Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учитель и ученик. Среда, в которой происходит общение и взаимодействия между учителями и учениками, имеет как общие, так и особенные социальные признаки





Среда, в которой происходит общение и взаимодействия между учителями и учениками, имеет как общие, так и особенные социальные признаки. Ведущая роль учителя в этой среде предопределяет требования к его нравственным качествам, к отношению к себе, к своей профессиональной деятельности, к людям, вовлеченным в нее. К личности учителя предъявляются повышенные моральные требования, потому что ему доверено воспитание подрастающего поколения и объектом его воздействия являются дети с особым комплексом морально – психологической незащищенности.

Учитель общается с учеником в тот период, когда ребенок на практике постигает азбуку социальных отношений. Мир взрослых дети постигают в значительной степени через образ учителя. Любимый учитель становится их идеалом на всю жизнь.

Однако в школьной практике бывают случаи, когда учащиеся испытывают неприязнь к учителю, которая переносится и на преподаваемый предмет. Слова и поступки такого учителя встречают внутренний отпор детей. Возникает отчуждение, а иногда и активное противодействие учителю. Это разрушает некоторые ранее сложившиеся нравственные установки детей, тормозит развитие их способностей.

Педагогическая мораль диктует такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые должны способствовать развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства.

Важнейшим условием положительного воздействия педагога на воспитуемого является такое отношение к личности ребенка, в котором сочетаются разумная требовательность и доверие к нему. Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может иметь авторитет у учащихся. Дети, как правило, сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.

Свои педагогические требования учитель рассматривает как добро, благо для детей. Но он должен знать, что требования, посредством которых он добивается от учащихся определенных действий, несут на себе отпечаток нравственных качеств его личности и проникнуты нравственно – психологической атмосферой педагогического коллектива, от которого исходят данные требования.

К сожалению, отдельные учителя придерживаются мнения, что требовательность – это лишь неукоснительное выполнение воспитательных мер, строгое соблюдение раз и навсегда заученных правил.

В отношении учителя к трудным детям можно наблюдать несколько подходов. Одни учителя не скрывают своего нерасположения к ним и порой бесцеремонно изолируют их от детского коллектива. Другие, соблюдая внешнюю благоприятность, безжалостно расправляются с ними руками родителей, нередко привлекая к этой моральной экзекуции и учащихся. Третьи терпеливо и настойчиво помогают ребенку обрести веру в людей, добрым умным словом, чуткостью и вниманием залечивают его душевные раны.

Однако каким бы чутким и вдумчивым ни был воспитатель, ключа к сердцу трудного подростка он не сможет найти, если не создан откликающийся на чужое горе и радости коллектив. В этом деле должен быть синтез индивидуального подхода и коллективного участия. Помощь коллектива заключается, прежде всего, в сочувствии горю товарища, в умении сопереживать с ним.

Умение понять состояние ребенка, вызвать сочувствие к нему со стороны одноклассников – признак высокой эмоциональной культуры учителя, важнейшим показателем которого можно назвать как эстетическую выразительность преподавания, так и стиль общения с воспитанниками. Эмоционально воспитанный учитель не проронит грубого слова в обращении с детьми, не будет смеяться над незрелыми стихами ученика, не передаст доверенную ему тайну, и, конечно же, не станет травмировать подростка, в глазах которого увидит тревогу, боль и смятение. Учитель, который лишен дара понимания ученика, в его смущенных глазах увидит только одно – боязнь получить двойку за невыученный урок. Такой учитель постарается показать детям, что от его недремлющего ока ничего скрыть нельзя, и даже не почувствует, что этим самым он не воспитывает детей, а доставляет им страдания.

Учителя, страдающие прямолинейностью мышления, стереотипностью оценок, шаблонным подходом к детским запросам и интересам, не только не пользуется у них авторитетом и уважением, но и нередко нарушают нормы педагогической этики. Некоторые учителя, обнаружив у ребенка одну из типичных черт, приписывают ему и все остальное из того набора качеств, которым должен обладать определенный тип. Если ребенок послушен, они относят его к типу благополучных учащихся, критически мыслит, - значит, самоуверенный, заносчивый. Способные, но трудные дети не пользуются расположением таких учителей. В результате возникают конфликты из-за неуважения учащихся к учителю.

Одной из важнейших форм нравственных отношений в педагогической среде является дисциплина учащихся на уроках. Учителя по-разному поддерживают дисциплину на уроке: одни – строгостью и безжалостным выставлением двоек, другие – мастерским построением урока, третьи – язвительными насмешками, которые носят характер завуалированной грубости, и т.д.

По-разному создают учителя и рабочую атмосферу в классе. Услышав подсказку на уроке, один учитель ставит двойку подсказывающему, другой – снижает оценку отвечающему, третий – нудно и долго отчитывает “суфлера” и т. д.

Извечной педагогической проблемой можно назвать отношение учителей к списывающим ученикам. С точки зрения нравственных отношений в школьном коллективе эта проблема выдвигает необходимость коллективного умения и коллективного желания. Здесь важно, чтобы все учителя выработали единый подход к школьникам.

Нередко конфликтуют с учащимися и учителя, страдающие фетишизацией этических понятий, неспособностью правильно оценивать степень объективности предъявляемых к учащимся требований. Свою придирчивость к учащимся они рассматривают как требовательность, а требовательность к себе со стороны руководителей педагогического коллектива – как придирчивость. Всякое проявление самостоятельности со стороны учеников они воспринимают как вызов своему авторитету, послушание для них – главное достоинство ребенка.

Говоря о причинах конфликтов учителя с учащимися, следует подчеркнуть, что обучение и воспитание – это сложный и динамичный процесс, которому, как и всем социальным процессам, присущи противоречия. Их разрешение неизбежно приводит к конфликтам. Для умелого руководства этим сложным процессом учителю необходимо знать природу противоречий и конфликтов.

Успешное разрешение конфликтов, порожденных объективными противоречиями, зависит от уровня педагогической культуры учителя, от продуманности средств их решения.

В разрешении противоречий, как и во всей деятельности учителя, его помощниками всегда должны быть не только знание жизни, хорошая интуиция, чистая совесть, но и дар предвидения, основанный на знании норм морали и законов развития психики детей.

На уроках или при проведении воспитательных мероприятий учитель должен помнить, что он старший друг детей, их советник и гид в прекрасном, но сложном для них мире. Они быстро улавливают фальшь в поведении взрослого и порой не по-детски высмеивают его игру в «добряка». «Мы видим детей в бурных проявлениях радости и печали, когда дети отличаются от нас, и не замечаем внешне резко не выраженных настроений: тихой задумчивости, глубокой растроганности, горького недоумения, мучительного подозрения и унизительного сомнения. “Настоящим” ребенок бывает не только тогда, когда скачет на одной ножке, но и когда задумывается над сказкой жизни. Надо только исключить действительно “ненатуральных” детей, бессмысленно твердящих заученные или перенятые у взрослых фразы. Ребенок не может думать, “как большой”, но может по-своему, по-детски вникать в серьезные проблемы взрослых; недостаток знаний и опыта заставляет его мыслить иначе” (В.А.Сухомлинский).

Доверие, уважение, душевная теплота, ласка не исключают требовательности, а предполагают ее. Но она не должна возводиться в абсолют. Строгость и требовательность учителя - необходимые условия влияния на нравственное возмужание ребенка. Отсутствие жизненного опыта, неспособность к систематическим волевым усилиям, направленным на преодоление личных желаний во имя интересов коллектива, вынуждает воспитателей предъявлять к детям высокие требования. Но педагогическая требовательность будет помогать ребенку преодолевать слабости при условии, если учитель будет учитывать его потенциальные возможности. Заниженные требования расхолаживают ребенка, тормозят развитие у ребенка способностей; завышенные – вселяют чувство неполноценности и побуждают ребенка избегать тех видов деятельности, в которых он обнаруживает перед сверстниками свои недостатки и слабости.

Важнейшим требованием педагогической этики, которое регулирует взаимоотношения между учителем и учеником, является требование справедливой оценки нравственного поступка. Таким поступком можно назвать лишь то действие, в котором заключено отношение человека к кому-нибудь или чему-нибудь. Лишь такое действие подлежит моральной оценке. Поступок – это сложный по своему характеру и структуре элемент морали, в котором объединились акты нравственного сознания (мотив, намерение, выбор решения), нравственной деятельности (собственно действие), нравственных отношений (оценка действия), то есть отношение к нему человека.

Развитие инициативы и самостоятельности учащихся – одна из важнейших педагогических задач. Но ее решение имеет и этический аспект. Навязывая воспитанникам свою волю, учитель не только глушит их инициативу, но и нарушает принцип взаимодействия и коллективной заботы об общих делах.

Учителю надо направлять деятельность ученического коллектива так, чтобы каждый из его членов чувствовал себя причастным к общему делу. Нужно обсуждать с учащимися каждое мероприятие, которое проводит коллектив, каждый вопрос, который касается всего коллектива и отдельных его членов. Учитель должен поддерживать традиции коллектива, если они зародились в нем при участии других учителей или взрослых.

Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их внутреннему миру могут создать обстановку взаимопонимания, которая так необходима для поддержания нормальных нравственных отношений между учителем и учащимися.

Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости - важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют и нормы его взаимоотношений с детьми. Эти чувства должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях. Помощь детям в трудные моменты их жизни – одна из важнейших моральных норм, регулирующих отношения между учителем и учащимися. Эта помощь основывается на абсолютном бескорыстии, а иногда и на самопожертвовании.

 

В школе VIII вида в отношениях учитель-ученик должна учитываться специфика обучаемых детей: особенности их познавательной сферы, их поведения, особенности общения. Отсюда следует, что учителю в отношениях с умственно отсталыми учащимися необходимо иметь следующие качества:

 

· любовь к детям (только через искреннюю любовь к своим “питомцам”, по словам В.А.Сухомлинского, можно добиться взаимопонимания и взаимоуважения);

· терпимость;

· профессионализм (глубокие знания в области специальной педагогики и психологии);

· высокая нравственность (педагог должен сам обладать всеми теми качествами, которые в школе VIII вида он должен прививать детям);

· доброжелательность (создание положительного эмоционального фона в ученическом коллективе - на уроках и внеклассных мероприятиях);

· коммуникабельность (от умения построить диалог с трудными детьми зависит успешность педагогического процесса в школе VIII вида);

· эрудиция (проявление широты интересов, опирающейся на большой объем знаний);

· склонность к творчеству (оригинальное, высокоэффективное решение учителем учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения);

· требовательность (способность добиваться решения поставленных задач);

· уважение прав и обязанностей ребенка;

· оптимизм (положительное восприятие окружающего мира);

· самокритичность (признание своей неправоты).

Обладание перечисленными качествами создает необходимые предпосылки для организации эффективной воспитательной работы с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида. Построение правильных отношений педагога с коллективом учащихся ведет к более результативной социализации умственно отсталых детей, что является одной из основных задач специальной коррекционной школы.

Date: 2015-10-18; view: 404; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию