Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия о происхождении и сущности сознания





ТЕМА 14 ОНТОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ

 

Философские категории субъекта и объекта. Сознание как индивидуализированный дух, внутренний мир субъекта. Атрибутивная и идеальная природа внутреннего мира. Реальность “внутреннего мира”. Платонистские концепции реальности сознания.

Сознание как качество психического, противоположное бессознательному психическому. Фундаментальные психические структурные элементы внутреннего мира субъекта: эмоции, явления воли, формы чувственности, рассудка и разума. Интенциональность сознания. Сознание как форма явления, данности внешнего мира субъекту. Объективный смысл элементов сознания. Проблема общественной природы сознания. Язык как явленность сознания, внутреннего мира во внешнем мире.

Осознание внешнего мира и самосознание. Проблема данности различных уровней внутреннего мира субъекту. Рациональное и иррациональное (непостижимое, непередаваемое) в содержании внутреннего мира. Сознание как “поток переживаний”. Моменты трансцендирования и конструирования в “потоке переживаний”.

Надиндивидуальные формы сознания, сознание как объективированный дух. Психологические формы надиндивидуального, общественного сознания людей (групповые чувства, настроения, эмоции). Идеологические формы общественного сознания: политическая идеология, правосознание, мораль, искусство, религия, философия. Критерии разграничения форм коллективного сознания и их взаимосвязь. Роль различных форм коллективного сознания в жизни общества.

 

В соответствии с этим в лекции будут рассмотрены два вопроса:

Философия о происхождении и сущности сознания.

Структура и функции сознания.

Понятие общественного сознания и его структура. Закономерности развития общественного сознания.

 

Философия о происхождении и сущности сознания.

 

Перед изложением темы на основе изученной истории философии кратко вспомним созданные в прошлом представления о сознании.

Типы антропологических учений, а следовательно, учений о сознании:

1) мифологический (манифестационистский) сознание как проявленное в человеке свойство высших сил.

2) иудейско-христианско-мусульманский (креационистский) творение человеческого сознания богом;

3) антично-греческий, человек как носитель разума;

4) естественнонаучный, сознание, как продукт развития при­роды;

5) понимание человеческого сознания, как явления социального, как продукта развития природы и общества;

6) теория декаданса, возникновение сознания, разума, духа, как приз­нака биологического упадка, ослабления жизни (Клагес, отчасти Ницше).

Вспомнив представления этих основных философских учений, давайте подробно остановимся на научных данных о сущности и структуре сознания.

 

Для идеалистических учений, допускающих параллельное существование материи и сознания, не возникает вопросов о происхождении сознания. А для научного подхода это очень важный вопрос.

Согласно материалистического подхода сознание - не бог, а свойство материи, оно "материально" (т.е. не может существовать независимо от материи).

Как материя пришла к этому своему свойству? Можно попытатьсянайти ответ, исходя из самой материи, не нарушая принци­па: "материя есть причина самой себя".

 

1. Соотношение материи и сознания: онтологический и гносеологичес­кий аспекты.

Онтологический аспект: сознание с точки зрения его собственной природы, т.е. вне связи с познающим субъектом.

"...логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения". Проведем мелом по доске. На доске остались частички мела, а на кусочке мела остались бороздки от неровностей доски. Можно сказать, что доска "отразила" мел, а мел "отразил" доску.

Под отражением как всеобщим свойством материи подразумевается способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в про­цессе взаимодействия с ними.

Идея об отражении как всеобщем свойстве материи оказалась очень плодотворной для создания научной теории последовательного развития форм самого отражения.

           
   
к биологическому отражению в живой природе:   - раздражимость - чувствительность - нейрофизиологическое - психическое (рефлекс) * безусловный * условный
 
от элементарного отражения в неживой природе:   - механическое - физическое - химическое
   
к социальному отражению в обществе   - сознание
 
 


 


 

               
 
от пассивного
 
к активному
   
 
 
   
от активно-приспособительного
 
к активно-преобразующему
 

 

 


 

 


Элементарное отражение в неживой материи (механическое, физичес­кое, химическое и др.).Оно пассивно, т.к. участвующие в отражении объекты еще не диффе­ренцируются на отражаемые и отражающие, то есть никак не используют это отражение (например, солнечные лучи нагревают камень, зер­кало отражает предметы).

Биологическое отражение (присуще живой природе). Оно активно, так как одна из участвующих сторон уже использует результат отражения для сохранения себя, как живой системы.

Можно поэтому назвать отражение, связанное с активным использова­нием результатов внешних воздействий, информационным.

Информацию в данном контексте следует понимать достаточно широ­ко: как свойство явлений быть побудителем известных действий, способс­твовать активной ориентации в окружающем мире.

Виды биологического отражения.

Раздражимость ("реакция на раздражитель"). Пример: цветок ро­сянка захлопывает лепестки и таким образом "схватывает" муху. Это шаг к приспособлению к условиям окружающей среды.

Чувствительность (способность к ощущению) свойственна для живот­ных. Это способность реагировать не только непосредственно на факторы, имеющие биологическое значение для организма, но и на биологически нейтральные факторы для организма, которые, однако, связаны с биологи­чески значимыми факторами и несут жизненно важную информацию для орга­низма. Амёба движется на свет, так как там размножается корм для нее (сам свет для нее нейтрален, но несет информацию).

Нейрофизиологическое отражение. Возникновение нервной ткани (отделение субъекта от объекта). Возможность реализовывать сложные схемы действий для достижения жизненно значимых целей.

Психическое отражение. Оно возникает только там, где есть нервная система. В нем различают два типа:

- когда имеющиеся у животного ресурсы достаточны для решения воз­никающих перед ним задач. Решение "закодировано" в нервной системе, например, процесс дыхания, теплообмена, пищеварения.

- когда ресурсы недостаточны, автоматизированные механизмы не срабатыва­ют. Животные вынуждены переходить к обследованию реальной ситуации, к ориентировочной деятельности в объекте. Это является основой психических форм отражения, возникновения психических образов.

 

Социальное отражение. Это и есть сознание. Оно является качественно более высокой сту­пенью психического отражения.

Человек способен сделать объектом отражения и свое сознание - по­явившийся в результате образ может снова сделаться объектом отражения. И так до бесконечности. (Объективная действительность → отражающая ее теория → метатео­рия.)

Это приводит человека к исследованию своего сознания, к самоосоз­нанию (или рефлексии).

Философская теория – отражение действительности.

Философская методология – отражение философской теории.

 

Таким образом, сознание есть свойство особым образом организованной мате­рии.

 

Гносеологический аспект (теория познания).

Сознание – отражение материи, субъективный образ объективного мира. В этом смысле материя и сознание противостоят друг другу и взаимно исключают друг друга.

В противоположность материи, сознание - идеально (то есть яв­ляется образом объекта).

В гносеологическом отношении – сознание есть высшая форма идеаль­ного отражения действительности, то есть отражения действительности в субъективных образах.

 

Формы существования идеального:

- чувственные и рациональные образы действительности;

- образы действия;

- образы способов получения (построения) различных образов;

- способы оперирования с теми или иными образами.

Всё вместе это и есть духовная культура (всё идеальное в уме челове­ка).

 

Сознание обладает активностью: оно оказывает обратное активное влияние на материальный мир через деятельность. "Сознание человека не только отражает объективный мир, но и тво­рит его..."

 

2. Проблема происхождения сознания.

Возникновение сознания расценивается в науке как величайший скачок в развитии форм отра­жения, который не мог произойти под влиянием только природных факто­ров. Сознание – явление ещё и социальное.

Природа была в состоянии создать только предпосылки:

- общие биологические предпосылки:

возникновение, развитие и дифференциация живой материи,

появление нервных клеток,

постепенное развитие центральной нервной системы и, осо­бенно, головного мозга;

 

- непосредственные:

развитие первой сигнальной системы (звуковых и двигательных средств передачи информации), формирование органов речи,

телесная организация человека: наличие двух пар конечностей, од­на из которых высвобождается от движения и превращается в органы тру­довой деятельности.

Сознание нужно только тем живым существам, которые не умеют приспосабливаться к дейс­твительности (таков человек).

Эта возможность превращается в действительность под влиянием со­циальных факторов:

- труд,

- речевое общение, язык (знаковая система),

- образование общественных связей, общественная деятельность. Она закрепляет опыт поколений, обеспечивает передачу трудовых навыков, осознание себя, как человека.

Той системой, внутри которой возникает и развивается сознание и на основе анализа которой только и можно понять его возникновение, яв­ляется специфически человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром. Такой способ называется практикой.

У чело­века появляется умение формировать образ действий с объектом. Осуществляя преобразовательную деятельность, он создает орудия и средства производства, присущую только человеку среду обитания, стро­ит формы обучения и социальной организации, т.е. создает культуру (как "вторую природу").

 

В качестве вывода из всего изложенного в первом вопросе мы можем дать определение сознания.

СОЗНАНИЕ – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном оценочном и целенап­равленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действи­тельности, в предварительном мысленном представлении действий и пред­видении их результатов, в разумном регулировании и саморегулировании поведения человека (Спиркин. "Сознание и самосознание", с.83).

Феномен сознания изучает множество наук. Этот термин используют и другие науки, его не изучающие.

 

2 вопрос. Структура и функции сознания.

 

Виды сознания: индивидуальное, самосознание, общественное сознание.

Индивидуальное сознание – это духовный мир личности: интеллект, мысли, чувства, внутренние переживания, система ценностей.

Самосознание - выделение человеком своего «Я» из окружающего мира, осознание человеком самого себя, своих мыслей и чувств, интересов и действий, своего положения в обществе и отношения к другим людям.

Общественное сознание - это комплекс духовной деятельности конкретного исторически сложившегося общества.

 

Структура сознания:

- знание (главное знание – знание о том, как применить знание),

- эмоции,

- воля.

 

Другой аспект:

- осознанное (сознательное),

- неосознанное (бессознательное).

 

Или (по З. Фрейду):

- "сверх-Я" (предписания и запреты общества),

- "Я" (осознаваемая часть психики человека),

- "оно" (бессознательная, неосознаваемая часть психики, инстинк­ты).

 

Свою "картографию" бессознательного дает К. Юнг. В наши дни его идеи в частности развивает Станислав Гроф. Они считают, что в человеческом сознании хранится информация о жизни предшествовавших поколений родс­твенников, живших даже до выделения человека из мира животных. При определенных условиях всё это он способен вспомнить (К. Юнг. Аналитическая психология; С. Гроф. Приключения в самопознании).

 

 

Функции сознания:

- преобразование действительности (сознание руководит деятельностью человека и через неё изменяет окружающий мир),

- отражение действительности (сознание в нематериальной форме воспроизводит внешний и внутренний мир человека),

- накопление знаний, их оценка и выбор необходимого,

- прогноз (предвидение), планирование (чтобы действия вели к цели, человеческий характер деятельности должен быть целенаправленным),

- управление деятельностью (в отличие от животного поступки человека не инстинктивны, а осознанны).

 

4. Сознание и самосознание.

Уровни самосознания:

- самочувствие – элементарное осознание своего тела и его вписаннос­ти в мир окружающих вещей и людей.

Психологи говорят, что сознание действительности на уровне воспри­ятия предполагает определенную, включенную в этот процесс "схему ми­ра" ("встроенный механизм" восприятия);

- осознание своей принадлежности к определенному человеческо­му сообществу, той или иной культуре и общественной группе;

- возникновение сознания "Я" как совершенно особого образова­ния, похожего на "Я" других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контро­ля над своими действиями и их оценку.

 

Структура самосознания:

– самопознание,

– самооценка,

– самоконтроль.

"Самосознание, в отличие от сознания, не может быть результатом галлюцинации, то есть оно более несомненно, чем сознание" (Рене Декарт). Оно парадоксально: предполагает взгляд на себя со стороны. Известно, что глядя в зеркало, животное себя в нем не узнает. Для человека зеркалом является общество других людей. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической дея­тельности и межчеловеческих взаимоотношений.

 

5. Явление рефлексии.

Существуют явные и неявные формы сознания.

Неявные формы сознания: когда касаемся рукой предмета, то ощущаем предмет, а не свою руку, и лишь "на заднем плане" локализуем касание на кончиках пальцев.

Явные формы самосознания, когда те или иные явления сознания ста­новятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, но­сят название рефлексии (букв.: отражения).

В процессе рефлексии человек находит в себе что-то удовлетвори­тельным, а что-то неудовлетворительным, следовательно, у человека воз­никает потребность изменить себя, происходит изменение и развитие ин­дивидуального сознания.

Но образ самого себя не всегда адекватен своему предмету - реаль­ному человеку и его сознанию, и приводит к возможности ошибок сознания.

 

Таким образом, сознание имеет сложную структуру и выполняет важные функции. Проблема сознания – это мировоззренческая проблема: что положить в основу своего взгляда на мир – материализм, науку или идеализм, рели­гию? Эта проблема, проблема выбора, стоит и перед каждым из вас. В рамках отведённого времени были затронуты разные под­ходы к проблеме сознания. Следует лишь подчеркнуть, что несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индиви­дуального и общественного) ещё далека от своего решения.

Научная точка зрения, изложенная выше, исходит из того, что соз­нание – это продукт высокоорганизованной материи (головного мозга) и возникает оно вместе с возникновением человеческого общества. Это – диалектико-материалистическая точка зрения, современная концепция.

Естественнонаучная (сциентистская) концепция, выводящая сознание из эволюции живой материи, но не связывающая его становление с возникновением человеческого общества, была характерна для французского материализма XVIII века и взглядов Л. Фейербаха.

С конца XIX – начала XX века активно изучается проблема соотноше­ния сознательного и бессознательного (инстинктов) у человека, и в зависи­мости от ее решения часть ученых считает ведущим в поведении человека роль сознательного, а другая часть – бессознательного.

Мы рассмотрели происхождение и сущность сознания, и теперь перейдем к изучению его взаимосвязи с общественным сознанием. Именно общественное сознание руководит движением рынка, а это очень важно для будущих экономистов.

 

3 вопрос. Понятие общественного сознания и его структура. Закономерности развития общественного сознания.

Рассмотрев в предыдущей лекции индивидуальное сознание, обратимся теперь к проблемам общественного сознания.

Date: 2015-10-18; view: 3120; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию