Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ. быстро снижается, рождаемость и подавно
быстро снижается, рождаемость и подавно. А государ- ство, озабоченное только собственными нуждами, уд- ваивает бюрократический нажим. Этой второй ступе- нью бюрократизации становится милитаризация об- щества. Все внимание обращено теперь на армию. Власть — это прежде всего гарант безопасности (той самой безопасности, с которой, напомним, и начинает- ся массовое сознание). Поэтому государство — это прежде всего армия. Императоры Северы, родом аф- риканцы, полностью военизируют жизнь. Напрасный труд! Нужда все беспросветнее, чресла все бесплоднее. Не хватает буквально всего, и даже солдат. После Северов в армию приходится вербовать варваров.
Теперь ясно, как парадоксален и трагичен путь огосу- дарствленного общества? Оно создает государство как инструмент, облегчающий жизнь. Потом государство берет верх, и общество вынуждено жить ради него *. Тем не менее состоит оно пока что из частиц этого общества. Но вскоре уже не хватает людей для поддержания государства и приходится звать иноземцев — сперва далматов, потом германцев. Пришельцы в конце кон- цов становятся хозяевами, а остатки общества, абориге- ны,— рабами этих чужаков, с которыми их ничто не роднило и не роднит. Вот огосударствленности — народ идет в пищу машине, им же и созданной. Скелет съедает тело. Стены дома вытесняют жильцов.
-Осознав это, трудно благодушествовать, когда Муссолини с редкостным апломбом провозглашает как некое откровение, чудесно снизошедшее на Ита- лию: «Все для государства, ничего, кроме государства, ничего против государства!» Одно уж это выдает с го- ловой, что фашизм — типичная доктрина массового человека. Муссолини заполучил отлично слаженное государство, и слаженное отнюдь не им, а той самой идейной силой, с которой он борется,— либеральной демократией. Он лишь алчно воспользовался ее плода- ми, и, не входя сейчас в детали его деятельности, можно констатировать одно: результаты на сегодня просто несопоставимы с тем, чего достиг в политике и управлении либерализм. Эти результаты, если они вообще есть, настолько ничтожны, незаметны и несу-
* Вспомним последний наказ Септимия Севера сыновьям: «Держитесь вместе, платите солдатам и забудьте об остальном».
ВОССТАНИЕ МАСС
щественны, что трудно оправдать ими ту чудовищную концентрацию власти, которая позволила разогнать государственную машину до предела.
Диктат государства — это апогей насилия и прямо- го действия, возведенных в норму. Масса действует самовольно, сама по себе, через безликий механизм государства.
Европейские народы стоят на пороге тяжких внут- ренних испытаний и самых жгучих общественных про- блем — экономических, правовых и социальных. Кто поручится, что диктат массы не принудит государство упразднить личность и тем окончательно погасить на- дежду на будущее?
Зримым воплощением такой опасности является одна из самых тревожных аномалий последних три- дцати лет — повсеместное и неуклонное усиление поли- ции. К этому неумолимо привел рост общества. И как ни свыклось с этим наше сознание, от него не должна ускользать трагическая парадоксальность такого по- ложения дел, когда жители больших городов, чтобы спокойно двигаться по своему усмотрению, фатально нуждаются в полиции, которая управляет их движени- ем. К сожалению, «порядочные» люди заблуждаются, когда полагают, что «силы порядка», ради порядка созданные, успокоятся на том, чего от них хотят. Ясно и неизбежно, что в конце концов они сами станут устанавливать порядки — и, само собой, те, что их устроят.
Стоит задержаться на этой теме, чтобы увидеть, как по-разному откликается на гражданские нужды то или другое общество. В самом начале прошлого века, когда с ростом пролетариата, стала расти преступ- ность, Франция поспешила создать многочисленные отряды полиции. К 1810 году преступность по той же причине возросла и в Англии — и англичане обнаружи- ли, что полиции у них нет. У власти стояли консер- ваторы. Что же они предпринимают? Спешат создать полицию? Куда там! Они предпочли, насколько воз- можно, терпеть преступность. «Люди смирились с бес- порядком, сочтя это платой за свободу».
«У парижан,— пишет Джон Уильям Уорд,— бли- стательная полиция, но они дорого платят за этот блеск. Пусть уж лучше каждые три-четыре года
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
полдюжине мужчин сносят голову на Ратклиф Род, чем сносить домашние обыски, слежку и прочие ухищрения Фуше». Налицо два разных понятия о государственной власти. Англичане предпочитают ограниченную.
Date: 2015-10-18; view: 318; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|