Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бакрия, Кагета, Вараста





«Le Six des Bâtons» [162]

 

 

Рокэ был верен себе – с дикарями и мужланами он вел себя как с Людьми Чести, а с Людьми Чести – как с дикарями. Дик, с трудом скрывая отвращение, смотрел, как его эр беседовал с бакранской ведьмой – уродливой старухой с коричневым лицом и кустистыми черно‑седыми бровями. Ведьму звали Премудрая Гарра, она увязалась за войском, чтобы отыскать старый бакранский алтарь, и нашла.

Алтарем оказалась черная каменная плита, заваленная грудами щебня. Бакраны раскапывали святилище два дня, и наконец чудовищная глыба, плоская, как стол, и блестящая, как зеркало, явилась во всей своей сомнительной красе. Вокруг вкопали шестнадцать шестов, на которые насадили козлиные черепа, украшенные черными и красными лентами. Зрелище вышло весьма внушительным, талигойцы, проходя мимо, прикладывали руку к губам и склоняли голову, отвращая зло, бакраны видели в этом знак почтения их святыне и не обижались. Довольный и гордый Бакна предложил Алве взглянуть в глаза великому Бакре, и Ворон согласился. Дик сам не знал, зачем увязался за своим эром, но предстоящий ритуал вызывал у юноши болезненное любопытство.

Алва выслушал ведьму, взял протянутое ему украшенное грубым рисунком кожаное ведро и пошел вверх по крутой каменистой тропе, переходившей в некое подобие лестницы, заканчивающейся у небольшого водопада. Герцог поднялся по грубым ступеням, вырубленным прямо в скале, подставил ведро под струю, а затем стремительно и легко сбежал вниз, словно под его ногами была дворцовая лестница, а не кое‑как обтесанные скользкие глыбы.

Бакна и ведьма ждали у алтаря. Старуха что‑то сказала, герцог ответил и выплеснул принесенную воду на камень. Дикон, отчаянно боясь, что его прогонят, подошел ближе, став за плечом своего эра, но горцы то ли не рискнули тронуть оруженосца своего кумира, то ли не сочли нужным, а Рокэ, как всегда, было не до Ричарда Окделла.

Красное солнце коснулось горной вершины. Бакна трижды ударил мечом о щит. Ведьма протянула руки и завопила дурным голосом, поднявшийся ветер закружил серую пыль, взъерошил черные волосы Проэмперадора, заиграл лентами, привязанными к козлиным рогам. Алва встал на колени и положил руки на мокрый камень. Каменное зеркало на мгновение отразило красивое, надменное лицо, затем все утонуло в багровых закатных сполохах, рассыпавшихся пылающими искрами, которые закружил неистовый вихрь. Искры выцветали, становясь снежинками, буря крепчала, и сквозь нее рвался кто‑то темный и крылатый. Сквозь вой и рев ветра доносился злой голос камней, становясь все громче и настойчивей. Камни гневались, их терпению настал предел, они и так ждали слишком долго, и вот дождались.

Что‑то толкнуло Ричарда в спину, а затем подхватило и понесло. Юноша ощущал чужую ненависть и презрение, песня камня сливалась с хохотом ветра, лицо Дика задели чьи‑то крылья, перья были острыми и твердыми, как кинжалы. Ричард чувствовал, как из порезов сочится кровь, но не мог ее утереть. Теперь он понимал, кто он – один из камней, мчащийся впереди селевого потока. Впереди спали люди, звери, деревья, живые, ничего не подозревающие, а он должен был их убить. Ричард рванулся назад, но добился лишь того, что его обогнало несколько других камней. В низком черном небе полыхнуло, затем еще и еще. В свете непрестанно рвущих мрак молний летящие впереди глыбы казались золотыми. Стремительный, всесокрушающий бег, когда ты со всеми, ты не можешь ничего изменить, все предопределено раз и навсегда. Ты – пленник, и вместе с тем ты свободен, как свободна сама смерть!

Поворот, и на пути замаячила роща. Несмотря на чудовищный ветер, деревья стояли неподвижно. На фоне полыхающего неба Ричард видел могучие, узловатые стволы, вцепившиеся корнями в серые скалы. Деревья видели, что их ждет, но встречали смерть, не дрогнув ни единой веткой. Смертоносный поток глухо зарычал, и Дик с ужасом и восторгом понял, что его голос вплетается в многоголосый рев. Он кричал, он ненавидел эти деревья, бросившие вызов неотвратимому. Не помня себя от ярости, Ричард Окделл бросился вперед, обгоняя бегущих впереди…

Он пришел в себя в палатке. Горела свеча, на светлой парусине кривлялись три тени – изящная и две широкие и грубые.

– Как на меня, – Ричард узнал голос Клауса, – седунов и вовсе в нужнике перетопить надо было, только возиться пришлось бы долго, а тут раз – и нету.

– И не говори, – разумеется, это Шеманталь! Адуан, ставший по прихоти Ворона генералом и глядящий на Рокэ, как на самого Создателя, – отменно сработали. Теперь они не пикнут, особливо без казара. Ну, монсеньор, вы и отчаянный. Раз – нету армии, два – нету озера, три – нету Лиса!

– А вы – поэт, Жан. Такие метафоры… – третья тень принадлежала Рокэ, – но при чем тут я? Было ясно сказано – так рассудил великий Бакра. Я, впрочем, с ним согласен, от Адгемара вреда не в пример больше, чем от моего друга Эпинэ.

– Вы, жабу их соловей, его и впрямь отпускаете?

– Разумеется, ведь Бакра его оправдал.

– О, гляньте‑ка, – встрял Жан, – оруженосец ваш очухался.

– В самом деле?

Что‑то зашуршало, и Дик узрел своего эра со стаканом в руке. Рубашка Рокэ была расстегнута, и юноша видел серебряный медальон на старинной цепочке. Знак главы Великого Дома! У Ричарда был похожий, но носил он его недолго – перед отъездом в Лаик матушка забрала реликвию, опасаясь, что над ней надругаются.

– Что с вами было? – поинтересовался Алва. – Вас сразила мгновенная любовь к премудрой Гарре?

Дик помотал головой и попробовал сесть. Это ему удалось, хотя в ушах звенело. Ворон сунул оруженосцу свой стакан.

– Выпейте, а то вы бледны, как гиацинт. Так что с вами приключилось?

– Не знаю.

Не рассказывать же Алве и этим мужланам, как он был камнем, несущимся впереди потока! Пережило ли удар хоть одно дерево? Бред, ничего этого не было, никаких деревьев, никаких камней! Это просто память о погибшем озере и о сне, который снился ему еще в Лаик.

– Юноша, – Дик даже не понял, слышал ли Рокэ его ответ, – как у вас с тягой к дальним странствиям?

– Монсеньор? Простите…

– Иными словами, не желаете ли вы отправиться с Робером Эпинэ?

Это ловушка или Рокэ шутит? А может, он Ворону просто надоел? Дик, ничего не понимая, уставился на маршала.

– Вы хотите меня отослать?

– Я давно ничего не хочу, – светским тоном сообщил Алва, – кроме вина, женщин и врагов, но вы, если желаете, можете отправляться хоть в Агарис, хоть в Гайифу, хоть к Закатному Пламени.

Святой Алан, Ворон не шутит, он и впрямь его отпускает. Его отъезд не будет изменой. Иноходец – Человек Чести, герой восстания, он должен много знать об отце, обо всех…

Робер не станет смотреть сквозь сына Эгмонта, как будто его нет, не станет задавать непонятные вопросы, издеваться над тем, что свято для каждого истинного талигойца. Он увидит Альдо Ракана, принцессу Матильду, Эсперадора… Но Катари остается в Олларии. Катари…. Неужели Феншо прав и Ворон его отсылает из‑за королевы? Нет! Алва не может знать ни о его любви, ни о встрече в монастырском саду. Уехать – значит потерять Катарину Ариго…

– Что скажете, юноша?

– Монсеньор, я хочу остаться.

Рокэ пожал плечами и вернулся к таможенникам. Булькнуло и полилось в стаканы вино, засмеялся Клаус, за стенкой палатки сонно фыркнул Моро.

 

 

Лошадь, и ту ему дал Проэмперадор. Дракко недавно потерял хозяина, что пробудило в Эпинэ особенную нежность к коню, ведь они оказались товарищами по несчастью. Рыжий жеребец‑полукровка ни ходом, ни выносливостью, ни статью не уступал сгинувшему Шаду Первому. Дракко принял нового всадника настороженно, но с кем с кем, а с лошадьми Иноходец всегда ладил, хотя за то, что смог бы подчинить коня Ворона, не поручился б.

В Моро лошадиной была только стать, а норов то ли кошачий, то ли змеиный. Среди морисков порой попадались кони‑звери, убивавшие и калечившие всадника за всадником. Эпинэ не заслуживал бы ни своего герба, ни своего прозвища, если б не знал признаков, по которым уже в трехмесячном жеребенке можно определить будущего убийцу. В Багряных землях таких оставляли на племя, в Золотых чаще всего убивали. Считалось, что ездить на них может только демонское отродье, чего удивляться, что Моро и Ворон нашли друг друга.

Робер не сомневался в том, что Алва пристрелил казара намеренно, хотя такой выстрел и впрямь сродни чуду. С левой руки, почти не целясь, сбить ягоду на голове одного человека и выбить глаз другому! Теперь дикари вопят про волю своего козлобога, кагеты не знают, что делать, а он отпущен на все четыре стороны.

Проэмперадор сделал правильный выбор, Адгемар, даже посаженный на цепь, оставался опасным, а теперь о Кагете можно забыть. Обруч лопнул, бочка рассыпалась, в неизбежной грызне всех со всеми будет не до козней против Талига, да и некому эти козни строить. Сын Лиса лижет Ворону сапоги, а уцелевшие казароны тупы, как бараны. Тех, кто хоть немного соображал, Адгемар заблаговременно перерезал, а бириссцы отданы на растерзание исконным врагам, им не до войн и не до мести, лишь бы детей спасти! Рокэ, гореть ему в Закатном Пламени, рассчитал верно…

Дракко споткнулся о камень и захромал. Пришлось спешиться и выковыривать попавший в подкову камень, спасибо, сама подкова не отлетела. Кагеты и бакраны и не думали помочь, хорошо хоть остановились и подождали. Робер на всякий случай проверил остальные подковы и вновь вскочил в седло. Вечерело, с гор тянуло холодом и осенью. Бакран что‑то сказал, вроде даже на талиг, но Эпинэ не понял. Дикарь повторил. Он хвалил своих козлов, которые не нуждаются в ковке. Иноходец согласился, что в горах на них ездить удобнее, умолчав о том, что сам сядет на козла, только если речь пойдет о жизни и смерти, причем не его собственной, а кого‑то из близких.

Козопас удовлетворенно кивнул и погладил своего рогатого скакуна. Бакраны покровительствовали тому, кого оправдал Бакра, это было унизительно, но полезно. Вряд ли бы он в одиночку на хорошей лошади и с дорогим оружием добрался до Равиата, но с бакранским посольством ему ничего не угрожало, кроме стыда.

Самым умным было, никуда не заезжая, рвануть к гайифской границе, но Робер Эпинэ поступил глупо. Он не мог бросить Клемента на произвол судьбы, хотя искать во взбаламученном заполненном беженцами Равиате ручную крысу было безнадежней, чем монету на дне реки – та по крайней мере будет лежать там, где ее уронили. И еще он должен разыскать родичей Луллака и Мильжи и выпить с ними Чашу Боли.

Иноходец понимал, что ведет себя как последний дурак, но иначе не мог. Его поездка с самого начала стала чередой ужасов, потерь и неудач, а затея Енниоля обернулась тысячами смертей, и все без толку. Альдо еще дальше от трона, чем раньше, друзья появлялись лишь для того, чтоб погибнуть, а сам он жив и свободен только по милости злейшего врага. Робер уже знал, что всей правды о том, что с ним случилось, не узнает никто, разве что Мэллит, если захочет слушать. Он не станет никому лгать, просто кое о чем умолчит. Например, о встрече с Ричардом Окделлом и безумном разговоре с Вороном, разговоре, который он мысленно продолжает шестой день. Он назвал Рокэ нелюдем, тот в ответ лишь улыбнулся.

– Вы полагаете, выреза́ть деревню за деревней в большей степени приличествует человеческой натуре? Возможно… Топят у нас и впрямь реже, чем жгут.

– Я понимаю, что в Варасте ненавидят бириссцев, но…

– Ненавидят, – перебил Ворон. – Люди, как правило, не любят тех, кто им пакостит, и уважают тех, кто с ними пьет. Окажись вы на нашей стороне, вы обнаружили б уйму достоинств в бакранах и их козлах.

– А вы, окажись на нашей?

– Я? Я бы взнуздал «барсов» точно так же, как и «козлов», но на вашей стороне мне делать нечего.

– Вы правы. Не в обычаях Людей Чести поднимать руку на женщин и детей.

– Видимо, поэтому за вас это делали ваши седые друзья. Впрочем, они по‑своему правы. Были. Если кто‑то воображает себя барсом, а других – скотиной, рано или поздно он нарвется на охотника.

– Когда‑нибудь вы тоже нарветесь.

– Возможно, жизнь велика. Что ж, буду жить надеждой, что когда‑нибудь какие‑нибудь силы направят вашу руку.

– Вряд ли вам это понадобится, герцог. У вас уже есть покровитель и давно.

– О да, – засмеялся Рокэ, натягивая перчатки, – и он проявляет странное постоянство. Это‑то и настораживает. Я могу ему наскучить.

 

 

В небе кружила черная птица. Небо было низким, серым и безнадежным, как сама осень, а может, дело было не в небе, а в том, что впереди были зима в Тронко, Жиль, свояченица губернатора со своими туберозами, таможенники, карты, пьяный Рокэ, еще более пьяный Бонифаций и тоска. Враг разбит, Талиг победил, но что с того? Талигойя снова проиграла. Теперь Ричард жалел, что не уехал с Эпинэ, но он ведь не знал, что армия остается на юге, а думал, что они возвращаются в Олларию. В Олларию… Вот и он стал называть столицу придуманной «навозниками» кличкой. Чего удивляться, когда вокруг таможенники и олларианцы. Вейзель, конечно, барон, но тоже не ахти что – в Горной Марке баронов больше, чем крестьян.

Юноша прислушался к разговору, который вели Алва и Вейзель. Так и есть – зимовка, праздники для горожан и солдат, жалованье, награды… А в столицу с донесениями поедут Манрик, Жан и какой‑то козопас. Хорошо, хоть без Бонифация обойдется!

Ричард не сомневался, что Рокэ, по своему обыкновению, задумал раздразнить своих врагов, вот и посылает ко двору плебея и дикаря. Теперь генерал‑невежа и едва знающий талиг сын Бакны увидят Катари, возможно, будут целовать ей руку. Катари… Тоска и любовь кружили над Диком черной одинокой птицей, и это кружение будет длиться, пока он дышит. Молодой человек поднял голову, следя за небесным скитальцем. Тот медленно проплыл над ползущей среди курганов колонной и полетел к уходящим в серебристую даль холмам. Дик не понял, откуда взялась вторая птица, большая и яростная, казалось, ее породили исполненные осени облака. Ворон чудом увернулся от казавшегося неотвратимым удара, но, вместо того чтоб улететь, метнулся навстречу нежданному врагу.

Черно‑золотистый комок камнем рухнул у третьего по счету холма, и в тот же миг Алва дал шпоры коню. Моро, с самого утра недовольный тем, что приходится плестись рысцой, распластался в бешеном галопе. Конь и всадник скрылись меж курганами, и Ричард, сам не понимая, что делает, послал Сону следом. Кобылица прянула с места и понеслась, топча высеребренные предзимьем сухие стебли.

Алву Дик нашел быстро, вернее, это Сона нашла Моро, рывшего землю у подножия испятнанного черно‑красными кустами холма. Герцог стоял чуть дальше, у самой границы зарослей, и у его ног лежали две птицы – черная и золотистая. Враги то ли умерли в воздухе, то ли расшиблись о землю, лапы золотого были свободны, но даже смерть не смогла разжать когти ворона. К мертвым птицам тянулись усыпанные красными ягодами ветки. Это были ягоды, но Дику они казались каплями крови, а застрявшие в кустарнике черные и золотые перья – чудом уцелевшими листьями.

В зарослях что‑то зашуршало, Рокэ выдернул из‑за пояса пистолет и, не глядя, спустил курок. Раздался короткий отвратительный вопль, и все стихло. Дик с некоторой опаской раздвинул ветки и обнаружил странное животное. Больше всего тварь походила на обросшую чуть ли не человеческими волосами змею на кривых коротких ножках, она была мертва, пуля перебила ей хребет.

– Степной ызарг, – Рокэ подошел глянуть, кого он подстрелил, – решил, что у него удачный день, но ошибся.

Герцог снял с пояса фляжку с касерой, сделал пару больших глотков, остаток выплеснул на мертвых птиц и высек огонь. Касера вспыхнула синим пламенем, запахло жжеными перьями. Рокэ принялся ломать сухие ветки и бросать в огонь, Дик кинулся ему помогать. Так костры не разводят, но у них получилось. Пламя перекинулось на ближайшие кусты, потянуло жаром. Из горящих зарослей выскользнуло десятка полтора ызаргов, волосы на одном из них горели. Тварь то ли пробежала, то ли проползла с десяток шагов, перевернулась на спину и принялась кататься по траве, показывая лысое серое брюхо. Это было ошибкой – парочка оказавшихся поблизости гадов вцепились в незадачливого родича, вознамерившись перед дальней дорогой закусить печеным.

Рокэ, ни говоря ни слова, вскочил на Моро, поднял его на дыбы, заставив обрушить на отвратительный живой ком шипастые зимние подковы, а затем, не оглядываясь ни на костер, ни на раздавленных ызаргов, ни на оруженосца, понесся в сторону дороги. Дик кинулся к ржавшей Соне, не желая ни секунды оставаться у ставшего вдруг страшным холма. Берясь за луку седла, юноша взглянул на свою руку – она была в крови: красноягодник оказался колючим. Сона, едва Ричард отпустил поводья, бросилась догонять Моро. Это было бы невозможно, но, съезжая с холма, Алва перевел мориска на рысь, а услышав сзади топот, и вовсе остановился.

– Ты веришь в приметы?

Дик в приметы верил, но мертвый ворон, так и не разжавший когтей, и синеглазый человек в черном с непроницаемым лицом…

– Нет, монсеньор, не верю.

– Я тоже. К сожалению.

К сожалению?! Кансилльер прав, Рокэ ходит по грани безумия, если только не шагнул за эту грань. Наверное, это отразилось у Дикона на лице, а может, маршалу просто захотелось поговорить.

– Странно, что ты все еще полагаешь смерть страшной. Будь это знамение, я бы радовался. Ворону не справиться с золотым орланом, но этот был слишком глуп и молод, и ворон своего не упустил. Должен был умереть один, но погибли двое. Не проиграть, когда победить невозможно! Лучшей приметы нет и быть не может.

Ричард промолчал. Черная птица могла улететь, а не бросаться на противника, который был крупней ее чуть ли не вдвое. Зачем ворон кинулся на орлана? Господин Шабли учил, что все живое поступает разумно, жертвуя жизнью лишь для спасения детенышей, и только люди… Только люди! Не этим ли они и отличаются от животных? Тем, что ценят жизнь меньше, чем честь, любовь, власть, золото?

Моро и Сона шли голова в голову, топча подмерзшие травы. Рокэ сначала молчал, а потом вполголоса запел о море. Кэналлийский напев странным образом сочетался с лошадиной рысью, хрустом ломающихся стеблей, круженьем редких маленьких снежинок. У подножия гряды они встретили адуанов с собакой – первым к ним бросился Лово, но полковник Коннер от своего любимца отстал ненамного.

– И куда это вас понесло, монсеньор?

– Так, – неопределенно махнул рукой Алва, – захотелось глянуть, оба или один?

– Оба?

– Да… Там кусты кишмя кишат ызаргами.

– Расплодились, значит, жабу их соловей, – Клаус покачал головой, – не к добру, когда погань эдакая плодится. Монсеньор, вы б того, побереглись бы… А то все одно к одному – старуха наворожила, выезжали – ветер в лицо, конь под вами оступился, Лово каждую ночь воет, а теперь еще птицы эти. Не будет вам дороги, переждать надо! Отпишите королю, так, мол, и так, зазимовали в Варасте с армией, и кошка не ходи. Да что вы молчите, прости Создатель, навроде истукана?

– А того, что я еду в Олларию вместо Манрика, а в Тронко пусть Вейзель с Жаном распоряжаются. Юноша, – синие глаза дерзко блестнули, – пиши́те сонеты для своей дамы. Венок сонетов! Я обещал вам белую лошадь и барсовый чепрак? Шкуры есть, а лошадь купим по дороге. Посмотрим, так ли мудра премудрая Гарра.

 


[1]«Разрушенная Башня» («Удар Молнии») – высший аркан Таро. Рядом с хорошими картами означает окончание черной полосы в жизни, избавление от тяжкого груза. При дурном раскладе эта же карта предрекает потерю счастья, уничтожение, хаос. Перевернутая карта (далее П.К.) указывает на зависимость от существующих обстоятельств, ограниченность возможностей. Вы вынужденно идете старой дорогой, не в силах ничего изменить.

 

[2]Человек никогда не бывает так счастлив или так несчастлив, как это кажется ему самому (Франсуа де Ларошфуко).

 

[3]«Паж Мечей» (Стихия – Воздух) – «придворная» карта системы Таро. Символизирует молодого человека, любознательного, неискушенного, иногда инфантильного, которому охотно покровительствуют. Перевернутая карта (П.К.) означает сомнения, страх, неуверенность.

 

[4]Летосчисление в Кэртиане ведется от Сотворения и для удобства делится на чередующиеся 400‑летние круги (эпохи) – Скал, Ветра, Волн и Молний. Считается, что грань эпох сопровождается войнами и катаклизмами. Год в Кэртиане состоит из 16 месяцев по 24 дня, каждый из которых делится на четыре недели, совпадающие с лунными фазами. Год начинается в день Зимнего Солнцестояния. Далее приведены названия месяцев по эсператистскому и олларианскому календарям. Месяц Зимних Скал (у олларианцев – месяц Нефрита), месяц Зимних Ветров (месяц Аметиста), месяц Зимних Волн (месяц Малахита), месяц Зимних Молний (месяц Граната), месяц Весенних Скал (месяц Агата), месяц Весенних Ветров (месяц Изумруда), месяц Весенних Волн (месяц Аквамарина), месяц Весенних Молний (месяц Алмаза), Месяц Летних Скал (месяц Бирюзы), месяц Летних Ветров (месяц Топаза), месяц Летних Волн (месяц Жемчуга), месяц Летних Молний (месяц Янтаря), месяц Осенних Скал (месяц Сердолика), месяц Осенних Ветров (месяц Сапфира), месяц Осенних Волн (месяц Мориона), месяц Осенних Молний (месяц Рубина).

 

[5]Золотые земли – государства, возникшие на территории, которую, согласно легенде, некогда занимала великая Золотая Империя.

 

[6]Небольшое степное животное, питающееся падалью. Считается образцом трусости.

 

[7]Канцлер.

 

[8]Эр (ж. род эрэа) – первоначально означало крупного феодала, затем стало указывать на принадлежность к старой доолларианской аристократии.

 

[9]В описываемые времена Людьми Чести называли себя потомки старых аристократических домов, находящиеся в явной или тайной оппозиции к правящей династии.

 

[10]В Золотых землях господствует монотеистическая эсператистская религия, согласно которой Создатель сотворил Ожерелье миров, нанизав его на Нить Света, по которой и странствует. Когда он посещает очередной мир, то шестнадцать лет ходит по нему неузнанным, а затем творит суд и над живыми и над умершими, после чего вновь пускается в путь, чтобы когда‑нибудь вернуться. Эсператисты живут в ожидании возвращения Создателя и Его суда. Главой эсператистской церкви является пожизненно избираемый конклавом Эсперадор, а главным центром эсператизма – Агарис – город‑государство, расположенный на полуострове, вдающемся в Померанцевое море. Когда Франциск Оллар захватил Талигойю, Эсперадор отказал ему в поддержке. Оллар ответил тем, что объявил себя главой новой Олларианской Церкви. Олларианство отличается от эсператизма тем, что его главой является король, единолично назначающий кардинала, ведающего делами церкви. Франциск приказал перевести священные книги на современный язык, отказался от канонов иконописи и храмовой архитектуры и произвел ряд других религиозных реформ.

 

[11]Суан – мелкая серебряная монета.

 

[12]Намек на черные олларианские одеяния. Эсператистские священнослужители, кроме Эсперадора, носят серое.

 

[13]Унары – молодые дворяне, обучающиеся в школе оруженосцев.

 

[14]Истинный (Милосердный, Всезнающий, Всеблагий, Всемилостивый, Ожидаемый) – имя Создателя.

 

[15]Так и будет – ритуальная фраза, имеющая хождение среди Людей Чести.

 

[16]Чужой (Враг, Зеленоглазый, Леворукий, Повелитель Кошек) – эвфемизм, означающий антагониста Создателя, идущего по его следам и отвращающего людские души от Истины.

 

[17]Эсператисты между собой называют олларианских клириков их мирскими, а не церковными именами.

 

[18]«Рыцарь Кубков» (Стихия – Вода) – «придворная» карта системы Таро. С Рыцарем Кубков связана новая возможность, приглашение, выгодное предложение. Он воплощает привлекательность и прогрессивность. П.К. указывает на смутное предвидение, непонятное чувство, необходимость уточнения. Может обозначать личность, склонную к показухе, способную предать и обмануть.

 

[19]Маркиз Эр‑При – титул наследника герцогов Эпинэ.

 

[20]«Навозники» (навозный граф, навозный герцог и т.д.) – презрительная кличка, которой старые талигойские аристократы наградили потомков безродных сподвижников Франциска Оллара, получивших из его рук титулы.

 

[21]Гоганы (самоназвание гоххоны) – выходцы из Багряных земель, исповедующие собственную религию. Живут замкнутыми общинами, держат в руках значительную часть банковского и ссудного дела.

 

[22]Согласно легенде, Золотая Империя была создана в результате союза четырех государств. Потомки их правителей образовали Великие Дома Талигойи, и на их гербах и гербах их наиболее значимых вассалов, связанных с сюзеренами родственными узами, сохранены символы древних государств (Скала, Ветер, Волна, Молния), а их главы носили титул повелителя соответствующей стихии. После торжества эсператизма сакральный смысл этих титулов был забыт, но само понятие Великих Домов уцелело вплоть до падения Талигойи. Оппозиционно настроенные потомки старой аристократии в описываемые времена все еще сохраняли приверженность старым традициям и титулам. Великие Дома возглавляют следующие фамилии: Дом Молнии – герцоги Эпинэ

 

[23]В Агарисе уличная торговля разрешена лишь днем. Ее начало и конец указывают специальные сигналы, которые исполняют находящиеся на городской службе трубачи.

 

[24]Агарис был не только центром эсператизма, но и крупным торговым портом. Святой Престол был заинтересован в торговле и потому сквозь пальцы смотрел на нарушение некоторых церковных канонов купцами и наемниками, охранявшими торговые суда. В частности, во время постов в ряде трактиров, которые официально содержали иноверцы (главным образом, гоганы), подавали вино и мясо. В обиходе подобные трактиры называли «нечестивыми». Разумеется, их хозяева платили соответствующий налог.

 

[25]Вера гоганов запрещает прикасаться иглой к простыням и полотенцам.

 

[26]Гоганы живут очень замкнуто, люди другой веры допускаются лишь на деловую половину дома, отделенную от занимаемой хозяевами коридором, в котором воскуривают особую смесь из освещенных благовоний, позволяющую сохранить чистоту.

 

[27]Так гоганы называют Бога‑Родителя, которому в эсператизме соответствует Создатель.

 

[28]Гоганы, покидая свое жилище, одеваются по обычаям страны, в которой живут, но дома носят национальные одеяния. Глава общины носит одеяние желтого цвета, шестнадцать самых уважаемых гоганов – желто‑черные. Остальные взрослые мужчины ходят в черном неподшитом одеянии с желтой полосой понизу.

 

[29]Магнус – титул главы одного из семи основных эсператистских орденов.

 

[30]Обращение к уважаемому гогану.

 

[31]Открытый (в отличие от тайного) титул старейшины гоганов.

 

[32]Выражение, аналогичное «сорок бочек арестантов».

 

[33]Лучшее золото Кэртианы привозят из Вуары, где расположены знаменитые золотые копи. Вуарские слитки знамениты тем, что там практически нет никаких примесей.

 

[34]Гоганни – женщина из племени гоганов.

 

[35]Алтарь (гоган.).

 

[36]Презрительная кличка Франциска Оллара, бывшего внебрачным сыном незначительного марагонского герцога.

 

[37]«Пятерка Посохов» (Стихия – Огонь) – младший аркан Таро. Пятерка Посохов символизирует разрыв старых уз, освобождение, может указывать на затаенную вражду и вместе с тем на новые возможности. П.К. обещает несправедливость, запутанность отношений, неопределенность социального положения.

 

[38]Герб Олларов – всадник на белом коне, поражающий мечом черного дракона. Официальное название – Победитель Дракона.

 

[39]Ритуальный олларианский жест. Эсператисты проделывают то же левой рукой.

 

[40] Святой Танкред – один из семи основателей эсператизма, адепт Знания.

 

[41]Эмблема ордена Истины – мышь со свечой в лапках. Горящая свеча является символом всей эсператистской церкви.

 

[42]Фабиан, один из первых олларианских святых, был воспитателем молодых дворян и погиб, заслонив собой единственного сына Франциска Оллара.

 

[43] Черно‑белые – прозвище талигойских гвардейцев, носивших (кроме Личной Гвардии Его Величества) черные с белым мундиры.

 

[44] Гаунау – королевство, оспаривающее у союзной Талигу Горной марки ряд земель.

 

[45] Ментор – наставник, воспитатель, учитель.

 

[46]Звание, примерно соответствующее лейтенантскому.

 

[47]Алан Окделл был другом и соратником последнего короля Ракана Эрнани Одиннадцатого, убитого герцогом Рамиро Алвой, впустившим в столицу войска Франциска Оллара. Именно Алан Окделл вывел королеву и наследника за пределы столицы, но не последовал за ними в Агарис, а вернулся, чтобы покарать цареубийцу и предателя. Алан Окделл убил Рамиро Алву и был казнен по приказу Франциска Оллара. Причислен эсператистской церковью к лику святых.

 

[48] Книга Ожидания – переведенная на современный язык и отредактированная при Франциске Олларе, священная эсператистская книга «Эсператия».

 

[49] Рингравы – верхние короткие штаны‑юбка, имели очень широкие штанины, собранные на поясе и опускавшиеся до колен широкими продольными складками. Надевались поверх обтягивающих ноги чулок, дабы придать ногам видимость стройности.

 

[50]«Восьмерка Посохов» – младший аркан Таро. В раскладе может означать необходимость быстро принять важное решение. П.К. указывает на опасность столкнуться с фальшью, ложью.

 

[51]Так иногда называют гоганов, среди которых много темно‑рыжих, а те, кто от природы обладает другим цветом волос, красят бороды и волосы, темноволосые – хной, светловолосые смешивают хну с черной краской.

 

[52]Одно из прозвищ адептов самого ортодоксального из эсператистских орденов, ордена Истины, чьей эмблемой является мышь со свечой в лапках. «Истинники» полагают любую личную тайну оскорблением Создателя.

 

[53]Магнусы в церковной иерархии равны кардиналам, возглавляющим эсператистскую церковь в суверенных государствах, отсюда и обращение Ваше Высокопреосвященство.

 

[54]Основатель ордена Истины.

 

[55]Оказавшиеся в изгнании потомки Эрнани Ракана носили титулы принцев и принцесс, так как Эсперадор во избежание конфликтов с Талигом и лишних трат на содержание двора в изгнании не давал согласия на их коронацию.

 

[56] Дайта – порода охотничьих собак.

 

[57] Вела – золотая монета, чеканящаяся в Гайифе и имеющая хождение во всех Золотых землях.

 

[58]Ночь Луны – Ночь, в которую Луна переходит из одной фазы в другую. Гоганы считают, что каждая из Ночей Луны посвящена одному из сынов Кабиоховых. Новолуние – Флоху, Первая четверть – Вентоху, Полнолуние – Оллиоху, Третья Четверть – Роху. В Ночь Луны гоганы ничего не едят, не пьют, не занимаются любовью и не покидают своих комнат.

 

[59]Гоганы полагают, что красивой может быть только очень полная женщина. Когда девочка подрастала, ей дарили Пояс Невесты, который постепенно распускался. В день, когда Пояс не удавалось завязать, считалось, что девушка достаточно хорошо сложена и ее можно показывать жениху.

 

[60]Книга, в которой собраны тайные знания и поверия гоганов. Списки Кубьерты хранятся в пяти наиболее уважаемых домах гоганской общины в специальной маленькой комнатке рядом с Чертогом Четырех и Одного.

 

[61]«Девятка Кубков» – младший аркан Таро. Карта очень неоднозначна. Ее можно трактовать лишь в контексте всего расклада. Девятка Кубков может означать вспышки интуиции, предчувствие, успех, благополучие и в то же время трудности, болезни. П.К. говорит об ошибках, несовершенстве, смешении добра и зла и вместе с тем об искренности, наивности, чистосердечии.

 

[62]Сосновые ветви, обрамляющие щит с гербом, указывают на графское достоинство, еловые – на баронское, кипарис – дерево герцога, а кедр – королей.

 

[63]Всеми вооруженными силами Талига командовал Первый маршал, назначаемый королем и лишь ему подотчетный. Первый маршал носил черно‑белую перевязь и шлем с черно‑белым султаном, а когда доспехи стали уходить в прошлое, черный берет или шляпу с белым страусиным пером. Следующей ступенью военной иерархии были первый адмирал Талига и командующие армиями в чине маршалов, носившие перевязи и перья цветов королевы (в описываемое время – алые), затем шли командующие эскадрами (цвет – синий) и генералы родов войск, соответственно носившие зеленый (пехота), желтый (кавалерия), оранжевый (артиллерия).

 

[64]Самое сильное из известных в Кэртиане слабительных.

 

[65]Аспидами иногда называли олларианцев за их черные одеяния.

 

[66]В Талиге наука делилась на духовную и светскую, в которой, в свою очередь, выделяли науки описательные (словесность, история, землеописание), доказательствами в которых являлись знания, логические, доказательствами в которых являлись рассуждения и предположения (философия, математика, теоретическая (высшая, абстрактная) магия) и прикладные (медицина, алхимия, астрология, прикладная магия).

 

[67]Большая задница (бергмарский диалект).

 

[68] Занха – площадь в Олларии, где казнили преступников‑дворян.

 

[69]«Восьмерка Мечей» – младший аркан Таро. Одна из наиболее кризисных карт в раскладе, символизирует конфликты, преодоление. П.К. указывает на предательство, депрессии, несчастный случай, неспособность действовать. Может означать роковые факторы.

 

[70]Сова и горящая свеча – символ ордена Знания.

 

[71]Согласно канонам, фон эсператистских икон черный. Франциск Оллар повелел иконописцам изображать святых на фоне реальных пейзажей, и послушавшиеся его мастера были прокляты Эсперадором и отлучены от церкви.

 

[72]Изображение процессии со свечами, где первыми идут святые, затем пастыри духовные, а следом за ними – светские владыки, – излюбленная тема эсператистских религиозных росписей.

 

[73]Кэналлийское проклятие.

 

[74]Порода собак, известна своей хваткой и упрямством.

 

[75]Красное, сладкое, крепленое вино. Люди хорошего тона полагали пить тинту вульгарным, тем не менее это был весьма популярный напиток среди зажиточных горожан.

 

[76]«Шестерка Мечей» – младший аркан Таро. Символизирует стремление улучшить мир путем деяния, может означать дальнюю дорогу, преодоление трудностей. П.К. указывает на эгоизм, застой, использование других людей.

 

[77]Бодрящий напиток, сваренный из размолотых зерен кустарника шадди, растущего в Багряных землях.

 

[78] Шад (морисск.) – князь.

 

[79]Франима – область в Сапате. Франимцы отличаются небольшим ростом и щуплым телосложением, но питают склонность к широкополым шляпам, за что их иногда называют опятами.

 

[80]Сорта наиболее ценных кэналлийских вин – красных («Кровь») и белых («Слеза»).

 

[81]«Десятка Посохов» – младший аркан Таро. Символизирует проблемы накануне своего разрешения, подъем после трудного периода, желание обрести смысл в жизни, утвердиться на новом уровне. П.К. означает интриги, двуличие, трудности в осуществлении идеи.

 

[82]Жеребец линарской породы, славящейся красотой и прыгучестью, но уступающей морисским лошадям в выносливости и скорости. Порода весьма популярная у высшей аристократии. Линарцев в основном использовали для конных прогулок.

 

[83] Марикьяра – остров в Померанцевом море, отделенный от Восточной Кэналлоа проливом Мальдито. Марикьяра присоединилась к Кэналлоа при Франциске Олларе. Благодаря островитянам флот Талига стал лучшим в Золотых землях. Марикьярские адмиралы и капитаны получали высшие титулы Талига и владения на материке, но, как и кэналлийцы, сохраняли свою самобытность и свой язык, хотя талигойским владели в совершенстве.

 

[84]В противовес Людям Чести Франциск Оллар присвоил членам созданного им Высокого Совета звание Лучших Людей.

 

[85]Цвета Килеанов‑ур‑Ломбахов и Ариго.

 

[86]Король из династии Раканов, его царствование считается расцветом Талигойского королевства.

 

[87]До воцарения Олларов королеву Талигойи называли Талигойской Розой, а короля – Талигойским Львом.

 

[88]«Король Динариев» (Стихия – Земля) – «придворная» карта системы Таро. Указывает на опытного лидера, твердого, иногда резкого человека с блестящим и холодным умом. П.К. означает коррумпированного политика, может символизировать лицемерие, опасность, хождение по краю пропасти.

 

[89] Светлая мантия – атрибут власти Эсперадора.

 

[90]Чиновник королевской канцелярии, зачитывающий официальные документы.

 

[91]«Король Мечей» – «придворная» карта системы Таро. Означает закладку фундамента будущего действия или же сильного человека. Король Мечей – лидер, утверждающий свою власть с помощью силовых методов, очень страстный человек. П.К. плохо представляет себе свои возможности, отсюда либо чрезмерная лихость, либо неоправданная осторожность.

 

[92]Пунцовая гвоздика почиталась королевским цветком.

 

[93]Высший аркан Таро «Колесо Фортуны». Символизирует вечные перемены, постоянное столкновение и разрушение, непостоянство как счастья, так и невзгод. Карта считается символом прогресса, а он даром не дается. Для победы необходимо осознанное желание, дерзание и бесстрашие. Карта может означать неожиданную улыбку судьбы, но надо помнить, что вращение колеса предполагает круговорот вещей и событий. П.К. говорит о том, что жизненная позиция осознана, вы можете начать трудиться, перемены будут позже. Может также означать несообразные действия в неожиданных ситуациях, сопротивление переменам, которые все равно должны произойти.

 

[94]Опаснее всего те злые люди, которые не совсем лишены доброты (Франсуа де Ларошфуко).

 

[95]«Дама Кубков» – «придворная» карта системы Таро. Символизирует зарождающееся чувство или, наоборот, некий шаг, отдаляющий людей друг от друга. Это дружелюбная, нежная, привлекательная женщина, любимая многими, прекрасная мать и преданная подруга. Эта карта может также означать очень хорошего друга (независимо от пола). П.К. – коварный человек, противоречивость, непорядочность, чувства не соответствуют событиям.

 

[96] Хорна – мера расстояния, около 5 километров.

 

[97]«Двойка Мечей» – младший аркан Таро. Символизирует компромисс, уравновешенные силы, сотрудничество, возможность движения вперед. П.К. – двойственность, фальшивость, затухание силы, предательство, бесчестие, ложные друзья.

 

[98]Согласно эсператистскому преданию, когда Создатель вернулся в Кэртиану и изгнал захвативших ее четырех демонов, все твари дневные и ночные склонились перед Ним и восхвалили Его. Все, кроме кошки, повернувшейся к Нему спиной и принявшейся умываться. За свою гордыню кошка была изгнана на край мироздания, где вечно горит Огонь Заката. Там, вместо того, чтоб искупить свой грех смирением, она отыскала проход в великом пламени и показала его Чужому, назло Создателю признав того своим владыкой.

 

[99]«Девятка мечей» – младший аркан Таро, символизирует страх перед будущим, безнадежность, беспокойную любовь, страдание, разочарование. П.К. – опасность болезни и насилия, сомнительные предложения.

 

[100]По законам Талига все титулованные дворяне являются вассалами короля, но Люди Чести между собой придерживаются старой иерархии, согласно которой каждый барон, граф или маркиз принадлежал к одному из четырех Великих Домов Талигойи и являлся вассалом его главы, а главы Домов в свою очередь являлись вассалами короля Ракана. В данном случае Ричард Окделл имеет в виду то, что графы Ариго являлись вассалами и родичами Повелителей Молний герцогов Эпинэ.

 

[101]Леопард на алом, расколотом золотой молнией поле – герб Ариго.

 

[102] Сьентифик – ученый, состоящий на государственной службе.

 

[103]Один бье равен примерно 30 см.

 

[104]Одна пессана равна примерно 0,8 кг.

 

[105]«Восьмерка Кубков» – младший аркан Таро. Указывает на взаимоотношения разума и чувств, либо на их согласованность, либо наоборот. Символизирует стыдливость. Скромность, целомудрие, честь. Практичность, умение находиться в гармонии с людьми. П.К. – нечаянные подарки, трудновыполнимые желания, отрешенность.

 

[106]«Пятерка Динариев» – младший аркан Таро. Карта обычно означает потерю чего‑то материального и вследствие этого обретение жизненного опыта. Часто означает эротические похождения, увлечения, флирт. В раскладе указывает на сложности, либо приводящие к успеху на новом уровне, либо отбрасывающие назад. П.К. – растрата энергии, резервов, уязвимость, страх, дисгармония в любовных отношениях.

 

[107]Карточная игра, больше всего напоминающая фаро.

 

[108] Лиса в норе – талигойское выражение. Примерный эквивалент «темная лошадка» или «кот в мешке».

 

[109] Коло – при игре в тонто единичная партия.

 

[110] Вьехаррон – довольно примитивная карточная игра, требующая от игроков не мастерства, а выдержки и умения блефовать.

 

[111]«Шестерка Кубков» – младший аркан Таро. Появление в раскладе этой карты может означать, что ситуация потребует от вас истинной духовности, терпимости и возвышения над суетой. Это милосердие, помощь, доброта. Она также символизирует воспоминания, прошедшее увлечение, потускневшие образы. П.К. – открывающиеся новые возможности, расширение мировоззрения, предвидение будущего. Может быть, ваши планы в ближайшее время потребуют корректировки.

 

[112] Багерлее – знаменитый тюремный замок, в котором содержали особо опасных преступников.

 

[113]Среди игроков Талига существует легенда о так называемом кошачьем слове, зная которое, игрок знает и карты соперника.

 

[114]«Восьмерка Динариев» – младший аркан Таро, символизирует закон, логику, прямоту, бескомпромиссные ситуации. Эта же карта означает огромные амбиции, хорошо скрываемые, сдержанность чувств, умение ждать. П.К. – фальшь, ханжество, заурядность, интриганство.

 

[115]Цветок, на листьях которого выступают капельки влаги.

 

[116]«Паж Посохов» – «придворная» карта Таро. Означает, что процесс уже имеет свои результаты, стал частью реальности, карта может означать честного человека, того, кому доверяют, носителя денежных новостей, его действия обычно относятся к общественной сфере. П.К. указывает, что задуманное обречено в будущем на провал. Это человек, который проявляет нерешительность в достижении цели, не берет на себя ответственность. Иногда это носитель плохих новостей, разрушитель чужого спокойствия и комфорта.

 

[117]«Двойка Кубков» – младший аркан Таро. Символизирует становление чувства между двумя людьми, это любовь, страсть, красота, дружба, гармония, понимание. П.К. означает неудовлетворенность, алчность, ревность, похоть. Это ложные друзья, трудный роман, противостояние, непонимание.

 

[118]Легенда, повествующая о греховном союзе полководца Лакония и юноши Марка.

 

[119]Старинная мера длины, 3,14 км, позднее была вытеснена более удобной хорной (около 5 км).

 

[120]«Туз Посохов» – младший аркан Таро. Символизирует новую идею, переход на новый уровень понимания или положения, толчок, творческую мысль, везение, возвышение, славу. П.К. означает отсутствие новых идей, неприятие нового, узколобость, неадекватное восприятие действительности, заблуждения, потерю смысла и цели.

 

[121]«Шут» – высший аркан Таро. Символизирует начало нового цикла жизни, неожиданные события, способные все перевернуть. Может также означать необдуманность, прихоти, незрелость, беззащитность, угрызения совести после каждого поступка, неизбежность искупления, неумения рассчитывать последствия. П.К. указывает на завершение цикла, достижение цели. Может указывать на то, что выбор неверен, трата сил напрасна, решение может быть роковым.

 

[122]Не бывает обстоятельств столь несчастных, чтобы умный человек не мог извлечь из них какую‑нибудь выгоду, но не бывает и столь счастливых, чтобы безрассудный не мог обратить их против себя (Франсуа де Ларошфуко).

 

[123]«Туз Мечей» – младший аркан Таро. Символизирует зерно силы, новое действие, волевой акт. Это решимость, мужество, инициатива. П.К. – саморазрушение, деградация, подрыв жизненных сил.

 

[124]Золотой Договор был заключен в 178 году Круга Скал по инициативе королевства Талиг и Гайифской империи и подписан всеми существовавшими в то время государствами Золотых земель, кроме Холты и Кир‑Риака. Целью договора было зафиксировать сложившийся в результате Двадцатилетней войны баланс сил и сформировать правила, облегчающие ведение дипломатических переговоров и решение спорных вопросов. В частности, Золотой Договор предусматривает «право присутствия». То есть в экстренных ситуациях дипломат, ведущий переговоры на чужой территории, может пригласить в качестве свидетеля и третьего лица представителя любой из стран – участниц Золотого Договора.

 

[125] Советни к (гайи) – один из высших штатских чинов гайифской иерархии.

 

[126]На гербе Гайифской империи изображен павлин в венке из золотых роз.

 

[127]Князь (кагет).

 

[128]«Тройка Кубков» – младший аркан Таро. Означает, что первоначальный эмоциональный импульс принимает приемлемые формы. Это решение проблемы, выздоровление, удачное окончание незначительного дела, приход к компромиссу. П.К. – излишества, склонность к преувеличениям, непонимание ситуации. Завершение дела с ничтожными результатами.

 

[129]Родовой замок Ариго.

 

[130]«Девятка Динариев» – младший аркан Таро. Символизирует надежность, безопасность, добротность. Означает процесс, набирающий рост при наличии большого потенциала. П.К. – опасность, потеря веры, обманутые надежды.

 

[131]«Рыцарь Мечей» – «придворная» карта системы Таро. Означает, что вы находитесь на пути к цели, уже можно просчитать результаты. Если это человек, то – энергичный, его сфера – конкретные дела. Быстро принимает решения, но лишен широты взглядов. П.К. – вы находитесь в стадии начинания. Также означает человека, который не может определиться, на чьей он стороне.

 

[132]Азартная карточная игра, в которой принимают участие трое.

 

[133] Адуаны – сформированная Франциском Олларом таможенная приграничная стража, в которую набирали добровольцев, по большей части из числа местных уроженцев. Офицером таможенной стражи мог стать и недворянин, поэтому дворянство Талига относилось к адуанам с пренебрежением.

 

[134]«Дама Посохов» – «придворная» карта системы Таро. Означает, что события, описываемые другими картами, уже начались. Карта также может символизировать дружелюбную, понимающую, привлекательную личность. Она практична, контролирует себя, обладает шармом, иногда вспыльчива, но отходчива. П.К. – исполнение желаемого скорее всего невозможно. Может означать личность, которая нас дискредитирует, или взбалмошного, эксцентричного человека.

 

[135] Гериллья – партизанская война.

 

[136]Главный эсператистский праздник, отмечаемый не раньше дня Весеннего Равноденствия и не позднее Дня Летнего солнцестояния. Эсператисты верят, что именно в полдень этого дня может вернуться Создатель, и готовятся Его встретить.

 

[137]Иерархи эсператистской церкви, начиная с настоятелей крупных монастырей, носили наперсные знаки, состоящие из эсператистской символики и знака своего ордена. У простых монахов орденский знак вышивался на правом плече сутаны.

 

[138]Все ордена считаются равными между собой, представляя собой как бы круг, где каждый занимает определенное место по отношению к другим, но отсчет начинается с того ордена, откуда происходит нынешний Эсперадор. За орденом Славы (символ – Лев со свечой) всегда следует Знание (Сова со свечой), Милосердие (Голубь со свечой), Истина (Мышь со свечой), Домашний Очаг (Пес со свечой), Чистота (Агнец со свечой) и Справедливость (Единорог со Свечой).

 

[139]«Четверка Мечей» – младший аркан Таро. Символизирует временный отдых, отшельничество, собирание духовных и физических сил перед новым этапом борьбы. П.К. – несвоевременное действие.

 

[140]«Пятерка Мечей» – младший аркан Таро. Сила Пятерки Мечей направлена на разрушение, сметание с дороги всего, мешающего ее движению. Это ломка мировоззрения, перемена направления жизненного пути. П.К. – ненужные разрушения, жестокость, злоупотребление силой.

 

[141]«Тройка Мечей» – младший аркан Таро. Символизирует стремление к недостижимому идеалу, отказ от действительности и неспособность от нее уйти. Отсюда – скорбь, отвращение, разочарование, расставание, недостижимость. П.К. – усиливается момент несогласия с действительностью, возникают заблуждения, ошибки, иллюзии.

 

[142] Касера – виноградная водка домашнего приготовления.

 

[143]Эсператисты считают, что после смерти происходит Первый Суд, после чего грешников ждет наказание, а праведников блаженство. После возвращения Создателя всех, и живых и мертвых, ждет Последний Суд, после которого участь некоторых грешников, чьи провинности были не столь велики и о спасении которых возносились молитвы праведных, будут прощены. Последнему Суду будет предшествовать изгнание Создателем Чужого и уничтожение его свиты.

 

[144] Эспера (Защитная Звезда) – медальон в виде четырехлучевой серебряной звезды с изображением в середине эсператистских символов или лика одного из святых. Надевалась на шею во время обряда Единения, вводящего человека в лоно эсператистской церкви. Ношение Эсперы недуховными лицами (за исключением некоторых специально перечисленных случаев) не являлось строго обязательным.

 

[145]«Двойка Посохов» – младший аркан Таро. Символизирует человека с идеями, амбициями, вынужденного искать компромисс с другими людьми, имеющими свои идеи и амбиции. Это конструктивное сотрудничество, увязка целей и средств, необходимости и желания, твердость, смелость в предприятии. П.К. – беспокойство, зависимость от других, потеря доверия, унижение.

 

[146]Жилища саграннских горцев.

 

[147]«Четверка Посохов» – младший аркан Таро. Символизирует дисциплинированную мысль, стремление к порядку, ощущение причастности к событиям. П.К. указывает на нестабильность, спутанность мыслей, поспешность, расхлябанность, неспособность мобилизовать себя.

 

[148]«С и л а» – высший аркан Таро. Символизирует жизнеутверждение, гордость, страстность, любовь к плотским удовольствиям. Это сила воли, желание выстоять, даже если это причиняет боль. Чтобы быть сильным, нужно заставить замолчать сердце, надо осознать долг и вести себя справедливо. Это отвага, с которой сражаются с превратностями судьбы. П.К. говорит о неуверенности в себе, иногда о страхе. Может означать вмешательство в нашу жизнь посторонних или то, что планы обречены на неудачу.

 

[149]На войне большинство людей рискует жизнью ровно настолько, насколько это необходимо, чтобы не запятнать своей чести; но лишь немногие готовы всегда рисковать так, как этого требует цель, ради которой они идут на риск (Франсуа де Ларошфуко).

 

[150]«Тройка Посохов» – младший аркан Таро. Указывает на то, что идея обретает форму. Это практические знания, успех, дерзость. П.К. – зависимость в делах, предательство, неправильное отношение к предлагаемой помощи, перестраховка, конец полосы трудностей, отсрочка, неопределенный социальный статус.

 

[151]«Четверка Кубков» – младший аркан Таро. Символизирует всепрощение, желание служить своему кумиру, иногда религиозный фанатизм. Но это двойственная карта, и ее более низменный аспект – разочарование в любви и людях, усталость, начало пустого периода в жизни, хронические проблемы. П.К. – новые возможности, новые знакомства, новые знания, новые попытки решения проблем.

 

[152]«Паж Динариев» – «придворная» карта системы Таро. Символизирует осведомленность, новые идеи, новости или человека, способного сосредоточиться на той или иной проблеме. П.К. – алогичность, суетность, обманутые ожидания. Процесс нарушен необратимо.

 

[153] Тарам (бири) – вождь, полководец.

 

[154]Кагетское оскорбление.

 

[155]«Рыцарь Посохов» – «придворная» карта системы Таро. Символизирует восторг, порыв, возможность нового развития событий. Это вдохновитель и вдохновленный, предприимчивость и одушевление. Может также означать личность, способную изменить ситуацию. П.К. – препятствие к реализации планов, необходимость что‑то изменить, неприятный человек, приносящий большие хлопоты.

 

[156]Древо Урожая – молодое дерево, ветки которого в праздник урожая убирают лентами, бубенцами и специальными украшениями, покрытыми сусальным золотом.

 

[157]«Дама Мечей» – «придворная» карта Таро. Символизирует то, что в каком‑то начинании сделан первый шаг и следует идти только вперед. Если это человек, то очень целеустремленный, им управляют эмоции (любовь, ненависть), он всегда максималист. П.К. – неоправданный риск, пустая трата сил, неясность мысли.

 

[158] Шуфла – совок, которым всыпают в орудие порох.

 

[159]Гайифские алебарды снабжены колющим лезвием и крючьями для спешивания всадников.

 

[160]«Десятка Мечей» – младший аркан Таро. Символизирует некое препятствие, преодолеть которое необходимо. Преодоление открывает путь на новый уровень, в новый мир. Это слезы, страдания и вместе с тем любовь, дом, мир. П.К. – выгода, успех, власть, авторитет и вместе с тем неумение идти дальше.

 

[161]«Девятка Посохов» – младший аркан Таро. Символизирует проникновение на высшие уровни сознания, получение представления о себе самом, на социальном уровне избрание для себя ложной системы ценностей. Это предстоящие трудности, перемены, вражда, разрушение. П.К. – узость взглядов, потеря связи с действительностью, плохое здоровье, препятствия, проблемы.

 

[162]«Шестерка Посохов» – младший аркан Таро. Символизирует вдохновение, духовный рост, служение, осознание своего пути. На низком уровне может означать зависимость, подчиненность. П.К. – гордыня, страх, неверная оценка своих возможностей и вместе с тем ожидание, надежда.

 

Date: 2015-10-18; view: 272; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию