Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Позднее Возрождение ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Итальянские войны (1494-1559 гг.) опустошили родину Ренессанса. И Высокое Возрождение из яркого огня превратилось в прощальные отблески Позднего Возрождения. Поскольку Италия была разорена, то среди выдающихся людей Позднего Возрождения очень много французов, англичан, голландцев, испанцев и сравнительно мало итальянцев. Хотя во времена Проторенессанса, Раннего и Высокого Возрождения почти все великие жили и работали в Италии, и чаще всего во Флоренции, прозванной за это Афинами Возрождения. Искусство Позднего Возрождения, т.е. в период с 30-х годов до конца XVI в., представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Восстанавливающая свои позиции католическая церковь понимала, какое большое значение имело искусство в глазах общества, и поэтому старалась использовать его в своих целях. Постановления Тридентского собора прямо указывали на стремление церкви присвоить себе контроль над художественными произведениями. Поэтому на виду оказались те художники, которые, как и во времена Проторенессанса, связали свое творчество с обслуживанием нужд церкви или же отражали в своем творчестве настроения подавленности и внутреннего надлома. Многие художники того времени получили название “маньеристов“, потому что они только копировали “манеру“ великих мастеров, в первую очередь Микеланджело. При этом острые темы исчезли, мощь и богатство содержания улетучились. Все запутывалось, опустошалось и приукрашивалось. Маньеристы (живописцы А. Бронзино, Д. Вазари, Ф. Пармиджанино, Я. Понтормо, скульпторы Джамболонья, Б. Челлини, и др.) представляли модное течение. Студии этих художников заменяли собой современные фотостудии, поскольку рисовали портреты заказчиков быстро и массово. В погоне за оригинальностью маньеристы принялись искажать изображения, появились “Мадонна с длинной шеей“ (Пармеджанино), “Покойник в гробу“ (Я. Понтормо), “Аллегорические Апеннины“ (Джамболонья). Впрочем, такие новации прослеживаются уже в творчестве нидерландского живописца Хиеронимуса (Иеронима) Босха (1460-1516). Вряд ли только эти художники предполагали, каких причудливых формы примет изобретенное ими творчество в XX веке. Но не все поддались новомодным веяниям, многие продолжали придерживаться реализма. Среди реалистов выделялись последователи Тициана - венецианские живописцы Веронезе, Тинторетто и другие. Среди маньеристов самым известным был скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини (1500-1571). Он тоже оставался реалистом. Целый период в развитии ювелирного искусства был назван “эпохой Челлини“. Именно Позднее Возрождение дало разделение творчества на ремесло и искусство. Искусство выделилось из ремесла и стало изучаться в академиях. Первой была “Академия рисунка“, основанная во Флоренции в 1563 г. специальным указом герцога Тосканского. В 1584 г. в Болонье братья Карраччи основали свою “Академию вступивших на правильный путь“, чтобы глубоко изучать творчество великих мастеров. По образцу этой академии в XVII веке начали возникать “Академии художеств“ во всех столицах Западной Европы. Микеланджело да Караваджо (1573-1610) и его последователи обратились к изображению народного быта и природы. Именно они формировали реалистическое искусство XVII века и эпохи Просвещения. “Караваджисты“ передали будущим поколениям традиции, созданные эпохой Возрождения. Вершиной нидерландского Ренессанса было творчество Питера Брейгеля Старшего (1525-1569). В его творчестве пейзаж стал самостоятельным жанром. Даже в его знаменитой картине “Падение Икара“ от самого Икара остался только всплеск на воде, все остальное пейзаж. Мол, герой погиб, а жизнь продолжается, как ни в чем не бывало. Самым радикальным и последовательным мыслителем Позднего Возрождения является Джордано Бруно (1548-1600) итальянский философ-пантеист и поэт. Он развивал идеалы итальянского гуманизма в духе флорентийской платоновской Академии. Наибольшее влияние на Бруно оказали астрономические открытия Коперника, философские учения Н. Кузанского, Пифагора, Платона, Лукреция. Д. Бруно приобрел довольно разнообразные знания и выработал самостоятельный взгляд на мир, целостный и весьма поэтичный. Природа представала в учении Бруно единым живым существом, наделенным собственной душой и разумом. Кроме этого единого существа нет ничего: ни Бога, ни дьявола, ни человека, ни пылинки. Все сущее – только частичка, преходящая клеточка (монада) вечно живого и бесконечного Единого. Такой взгляд философы называют “гилозоистическим пантеизмом“. Считается, что Бруно первым логически обосновал гипотезу о бесконечности и единстве Вселенной. Критикуя учение Коперника, Бруно говорил, что и Солнце не является центром Вселенной, что нет и не может быть ничего неподвижного, что все звезды и иные тела находятся в непрерывном движении. Критикуя всех гуманистов сразу, Бруно утверждал, что человек не есть венец творения, что со временем мы найдем во Вселенной более совершенных существ. Основные работы Д. Бруно “О причине, начале и едином“, “О бесконечности, Вселенной и мирах“, “О героическом энтузиазме“. Д. Бруно написал также несколько сатирических поэм и сонетов, грубо высмеивал священников. Впрочем, во времена Джордано Бруно, мыслительный процесс все больше перемещался из Италии в другие страны. Ренессанс медленно затухал. И все больше ученых-гуманистов посвящали себя сочинению ненавязчивых трактатов о спокойной и комфортной жизни. Одним из первых и самых знаменитых классиков подобного жанра был французский философ Мишель де Монтень (1533-1592). Его знаменитые трехтомные “Опыты“ (1580-1588) надолго стали образцом нравоучительной или нравственной философии и во многом определили характер французской и испанской литературы XVII века. Перед нами прекрасный образец зрелого (умудренного жизненным опытом) гуманизма, который не просто отрицает средневековые нормы и правила поведения, но и предлагает собственную довольно стройную систему норм и правил. Но это не только завершающая фаза Позднего Ренессанса. Это уже образец раннего Просвещения. Несколько иные плоды Позднее Возрождение принесло Англии. Именно в конце XVI века здесь начинали Фрэнсис Бэкон (1561-1626) и Вильям Шекспир (1564-1616). Одни ‑ создатель методов познания современной науки (индукции – движение мысли от частного к общему). Другой – величайший гений английской и мировой литературы. Их раннее творчество в значительной степени было завершением Позднего Ренессанса, даже темы и сюжеты они заимствовали у итальянцев эпохи Возрождения. Их зрелые работы стали фундаментом культуры, которая выросла из руин Позднего Возрождения. И Бэкона, и Шекспира, безусловно, роднит с эпохой Возрождения интерес к античной культуре и представление о человеке, как о главном объекте философии и литературы. Безусловным героем культуры Позднего Возрождения был Сааведра Мигель де Сервантес (1547-1616) – автор знаменитейшего “Дон Кихота“. Пока соотечественники Сервантеса громили и грабили Италию, великий писатель перенес животворные ростки Возрождения на испанскую почву. В период Позднего Возрождения работали и другие известные деятели. Среди них: немецкий художник Ганс Гольбейн (Ханс Хольбейн) (1497-1543), который в серии картин “Образы смерти“ изобразил смерть неким Робином Гудом, который карает богатых и знатных и выручает бедных и обиженных; французский писатель Франсуа Рабле (1494-1553), автор популярного пятитомного романа “Гаргантюа и Пантагрюэль“, ставшего своеобразной энциклопедией французского Возрождения; математик, врач и предсказатель Джироламо Кардано (1501-1576), создавший карданный механизм – незаменимую часть современного автомобиля; создатель первой научно-исследовательской академии Бернардино Телезио (1508-1588); создатель знаменитой коммунистической утопии (“Город Солнца“) Томмазо Кампанелла (1568-1639). Таким образом, период Позднего Возрождения во всех отношениях был последней, завершающей стадией эпохи Возрождения. В то же время он стал своеобразным преддверием эпохи Просвещения. Художники, скульпторы, архитекторы отодвигались на второй план, а на первый выдвигались писатели и естествоиспытатели.
Date: 2015-10-18; view: 460; Нарушение авторских прав |