описаны учителем деревенской школы Менделем Манном, польским евреем, бежавшим из Польши в Россию. Его книга "Врата Москвы", впервые вышедшая в Израиле и затем переведенная почти на все языки стран западного мира, называется романом, однако основана она на личном опыте автора.

В этой книге мы находим эпизод, описывающий типичную для Москвы конца октября 1941 г. ситуацию: "Из маленького переулка вывернули два раненых солдата. У одного из них, высокого и худого, рука была в гипсе, другой, полный коротышка, ловко передвигался на костылях. Его ранило в колено. Они вышли на середину практически безлюдной улицы и закричали:


– Немецкие танки уже на Калужской и на Песчаной! Они уже в городе! Они здесь! Спасайтесь, люди русские!

Патруль из шести вооруженных людей - троих милиционеров и троих работников НКВД - остановился у ворот и медленно попятился, пересекая Садовую. Они не обменялись и словом, только молча посмотрели друг на друга… Внезапно начали закрываться магазины. С грохотом опускались железные решетки. Двери подъездов домов распахивались, и оттуда выглядывали удивленные жильцы.

Оба раненых остановились на углу. Высокий указал куда-то здоровой рукой и закричал:

– Вот они, вот немцы!

Патрульные исчезли в темноте подъезда. Скоро эти шестеро появились вновь уже без шапок и без оружия. Они сняли милицейские петлицы со своих шинелей.

– Крысы бегут с тонущего корабля! - завизжала какая-то женщина. Пусть драпают! Их поймают!

Толпа постепенно превращалась в процессию, во главе которой шли двое раненых. Позади следовали несколько женщин, а за ними все остальные.

Какие-то мальчишки в возрасте четырнадцати или пятнадцати лет - дети, работавшие на фабриках, - выходили из переулков и, выкрикивая какие-то насмешки, присоединялись к растущей толпе. Вдруг один мужчина развернул кусок белой ткани и поднял его над головой, точно знамя. В центре его чернела свастика.

Толпа попятилась и остановилась как вкопанная.

– Смерть коммунякам! - завопил человек с флагом. - Бей жидов!

Тишина воцарилась под серым московским небом. Негнущимся полотнищем страха небеса опускались на плечи людей.

– Войне конец!

– Будь благословенна, Святая дева, матерь Божья!

Автоматы патрульных сотрудников НКВД положили конец ужасной сцене. И немцы не пришли. Почему? Ведь они же шли по Можайскому шоссе в предместьях Москвы - были всего в получасе езды от города. Где они были? И правда, где?" Подполковник Вагнер расстелил карту на ящике из-под ручных гранат. Офицеры инженерно-саперного батальона 19-й танковой дивизии собрались вокруг командира.

– Здесь, - Вагнер указал на точку на карте, - здесь Малоярославец, в девятнадцати километрах впереди. Тут наши танки должны быть завтра. А вот Подольск, это в тридцати четырех километрах от Москвы. Задача дивизии овладеть им на следующей неделе. - Вагнер поднял глаза от карты и посмотрел на подчиненных. - Поэтому мы должны прорваться через эти чертовы доты, что перед нами, и открыть путь бронетехнике. Танки не могут пройти по раскисшим полям, а пехотинцам, что продвинулись вперед к югу от дороги, нужны боеприпасы и все прочее.

Было 16 октября. Совещание Вагнер проводил поблизости от Ильинского ключевого пункта первой линии обороны Москвы. Позиции тут удерживали курсанты Подольского военного училища. 19-я танковая дивизия из Нижней Саксонии застряла перед советскими дотами, где немцам противостояли будущие офицеры - молодые фанатики-коммунисты. Бомбы пикировщиков не могли уничтожить доты. Не лучше получалось это и у артиллеристов. Поэтому в дело предстояло вступить саперам Вагнера.

Штурмовая группа с двумя огнеметами и подрывными зарядами осторожно просачивалась на ровную заболоченную местность перед позициями русских. Воронки от бомб и снарядов помогали саперам прятаться, а артиллерия яростно била по дотам. Под прикрытием огня саперам удалось подобраться вплотную к бетонным сооружениям.


Снаряд разорвался слишком близко. Унтер-офицер Трипп, возглавлявший отделение инженерного батальона 19-й танковой дивизии, поднял ракетницу. В небо взлетела белая ракета - условный сигнал, означавший: мы достигли цели. Пушки разом замолчали.

– Пошли!

Огнеметы изрыгнули длинные струи горючей жидкости, поливая ею два дота в середине и справа. С ревом ворвалось в амбразуры пламя. Все потонуло в черном дыму. Русские не могли надеяться выстрелить из автоматов или бросить гранаты. Дот слева немцы обстреливали из автоматов, стараясь попасть в амбразуру, а тем временем ефрейтор Фогель забрался на крышу. Он сверху бросил заряд взрывчатки в амбразуру и спрыгнул назад. Раздался грохот взрыва, полыхнуло пламя, повалил черный дым.

С вторым препятствием немцы покончили аналогичным способом. Но тут из бетонного хода, соединявшего доты, вдруг застрочил пулемет, скосивший огнеметчиков справа. Трипп побежал к ходу сообщения слева и открыл огонь из автомата. Русские подняли руки, только один комиссар продолжал бросать гранату за гранатой, пока его не настигла очередь.

Они пустили еще одну ракету - белую. Пехотинцы далеко позади повеселели:

– Получилось!

Стена под Ильинским была пробита.

Вперед по очищенному пути на Малоярославец пошел 27-й танковый полк подполковника Томале вместе с 2-м дивизионом 19-го артиллерийского полка и батареей 88-мм зенитных орудий. Во главе следовала 1-я рота обер-лейтенанта фон Вертерна. Роты 74-го стрелкового полка двигались по обеим сторонам шоссе. До Москвы оставалось 100 километров.

Реку Протва наступающие перешли без затруднений. Они продолжали продвижение. Целью их стал Верабый на реке Истья.

Мост оказался невзорванным. Переправу отчаянно защищал расчет советской противотанковой пушки.

"Огонь из всех видов оружия и перейти реку", - радировал фон Вертерн командирам подразделений, входившим в его полк. Лейтенант Ранге командовал головным танком. Водитель Курт Вигманн слышал приказ подполковника и не нуждался в указаниях. Он включил передачу и повел машину вперед.

Они почти уже достигли цели, когда броню их машины пробил снаряд советской противотанковой пушки, расположившейся на крутом берегу слева. Последовал удар, и танк наполнился дымом.

– Покинуть машину! - приказал лейтенант Ранге. Они все сумели выбраться из танка и спрыгнули в ров. Оттуда экипаж видел, как прямым попаданием русские подбили второй танк, который запылал как факел. Выскочить смог только командир. Через мост, развернув башню на 10 часов и ведя огонь, шла третья машина. Советскую противотанковую пушку накрыло прямым попаданием. Под огнем русской артиллерии, бившей с опушки леса, мост пересек тягач с 88-мм зенитным орудием. Расчет вывел его на позицию и начал стрелять по батареям противника. Пока все шло хорошо.


Несмотря на яростное сопротивление противника, 1-я рота Вертерна удерживала плацдарм. Со стороны русских действовали курсанты офицерского училища, сражавшиеся с невероятной отвагой. Вновь и вновь они атаковали немецкие танки на ближней дистанции.

Подполковник Томале переправил через мост все имевшиеся под рукой подразделения из состава своего 27-го танкового полка. Он оторвался от дивизии на 40 километров и должен был удерживать Истьинский плацдарм до подхода ее главных сил. Боевой группе Томале удалось справиться с задачей. К ночи немцы одолели русские рубежи, возведенные в спешке за последние несколько дней, но обороняемые сильными частями противотанковой и полевой артиллерии.

Командир 19-й танковой дивизии, генерал-лейтенант фон Кнобельсдорфф, посетил головные подразделения.

– Мы не должны позволить русским окопаться вновь, - сказал он. - Не останавливаться. Следующая цель - Нара.

Река Нара служила вторым и, по всей видимости, последним рубежом обороны на подступах к Москве.

Моросил дождь. Было холодно. Дороги становились все более труднопроходимыми. Техника вставала. Все чаще раздавались крики: "Русские танки!" T-34 на своих широких гусеницах быстро катились с холмов. Конструкция этих машин идеально подходила для езды по грязи и снегу. Немцам они наносили огромный ущерб. Часто лишь в самый последний момент удавалось спасти ситуацию, подтянув 88-мм зенитные орудия и задействовав их в качестве средств ПТО. Но, невзирая ни на что, мотоциклетные части и танки 19-й танковой дивизии добрались до Нары. Несмотря на губительный огонь советских минометных батарей, саперный батальон в рекордные сроки в темноте навел понтонную переправу, и наступающие перешли на другую сторону реки. Удастся ли превратить ручеек наступления в бурный поток?

Неожиданным броском танкисты захватили высоты к востоку от Нары.

– Получилось! - шло радостное известие от одного солдата к другому. Через реку был переброшен 59-й стрелковый полк 20-й танковой дивизии, временно подчиненный 19-й танковой дивизии. Все теперь зависело от того, как быстро наступающим удастся достигнуть автомагистрали и преодолеть серьезный заградительный рубеж между Горками и Никольским. Тогда дорога в Кремль будет открыта.

Несмотря на состояние дорог, 98-я пехотная дивизия продвигалась форсированным маршем. У Детчино немцам пришлось пробиваться через хитроумно устроенные оборонительные позиции из линий дотов, выстроенных глубокими эшелонами. Защищали эти позиции монгольские и сибирские дивизии. Эти люди не сдавались в плен, потому что им сказали, что немцы сначала отрежут им уши, а потом пристрелят. Пять дней полыхало ожесточенное сражение. Немецкие батальоны несли тяжелые потери. Численность личного состава 282-го, 289-го и 290-го пехотных полков значительно сократилась; большинство батальонных и ротных командиров погибло или получило ранения. Саперный батальон потерял 100 человек. Но великая цель - Москва - подгоняла людей, хотя они и находились на крайней степени утомления. Кроме всего прочего, зарядили дожди, всех донимали холод и вши. До сих пор не прибыло зимнее обмундирование. И все же сознание того, что они ведут решительный и решающий бой, гнало солдат вперед. Они отдавали последние и самые последние остатки своих сил.

23 октября 290-й пехотный полк перешел Нару в Тарутине, южнее автомагистрали. Дивизии тотчас же повернули к северу, чтобы оказать поддержку 19-й танковой дивизии в деле зачистки Московского шоссе.

1 и 2-й батальоны (289-го пехотного полка) под командованием подполковника фон Бозе и капитана Штрёляйна штурмовали поросшие густыми зарослями леса высоты поблизости от Горок. Русские немедленно контратаковали и вытеснили 289-й полк с захваченных им позиций. Сражение продолжалось и на следующий день. Каждый сантиметр территории приходилось завоевывать в кровопролитных рукопашных схватках. В итоге наступающим осталось до шоссе всего 200 метров.

Обер-лейтенант Эммерт, исполняющий обязанности командира 1-го батальона 282-го пехотного полка, лично возглавил атаку 1-й роты. Командир ее, лейтенант Бауэр, погиб на месте. Слева и справа падали сраженные пулями и осколками солдаты. С огромным трудом наступающие добрались до зданий Горок и залегли. Русские отступили. Конечно, немцы находились пока только в южной части города, однако на сей раз за спиной у них остался последний рубеж обороны Москвы. До нее от Горок оставалось только 65 километров.

– Шестьдесят пять километров - это как от Нюрнберга до Бамберга, заметил лейтенант Фрай, командир истребительно-противотанковой части из дивизиона 198-й дивизии. Самому ему, правда, довелось пройти всего три. Его похоронили около Горок, в Кусолеве.

Наступление на Москву являлось, по сути дела, битвой за дороги. Летом они служили жизненно важными для армии артериями, по которым поступали боеприпасы и снабженческие грузы. Но теперь с наступлением зимней грязи, когда все проселки, не говоря уж о бездорожье, превратились в непролазное месиво, от дорог зависели не только поставки всего необходимого для передовых частей, но сами действия танкистов и пехоты. Для наступающих непогода становилась серьезной помехой, зато она играла на руку обороняющимся. Обойти прикрывавшие перекрестки доты и дзоты удавалось все реже. Их приходилось брать, атакуя в лоб. Поэтому битва за Москву становилась битвой за каждый перекресток на пути к ней.

Одной из такого рода транспортных развязок являлись Горки на реке Нара, а также Наро-Фоминск на железной дороге Смоленск-Калуга-Москва. Следующим стало Крымское, расположенное между Московским шоссе и издревле знаменитым почтовым трактом.

Другими форпостами служили Звенигород, Истра, Дмитров, Тула и Калинин, которые все вместе образовывали широкий полукруг на подступах к столице Сталина.

Эти населенные пункты представляли собой ключевые точки второго рубежа советской системы обороны Москвы; позади, окруженная многочисленными линиями коммуникаций, точно паук в паутине пряталась Красная столица.

Свыше шестидесяти немецких дивизий вели ожесточенные и кровопролитные бои за Москву. Соединения насчитывали в среднем от 5000 до 10 000 человек. Каждая из дивизий заслуживает отдельного упоминания, но нам под силу проследить тяжкий, полный человеческих трагедий путь лишь немногих из них. Они так близко подошли к цели, что, казалось, она уже на расстоянии вытянутой руки. Они видели башни Кремля, стояли на автобусных остановках в пригородах. Одно подразделение подошло к Москве на расстояние восьми километров, а в начале декабря 1941 г. его танкисты прогревали моторы всего в 15-29 километрах от Кремля.

Они продолжали идти вперед, пехотинцы 78-й пехотной дивизии, по изрытой заполненными водой воронками дороге от Вязьмы к Москве. Шел дождь, потом он сменился снегопадом. В животах солдат урчало - полевые кухни застряли в грязи где-то далеко позади. Форма насквозь промокла и покрылась грязью. Все уже забыли о стремительных прорывах летней кампании. Как давно это было! Казалось, прошла вечность. Они наступали и наступали все лето и всю осень, а теперь входили в зиму с ее заморозками и грязью.

В то время как 78-я дивизия нескончаемой колонной продвигалась по правой стороне шоссе, роты 87-й пехотной дивизии шли по левой. Середина оставалась свободной и предназначалась для тех, кто ехал или шел в обратном направлении.

К югу от автомагистрали между Юхновым и Гжатском по плохой дороге наступала 197-я пехотная дивизия. В воскресенье 19 октября, когда падавший с неба дождь сменялся снегом, а снег дождем, часть преодолела 1500 километров пути. 1500 километров пешком!

Капитана Кюпперса, командира 1-го дивизиона 229-го артиллерийского полка, серьезно беспокоили темпы продвижения его части. Дорогу, по которой следовал дивизион, развезло до невозможности, и лошади с трудом тащили орудия через это нескончаемое месиво грязи. С разрешения возглавлявшего колонну подполковника Рюдерера капитан приказал своим свернуть на пересекавшуюся с главной дорогу из Юхнова в Гжатск, с тем чтобы выйти на шоссе. Командир дивизиона рассчитывал, что так сумеет ускорить продвижение.

Артиллеристы добрались до автомагистрали. Но того, что они увидели, они никак не ожидали: забитое техникой шоссе покрывали заполненные водой воронки. На что тут было рассчитывать Кюпперсу с его батареями на гужевой тяге? На участке от Гжатска до Можайска застряли от 2000 до 3000 единиц различной техники.

Узрев столь печальную картину, артиллеристы 197-й пехотной дивизии со всей поспешностью постарались вернуться обратно - прямо в грязь. Скорость их продвижения, равнявшая летом 45 километрам в день, теперь часто падала до полутора километров и никогда не превышала пяти километров в день. Когда наступала ночь, истощенные боями, измученные переходами, покрытые грязью и вшами, голодные и смертельно усталые, они жались к печам в жалких крестьянских избушках в маленьких деревеньках. На улице лошади объедали жухлую замерзшую солому с крыш. Внутри солдаты сушили свою форму, и если кто-то из них спрашивал: "Кто-нибудь знает, где мы?", то получал по-солдатски прямой и грубый ответ: "В самой заднице матушки Европы!" Утром они вновь шли на восток, день за днем, вперед, все время вперед за моторизованными дивизиями - к Москве.

К началу второй половины октября первый рубеж обороны Москвы был прорван повсюду на широком фронте от Калуги до Калинина. Немецкие дивизии наступали, атакуя вторую и последнюю линию обороны столицы СССР по трем главным направлениям - по дорогам из Малоярославца, из Наро-Фоминска и из Можайска. Второй рубеж обороны проходил с юга на север, начиная от Тулы к Серпухову, затем по реке Нара через Наро-Фоминск к озерам у автомагистрали, потом по долине Москвы-реки через Звенигород, Истру, Истринское водохранилище и Клин к Московскому морю к юго-востоку от Калинина.

Оборонительная линия в действительности не являлась линией, а представляла собой систему укрепленных рубежей значительной глубины. Более того, с запада от линии обороны русские максимально укрепили все автодорожные развязки и железнодорожные станции, даже те, которые располагались на значительном удалении. Вглубь же противотанковые заграждения - рвы, "ежи" и надолбы - эшелонами протянулись вплоть до городской черты столицы. От самых границ до Красной площади наступающих ждали баррикады, огневые точки, танковые ловушки и замаскированная бронетехника.

К концу октября казалось, что Москва обречена. На севере в бывшем районе боевых действий 3-й танковой группы Гота, а ныне - 3-й танковой армии под командованием генерала Рейнгардта, тюрингско-гессенская 1-я танковая дивизия сумела форсировать Волгу в Калинине и продвигалась в восточном направлении. Оперативно-тактическая группа Гейдебранда вместе с приданной ей 900-й учебной бригадой смелым броском по шоссе на Торжок достигла Медного и блокировала автомобильные и железную дороги с севера. Правда, через несколько дней ожесточенных боев со свежими сибирскими танковыми частями оперативно-тактическая группа была вынуждена отступить к предместьям Калинина. Яростно контратакуя, русские старались отбить у немцев краеугольный камень обороны Москвы на Верхней Волге. Все попытки оказались тщетными. Части 6-й танковой дивизии, 14 и 36-й моторизованных дивизий, а позднее также 129-й пехотной дивизии общими усилиями сумели удержать жизненно важный плацдарм. Закрепиться на нем и консолидировать там свои силы немцам помог 41-й танковый корпус, которым теперь командовал генерал Модель. Тем не менее основной натиск немецкого наступления отмечался по обеим сторонам Московского шоссе. Самые ожесточенные бои здесь шли в полосе действий 40-го танкового корпуса генерала Штумме. 10-я танковая дивизия из состава этого корпуса овладела Шелковкой, важной и сильно укрепленной автотранспортной развязкой, и через Москву-реку выдвинулась в район севернее Рузы. Задача корпуса заключалась в том, чтобы нанести удар по Москве с северо-запада силами пехотной дивизии СС "Рейх" и 10-й танковой дивизии. 10-й танковой предстояло выйти к Красной площади первой.

Она была остановлена в 80 километрах от Москвы, но не русскими, а грязью. Снабжение дивизии генерала Фишера осуществлялось по пятнадцатикилометровой гати - настоящей дороге из положенных на раскисшую почву бревен. По обеим сторонам гати стояли вросшие в грязь грузовики, тягачи, пушки и танки. Пехотинцы, саперы, солдаты истребительно-противотанко вых частей закреплялись в лесах и в деревнях. В баках танков не осталось горючего. Артиллеристы получали всего по дюжине снарядов на орудие в день. А русские беспрестанно атаковали на своих T-34, которые сохраняли маневренность даже на слабых грунтах. 10-я танковая увязла в болоте и медленно истекала кровью. Уцелевшие помнят и по сей день проклинают села Проковское и Скирминово.

Солдаты сидели в крестьянских избах и в отчаянье молили Бога, чтобы земля высохла и они могли возобновить продвижение. Но морозы в том году запаздывали. А дивизия тем не менее теряла последние силы. Когда генерал-майор Фишер доложил о том, какова действительная численность боеспособных солдат и годной к применению техники в его части своему корпусному командиру, генерал Штумме воскликнул:

– Боже мой! Да у вас всего лишь усиленный дозор разведки.

В сорока пяти километрах к югу от 40-го танкового корпуса 78-я пехотная дивизия, которая также вбила 30-километровый клин во вражескую оборону, наступая от Рузы по дороге Звенигород-Москва, подошла вплотную ко второму рубежу обороны Москвы. Ведя трудные бои с противником в лесах, пробиваясь через оборонительные рубежи, солдаты - в особенности военнослужащие 195 и 215-го полков - проявляли сверхъестественные чудеса храбрости, мужества и отваги. Им удалось захватить плацдарм к западу от Локотни, примерно в 65 километрах от Москвы.

Но и тут грязь остановила продвижение. Немцы с нетерпением ждали, когда подморозит.

Южнее шоссе, в зоне боевых действий 4-й армии Клюге, наступление поначалу развивалось самым наилучшим образом. 7 и 292-я пехотные дивизии овладели районом Крюково, перед самыми рубежами второй линии обороны Москвы. Немцы предприняли атаку на укрепления противника и… увязли в грязи. Пришлось отказать от попытки штурмовать главные позиции врага по реке Нара.

Что же, сама природа выступила против немецких войск? И нигде нельзя было добиться успеха? О нет, кое-где все же можно. 258-й пехотной и 3-й моторизованной дивизиям повезло больше других. Благодаря отчаянному броску, осуществленному 2-м батальоном (479-го пехотного полка) майора Любке, 258-й дивизии 22 октября удалось овладеть Наро-Фоминском на главной магистрали Рославль-Москва. Таким образом, вторая линия обороны Москвы была прорвана в 69 километрах от города.

22 октября к югу от Наро-Фоминска 29-й мотопехотный полк 3-й моторизованной дивизии форсировал Нару, создав плацдарм шириной одиннадцать километров.

– Дела опять пошли! - говорили солдаты друг другу. - Мы снова идем вперед!

Да, они снова шли вперед. 8-й мотопехотный полк, действовавший совместно с 29-м, не только отразил все контратаки русских, но сам в ответ контратаковал и уничтожил сильную оперативно-тактическую группу русских, взяв в плен 1700 военнослужащих противника, включая 52 офицера. Они служили в батальонах, набранных в Москве, в частях народного ополчения; среди них было немало украинцев. Многие кричали: "Война капут!" Позднее они выдавали немцам комиссаров и политруков, которые, сдаваясь в плен, сорвали знаки различия с формы.

Еще на 30 километров южнее 98-й пехотной дивизии также удалось преодолеть главное препятствие на своем пути - сильно укрепленный рубеж на реке Нара. На восточном берегу дивизия развернулась в северном направлении, чтобы совместно с 19-й танковой дивизией очистить большой автодорожный мост в Горках на шоссе, ведущем к Подольску и Москве.

19-я танковая дивизия из Нижней Саксонии форсировала реку севернее Горок - как уже говорилось, - и ее 27-й танковый полк успешно отразил все советские контратаки. С захватом Наро-Фоминска и переходом немцев через Нару выше и ниже Горок последние рубежи обороны к юго-западу от Москвы оказались прорванными в трех местах. Дамба, возведенная потом, кровью и слезами полумиллиона женщин, стариков и подростков, вот-вот перестанет сдерживать поток германского наступления.

Что, если дамба рухнет? Москвичи очень боялись, что так и произойдет. Но в тот момент, когда им казалось, что немецкие танки, которых уже больше почти ничто не могло остановить, ворвутся в их город, на помощь жителям столицы пришла погода. Дождь превратил землю в болото - непроходимое болото. Генерал-фельдмаршалу фон Боку пришлось уступить победу трясине. Он приказал войскам остановиться и ждать, пока земля затвердеет, чтобы войска могли продолжать движение. Если бы у немцев нашлось 5000 путеукладчиков с такими же широкими, как у T-34, гусеницами, Москва пала бы к их ногам. А где же находился Гудериан, возглавлявший несколько успешных предприятий группы армий "Центр"? Где находилось острие наступления его закаленных в боях дивизий?

Его танковая группа была повышена в ранге до танковой армии - 2-й танковой армии, численность которой была доведена до 12 1/2 дивизий. Армия Гудериана образовывала южный фланг группы армий "Центр", а задача ее заключалась в том, чтобы наступать на Тульском направлении и закрыть подходы к Москве с юга. Главное командование вновь строило планы с учетом способности Гудериана вести молниеносные атаки и рассчитывало на то, что ему удастся блокировать Красную столицу с юго-запада. Началось все благополучно.

30 сентября 24-й танковый корпус выдвинулся на северо-восток силами 3 и 4-й танковых дивизий, находившихся в авангарде наступления. На следующий день части Гудериана достигли Севска, при этом головные подразделения прошли не менее 130 километров. 3 октября в результате стремительного броска 4-й танковой дивизии пал Орел. К 5 октября немцам удалось расширить береговой плацдарм на другом берегу Оки к северу от Орла.

Тем временем 3-я танковая дивизия оставила позади главную дорогу с целью наступать на север. После ночного перехода в немыслимой пурге дивизия форсировала реку Цон и продолжала стремительно продвигаться в заданном направлении. Пал Болхов - в плен угодило 800 красноармейцев. К середине октября части 3 и 4-й танковых дивизий с пехотным полком "Великая Германия" были готовы ударить через реку Сужа северо-западнее Мценска. Немцы перешли реку 23 октября и энергично преследовали обращенные в бегство русские войска. Была взята Чернь - всего в 90 километрах от Тулы. Но затем и тут грязь взяла бразды правления в свои руки.

Дорога на Тулу не годилась для тяжелой техники. Покрытие не выдерживало. Заполненные водой и грязью воронки, ямы и выбоины превратили шоссе в размытую и ни на что не похожую тропу. Грузовики со снабженческими грузами застревали в пути. Топливо не приходило. Баки пустели, и продвижение тормозилось. В результате у русских появлялось время сжигать и взрывать мосты, минировать дороги. Приходилось укладывать в грязь миллионы кубометров бревен и досок, чтобы возвести гати и пустить по ним колонны снабжения к оторвавшейся голове наступления.







Date: 2015-10-18; view: 529; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию