Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися школы VIII вида
“Многолетняя практика воспитательной работы, исследования умственного труда и духовной жизни детей – все это приводит к убеждению, что причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в подавляющем большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства. Родители и воспитатели дошкольника и младшего школьника имеют дело с самым тонким, самым чутким, самым нежным, что есть в природе, - с детским мозгом. И если ребенок стал трудным, если все, что посильно другим людям, ему непосильно, значит, в детстве он не получил для своего развития от окружающих людей того, что должен был получить. Ребенок – активная сила, долженствующая и несущая в себе чувство ответственности. Задача воспитателя заключается в том, чтобы пробудить и одухотворить в каждом эту человеческую силу – способности, изменяя обстоятельства, изменять и самих себя. И если маленький комочек жизни, которого тысячелетия труда превратили в одаренного властелина мира и собственной судьбы, все же вырастет не человеком в полном смысле этого слова, то повинно в этом общество. Причем основная доля вины ложится на того, для кого воспитание, творение человека является профессией, специальностью, - на учителя”, - писал В.А.Сухомлинский. Результативность нравственной деятельности учителя и всей его учебно-воспитательной работы во многом зависит от того, какие нравственные отношения сложатся в педагогическом коллективе. В педагогической среде, где учитель имеет дело с детьми, оценивающими каждый его поступок, эмоционально воспринимающими каждое его решение, нравственные отношения и коллективное настроение еще более важны для эффективности учебного труда учащихся и действенности воспитательных усилий педагога. Нравственные отношения представляют собой такую совокупность социальных и моральных зависимостей, в которой определяющим является взаимодействие людей и социальных общностей, основанное на общепризнанных моральных ценностях и направленное на соблюдение общественного блага и пользы. В основе нравственных отношений лежат зависимости между предписаниями долженствования и субъективным восприятием этих предписаний личностью, между личными и общественными интересами. Особенность нравственных отношений заключается в том, что они имеют ценностно-регулятивный и непосредственно-оценочный характер, то есть в них все основано на моральной оценке, выполняющей определенные функции регулирования и контроля. Все виды нравственных отношений оцениваются с точки зрения того, придерживаются или не придерживаются взаимодействующие стороны в своем поведении и деятельности моральных принципов, норм, требований, традиций, предписаний. Нравственные отношения в педагогической среде специфичны в силу того, что в них отражается уровень нравственно-этической и эстетической воспитанности учителя, уровень его профессиональной педагогической культуры. “Подлинный профессионализм неизбежно включает в себя известную нравственную доминанту, реализующуюся в глубоком понимании специалистом профессионального долга, в самом щепетильном отношении к вопросам профессиональной чести, в высокой мере профессиональной ответственности” (К. Маркс). Критерием оценки этих отношений служат нравственные идеи, представляющие собой совокупность предписаний, адресованных обществом к личности учителя, характеру его поведения и деятельности. Нравственные отношения в педагогическом труде раскрываются через практическую, предметную деятельность учителя, направленную на реализацию предписаний, вытекающих из его профессионального долга. Нравственные отношения в педагогической среде объективируются (воплощаются) в форме поступков, в которых проявляются субъективное восприятие участниками педагогического процесса целей обучения и воспитания, а также методов и средств их достижения, восприятия тех нравственных ценностей, которые учителя должны передать детям в процессе обучения и воспитания. В педагогической этике рассматриваются нравственные отношения, основанные на связи открытого одностороннего типа (например, отношение учителя к профессии через выполнение долга), и связи многосторонние. Профессия лишь предписывает учителю требования, но никак не отражает того, как он их выполняет. Есть нравственные отношения, возникающие, формирующиеся и развивающиеся на основе общения и взаимодействия учителя с другими участниками педагогического процесса. Их следует рассматривать как взаимоотношения, так как в них проявляется личностное восприятие людьми друг друга, их поступков и действий, форм и методов деятельности, которыми они пользуются, выполняя свой долг. Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель, выполняющий педагогические функции. Будучи основным звеном в педагогическом процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями, коллегами и другими людьми. Объектами отношений учителя выступают, прежде всего, учащиеся, их родители, коллеги, руководители коллектива, общественные организации, общество в целом. Отношения с ними возникают на основе непосредственного общения при осуществлении общей социально значимой задачи приобщения молодого поколения к социальной жизни и общественно полезной деятельности. Общение это предполагает контакты, сопровождающиеся положительным эмоциональным восприятием людьми друг друга, взаимной оценкой достоинств каждой из сторон, а также методов и средств, которыми достигаются стоящие перед ними цели. Педагогическая этика рассматривает нравственные отношения как совокупность общественных контактов и взаимных связей, возникающих у учителя с теми людьми и учреждениями, по отношению, к которым он имеет профессиональные обязанности. На основании такого подхода целесообразнее всего рассматривать нравственные отношения в наиболее четко выделяющихся подсистемах: “учитель - ученик”, “учитель - педагогический коллектив”, “учитель - родители учащихся”. При таком выделении подсистем можно более четко проследить особенности нравственных отношений по их качественным признакам, субъективно – объективным и др.
Date: 2015-10-18; view: 419; Нарушение авторских прав |