Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ярлыки отягощают
Определяя некое состояние, можно принести пользу или навредить. Когда речь идет о поведенческих проблемах, легче свалить все на биологию, но тогда вы упустите из виду прочие негативные моменты в доме и в школе, требующие урегулирования. Определить поведение, как обусловленное АDНD, не значит оправдать порицаемое поведение, это значит объяснить его. Определение указывает решение проблемы, это есть отправная точка ваших действий: вы начинаете с того, что освобождаете родителей от чувства вины, а ребенка – от клейма «плохой»; вы также внушаете ему и его родителям надежду на возможность успешно справиться с проблемой. Что не снимает ни с ребенка, ни с его родителей ответственности за постоянное участие в процессе воспитания и нередко ведет к радикальному пересмотру образа жизни семьи. Какова цель этих шагов? Придать ребенку сил, чтобы он смог успешно и продуктивно учиться и работать на протяжении всей жизни.
Райан нуждался в поведенческой терапии. Главной задачей родителей Райана было сосредоточенно помогать ему вновь обрести положительную самооценку, чувство, что он «хороший». Ведь его тогдашнее «я» складывалось из одних отрицательных отзывов. Райан нуждался в особом позитивном подкреплении. Если он выполнял что‑то, ему требовалось особое вознаграждение. Тайм‑ауты в школе, по причине которых он выделялся среди одноклассников, не подходили для ребенка с АDНD, поскольку укрепляли его репутацию «шута класса» или «негодника». Я направил родителей Райана к специалисту по поведенческой терапии, а также посоветовал посещать учебные курсы для родителей, с тем чтобы Терри и Боб научились позитивному подкреплению приемлемого поведения ребенка. Они должны были раз за разом отучать Райана от импульсивности и агрессивности, предлагая ему подходящую замену поведения. Райан нуждался в соответствующем структурировании окружающего простр анства. Для некоторых детей структурирование пространства означает возможность спокойно сесть в кружок и держаться за руки; для других – это парк, причем большой парк. Родителям Райана следовало составить перечень ситуаций, в которых он вел себя наилучшим образом, и постараться, насколько это в человеческих силах, структурировать окружающую его среду в подобном направлении. Если он лучше всего играл вдвоем с товарищем, родители планировали такие игры вдвоем. Родители поручали ему простую работу по дому, помогали ему выполнить ее и хвалили его за усердие. Или дарили ему домашних животных, кормление и дрессировку которых он должен был взять на себя (конечно же, родители помогали ему). Когда им приходилось останавливать Райана, они делали это очень миролюбиво. Опускали руку ему на плечо, смотрели прямо в глаза, усаживали его в тихом месте и говорили ему, что, поскольку они любят его, они хотят помочь ему расслабиться и поразмыслить, прежде чем он ринется делать что‑то, и тогда он сможет контролировать свои действия. Специалист по поведенческой терапии, в свою очередь, обсудил этот вопрос с Райаном, поэтому тот уже затвердил слова «контроль» и «сосредоточенность». Нуждался ли Райан в медикаментозном лечении? «Надеюсь, нам не придется пичкать лекарствами нашего ребенка?» – с беспокойством спросила у меня его мать. Я объяснил родителям Райана, что ни один из вышеупомянутых способов не окажется по‑настоящему эффективным, если Райан, прежде всего, не сможет сосредотачиваться и контролировать свое импульсивное поведение. Райан и его родители едва ли вынесли бы еще год мучений. Лекарственные средства могли ускорить ход обратимого процесса, снизив уровень реактивности ребенка и помогая ему концентрировать внимание. (См. описание препаратов, применяемых в случае АDНD.) Обычно можно без вреда прекращать прием лекарств, когда родители решают для себя вопрос, как много сил они согласны отдавать применению иных способов воздействия на ребенка. Как правило, от родителей требуется очень много сил. Райан нуждался в наблюдении. Не существует единого рецепта для всех детей с АDНD. Лекарственные препараты подбираются индивидуально: все определяет реакция ребенка, а реакция значительно меняется от ребенка к ребенку. Приемы модификации поведения действуют по‑разному в разных ситуациях. Именно поэтому я попросил родителей Райана и его учительницу вести дневники поведения мальчика, где бы фиксировалось, какие приемы эффективны, а какие нет; кроме того, я просил их выдвигать свои предложения. Райану также было необходимо видеть свои успехи, для чего, возможно, пригодилась бы система призов или билетная система. Гиперактивным детям – по причине непродолжительности фокусирования мысли у них – требуются частые и немедленные вознаграждения. «Мы пойдем с тобой в кино в субботу» – фраза, ничего не значащая для ребенка, который способен заглядывать вперед всего лишь на несколько минут. После нашего первого сеанса родители Райана осознали, что неверно понимали и оценивали мальчика. И они сами, и другие. Я посоветовал родителям Райана изменить свою установку и попробовать «настроиться на успех». Попросить сына убрать маленький уголок в его комнате и немного помочь ему в этом. Похвалить за сделанное, а потом наметить новый маленький участок, который следует убрать. В следующие несколько месяцев Райан и его родители многого добились. Через два месяца, в течение которых они прибегали к описанным способам помощи и приемам, родители с сыном вновь посетили меня, и я наблюдал мир в этой семье. (Даже мое медицинское оборудование осталось целым.) Между родителями и ребенком установилась связь. Мать Райана, прослезившись, шепнула мне: «Я всегда любила Райана, но впервые с его появления на свет я честно могу сказать, что он мне нравится». Родители, имейте в виду, что не все дети, страдающие дефицитом внимания (АDНD), гиперактивны, по крайней мере, это не всегда проявляется внешне. Некоторые дети просто невнимательны, их мыслительный процесс прерывается из‑за рассеянности внимания. Таких детей, как и внешне гиперактивных, тоже неверно понимают и неверно оценивают. «Ленивые», «незрелые» – вот какие характеристики им дают. Поведенческие проблемы, сопровождающие дефицит внимания как психическое нарушение, не относятся к главным симптомам – они сопутствуют плохой успеваемости в школе, отрицательной обратной связи в школе и дома и формирующейся в результате низкой самооценке. Дети с АDНD не являются «плохими детьми»: в силу неврологических особенностей они иначе воспринимают указания, что ведет к возникновению у них эмоциональных и поведенческих проблем. Таких детей можно уподобить телевизору без антенны; они воспринимают происходящее неотчетливо. Поскольку такие дети не понимают требований и не налегают на задачи, как прочие дети, к ним необходим особый подход в этих случаях. Ниже описываются типичные признаки АDНD и особые подходы, необходимые при этом.
Date: 2015-10-18; view: 274; Нарушение авторских прав |